Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Естественные науки Биология, экология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Образовательный потенциал экологических троп в преподавании биологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

858831

  

Введение:

 

В настоящее время
наблюдается рост интереса к экологическим проблемам планеты и развитию
экологической образованности подрастающего поколения.

Актуальность
темы
работы обусловлена тем, что биология,
преподаваемая в школах как общеобразовательный предмет, относится к числу
дисциплин, обладающих несомненным экологическим потенциалом.

Вместе с тем, следует отметить,
что этот потенциал нередко не раскрыт должным образом, поскольку педагоги
используют лишь традиционные формы работы с учащимися, пренебрегая современными
активными формами работы. Одной из форм работы, способной активизировать
интерес учащихся и приобщить их к экологическим знаниям, является экологическая
тропа. Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы
состоит в том, что он строится на основе не дидактически назидательного, а
непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм
поведения в природном окружении. Достигается путем органического сочетания
отдыха и познания во время движения по маршруту тропы

Экологическая тропа – это
место диалога человека с природой, средство пропаганды экологически грамотного
поведения. Она необходима для сохранения, восстановления и изучения
естественных и благоустройства естественно-антропогенных экосистем.
Экологические тропы позволяют вести длительные наблюдения. Иногда для изучения
процессов и выявления закономерностей исследователю требуется несколько лет.
Экологическая тропа незаменимый помощник сотрудника заповедника и учителя. В
непринужденной атмосфере посетители тропы учатся непосредственно воспринимать
гармонию природы, впитывать ее мудрость и усваивать уроки.

Новизна
выпускной квалификационной работы определяется разработкой
методических рекомендаций по использованию образовательного потенциала
экологических троп в преподавании биологии, которые могут быть внедрены в
педагогический процесс общеобразовательных учреждений.

Объект
исследования: процесс преподавания биологии в среднем
звене школы.

Предмет
исследования: образовательный потенциал экологических
троп в преподавании биологии.

Цель
работы: на основе анализа теоретических данных и анализа опыта
использования образовательного потенциала экологических троп в преподавании
биологии сформулировать методические рекомендации.

Задачи
исследования:

1. Представить виды и типы экологической
тропы.

2. Рассмотреть экологическую тропу как
средство формирования экологической культуры и рационального
природопользования.

3. Проанализировать сущность экскурсии и ее
структуру.

4. Рассмотреть экологическую экскурсию как
средство формирования экологической культуры.

5. Представить опыт использования
образовательного потенциала экологических троп в преподавании биологии.

6. Сформулировать рекомендации по
использованию образовательного потенциала экологических троп в преподавании
биологии.

Методы
исследования:

— анализ теоретико-методологической
литературы по проблеме исследования;

— анализ педагогического
эксперимента.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе работы над темой
можно сделать вывод, что работа с экологическими тропами на уроках биологии и
географии рассматривается как дополнительный фрагмент или же целый урок, если
это возможно по школьной программе.

Работа на экологических
тропах это возможность наглядно показать ученикам живую природу, что помогает
им лучше усвоить материал на практических занятиях, используя деятельностный
подход. Экологическая тропа создается детьми, прежде всего, для самих же детей,
ради их обучения и воспитания. Это одна из форм организации их деятельности в
системе экологического образования и воспитания. Если она правильно
организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие
возможности, сочетать умственный и физический труд. Создание учебных
экологических троп способствует повышению научного уровня школьного
образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с
учебной программой, они помогают расширять и углублять знания, полученные на
уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на
практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство
природной среды и человека.

На учебной тропе обучение
и воспитание сливаются в единый процесс. Школьники усваивают здесь не только
научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с
природопользованием. На экологической тропе постоянно создаются условия для
сочетания мысли, чувства и действия.

Работа на тропе помогает
реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьника
трудолюбие и уважение к труду. Школьники не только расширяют свои
естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в
процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда,
прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей
и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится
участие школьников в улучшении общего состояния природы в зоне экологической
тропы.

Создание учебных
экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки,
умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе,
направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени –
оптимизации отношений человека с природной средой. Экологическая тропа – это
перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей,
пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная
жизненная позиция.

По итогам выполнения
выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении
цели, что позволило на основе анализа теоретических данных и анализа опыта
использования образовательного потенциала экологических троп в преподавании биологии
сформулировать методические рекомендации.

Для достижения
поставленной цели были решены следующие задачи:

— были представлены виды
и типы экологической тропы;

— была рассмотрена экологическая
тропа как средство формирования экологической культуры и рационального
природопользования;

— была проанализирована сущность
экскурсии и ее структура;

— была рассмотрена экологическая
экскурсия как средство формирования экологической культуры;

— был представлен опыт
использования образовательного потенциала экологических троп в преподавании
биологии;

— были сформулированы рекомендации
по использованию образовательного потенциала экологических троп в преподавании
биологии.

Таким образом, цель
работы была достигнута, а задачи реализованы в полном объеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Методические аспекты использования экологических
троп в преподавании биологии 1.1 Экологическая тропа как средство
формирования экологической культуры и рационального природопользования На экологических тропах формируются такие понятия как: экологическая
культура, рациональное природопользование, формы жизни организмов, природные
сообщества, охрана окружающей среды.

Проанализировав школьные учебники по биологии и географии можно сделать
вывод, отдельного урока по экологической тропе нет. Но есть темы уроков, к
которым в дополнение, если есть свободные часы по школьной программе, можно провести
урок-экскурсию по экологической тропе.

Таблица, отражающая, как определенный урок можно провести на экологической
тропе, представлена ниже. Таблица 1

Экологическая
тропа как средство формирования экологической культуры и рационального
природопользования Класс, автор учебника Тема урока Как связать с экологической тропой Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы. В 2 ч. Ч. 1.
Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. 2013 год. Влияние человека на растительный покров Земли Тема изучается в начале учебного года, поэтому можно использовать, как
ознакомительная экскурсия, рассказать о растениях, что нас окружают Жизненные формы и продолжительность жизни растений Познакомить ребят с жизненными формами растений, которые растут с нашей
местности. Тема так же изучается в начале года

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы