Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Общая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3 ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 6
§ 1. Понятие и особенности
административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения 6
§ 2. Основания
административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения………………………………………………………………….14
ГЛАВА II.
МЕХАНИЗМ И ОСНОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 22
§ 1. Особенности
квалификации административных правонарушений в области безопасности дорожного
движения……………………………………………. .22
§ 2. Механизм
привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере
дорожного движения 33
§ 3. Проблемы и перспективы развития административной
ответственности в сфере дорожного движения 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….. 62
Введение:
За последние десятилетия
количество транспортных средств на дорогах стремительно выросло. При этом
культура вождения стабильно оставляет желать лучшего, массовые нарушения правил
дорожного движения, различного рода лихачества, превышение скоростного режима –
все это приводит к дорожно-транспортным происшествиям, в результате которого
можно лишиться не только своего имущества, здоровья и даже жизни.
Рассматриваемые
правонарушения носят очень латентный характер, тот процент, который
зарегистрирован и запротоколирован, является лишь малой частью от реально
зафиксированных, поскольку большинство данных ситуаций разрешается на месте, уровень
коррупции в рассматриваемой сфере очень высок.
Для того чтобы
стимулировать правопослушное поведение граждан и пополнять доходную часть
бюджета, а не благосостояние отдельных лиц, были введены скидки при оплате
штрафа в определенный срок, однако, многие теоретики и практики сходятся во
мнении, что такая мера принесла обратный эффект, нарушать стало «дешевле»,
превентивная функция, по сути, отсутствует.
В этой связи нередко
правонарушения перерастают в преступления, многочисленны случаи, когда дорожно-транспортные
происшествия заканчивались серьезными увечьями или смертью водителя и
пассажиров по вине гражданина, неоднократно привлекавшегося к административной
ответственности и не оплачивавшего штрафы. В этой связи еще одной особенностью
дорожных правонарушений является их тонкая грань с преступлениями, помимо
вышеуказанной ситуации, может получиться так, что, не имея никакого умысла, при
стечении неблагоприятных обстоятельств человек за мгновения может перерасти в
преступника. Вышеизложенное приводит к тому, что рассматриваемая сфера на
протяжении всего времени является предметом обсуждения, в нее вносятся
многочисленные поправки, подготавливаются законопроекты, в целом
государственная политика направлена на ужесточение санкций в отношении
нарушителей, но должного эффекта пока не имеет, что особо подчеркивает
актуальность темы работы.
Целью
выпускной квалификационной работы является комплексный анализ административных
правонарушений в области дорожного движения.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие и особенности
административных правонарушений в сфере дорожного движения;
— проанализировать квалификацию
административных правонарушений в области правил дорожного движения;
— рассмотреть основания
административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения;
— исследовать механизм
привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере
дорожного движения;
— выявить проблемы и
перспективы развития административной ответственности в сфере дорожного
движения.
Объектом исследования
являются общественные отношения, складывающиеся в сфере административных
правонарушений в области дорожного движения.
Предмет исследования составляет
совокупность правовых норм, регулирующих особенности административных
правонарушений в области дорожного движения.
Теоретическую базу исследования
составили труды таких ученых как Россинский Б.В., Серков П.П., Соловей Ю.П.,
Майоров В.И., Бахрах Д.Н., Полякова С.В., Лукьянов В.В., Шахриманьян И.К.,
Дресвянникова Е.А., Молчанов П.В., Якимов А.Ю. и др.
Наиболее предметно
некоторые вопросы реализации административной ответственности в сфере
безопасности дорожного движения нашли отражение в работах отечественных
ученых-административистов: A.A. Белова, Н.? Гетьмана,
В.В. Головко, А. Гуничева, В.Г. Гусева, С.Н. Дмитриева, Д.С. Дубровского, А.Н. Емелина,
В.И. Жулева, Н.В. Завойкиной, А.Н. Зрелова, O.A. Ивановой, А.И. Коробеева, С.Ю.
Кошелкина, А.И. Кузьмина, Ю.П. Кузякина, A.C. Ловинюкова, В.В. Лунеева, Л.С.
Матишевского, В.И. Мельниковой и др.
Нормативную основу
составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления
Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, а
также материалы судебной практики в рассматриваемой сфере.
Методологической основой
исследования являются общенаучный диалектический метод
познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический,
системно-структурный, социологический, технико-юридический, сравнительного
правоведения, нормативно-логический, аналитический и другие.
Эмпирической основой
послужили: электронные ресурсы сети
Интернет, справочные правовые системы «Консультант Плюс» и «Гарант».
Научная новизна
исследования состоит в комплексности предпринятого подхода к исследованию
административных правонарушений в области дорожного движения, выявлении
проблемных вопросов и выработке предложений по их решению.
Теоретическая значимость исследования
состоит в том, что содержащиеся в работе научные результаты и теоретические
выводы о концептуальных и правовых основах административных
правонарушений в области дорожного движения, позволят расширить теоретические
взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые подходы к его
концептуальному и нормативному развитию.
