Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Обучение школьников проектированию интерьеров с применением компьютерной графики в системе дополнительного образования»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы
проектирования интерьеров с применением компьютерной графики в системе
дополнительного образования
1.1. Понятие проектирования. История
возникновения и развития дизайн-проектирования. 5
1.2. Понятие дизайнерского мышления. 11
1.3. Применения компьютерной графики
в дизайн-проектировании. 15
1.4. Цветовое и световое оформление в
проектировании. 22
Глава II. Методические основы
проектирования интерьеров с применением компьютерной графики в системе
дополнительного образования
2.1. Методика обучения
проектированию.. 25
2.2. Анализ программы
дополнительного образования по разделу «Проектирование интерьеров. 33
2.3. Разработка занятия по
проектированию интерьеров с применением компьютерной графики для учащихся в системе
дополнительного образования 41
2.4. Разработка методических
рекомендаций к предложенным занятиям. 51
Заключение. 66
Список литературы.. 70
Приложения. 77
Введение:
Актуальность исследования.
Проектирование интерьеров – это та отрасль художественной деятельности,
результаты которой непосредственно связаны не только с духовным миром
конкретного человека, но и с его общественной жизнью, профессиональным
становлением, социализацией и повседневным бытом. Вот почему такого принципиально
важного значения приобретает обучение школьников основам проектирования
интерьера в условиях дополнительного образования.
Образовательный
процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой
специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на
решение задач обучения, воспитания, развития личности. Кроме того, в системе
дополнительного образования существенно меняется форма организации
образовательного процесса. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта
детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.
Анализ
последних исследований. К проблемам и актуальности обучения школьников дизайн-проектированию
обращались в своих исследованиях С. Г. Ажгихин,
Е. В. Бугакова, О. В. Власенко, М. М. Михеева и
др. Особенности использования компьютерной графики в процессе обучения
проектированию раскрываются в трудах Л. В. Денисовой,
В. О. Дженжер, Р. Ю. Овчинниковой, В. Г. Рындак, О. В. Серовой
и др. Особенности и роль дизайн-мышления в развитии личности описаны Н. Г. Алексеевым,
Т. Е. Беляковой, Ю. В. Громыко, О. Кемпкенсом, Е. М. Кочневой,
А. Д. Старусевой-Першеевой и др.
Несмотря
на достаточно обширные исследования в области обучения проектированию
интерьеров, данные вопросы недостаточно раскрыты по отношению к проблеме
обучения школьников дизайну интерьеров с применением компьютерной графики в
условиях дополнительного образования. в связи с этим, была выбрана тема
исследования «Обучение школьников проектированию интерьеров с применением
компьютерной графики в системе дополнительного образования».
Объект исследования:
проектирование интерьеров с применением компьютерной графики.
Предмет исследования:
обучение школьников проектированию интерьеров с применением компьютерной
графики в системе дополнительного образования.
Цель исследования:
изучить методические подходы к обучению школьников проектированию интерьеров с
применением компьютерной графики в системе дополнительного образования
Для
решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1.
Изучить научно-теоретические подходы к понятию «проектирование» и историю
возникновения и развития дизайн-проектирования.
2.
Раскрыть и описать особенности дизайнерского мышления.
3.
Рассмотреть особенности применения компьютерной графики в
дизайн-проектировании, специфику цветового и светового оформления в
проектировании.
2.
Проанализировать методику обучения школьников проектированию и программу
дополнительного образования по разделу «Проектирование интерьеров».
3.
Предложить разработку занятий по проектированию интерьеров с применением
компьютерной графики для учащихся в системе дополнительного образования.
4.
Представить методические рекомендации к предложенным занятиям.
Структура выпускной квалификационной
работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения списка литературы и приложений.
Заключение:
В
результате исследования научно-теоретической литературы и разработка
методических материалов позволили получить следующие результаты:
1.
Анализ научно-теоретических подходов к понятию «проектирование» показал, что
история возникновения и развития дизайн-проектирования прослеживается с
древнейших времен во всех видах деятельности человека. С развитием цивилизации
развивалось и творческое мышление многих изобретателей, инженеров,
архитекторов, художников. Немаловажную роль в зарождении основ
дизайн-проектирования сыграли и поступательные процессы в искусстве: переход от
классического искусства к импрессионизму и к постимпрессионизму. С современным
дизайн-проектированием предметы и объекты древних цивилизаций объединяет то,
что все они проектировались не только с целью выполнения определенных функций,
но часто украшались для создания эстетического вида. Само понятие
«проектирование» рассматривается учеными и исследователями-практиками как художественно-творческая
деятельность, направленная на разработку элементов предметно-пространственной
среды человеческой жизнедеятельности, на создание предполагаемого или
возможного изделия, или объекта с высокими потребительскими свойствами и
эстетическими качествами.
2.
Исследование теоретических подходов к понятию дизайнерского мышления позволило
выявить, что данный процесс мышления основывается на особом подходе к
творческому решению проблем проектирования и охватывает все формы проектных
инноваций, включая инкрементированные и радикальные инновации. Методы и
подходы, используемые проектироващиками рассматриваются, как человекоориентированная
методика, позволяющая находить нестандартные решения задач, что раскрывает
более широкий взгляд на дизайн-мышление как когнитивные, стратегические и
практические процессы, с помощью которых разрабатываются концепции дизайна. Дизайн-мышление
включает в себя такие процессы, как контекстный анализ, поиск проблем и
фрейминг, генерация идей и решений, творческое мышление, рисование эскизов и
чертежей, моделирование и прототипирование, тестирование и оценка.
3.
Изучение и анализ применения компьютерной графики в дизайн-проектировании
показали, что в процесс использования компьютерных программ включается три
стадии работы над проектом, которые составляют нормативный этап проектирования:
концептуальная, художественно-техническая и организационная. Данная деятельность
дизайнера носит системный характер и предполагает: формирование идеи продукта –
разработку задания – уточнение задания – разработку концепции – воплощение идеи
продукта в дизайн-разработке – корректировку и детализацию дизайн-проекта –
воплощение дизайн-продукта. Что касается типологии проектирования с применением
компьютерных технологий, то она условно делится на решение следующих типов
проектных задач: каждодневные задачи дизайн-проектирования; задачи, ориентированные
на разработку оригинальных дизайн-решений; дизайн-разработка на основе креатива
с использованием информационных технологий. В настоящее время предоставляется
достаточно много различных программ по проектированию интерьеров, которые
рассчитаны как на новичков в сфере проектирования, так и на профессионалов, что
обеспечивается специально подобранным арсеналом инструментов и инструкций.
Работа с компьютерными программами значительно облегчает труд дизайнера,
способствует нахождению более быстрого творческого решения и предоставления
проекта в различных формах визуализации: 2D, 3D, реальной виртуальности.
4.
Рассматривая роль цветового решения в оформлении дизайн-проектов было
определено, что особо важную роль в дизайн-проектировании играет правильный
подбор цветов интерьера, который способствует психологическому восприятию
пространства. Для дизайна интерьера очень важно учитывать психологию цвета, как
изучение оттенков детерминанты человеческого поведения. Изучение особенностей
светового оформления в проектировании показало, что одной из самых важных основ
дизайна интерьера является дизайн внутреннего освещения, который охватывает три
слоя – окружающий, целевой и акцентный. Каждый слой освещения характеризуется
специфическим использованием различных видов светильников и выполняет
определенные функции в создании комфорта и эстетики пространства. Кроме того, искусство
освещения в проектировании основывается на научном понимании физических
аспектов света, принципах устройства и работы источников света.
5. Исходя
из поставленных задач исследования, было определено, что методика обучения
проектированию – это совокупность методов, способов и средств, направленных на
достижение конкретной цели и представляет собой специально организованную
учебную деятельность учителя и учащихся. Среди основных функций проектной
деятельности принято выделять исследовательскую, аналитическую,
прогностическую, преобразующую, нормирующую. Нами были выделены педагогические
условия, которые обеспечивают успешное обучение проектированию: создание
системы учебно-творческой деятельности; тщательный отбор учебной информации;
целесообразный выбор форм и методов проектной деятельности; планомерный
мониторинг уровня сформированности у школьников навыков проектирования. Также
были определены педагогические принципы обучения школьников проектированию
интерьеров как важнейшие дидактические требования к
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы
проектирования интерьеров с применением компьютерной графики в системе
дополнительного образования
1.1. Понятие проектирования. История
возникновения и развития дизайн-проектирования
Обращаясь
к историческому обзору проектирования, выявлено, что понятие «проектирование»
А. Н. Воронков и Т. В. Колосова объясняют, как «1) создание
конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ; 2)
процесс разработки планов и чертежей, технических спецификаций и операционных
характеристик, необходимых для создания концепций, разработки производства и
маркетинга новых изделий и процессов» [9, с. 89]. В толковом словаре
С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой проектирование рассматривается
с точки зрения деятельности: «Проектировать
дом. Проектировать плотину. <…> Чертить или производить проекцию – изображение
пространственных фигур на плоскости» [34, с. 609].
Н. Г. Алексеев
определял, что проектирование следует понимать, как процесс человеческого
мышления о том, как предмет или объект должен быть после завершения его
создания [2]. В современном научном терминологическом поле к
проектированию относится и термин «дизайн [англ. design проектировать, конструировать] –
деятельность по художественному конструированию предметов, проектированию
внешнего облика различных изделий» [46, с. 209].
Согласно
словарно-энциклопедической трактовке, понятие «проектирование» определяется как
«разработка документации (проекта), содержащей технико-экономические
обоснования, расчеты, чертежи, макеты, сметы, пояснительные записки и другие
материалы, необходимые для строительства (реконструкции) населенных пунктов,
предприятий, сооружений, производства оборудования, изделий и т.п.» [32,
с. 419]. Современный исследователь В. М. Розин определяет
проектирование как процесс комплектования необходимых сведений для описания
объекта путем его детализации, дополнения, расчетов и оптимизации действий,
которые необходимо выполнить для создания в определенных условиях еще не
существующего объекта [41].
С
точки зрения системномыследеятельного подхода к проектированию,
Ю. В. Громыко определяет данное понятие как особый тип
мыследеятельности – проектный, который отличается от других типов мышления,
таких как программирование, конструирование, исследование, планирование и пр.
Ученым подчеркивается, что проектирование, как и программирование, являются
новыми формами «работы с практической мыследеятельностью и сознанием ее участников» [11,
с. 15].
Спроектированный
объект, как правило, должен отвечать определенным целям и задачам, может
учитывать эстетические, функциональные, экономические или
социально-политические позиции и, в конечном итоге, взаимодействовать с
определенной средой [19]. Основными примерами проектов
Е. М. Кочнева выделяет архитектурные чертежи, инженерные чертежи,
бизнес-процессы, принципиальные схемы и выкройки для шитья.
Исследуя
зарождение дизайна и проектной деятельности, А. Н. Лаврентьев
указывает на то, что исторические корни дизайн-проектирования можно проследить
с древнейших времен во всех видах деятельности человека [23]. Несмотря на
различные подходы зарубежных исследователей, А. Н. Лаврентьев склонен
к тому, что одними из первых работ по дизайн-проектированию следует считать
разработки художников-изобретателей. Как пишет А. Н. Лаврентьев, для
Леонардо да Винчи рисунок был «инструментом для проектирования, изображения,
представления того, что еще не существовало» [23, с. 14].
С
развитием цивилизации развивалось и творческое мышление многих изобретателей,
инженеров, архитекторов, художников. Как писали А. С. Бриткин и
С. С. Видонов, в XVIII
веке Петр I
поставил
перед Навигацкой школой ответственную задачу по подготовке военных и
гражданских специалистов для различных областей инженерного искусства [6].
Генезис
становления и развития понятия «проектирование» в исследованиях
В. М. Розина определяется тремя основными практиками: создание зданий
и других архитектурных сооружений; разработка технических изделий путем
использования методов инженерии и развитие технологических процессов, начиная с
XVIII века [40].
Исследователи
истории развития дизайна Ш. Филл и П. Филл указывают на изменение
дизайн-проектирования в связи с промышленной революцией, которая способствовала
облегчению производства продукции массового потребления, но в то же время
подняла вопрос о морально-эстетическом дизайн-проектировании как
демократическом инструменте социальных изменений [50]. С изменением
исторических эпох в искусстве меняется и стилевое направление в
дизайн-проектировании, как художественно-творческой деятельности дизайнеров
промышленных товаров. Основными историческими периодами развития
дизайн-проектирования Ш. Филл и П. Филл выделяют:
Доисторическая
эпоха, которая характеризуется изготовлением ручных инструментов и их
постепенным совершенствованием путем проб и ошибок, поиском лучших способов
изготовления.
Ремесленный
дизайн от Средневековья до XVIII
века. Основными революционными событиями в мире дизайн-проектирования данного
периода можно назвать такие изобретения, как тяжелый отвальный плуг (V в.), усовершенствованное
водяное колесо (VII в.),
песочные часы (IХ в.),
шахтная печь (ХII в.),
в ХIII в.
механические часы и прялка для механизированного процесса скручивания шерсти и
хлопка (прил. 1).
Высокий
стиль XVIII
века – эпоха, когда декоративные и прикладные искусства распространялись в
массы, стилевые оттенки барокко стали уступать женственности и роскошной
пышности рококо.
В
настоящее время в области проектирования особую роль играет дизайн, который
возник, как проектно-творческая деятельность в ответ на массовое производство
продукции для населения в конце XIX-начале
ХХ вв., которая, по мнению М. М. Михеевой, в связи с
технологизацией процессов изготовления товаров общего потребления, подводила
механический мир к общему знаменателю человеческой культуры [29].
Как научный термин, понятие «дизайн» обозначает
«различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование
эстетических и функциональных качеств промышленных изделий (машин, приборов,
аппаратов, орудий труда и т.д.), предметов домашнего обихода, одежды, обуви и
т.п.» [32, с. 142]. Все представления, включающие в себя
многочисленные частные истории и теории дизайна, делятся на две группы, которые
в корне отличаются друг от друга по подходу к проблеме. Одна из них предлагает
считать дизайн традиционным видом деятельности, другая – новым. В свою очередь,
в рамках этих идей существуют отличающиеся позиции в вопросе о том, что считать
показателем новизны дизайна или его традиционности [16].
С
точки зрения традиционных подходов, понятие дизайна определяется как
непосредственное развитие ранее существовавших видов деятельности, которые были
направлены на организацию окружающей человека предметной среды для удовлетворения
определенных потребностей, но в несколько иных историко-культурологических
условиях. Данный подход рассматривает существование дизайна с древних времен
как нехудожественную утилитарную деятельность. Иные взгляды ученых обращены к
дизайну, как к деятельности, которая развивалась на основе обращения
прикладного искусства к промышленной продукции [22].
Как
новый вид деятельности дизайн рассматривается также с двух точек зрения.
Сторонники первой концепции новизны дизайна, как явления, связывают дизайн с
проявлениями массового промышленного производства и массового потребления. С
другой точки зрения, сущность дизайна трактуется как инструмент, который
расширяет возможности деятельности, что связано со стремительным развитием человеческого
мышления и знания за счет использования художественно-творческих подходов в
технической деятельности [25].