Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Образ профессии в начале профессионального обучения (Тему надо скорректировать)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы представлений о профессии в психологической науке 6
1.1Понятие, сущность и структура социальных представлений о будущей профессии 6
1.2. Понятие и этапы профессионального становления субъекта труда 14
1.3 Психолого-аналитический обзор по проблеме представлений студентов-психологов о будущей профессии 20
Вывод по 1 главе 24
Глава 2. Организация исследования особенностей представлений студентов-психологов о будущей профессии на начальном этапе получения высшего образования 25
2.1 Методический замысел эмпирического исследования 25
2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ 30
2.3 Практические рекомендации по развитию позитивных представлений студентов-психологов о будущей профессии 44
Выводы по 2 главе 47
Заключение 49
Глоссарий 52
Список использованных источников 54
Приложения 58
Введение:
Введение
Проблема развития современного профессионала состоит в реализации его карьерного потенциала и возможность осуществить собственную конкурентоспособность на современном рынке труда. Активное управление карьерой в динамичных социально-экономических условиях — одно из ключевых условий профессионального и даже шире — жизненного успеха человека.
К молодым специалистам в современных условиях рынка предъявляется целый ряд требований: они должны иметь не только достаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки, но и отличаться социальной зрелостью, сохранять высокую эффективность в ситуации неопределенности и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рабочей среды.
Таким образом, актуальностью работы является проблема социальных представлений студентов о профессии, так как изучение социальных представлений позволяет определить, насколько у студентов спроектирован их профессиональный путь, а также определить динамику социальных представлений о профессии у студентов.
Степень разработанности проблемы. Исследования, посвященные изучению представлений студентов о профессии, проводились не однократно. Так, Черемис Д.Ю. проводил исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза. Было выяснено, что одни выпускники вузов не знают о способах планирования своей карьеры, не имеют практики планирования, но задумывались о своем карьерном росте.
Проблемой исследования карьеры также занимались: Ф. Парсонс, Ш. Бюлер, Д. Сьюпер, Эрик Эриксон, Абрахам Маслоу, А.К. Маркова, Е.А. Климов, А.М. Кухарчук, Е.А. Могилёвкин, А.В. Леонова, Н.С. Пряжников и другие.
Объектом исследования являются представления о будущей профессии.
Предметом – особенности представлений студентов-психологов о будущей профессии на начальном этапе получения высшего образования.
Гипотеза исследования: социальные представления о профессии у студентов психологов 1 и 3 курсов различаются.
В связи с этим мы ставим своей целью: выявить социальные представления студентов психологов о будущей профессии на начальном этапе получения высшего образования, с целью применения полученных результатов в методике работы со студентами.
Поставленная цель реализуется в следующих задачах:
— рассмотреть сущность социальных представлений;
— проанализировать профессию как объект психологического исследования;
— изучить социальные представления о профессии студентов 1 курса;
— изучить социальные представления о профессии студентов 3 курса;
— провести сравнительный анализ социальных представления о профессии студентов 1 и 3 курсов.
Новизна данной работы состоит в том, что в работе приводится систематизированный материал по проблемам социальных представлений; в работе рассматривается карьера как предмет психологических исследований; в работе представлен комплекс методов исследования, направленных на изучение социальных представлений о карьере. В целом, работа позволила проанализировать и систематизировать методы и методики исследования представлений о профессии.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что собранные и проанализированные данные могут быть использованы в ходе прочтения курсов «Психология труда», «Возрастная психология», «Психология профессионального самоопределения», «Психология карьеры».
Эмпирическая база исследования: Студенты 1 и 3 курса Частного образовательное учреждение высшего образования «АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА» кафедра социально-гуманитарных дисциплин. Направление «Психология». Количество респондентов — 60 человек.
С целью исследования особенностей представлений студентов – психологов о будущей профессии мы использовали следующие методики:
— Опросник «Якорь карьеры» Э. Шейна (перевод и адаптация В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой);
— Метод «Семантического дифференциала»
— Анкета на определение отношений к карьере.
На защиту выносятся следующие основные положения, являющиеся новыми или содержащие элементы новизны:
— в результате проведение теоретического анализа проблемы представлений о профессии в психологической науке изучено понятия, сущность и структура социальных представлений о будущей профессии, выделены этапы профессионального становления субъекта труда. Также, предположено, что если деятельность по своим характеристикам совпадает с мотивационными, эмоциональными, коммуникативными характеристиками человека, он испытывает удовлетворение; в противном случае эмоциональное напряжение может привести к негативным последствиям: конфликтной ситуации, невротизации, психологическому заболеванию.
— в ходе организации та проведения исследования особенностей представлений студентов-психологов о будущей профессии на начальном этапе получения высшего образования предположено, что социальные представления о профессии у студентов психологов 1 и 3 курсов различаются.
Структура работы состоит с двух глав, введения, выводов, литературы, глоссария, приложений.
Заключение:
Заключение
Анализ психологической литературы подтвердил актуальность темы исследования, заключающейся в проблеме исследования представлений населения о страховании.