Практическая значимость состоит в
выявлении существующих проблем в сфере привлечения к административной
ответственности в области дорожного движения и предложении путей их решения.
Структура выпускной
квалификационной работы определяется целью и задачами исследования,
необходимостью логического расположения материала. Работа
включает: введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и
список использованных источников.
Заключение:
Подводя итог, можно
сделать следующие выводы.
Обеспечение безопасности
дорожного движения – приоритетное направление государственной политики, на
законодательном уровне данному вопросу уделяется большое внимание, о чем
свидетельствуют многочисленные изменения, вносимые в КоАП РФ.
Вместе с тем,
представленные в работе данные свидетельствуют о сохраняющемся высоком уровне
погибших и пострадавших в результате ДТП, что свидетельствует о необходимости продолжать
работу в сфере профилактики и совершенствования действующего законодательства.
1.
Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие или
бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об
административных правонарушениях установлена административная ответственность. Административное правонарушение в сфере дорожного движения
содержит в себе все сущностные признаки административного правонарушения в его
классическом виде, а конкретизация осуществляется тем обстоятельством, что
нарушаются нормы Правил дорожного движения.
2. Для привлечения лица к административной ответственности требуются следующие
основания:
1) нормативное основание – система норм,
регламентирующих административную ответственность;
2) фактическое основание — противоправное
деяние конкретного субъекта, административное правонарушение;
3) процессуальное основание — акт
компетентного субъекта о наложении наказания за конкретное административное
нарушение.
3. Административные
правонарушения в области дорожного движения можно классифицировать по различным
критериям:
— в зависимости от родового объекта
(ст. 12.8, 12.1 КоАП РФ);
— по субъекту правонарушения – совершенные
физическими, юридическими лицами (12.33, 12.34
КоАП РФ), должностными лицами (12.21, 12.31 КоАП РФ);
— по конструкции состава
административного правонарушения: формальные (12.37 КоАП РФ) и материальные
(ст. 12.24, 12.30 УК РФ).
Разграничение некоторых административных правонарушений с
преступлениями носит достаточно затруднительный характер, особенно на
первоначальном этапе до момента, пока не будет представлено заключение
судебно-медицинского эксперта о степени тяжести вреда здоровью, причиненного
лицу.
Первоначальные процессуальные действия могут способствовать
правильный квалификации содеянного только в том случае, если деяние повлекло
смерть участников ДТП либо имеются ярко выраженные тяжёлые травмы
пострадавшего. Однако в том случае, если потерпевший жив, проведение
судебно-медицинской экспертизы является обязательным для определения степени
тяжести причиненного вреда.
4. Порядок
производства по делу об административном правонарушении за нарушения требований
ПДД включает в себя следующие стадии:
—
выявление факта правонарушения;
—
применение мер, обеспечивающих производство по делу об административном
правонарушении;
—
собирание и фиксация доказательств вины нарушителя;
—
оформление и составление протокола о нарушении ПДД;
—
рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение постановления
(решения);
— обжалование
постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях.
5. В ходе исследования
был выявлен ряд проблем, в связи с чем считаем необходимым внести следующие
предложения:
— ужесточить
требования к проведению неотложных процессуальных действий со стороны
сотрудников ГИБДД, в частности при оформлении дорожно — транспортных происшествий, в настоящее время схемы выполняются
сотрудниками дорожно-патрульной службы «вручную», без применения современных
компьютерных технологий, что не может не сказаться на качестве документа.
Вместе с тем существует большое
количество доступных компьютерных программ, позволяющих быстро и правильно
оформить схему ДТП.
Кроме того, в случае, если есть
пострадавшие с тяжкими телесными повреждениями или погибли люди, выполненная
вручную схема, с возможным внесением изменений, создает серьезные коррупциогенные
риски, в то время как ее электронный аналог с возможной отправкой в режиме
онлайн позволит исключить любые возможные сомнения в соответствии схемы
реальной ситуации дорожно-транспортного происшествия.
— внести изменение, касающиеся того, что в отношении
специальных субъектов (судей, прокуроров) постановление об административном
правонарушении не выносится, а собранный материал направляется по месту службы
данного субъекта для дальнейшего осуществления ведомственной проверки и
принятия решения, для чего
внести соответствующее примечание в статью 29.10 КоАП.
Другим вариантом решения
обозначенной проблемы является разработка и законодательное закрепление
отдельного порядка привлечения
лиц указанной категории к административной ответственности и, соответственно,
освобождения от нее, поскольку дело об административном правонарушении в
области дорожного движения, возбужденное в отношении них в общем порядке, не
может и не должно повлечь в дальнейшем никаких правовых последствий.
Соответственно и постановление по делу об административном правонарушении
является юридически ничтожным и исполнению не подлежит.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
§ 1. Понятие
и особенности административных правонарушений в сфере безопасности дорожного
движения Понятие административного
правонарушения содержится в Кодексе Российской Федерации об административных
правонарушениях[1]
(далее-КоАП РФ) и выражается в виновном противоправном действии либо
бездействии физического или юридического лица, за которое предусмотрена
административная ответственность в соответствии с КоАП РФ, а также законодательством
субъектов.
Большинство исследователей
в рассматриваемой сфере сходятся во мнении, что для привлечения к
административной ответственности должно иметь место административное
правонарушение, таким образом, административная ответственность наступить без
административного правонарушения не может[2].
Для того чтобы наиболее
полно отразить аспекты, касающиеся административных правонарушений, необходимо
рассмотреть определение данного понятия, его сущностные черты, а также
особенности, отличающие их от иных правонарушений.
На сегодняшний день
существует множество авторских трактовок административного правонарушения.
Так, например,
административное правонарушение — это деяние, которое посягает на
административно-правовую норму и наказывается властью органов государственного
управления, а не судом[3].
Существуют и иные
трактовки, например, административное правонарушение — это неисполнение
административно-правовых норм, которыми установлены определенные правила в
различных сферах жизнедеятельности[4].
Так же административное
правонарушение можно охарактеризовать, как виновное антиобщественное деяние,
которое посягает на общественные отношения, охраняемые нормами
административного права.
Представляется, что ни
одно из приведённых определений в полной мере не отражает суть
административного правонарушения, поскольку не содержит всех сущностных
смысловых компонентов.
На
наш взгляд, удачным является следующее определение: административное
правонарушение – это противоправное, виновное действие или бездействие физического
или юридического лица, за которое законодательством об административных
правонарушениях установлена административная ответственность. Отличие административного
правонарушения от преступления состоит в том, что оно имеет меньшую
общественную опасность, в связи с чем, влечет именно административную
ответственность[5].
Данное определение в
большей степени отражает характеристики рассматриваемого явления, указывает на
виновность и противоправность, наказуемость, конкретные правоотношения, на
которые осуществляется посягательство со стороны субъекта административного
правонарушения.
В этом же ключе можно
встретить и иные определения, например, под административным правонарушением
понимаются деяния, посягающие на права, свободы, собственность граждан, а также
установленный порядок управления, за которые федеральным и/или региональным
законодательством предусмотрена административная ответственность[6].
Суть административного
правонарушения раскрывается через его юридические признаки. В качестве
административного правонарушения проявляются только внешне выраженные действия
субъекта. Его эмоциональная сфера, мысли и чувства, не облаченные в конкретные
действия, не могут являться административным правонарушением.
Кроме того как действие,
так и бездействие, подпадающие под признаки административного правонарушения
должны быть осознанными и носить волевой характер.
В том случае, если хотя
бы один из обязательных признаков отсутствует, деяние не может рассматриваться
как административное правонарушение.
Например, формально в
действиях субъекта содержится состав административного правонарушения, но при
этом он действовал в условиях непреодолимой силы либо не достиг возраста
административной ответственности или же не обладает вменяемостью. В данном
случае состав административного правонарушения не образуется, соответственно,
административная ответственность не наступает.
Важнейшим признаком
административного правонарушения является его противоправность, то есть оно
осуществляется в нарушение положений как федерального, так и регионального
законодательства.
В большинстве случаев
административное правонарушение посягает на общественные отношения, которые
охраняются нормами административного права.
Административная
ответственность характеризуется также тем, что противоправность деяния
выражается в нарушении не только норм административного, но и иных отраслей
права, например, конституционного, гражданского, финансового, налогового. В
данном случае важно только, чтобы административное правонарушение не переросло
в преступление.
Административное
правонарушение — это юридический факт, который возникает в результате
противоправных деяний субъекта и является основанием для административной
ответственности. [1] Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред.
16.10.2020) // Собрание законодательства. – 07.01.2002. – №1. – Ст. 1. [2] Головко В.В.,
Майоров В.И. Правонарушение как фактическое основание административной ответственности
[Текст] / В.В. Головко, В.И. Майоров// Алтайский юридический вестник. — 2016. —
№ 2 (14) – С.17. [3] Телина И.А. Опыт
волонтерской работы студентов — будущих социальных педагогов по профилактике
правонарушений несовершеннолетних [Текст] / И.А. Телина // Социальная
педагогика – 2017 — № 5.- С. 106108. [4] Якуба О.М.
Административная ответственность [Текст] /О.М. Якуба. – М.: Юрид. лит., 1972.
177 c. [5] Постановление
Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2018 № 15АП-14279/2018
по делу № А32-21028/ 2018 // СПС Консультант плюс (дата обращения 23.12.2020). [6] Гутиева И.Г.
Преступность несовершеннолетних и меры по ее нейтрализации [Текст] / И.Г.
Гутиева // Теория и практика общественного развития – 2015 — № 9. — С. 108-111.