Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Иностранные языки Лингвистика (английский язык)/ методика преподавания иностранных языков

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Обучение лексической стороне на разных образовательных этапах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава  1.  Теоретические 
основы  обучения  лексической 
стороне  иноязычной речи  6

1.1. Понятия лексической составляющей иностранного языка. 6

1.2.  Отбор  лексического 
материала  на  каждом 
этапе  иноязычного образования  11

1.3. Этапы работы по формированию лексического навыка на
разных ступенях образования. 14

1.4. Контроль уровня сформированности лексических навыков
на каждом этапе обучения. 17

Выводы по первой главе. 18

Глава 2. 
Система  обучения  иноязычной 
лексике  на  разных 
этапах  образования  20

2.1. Требования, предъявляемые к лексической стороне речи
учащихся на каждом этапе обучения. 20

2.2. Цель, задачи и содержание обучения лексике на всех
образовательных этапах  23

2.3. Принципы обучения лексической стороне иноязычной речи. 29

2.4. Методы, приемы, способы формирования лексических
навыков на каждом этапе обучения. 34

2.5. Этапы работы по обучению иноязычной лексике на разных
ступенях образования. 40

Выводы по второй главе. 44

Заключение. 46

Список использованной литературы.. 47

  

Введение:

 

В силу того, что в 21
веке роль английского языка во всем мире постоянно возрастает, пристального
внимания требует обучение английскому языку как средству, позволяющему
осуществлять межкультурное общение. Отметим, что на сегодняшний день английским
языком владеет около 31% граждан Евросоюза, при этом он является родным для 16%.
В современном мире английский язык используется в сферах культуры, бизнеса, науки,
техники и многих других. Отметим, что три четверти мировой корреспонденции, около
80% электронной почты, довольно большой объем контента в сети Интернет ведутся именно
на английском языке. В международных документах, статьях, многих литературных
произведениях, инструкциях также используется английский язык. В связи с этим
можем сделать вывод, что владение английским языком позволяет расширять
кругозор путем изучения культуры и обычаем другого народа через язык.

Уже довольно долгое время
многих ученых, методистов интересует вопрос методики обучения иностранному
языку, поэтому вполне закономерным сегодня является более глубокое изучение
вопроса общения на английском языке, обусловленного ростом роли английского
языка в мировом сообществе. Сегодня одну и главных задач обучения иностранному
языку на разных ступенях составляет овладение учащимися лексической
компетенцией, являющейся важным компонентом коммуникативной компетенции. Формирование
основ лексической компетенции учащихся общеобразовательной школы на разных
этапах обучения обладает большим значением и актуальностью. На начальном этапе
закладываются ее основы, на среднем этапе происходит ее развитие, а на старшем
– совершенствование. Именно старшеклассники обладают большой способностью и
готовностью к усвоению большого количества лексических единиц.

Рассмотрению проблемы
формирования лексических навыков у учащихся на разных этапах обучения посвящали
свои многие ученые: И.Л. Бим, В.А. Бухбиндер, Н.И. Гез, И.А. Зимняя,
С.Ф., Шатилов, В.Н. Шацкий и др. В некоторых работах, посвященных обучению
иностранному языку на старшем этапе обучения, вопросы обучения лексике
нарушались попутно, в русле исследования других проблем (например, в работах
Н.А. Горловой, А.Ю. Дегтярь, Н.В. Добрыниной, Е.И. Негневицкой,
М.Т. Оганесяна и др.).

В Федеральном
государственном образовательном стандарте (ФГОС), определена практическая цель
обучения иностранному языку: формирование у учащихся общеобразовательной школы определенного
уровня иноязычной коммуникативной компетенции, выражающейся в способности учащихся
к осуществлению иноязычного общения. В связи с этим сформированные лексические
навыки составляют основу коммуникативной компетенции учащихся. Каждый этап
обучения иностранному языку в современном общеобразовательном учебном заведении
чрезвычайно важен, поскольку в процессе обучения происходит совершенствование
психолингвистических основ коммуникативной компетенции на иностранном языке,
совершенствуются иноязычные лексические, грамматические и орфографические навыки,
а также умения аудирования, говорения, чтения и письма.

Объект исследования
– процесс формирования лексических навыков на разных образовательных этапах.

Предмет исследования
– специфика обучения лексической стороне на разных образовательных этапах.

Цель курсовой работы
состоит в выявлении специфики обучения лексической стороне на разных
образовательных этапах.

Задачи курсовой работы:

1. Раскрыть сущность
понятия лексической составляющей иностранного языка.

2. Дать характеристику
критерия отбора лексического материала на каждом этапе иноязычного образования.

3. Описать этапы работы
по формированию лексического навыка на разных ступенях образования.

4. Рассмотреть контроль
уровня сформированности лексических навыков на каждом этапе обучения.

5. Описать требования,
предъявляемые к лексической стороне речи учащихся на каждом этапе обучения.

6. Определить цель,
задачи и содержание обучения лексике на всех образовательных этапах.

7. Выделить принципы
обучения лексической стороне иноязычной речи.

8. Описать методы,
приемы, способы и этапы формирования лексических навыков на каждом этапе
обучения.

Методами исследования
были определены следующие:

– анализ педагогической и
методической литературы по теме исследования;

– метод синтеза;

– метод обобщения.

Теоретическая основа
исследования состоит в том, что собранный материал
может быть использован для дальнейших разработок данного вопроса, в обобщении
материала относительно системы обучения иноязычной лексике на разных этапах
образования.

Структура курсовой работы
обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и списка
использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Лексика в системе
языковых средств является важнейшим компонентом, относящимся к каждому виду
речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. Лексика является
основным строительным материалом нашей речи, ее содержательная сторона.
Владение лексикой – важная предпосылка развития речевых умений. Лексикой является
совокупностью слов в каком-либо языке. Овладению лексикой иностранного языка выполняет
системообразующую роль при обучении этому языку на всех образовательных этапах.

Правильное употребление
лексики и насыщенный словарный запас – это ключ к свободному иноязычному
общению. Выбор того или иного средства введения новых лексических единиц обусловлен
характером лексической единицы, содержанием понятия, которое она передает,
этапом обучения, уровнем речевой подготовки учащихся. При введении новых слов
наглядность применяется для конкретизации словесных представлений. При
формировании лексических навыков также внимание уделяется осмыслению учащимися
лексических единиц. Для достижения поставленной цели используют наглядность,
догадку за ситуацией, объяснения на английском языке и перевод.

Основная цель
формирования иноязычной лексической компетенции – это формирование продуктивных
и рецептивных лексических навыков. Успешность усвоения этих навыков зависит от
наличия у ученика умения наблюдать, сравнивать и анализировать языковые
явления; работать с различными словарями; догадываться из контекста о значении
слова и тому подобное.

Лексический навык
характеризуется автоматизированностью, устойчивостью, самостоятельностью,
обусловленностью и репродуктивностью использования лексики английского языка.
Лексический навык оперирует лексическими единицами и их комплексами,
устойчивыми словосочетаниями и готовыми фразами. Лексический навык по своей
сути обеспечивает быструю операцию словесным материалом в процессе общения
иностранным языком.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы обучения лексической стороне иноязычной речи

1.1. Понятия лексической
составляющей иностранного языка В России осуществление образовательного
процесса происходи на основе Федерального государственного образовательного
стандарта второго поколения (ФГОС) [26], в котором определена основная
образовательная стратегия. Фгос также
содержит требования, обязательные при реализации образовательной программы в
общеобразовательной школе на все ступенях обучения [25].

Содержание обучения
иностранному языку на разных ступенях, условия реализации образовательного
процесса и требования к образовательным результатам определяются образовательным
государственным стандартом. На основе данного документа в РФ реализуется
конституционное право на получение общего образования каждым ребенком. Всем
этим предусматривается осуществление перехода системно-деятельностному
образованию как новой образовательной парадигме, что обусловливает существенные
перемены в профессиональной деятельности педагога. Наряду с этим происходят
изменения и образовательных технологиях, в связи с чем осуществляется внедрение
в процесс обучения иностранному языку различных информационных и
коммуникативных технологий. Кроме этого, ФГОС определяет цель, реализуемую
современной системой образования в целом, которая состоит в развитии учащегося
как субъекта познавательной деятельности, развитие личности ученика.

Также
ФГОС содержит в себе формулировку основной цели обучения иностранному языку в
общеобразовательной школе: учащиеся должны овладеть речевыми умениями на
уровне, позволяющем им с эффективностью общаться на иностранном языке в разных видах
речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо), что, в свою
очередь, выражается в сформированной коммуникативной компетенции учащихся.

Важнейшее задание, определяемое
Стандартом, – это овладение учащимися лексической стороной речи, что
предполагает сформированность лексического навыка, поскольку он является
составляющей коммуникативной компетенции учеников.

В системе языковых средств важное
место отводится лексике, которая необходима для осуществления всех видов
речевой деятельности. Лексика является основным языковым средством для
реализации учащимися речи, лексика отображает содержательную сторону речи.
Владение лексикой представляет собой важную предпосылку развития речевых умений
[15, с. 126].

«Лексика» – это совокупность
слов языка либо диалекта. В.С. Бронская отмечает, что лексика в рамках методики
обучения иностранному языку выполняет системообразующую роль, поскольку именно
лексика является одним из важнейших компонентов речевого общения. Согласно
утверждению В.С. Бронской, между лексикой, фонетикой и грамматикой существует
тесная связь, которая должна быть учтена в процессе обучения иностранному языку
[28, с. 45].

В методике обучения
иностранным языкам существует несколько мнений относительно лексического навыка.
К примеру, Р.К. Миньяр-Белоручев [4, с. 29] под лексическим навыком понимает
и в качестве компонента речевого навыка, и самостоятельного элементарного навыка.
При этом В.А. Бухбиндер называет лексический навык элементарным и понимает
под ним способность сочетания лексических единиц между собой и включения
элементов речевых образцов в речь[1].
По мнению С.Ф. Шатилова, лексический навык состоит из двух компонентов:
словоупотребления и словообразования. Отметим, что приведенные трактовки
понятия «лексический навык» основаны на определении, предложенном
Е.И. Пассовым, который под лексическим навыком понимал «синтезированное
действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному
сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающие
ситуативное использование данной лексической единицы в речи» [5, с. 69].

Лексический навык
согласно точке зрения Е.И. Пассова обладает следующими характеристиками:
автоматизированность, устойчивость, самостоятельность, обусловленность и
репродуктивность. Лексическим навыком предполагается оперирование лексическими
единицами, устойчивыми словосочетаниями и готовыми фразами [6, с. 357]. Исходя из сказанного,
лексический навык направлен на обеспечение быстрого оперирования словесным
материалом в ходе иноязычного общения.

По
мнению Р.К. Миньяр-Белоручева лексический навык предполагает наличие следующих
умений: мгновенный вызов эталона слова из долговременной памяти в соответствии
с конкретной речевой задачей; включение данного эталона в высказывание [4, с. 32].

В методике обучения
иностранному языку выделяется два вида лексических навыков: рецептивных (,
реализуемых в аудировании и чтении) и продуктивных (реализуемых, в говорении и
письме) (Рисунок 1). [1] Лексическая единица – слово,
устойчивое словосочетание или другая единица языка, способная обозначать
предметы, явления, их признаки и т.п..

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы