Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Изобразительное искусство

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Обучение пленэрной живописи в системе дополнительного образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ.. 9
1.1.   Исторический
обзор развития пленэрной живописи. Особенности техники и технологии. 9
1.2 Анализ произведений выдающихся
художников-пейзажистов, обогативших теорию и практику пленэрной живописи. 14
1.3. Роль дополнительного образования в обучении
пленэрной живописи. 19
Выводы по первой главе. 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ НА ПЛЕНЭРЕ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 23
2.1 Специфика организации методической работы при
обучении пленэрной живописи и поиск оптимальных методов и способов обучения. 23
2.2 Психолого-педагогические условия повышения качества
обучения в условиях пленэра. 29
2.3 Влияние пленэрной живописи на художественное и
эстетическое развитие обучающихся. 33
Выводы по второ главе. 36
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ЖИВОПИСИ НА ПЛЕНЭРЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   37
3.1 Разработка и апробирование экспериментальной
программы обучения пленэрной живописи в учреждениях дополнительного
образования. 37
3.2 Выполнение обучающимися поисковых эскизов и
последовательность ведения пленэрных этюдов с передачей различных природных
состояний (на примере живописи Крымова Николая Петровича) 44
3.3 Анализ динамики художественного и эстетического
развития личности при обучении живописи на пленэре по разработанным критериям. 49
Выводы по третьей главе. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 60
Приложение 1. Этюды
обучающихся на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.. 64
Приложение 2. Этюды
обучающихся на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы.. 67

  

Введение:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ.. 9
1.1.   Исторический
обзор развития пленэрной живописи. Особенности техники и технологии. 9
1.2 Анализ произведений выдающихся
художников-пейзажистов, обогативших теорию и практику пленэрной живописи. 14
1.3. Роль дополнительного образования в обучении
пленэрной живописи. 19
Выводы по первой главе. 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ НА ПЛЕНЭРЕ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 23
2.1 Специфика организации методической работы при
обучении пленэрной живописи и поиск оптимальных методов и способов обучения. 23
2.2 Психолого-педагогические условия повышения качества
обучения в условиях пленэра. 29
2.3 Влияние пленэрной живописи на художественное и
эстетическое развитие обучающихся. 33
Выводы по второ главе. 36
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ЖИВОПИСИ НА ПЛЕНЭРЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   37
3.1 Разработка и апробирование экспериментальной
программы обучения пленэрной живописи в учреждениях дополнительного
образования. 37
3.2 Выполнение обучающимися поисковых эскизов и
последовательность ведения пленэрных этюдов с передачей различных природных
состояний (на примере живописи Крымова Николая Петровича) 44
3.3 Анализ динамики художественного и эстетического
развития личности при обучении живописи на пленэре по разработанным критериям. 49
Выводы по третьей главе. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 60
Приложение 1. Этюды
обучающихся на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.. 64
Приложение 2. Этюды
обучающихся на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы.. 67

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе
проведенного исследования решались теоретические и практические задачи.

Так, в
теоретической части исследования был проведен литературный исторический обзор,
который позволил выявить, что совершенствование живописного мастерства в
природной, ландшафтно-архитектурной среде способствует формированию у студентов
потребности к самостоятельной творческой работе, главным образом, вне
предусмотренных программой учебных часов, что является необходимым условием для
развития индивидуальности и профессионального мастерства художника.

Мы рассмотрели
различные подходы исследователей к такому явлению как пленэр, вследствие чего
можно сделать вывод о том, что живопись на открытом воздухе позволяет обогащать
эстетическое восприятие, а также цветовое восприятие предметного мира в
окружении световоздушной среды, а взаимосвязь пейзажного мотива с архитектурой
и пространством формирует понимание студентами вопросов соразмерности и
соподчиненности в композиции, воспитывает чувство меры и художественный вкус.

В процессе
анализа творчества художников-пейзажистов чье творчество значительно повлияло
на развитие пленэрной живописи, были рассмотрены позиции таких именитых
художников как Клод Моне, Воробьев Максим Никифорович, Айвазовский
Иван Константинович и другие художники. Каждым из них был сделан уникальный
вклад в развитие пленэрной практики.

Был подведен
итог о том, что последовательное и правильное применение пленэрных открытий
обогащает палитру художника, позволяет полнее раскрывать красочное богатство
мира, не лишая форму человеческого тела присущей ей пластической
выразительности, не разрушая гармонию художественного произведения, которая
складывается не только из колорита, но и из рисунка и композиции.

При рассмотрении
роди дополнительного образования в развитии пленэрной практики мы выяснили, что
возможность включения в дополнительное образование пленэрной практики дает
преимущество в обучении не только живописи, но и в формировании полноценного
художественного, творческого мировоззрения. Дополнительное образование в
пленэрной практике имеет очень важную роль с точки зрения организации
возможности для подробного изучения натуры, светотеневых и цветовых отношений,
предоставляет определенную степень свободы для творческих поисков.

Методическое
исследование также позволило сделать ряд значимых выводов. Прежде всего, мы
подвели итог касаемо того, что в результате долгой и целенаправленной работы на пленэре
с натуры обучающиеся приобретают настоящее «ощущение природы», их картины
становятся содержательными, убедительными, наполненными эмоциональным чувством.
Они учатся улавливать тонкие отношения, любые изменения, предавать легкость
впечатления. Для этого очень важно правильно организовать процесс работы над
этюдом.

Важным средством
развития творческой активности и художественно-эстетического мировоззрения
можно считать самостоятельные и творческие работы, поскольку именно они
обеспечивают прочное и сознательное овладение знаниями, а также превращают
знания в убеждения, развивают интерес к учению и способствуют формированию
познавательной мотивации учащихся при изучении различных школьных предметов.
Для формирования познавательной мотивации на высшем уровне очень важно, чтобы
обучающиеся хорошо овладели знаниями, приобрели необходимые умения и навыки,
глубоко разбирались в сущности изучаемых явлений.

Также была определена
главенствующая роль творческого мышления. В процессе обучения обоснованным
наблюдением и эстетическим волнением окружающей действительности является
значимым пунктом овладения обучающимися программного материала.

Был сделан вывод
о том, что центром освоения образного мышления определяется стремлением к
демонстрации своего отношения к окружающей действительности. При этом
непосредственно дополнительное образование, позволяющее несколько свободно
подходить к реализации творческого замысла, может обеспечить рост гармоничной
творческой личности посредством пейзажной живописи.

В опытно-экспериментальной
части работы был проведен анализ уровня художественно-эстетического развития
обучающихся посредством пленэрной живописи по критериям, разработанным специально
в данном случае. На основании полученных сведений был выявлен комплекс ключевых
проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе пленэрной живописи на
практике: проблемы с передачей световоздушной среды; проблемы светотеневых
контрастов; боязнь цвета и, как следствие, отсутствие колористической
целостности; проблемы с передачей настроения, состояния природы.

При формирующей
работе, которая была ориентирована на выполнение обучающимися поисковых эскизов
и последовательность ведения пленэрных этюдов с передачей различных природных
состояний (на примере живописи Крымова Николая Петровича), были даны
первостепенно принципиальные научные позиции Крымова Николая Петровича.

Теоретически
изложенный принцип его метода живописи закрепляется на практике в процессе
выполнения небольших быстрых этюдов именно в разрезе образного мышления.

До детей
принципиально значимым было донести о необходимости контрастов и светотеневых
отношений, тогда как сам цвет имеет второстепенное отношение. Поэтапная работа
в данном направлении позволила с уверенностью приступить к выполнению
следующего задания.

Здесь речь идет
уже о динамике художественного и эстетического развития личности при обучении
живописи на пленэре по разработанным критериям. Было выявлено повышение соответствующего
уровня, в частности, дети смогли усовершенствовать свой живописный навык в
следующих аспектах: ушла боязнь нанесения мазков, боязнь цвета.

Дети стали
больше акцентировать внимание не на цвете, а непосредственно на тоновых
отношениях, ориентируясь на самое светлотное пятно в композиции. Письмо стало
более легким и целостным, что произошло благодаря колористической выдержке.

В целом
необходимо отметить, что разработанные нами критерии помогли оценить уровень
художественно-эстетического развития достаточно подробно, основываясь на положениях
живописи, рисунка, композиции и объемно-пространственных критериях.

В работе подтверждена гипотеза, которая заключалась в том, что обучение
пленэрной живописи в системе дополнительного образования будет эффективным,
если:

— будет сделан исторический обзор развития пленэрной живописи и выявлены
особенности техники и технологии; — произведен анализ произведений выдающихся художников-пейзажистов,
обогативших теорию и практику пленэрной живописи и выявлена роль
дополнительного образования в обучении пленэрной живописи;

—  определено влияние пленэрной
живописи на художественное и эстетическое развитие обучающихся;

— разработана и апробирована экспериментальная
программа обучения пленэрной живописи в учреждениях дополнительного образования
с выполнением обучающимися поисковых эскизов и пленэрных

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ 1.1. Исторический
обзор развития пленэрной живописи. Особенности техники и технологии Пленэр как
практика работы над изображением природы впервые стал актуализироваться в
начале XIX века в Англии, чему поспособствовал Джон Констебль и Ричард Паркс
Бонингтон. Эстетика передачи природы на листе бумаги имеет особое настроение –
работы с натуры позволяет переносить на плоскость свет и воздух, передавать
настроение природы в его мгновении. Работа красочным материалом (как правило,
темперными красками) преимущественно была присуща была импрессионистам из
Франции. Признанными мэтрами пленэрной живописи к настоящему моменту принято
считать следующих из них: Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль
Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и Клод Моне.

В России пленэр,
как основной метод живописи, практиковали великие русские художники Поленов
Василий Дмитриевич, Левитан Исаак Ильич, Серов Валентин Александрович, Коровин Константин Алексеевич,
Грабарь Игорь
Эммануилович и другие.

В 1863 году
Репин Илья Ефимович (1844-1930 гг.), Левитан Исаак Ильич (1860-1900 гг.) и
другие прогрессивные члены Петербургской Академии художеств создали группу
художников, известных как передвижники, которые совершили поездку по стране,
полностью нарисовав сельские сцены на открытом воздухе, чтобы привлечь внимание
к условиям за пределами города.

Пленэрная
живопись в своем развитии была обусловлена потребностью в натурном исследовании
природы. Чаще всего практика пленэра имела значимость для эскизных проработок,
но с развитием искусства она приобрела определенную свободу и самостоятельность.

Занятия пленэром
способствуют развитию творческого начала у обучающихся: у них развивается
мышление, причем, во всех формах: пространственное, образное, логическое;
формируется свой уникальный художественный стиль и вкус; происходит эстетизация
взглядов [17, с. 98].

Живопись на
природе позволяет замечать многое природе и, соответственно, передавать это на
плоскости, причем, с особой мягкостью и живостью, с передачей мягкого света и
пространственности через световые и тоновые моменты.

Педагог в
наиболее общем представлении ставит перед обучающимися на пленэрных занятиях
задачи, которые касаются развития пространственного восприятия, понимания
световоздушной и линейной перспективы, целостного восприятия и работы в частных
световых и цветовых объемах [3, с. 45].

Левитан Исаак
Ильич внес свой неоценимый вклад в развитие пейзажной живописи в России,
стараясь делать упор на важности творческого подхода в натурной работе. Сам же
он не штудировал натуру в условиях мастерской, он не работал с копиями, а
воспринимал натуру непосредственно, впитывая всю мимолетность оттенков
состояний природы: в этом выражалась его творческая свобода – находить в натуре
именно ту «живость», которая передается на полотне [35, с. 21].

Кроме того, Левитан
Исаак Ильич принципиально важным считал, что у каждого художника, при общей
любви к природе, должно иметься то индивидуальное трепетное чувство, вокруг
которого выстраиваться сюжет, мотив, настрой. Убедительность здесь является
условием работы.

Великий
художник-реалист Саврасов Александр Кондратьевич целью обучения живописи на
пленэре считал важность формирования самостоятельного мышления. Копирование, по
его мнению, не способно формировать способность художника передавать чувства,
ощущения, а это – основное условие пленэрной живописи с точки зрения Саврасова Александра Кондратьевича [24, с. 142].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы