Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Русский язык

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Образ русского офицера XIX века: языковое и художественное воплощение дидактического подхода.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Художественный образ как часть литературного произведения. 6

1.1.   Понятие художественного
образа в филологии. 6

1.2.   Специфика воплощения
художественного образа в литературном произведении  11

1.3.   Причины обращения к образу
русского офицера в литературе XIX  столетия  27

Глава 2.
Анализ образа офицера в художественной литературе. 32

2.1. Образ
русского офицера в «Севастопольских рассказах» Льва Толстого  32

2.2.
Отражение образа офицера в произведении 
А. П. Чехова «Три сестры». 38

Глава 3.
Дидактический потенциал образа русского офицера на уроках литературы   43

3.1.   Особенности раскрытия
образа в школьной программе. Анализ УМК.. 43

3.2.   Разработка урока. 55

Заключение. 61

Список
литературы.. 63

  

Введение:

 

Глобализация
международной культуры приводит к формированию коммуникативного пространства
нового типа. С одной стороны, это коммуникативное пространство позволяет людям
преодолевать многие границы: границы языка, культуры, национальных обычаев и
традиций. С другой стороны, формирование глобального коммуникативного
пространства приводит к изменению традиционной системы внутрикультурной
коммуникации. Это, в свою очередь, приводит к разрушению местных культур.
Верно, что «границы семиосферы – это «самые горячие точки» семиозиса» [4, c. 71]. Но некоторые исследователи
считают современное коммуникационное пространство отличным от того типа
семиосферы, о котором Юрий Михайлович Лотман упоминал в своих работах.
«Семиосферные предполагаемые культуры отличались друг от друга, и это было предварительным
условием для их общения. Современное коммуникативное пространство, напротив,
создает новые правила и средства коммуникации, заставляя культуры использовать
этот «язык».

Культурное поле общения
расширяется, и диалог в нем идет по принципу признания самого доступного и
почти всегда похожего содержания. Это поле общения управляется общими
стереотипами, общими параметрами поведения, простейшими составными частями
общего доступа» [2].

Энциклопедические знания,
необходимые участникам межкультурного общения, последовательно превращаются в
конкретные вербальные и невербальные стереотипы и клише. Обращение к культурным
кодам помогает осознать особенности русской культуры, оценить взгляд на нее в
отражении русской литературы.

Классические представления
об образе офицера выступают материалом для конструирования нового
коммуникативного пространства. Сказывается это и на образе главного героя, что
приводит к тому, что происходит расширение типичного представления о русском
офицере.

Эти когнитивные характеристики
различаются национально-культурными битами языковой информации в общероссийском
языковом типе языковой идентичности, на семантическом уровне ее структуры.
Точно так же они работают «на высшем мотивационном уровне структуры языковой
идентичности, определяющей национально-культурную мотивацию дискурсивного
поведения» [5].

Для россиян классическая
литература — это больше, чем способ выучить язык или скоротать время. Некоторые
классические предметы, которые преподаются в школе, играют важную роль в формировании
культурной идентичности нации, и русские люди  часто ссылаются на них, сравнивая с
аналогичными ситуациями, чтобы охарактеризовать человека, поговорить о любви
или ненависти или просто использовать идиому или пошутить.

Коммуникативные
фрагменты, создающие образ персонажа, входящие в его дискурс, позволяют оценить
такие когнитивные характеристики, как память, аналитические качества, а также
способность понимать иностранного собеседника. Другими словами, анализируя
коммуникативные фрагменты, которые входят в дискурс текстового персонажа, мы
выявляем когнитивные особенности персонажей, влияющие на их коммуникативный
потенциал в родном и зарубежном коммуникативном пространстве.

Полученная информация
впоследствии воплощается в контексте обучения данного образа на уроках
литературы.

Объект исследования –
образ русского офицера XIX
века.

Предмет исследования – языковое
и художественное воплощение образа русского офицера. Цель данной работы –
рассмотреть языковое и художественное воплощение образа русского офицера. В
соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Дать
характеристику понятию художественного образа в филологии,

2. Проанализировать
особенности конструирования художественного образа в литературе,

3. Выявить
причины обращения к образу русского офицера в культуре,

4. Подвергнуть
анализу отражение образа русского офицера в различных произведениях.

5. Раскрытие
образа русского офицера в контексте обучения русской литературе.

Образы русского офицера в
литературе анализировались во многих исследованиях (Десятов, 2009, 2010;
Десятов, Карпухина, 2014; Карпухина, 2003а, 2003б, 2010а, 2003б, 2011, 2014,
2015; Ранчин, 2013; Кривусова, 2014).

Новизна работы: В работе
рассматривается важность образа русского офицера для русской литературы и
русской культуры. Большая роль в формировании образа офицера как элемента
культурного кода заключена в литературе. Отражение образа русского офицера как
предмета обучения литературе ещё не было детально рассмотрено. Поставленные
задачи реализуются посредством следующих методов исследования: теоретических
(теоретический анализ психолого-педагогической литературы, изучение
программных, нормативно-правовых документов, сравнение, классификация,
обобщение), эмпирических (анализ педагогического эксперимента).

Теоретическая
значимость исследования заключается в том, чтобы обобщить проанализированные
языковые средства разных уровней, участвующие в моделировании одного из самых
важных образов русской литературы – образа русского офицера.

Практическая
значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть
использованы для дальнейших исследований особенностей образа русского офицера в
дидактическом аспекте.

Структура работы: работа
состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в данной
работе были подробно проанализированы и систематизированы современные данные
методической и психолого-педагогической литературы по вопросам обучения понятия
образа русского офицера в школе. Очевидно, что проблема обучения на основе
инновационных методов занимает многих психологов и методистов. Для того, чтобы обеспечить сравнение произведений, необходимо применить
сравнительный анализ, эвристический и поисковый методы, а также метод
творческого и вдумчивого чтения, который позволит сделать вывод о специфике
данного направления в литературе.

Мы активно использовали не только методы сопоставительного анализа, но и
методы эвристического анализа, которые помогают уточнить информацию по образу
как объекту филологии и сделать выводы о его значимости в литературном
процессе. Также широко задействовался исследовательский метод, на основании
которого осуществлялось сравнение произведений.

Были также изучены
предложения методистов и психологов по организации обучения литературе.

Проблема, поставленная
нами, оказалась очень актуальной.

Следует отметить,
что были решены следующие задачи:

1. Изучены данные педагогической,
психологической и методической литературы по проблеме.

2. Проанализированы способы представления
образа как филологической категории.

3. Разработаны методические рекомендации по
оптимизации организаций образовательной деятельности по сравнению произведений.

Проанализировав все
этапы создания проекта, можно заключить, какой способ изучения монологическому
высказыванию является наиболее эффективным. Работая на основе технологии
конференции, учащиеся изучают новые термины, самостоятельно осуществляют поиск
необходимой информации, анализируют и систематизируют ее, а также осуществляют
рефлексию.

Нами были созданы
такие условия для формирования понимания сути образа русского офицера и
возможностей его представления:

1. Обобщать и
систематизировать информацию.

2. Сообщать
информацию и выражать свое мнение по теме.

3. Приводить
аргументы в защиту своей точки зрения.

4. Анализировать
полученную информацию.

Также необходимо
подчеркнуть, что технология предполагает различные формы работы: фронтальную,
индивидуальную и групповую. Групповая работа необходима для социализации
учащихся в обществе, развития у них умения работать в команде, также данный вид
работы помогает учащимся находить компромисс. Индивидуальная работа помогает
учащимся самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, обобщать и
структурировать ее, проводить самоанализ.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Художественный образ как часть литературного
произведения 1.1. Понятие
художественного образа в филологии На протяжении лет
проблемой образности занимались многие лингвисты, как зарубежные, так и
отечественные. Современные исследователи вносят неоспоримый вклад в разработку
данной проблемы, продолжая развивать и дополнять теорию образа, привнося в нее
новые тенденции.

Во время работы с
материалами и исследованиями по теме «образность» мы заметили, что в
современной науке существуют разные трактовки понятия «образ». Этот термин
часто употребляется в широком и расплывчатом смысле. Возможно, причина
заключается в том, что данный термин является объектом нескольких наук
одновременно и получает разное смысловое наполнение в зависимости от того, в
какой сфере научных знаний он используется. Впервые появившись в философии, в
процессе своего развития, данный термин стал объектом других наук, таких как
психология, литературоведение и лингвистика.

В настоящем исследовании
нас интересует образ как лингвистическая и 
литературоведческая категория, поэтому подробнее мы будем рассматривать
понятие «образ» с точки зрения этих наук. При этом мы будем идти от более
широкого понимания образа к более узкому, поэтому начнем рассмотрение
интересующего нас понятия с позиции литературоведения.

Говоря о природе образа,
исследователи отмечают, что главным его свойством является то, что образ
представляет собой некое отражение действительности. И. В. Арнольд в книге
«Стилистика. Современный английский язык» пишет: «Самое важное свойство образа
состоит в отражении мира в процессе практического его созидания». В
подтверждение своих слов исследователь дает свое определение рассматриваемому
понятию: «Образ  есть некоторая модель
действительности, восстанавливающая полученную из действительности информацию в
новой сущности»  [1, с.  113]. Многие исследователи солидарны с такой
трактовкой понятия «образ». Например, А. И. Федоров в своей монографии
«Семантическая основа образных средств языка» определяет образ как «наглядное
представление о каком-либо явлении, факте действительности, выраженное в
художественной форме» [21, с.  8].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы