Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Ограничение права на распространение информации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические основы права на распространение информации. 7
1.1.
Понятие и сущность свободы информации. 7
1.2.
Конституционная основа поиска, получения и передачи информации. 15
1.3.
Сущность и содержание права на распространение информации. 20
Глава
2. Механизмы ограничения права граждан на распространение информации 26
2.1.
Понятие и способы распространения информации. 26
2.2.
Соразмерность ограничений права на распространение информации с целями
ограничения данного права. 36
2.3.
Проблемы правового регулирования распространения информации. 45
Заключение. 51
Библиографический
список. 58
Введение:
Актуальность темы. Нематериальные блага достаточно тесно
связаны с таким понятием как личные права и свободы человека и гражданина.
Поэтому их защита и охрана являются первоочередными вопросами при регулировании
государством общественных отношений. Значение нематериальных благ, а равно
вопроса по их защите и осуществлению надзора за их соблюдением является
достаточно высоким и признается в различных сферах деятельности человека. Если
обратиться к правовой системе Российской Федерации, то такие блага являются
ценностью в рамках гражданского права, конституционного права, уголовного права
и в рамках других отраслей.
Информация является одной из категорий, которая необходима
каждому человеку для нормального и полноценного существования. При этом
информация подразделяется на несколько видов, в сущности, от того, какую
ценность она имеет и какой смысл несет. Так. помимо положительной информации,
которая содержит в себе полезные свойства, принято выделять и такую информацию,
которая может приносить определенный вред не только психике, моральному и
материальному состоянию людей, но и их физическому здоровью.
Необходимо констатировать, что регулирование информационных
потоков и обращение информации является одной из наиболее важных задач как не международном,
так и на национальных уровнях по причине быстрого прогресса информационных
технологий, которые позволяет упростить процесс поиска, создания и обмена
информацией, ее распространение. К сожалению, право на свободу выражения мысли
и свободу информации, в век информационных технологий, становится орудием
воздействия на массовое сознание людей, сферой совершения различных
противоправных посягательств, влияет на общественные процессы деструктивного характера.
В связи с этим возникает необходимость установления наиболее рациональных
границ использования настоящего права.
Данное обстоятельство обуславливает необходимость проведения
всестороннего анализа доктринальных основ права человека на свободу слова и
информации, установления его содержания и границ реализации, дальнейшего
совершенствования механизма реализации и ограничения данного права в России.
Также нельзя не учитывать, что в настоящее время объем
информации постоянно растет и поэтому новые субъекты, несанкционированные
субъекты получают доступ к ней. Неограниченное распространение информации способно
причинить реальный вред охраняемым законом отношениям. В этой связи необходимо
реализовать конституционно-правовой механизм ограничения прав и свобод в целях
защиты конституционного строя, безопасности государства, общества и личности. Тем
самым актуальность избранной темы обусловлена социальной обусловленностью
правовых ограничений права на свободное распространение информации.
Согласно данным проводимых исследований в настоящее время в
мире интернетом пользуются 4,66 миллиарда человек, насчитывается 4,20 миллиарда
пользователей социальных сетей. Обычный пользователь социальных сетей сейчас
проводит на этих платформах 2 часа 25 минут каждый день, что соответствует
примерно одному дню в неделю за вычетом времени на сон[1]. Поиск информации —
основная причина, по которой люди подключаются к интернету, что позволяет
утверждать о высокой актуальности мер по регулированию отношений по распространению
информации.
Объект работы – общественные отношения, которые складываются
в сфере ограничения распространения информации.
Предмет работы – нормы действующего законодательства, регулирующие
распространение информации, основания и порядок ограничения права на
распространение информации, научная и учебная литература по вопросам,
рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – исследовать особенности и актуальные проблемы
ограничения права на распространение информации.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:
1. Определить понятие и сущность свободы информации.
2. Рассмотреть конституционные основы поиска, получения и
передачи информации.
3. Охарактеризовать сущность и содержание права на распространение
информации.
4. Изучить понятие и способы распространения информации.
5. Исследовать вопросы соразмерности ограничений права на
распространение информации с целями ограничения данного права.
6. Проанализировать проблемы правового регулирования
распространения информации и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства.
Научная новизна заключается в осуществлении комплексного
анализа права на свободное распространение информации с исследованием
теоретических основ права на свободное распространение информации, а также действующего
законодательства, предусматривающего ограничения на распространение информации,
что позволит выявить отдельные проблемы правового регулирования и сделать
предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Методологическая
основа исследования – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие
как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический,
сравнительно-правовой и др.
Теоретическую
основу исследования составили научные труды и публикации таких авторов, как: Рассолова
И. М., Бархатова Е.Ю., Глебова Ю.И., Дженакова Е.В., Исакова В.С., Казьмина
Е.А., Лапаева В.В., Моисеев Д.В., Привалов С.А., Розенталь Д.Э., Терещенко Л.К.,
Хижняк В.С., Шапова А.А. и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в возможности использования его основных положений и выводов как основы
для более частных научных изысканий по проблемам и вопросам, затронутым в
настоящей работе; в правоприменительной деятельности, а также для дальнейшего совершенствования
действующего законодательства.
Структурно настоящая работа состоит из двух глав, объединяющих
шесть параграфов, заключения и библиографического списка. [1]
Самое важное о состоянии интернета на 2021 год // https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-i-socsetej-na-2021-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/
Заключение:
Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы
их представления.
Можно привести следующие сведения о юридических свойствах
информации.
— Неотчуждаемость информации в силу того, что она передается
третьим лицам, а не присваивается.
— Обособленность, означающая, что в целях включения сведений
в состав информации используются символы и знаки, тем самым конкретная информация
отграничивается от других явлений и сведений.
— Существование единого информационного пространства, в
котором информация представлена как часть информационной системы;
— Невозможность существования информации вне определенного носителя,
закрепляющего ее (например, бумага, жесткий диск, сетевая информационная
система и т.п.).
— Различные способы распространения и тиражирования;
— Документ – это организационная форма информации.
Основные идеи и принципы относительно свободы информации объединяются
в определенную систему регулирования информационных отношений. Однако анализ
этих идей и принципов показывает, что они могут вступать в противоречие, а
значит построение единой системы межотраслевого регулирования свободы
информации в настоящее время затруднено.
При этом, если информация будет предоставлена или
распространена, то это должно быть сделано добровольно. Тут уже не говорится о
свободе слова как таковом, но и здесь возникает право на свободное
распространение информации. Однако, это ограничение не должно быть чрезмерным.
У гражданина или организации есть возможность получить любую информацию из любого
источника – это его право на свободу поиска и получения информации.
Как правило, в отношениях с субъектами коллективной воли
принцип информационной свободы выглядит логичным (права и свободы, входящие в
данный принцип изначально были закреплены в составе личных субъективны прав
личности), но в отношениях, участниками которых выступает коллективный субъект
права, например, государство или муниципальной образование — он представляется
противоречивым (правомочия субъекта в составе коллективной воли не могут быть
закреплены как права человека и гражданина).
Данный принцип свободы информации, презумпции доступа к
информации должен быть введен в структуру парового положения коллективных
субъектов права, которые также участвуют в информационных отношениях. Для этого
необходимо предусмотреть запрет на ограничение доступа к информации любого
рода, которая не относится ни к охраняемой законодательством тайне или к
секретной информации.
С точки зрения свободы слова, под свободой искать информацию
подразумевается отсутствие надзора и контроля за этим процессом, а также отсутствие
какого-либо механизма контроля выбора субъектом искомой информации или
источников информации. По сути, это означает свободный выбор субъектом поиска
любого информационного ресурса, в том числе путем обращения к нему в сети интернет
или выбор средств самостоятельного получения информации законными способами.
Возможность получить информацию – это право на приобретение
информации. На возмездной основе оно может быть предоставлено и реализовано в
виде услуг, а также в виде товаров. Для того чтобы быть свободным в получении
информации, необходимо обладать правом на ее получение. Это условие необходимо
для того, чтобы человек мог получать информацию из окружающего мира.
Согласно законодательству, поиск и получение информации
осуществляется посредством реализации права на доступ к информационным ресурсам
и информации. Понимание этого права как возможности получить и получить
информацию можно расценивать также как и право требовать от обязанных субъектов
доступа к информации.
В будущем цифровизация будет развиваться и порождать новые
понятия, процессы и явления, связанные с данным процессом, с информационными
отношениями, с информационными технологиями. Поэтому для того, чтобы обеспечить
безопасность граждан от противоправных действий в сфере информационной безопасности
необходимо принять ряд законодательных актов, которые бы регулировали отношения
в этой сфере с учетом современных реалий. Не исключено возникновение
необходимости урегулирования соответствующих отношений как на уровне
конституционно-правового, так и отраслевого правового регулирования. Однако
всегда необходимо помнить о том, что законодательное оформление понятий,
терминов и явлений, объективно существующих в общественной жизни, является
достаточно важным для упорядочения системы правового регулирования. Таким
образом, процессы цифровизации должны быть урегулированы с учетом новых
возникших общественных отношений в области передачи информации, с целью
обеспечения общественного и правового порядка, организованности и безопасности
общества и государства.
По мнению многих ученых, именно право на свободное использование
и распространение информации является одним из базовых прав личности, которые
заслуживают особой правовой охраны и защиты. И именно поэтому это связано с тем
фактом, что, защищая конституционные информационные права и охраняя право получать
объективную информацию о социальной жизни общества, государство регулирует
информационные отношения в обществе, гарантирует реализацию информационных прав
граждан, содействует развитию цифровизации.
При рассмотрении вопроса о распространении информации на основе
сложного многообъектного правоотношения, следует учитывать, что это будет
являться простым (однообъектным) правоотношением и объектом в данном случае
выступает собственно деятельность по производству и распространению информации,
а также как сложное (многообъектовое) правоотношение, при котором объект представляет
собой единство интересов участников информационного общения.
Положениями действующего законодательства регулируется порядок
распространения информации и устанавливаются границы допустимого и правомерного
информационного взаимодействия.
Изучение данного правоотношения в качестве объекта
информационного блага может позволить более точно определить границы
допустимого распространения информации. В частности, это может помочь в
определении пределов ее ограничения.
Приходим к выводу о том, что закрепление имеющего
самостоятельное значение права на приобретение информации в состав понятия
распространения информации приводит к ограничению круга адресов информации,
поскольку ими следует признавать лиц, которые имеют заинтересованность в
получении определенной информации, однако при этом законодатель получателей
распространяемой информации характеризует как неограниченный круг субъектов;
фактически невозможно определить круг лиц, заинтересованных в приобретении
предлагаемых сведений.
При передаче информации важно не только содержание
передаваемых сведений, но и характер информационных сообщений, что позволяет
установить круг субъектов системы коммуникации цепочки и установить их отношения
друг к другу. Под этим подразумевается то, что передача информации, если
понимать ее в значении «распространить путем использования средств и устройств
технической связи» предполагает определенное количество адресатов, в качестве
которых выступают радиослушатели, пользователи интернет-сайта, абоненты
телефонной сети и т.п.
С целью уточнения содержания понятия «распространение информации»,
учитывая его смысловые, лексические, синонимические значения, представляется
необходимым определить распространение информации как осуществляемую законным
способом деятельность, направленную на доведение содержания информации до
сведения многих лиц. Однако для целей определения смысла термина «распространять
информацию» следует учитывать его смысловые, лексические и синонимические обозначения,
в связи с чем под распространением информации необходимо понимать
осуществляемую законным способом деятельность, направленную на доведение
содержания информации до сведения многих лиц. Данное определение содержит в
себе следующие основные характеристики и признаки распространения информации.
— Задачей информационной активности является воздействие на
мнение людей, формирование идей, взглядов, определенных ценностей.
— Непосредственное влияние на формирование содержания
распространяемой информации оказывают цель, которая определяет ее содержание, и
обусловливает установки деятельности распространителя информации по передачи
информационных сообщений.
— Наличие у распространителя желания довести информацию до
сведения.
— получателями информации всегда будет широкий круг лиц (или
— многие);
— При распространении информации не должен нарушается закон,
а распространитель информации не должен злоупотреблять правом.
— Информация распространяется в любом законном порядке.
Ограничение на свободное распространение информации должно
быть юридически значимым (юридическим) фактом, который должен быть учтен в каждом
конкретном случае. Отсутствие правовых оснований для применения такого
положения, которое в силу своей неопределенности и при наличии законных пределов
усмотрения правоприменителей может быть применено произвольно, не позволяет
законодателю сформулировать такое положение. Несмотря на то, что статья 29
Конституции РФ запрещает цензуру, она допускает возможность законодательного
ограничения свободного распространения информации во время чрезвычайных
ситуаций или военных действий.
Можно сделать вывод о том, что в настоящее время право на
свободное распространение информации гарантируются как международными нормативно-правовыми
актами, так и Конституцией и текущим отраслевым законодательством России. По
общему правилу допускается свободное распространение любой информации, при этом
такое распространение не должно представлять собой злоупотребление правом или
превышать установленные законодательством пределы реализации права на
распространение информации (речь идет о запрете на распространение информации определенного
содержания, в частности, наносящей вред здоровью детей, содержащей призывы к
осуществлению эстетизма и т.п.). В данной работе рассмотрены основополагающие
принципы ограничительных правовых норм, которые дополняются, толкуются и
расширяются правоприменительной практикой с целью защиты прав граждан и организаций
на свободное использование и распространение информации с учетом современных информационных
потребностей и угроз общества, личности и государства.
Отрицательные стороны отсутствия общего правового положения,
регулирующего порядок осуществления доступа к информации, создают правовые
неопределенности и пробелы в процессе ее реализации. И если в механизме
реализации конституционных прав граждан и юридических лиц существуют юридические
пробелы, то они неизбежно приводят к нарушениям Конституции РФ, произволу в
правоприменительной практике, нарушению равенства всех перед законом и судом, что
представляет собой прямую угрозу существованию государства, его суверенитета,
независимости, государственной и территориальной целостности.
Однако, являясь неотъемлемой частью любого процесса жизни,
информация является также необходимым условием образования и воспитания, одним
из факторов сохранения или приумножения исторических, нравственных, культурных,
народных традиций и ценностей. Кроме того, информация может быть силой, способной
оказывать негативное воздействие на человека, повлиять на смену привычных норм и
традиций, а также спровоцировать деструктивные общественные явления. Именно поэтому
очевидно, что социальные проблемы, вызванные свободным оборотом информации,
будут обостряться.
Отсутствие четкого определения понятия «информация» в
базовом информационном законе и других нормативных актах, регулирующих правоотношения
по распространению информации, не позволяет определить границы применения
законных способов распространения, не определены сами способы распространения,
не определен сам принцип правового регулирования. Представление о том, как
можно решить указанные проблемы, представляется возможным в рамках разработки и
принятия общего федерального законодательного акта, который бы обеспечивал
регулирование права на информацию, права на свободное распространение
информации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы права на
распространение информации 1.1. Понятие и сущность свободы информации Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от
формы их представления (п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации»[1]).
Свобода информации – понятие, не имеющее закрепления в российском
законодательстве, но встречающееся в теории права. Авторы ряда работ
утверждают, что свобода информации является неотъемлемым правом граждан на получение
информации, находящейся у них в распоряжении[2]; однако, некоторые авторы
связывают рассматриваемую информационную свободу с правомочиями субъекта
свободно производить с информацией различные действия, в том числе производить
информацию, хранить и распространять ее[3].
Информационное право, как совокупность правовых норм, относящихся
к их содержанию, представляет собой определенную односторонность подходов. При
этом в большинстве своем законодательство в сфере отдельных отраслей права не предусматривает
указаний на специфические черты информации, выступающей объектом тех или иных
правовых отношений.
Кроме того, в соответствии с этим анализ данных положений
правовой теории, а также норм законодательства в сфере отдельных отраслей права
позволяет прийти к выводу о том, что в концепции правопонимания подходы к
информации ограничены рамками доктрины отдельной правовой отрасли. Кроме того,
отраслевое законодательство и не предусматривало особых, присущих только этой
сфере правоотношений признаков информации.
Можно привести следующие сведения о юридических свойствах
информации.
— Неотчуждаемость информации в силу того, что она передается
третьим лицам, а не присваивается.
— Обособленность, означающая, что в целях включения сведений
в состав информации используются символы и знаки, тем самым конкретная информация
отграничивается от других явлений и сведений.
— Существование единого информационного пространства, в
котором информация представлена как часть информационной системы;
— Невозможность существования информации вне определенного носителя,
закрепляющего ее (например, бумага, жесткий диск, сетевая информационная
система и т.п.).
— Различные способы распространения и тиражирования;
— Документ – это организационная форма информации[4].
Впервые
теоретические основы концепции свободы информации были предложены американской
делегацией во время международной конференции в Мехико в 1945 году. В данном
случае свобода информации характеризовалась как состояние неприкосновенности
международного распространение и обмена информацией среди участников
информационных правоотношений. В последствии в рамках ООН была принята Резолюция
«Созыв международной конференции по вопросу о свободе информации», которая определила
свободу информации как субъективное право индивида[5]. В этой связи концепция
свободы информации сформировалась на основе подхода, согласно которому [1]
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации» (ред. от 30.12.2021) // СЗ РФ. 2006. № 31 (1
ч.). Ст. 3448. [2]
Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: кол. Монография /
под общ. ред. И.Л. Бачило. М.: Изд-во «Юрайт», 2009. С. 59. [3]
Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации / отв. ред. И.Ю. Богдановская.
М.: ЗАО «Юстицинформ», 2009. С. 12. [4]
Привалов С.А. Право на получение информации как гарантия свободы массовой
информации в России и Германии // Международный журнал гуманитарных и
естественных наук. 2020. № 2-2 (41). С. 167-170. [5]
Тульнев М.А. Конституционное гарантирование свободы массовой информации: европейский
опыт // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право
и управление. 2019. № 12 (115). С. 66-69.