Теоретический анализ показал, если деятельность по своим характеристикам совпадает с мотивационными, эмоциональными, коммуникативными характеристиками человека, он испытывает удовлетворение; в противном случае эмоциональное напряжение может привести к негативным последствиям: конфликтной ситуации, невротизации, психологическому заболеванию. [25]
Перед студентом-психологом, при выпуске из учебного заведения, при начале профессиональной карьеры, вопросы выбора собственного уникального пути «Кто я? Чего я хочу? Что я могу сделать? «… Молодые люди часто очень остро ощущают потребность реализовать себя, это носит кризисный характер. Столкновение выпускника с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям. Также нередко молодой человек довольно долго продолжает цепляться за «детскую позицию», ожидая, что все придет к нему само по себе в соответствии с его желаниями, он ничего не хочет делать, а если что-то сделает, так что для собственного удовольствия.
В будущем мы планируем изучить концепцию карьеры среди студентов 5 курса, это позволит нам изучить динамику представлений о карьере на протяжении всего периода обучения.
1. Социальные представления, развиваемые посредством внутригруппового взаимодействия и общения, являются своего рода «теориями» или «способами мышления». Представления также можно определить как ментальные конструкции, которые имеют когнитивную, символическую, образную и аффективную нагрузку, такую как знания, отношения, убеждения по отношению к объекту. Причем объектом презентации могут быть как предметы, события и явления, так и группы.
2. Профессия — это субъективно осознанные собственные суждения сотрудника о своем трудовом будущем, ожидаемых способах самовыражения и удовлетворенности работой. Есть два типа профессии: профессиональная и внутриорганизационная. Многомерность профессии выражается в ее наполненности различными составляющими. Профессия сочетает в себе такие направления деятельности, как повышение уровня профессионального, личностного, общекультурного развития, деятельность по самопрезентации, саморекламе, формирование, укрепление и поддержание необходимых связей. Все вышеперечисленное способствует тому, что реальный внутренний рост заметен и отражается в форме внешнего роста (продвижение по службе, заработная плата). Полноценный карьерный рост невозможен без содействия карьерной среды, направленной на обеспечение необходимых условий для роста и реализации растущего потенциала личности. [24]
3. Для студентов-психологов 1-го курса главными ценностями в построении карьеры являются ценности служения на благо других и профессиональная компетентность. Студенты-психологи 1-го курса описывают свою карьеру как активную, хорошую, упорядоченную, напряженную и умную.
4. Для студентов-психологов 3-го курса главными ценностями в построении карьеры являются ценности стабильности работы и интеграции образа жизни. Студенты 3-го курса описывают свою карьеру как интенсивную, трудную, интересную, сильную и умную.
5. Студенты-психологи 1 и 3 курса демонстрируют высокую готовность к смене места жительства при построении карьеры, а также низкую ориентацию на предпринимательскую деятельность. Различия в представлении о карьере у студентов 1 и 3 курса фиксировались по шкале «Менеджмент». Таким образом, показатели по шкале «Менеджмент» у студентов 1 курса выше, чем у студентов 3 курса. Это демонстрирует желание первокурсников узнать о нескольких функциональных направлениях. Кроме того, студенты 1 курса больше ориентированы на то, чтобы приносить пользу людям и обществу, чем студенты 3 курса. Студенты 1-го курса имеют менее сложную и менее сложную карьеру, чем студенты 3-го курса. Студенты 1-го курса видят свою карьеру более счастливой, лучшей, более активной и чистой. Студенты 1-го курса характеризуют карьеру как яркую, дешевую, злую и упорядоченную, а студенты 3-го курса описывают свою карьеру как темную, дорогую, добрую и хаотичную.
Что объединяет студентов обоих курсов в описании своей карьеры, так это их заинтересованность в высоком финансовом положении, признании, высоком статусе, для них важна возможность самореализации и личного развития. Также важны возможность сделать карьеру, успешность деятельности, достижение цели. В то же время небольшой процент студентов относит свою карьеру к категории «Будущее», что указывает на важность карьеры еще на этапе обучения
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы представлений о профессии в психологической науке
1.1Понятие, сущность и структура социальных представлений о будущей профессии
Процесс познания невозможен без представлений, которые являются промежуточным этапом познания, звеном диалектического перехода от чувственного уровня к рациональному и наоборот.
Во французской социальной психологии возникла концепция социальных представлений, которую разработал С. Московичи при участии Дж. Абрика, Дж. Кодол, В. Дуаз, К. Герцлиш, Д. Жодале, М. Плона и другие.
Идеологическим источником концепции социальных представлений является социологическая теория Дюркгейма. Э. Дюркгейм в своей системе конкретизирует идею «соцреализма»: «Нам необходимо, — подчеркивает он, — рассматривать социальные явления в себе, отделяя их от субъектов, которые сознательны и представляют их, их нужно изучать как внешние объекты, поскольку они предстают перед нами »[30].
Теория социальных представлений подробно разработана С. Московичи. Его книга «Психоанализ, его образ и публика» открыла «эру социальных представлений».
Дюркгеймовский метод изучения социальной жизни через коллективные представления чрезвычайно близок С. Московичи. С. Московичи призывает изучать психологические процессы на уровне общества: «Отправной точкой для изучения общества является само общество, хотя большинство социальных психологов все еще думают иначе». Ключевым понятием концепции является концепция социальной репрезентации, заимствованная из социологического учения Э. Дюркгейма. Одно из устоявшихся определений понятия «социальная репрезентация» — это интерпретация С. Московичи этого феномена как сети концепций, утверждений и объяснений, возникающих в повседневной жизни в процессе межличностного общения. Значение термина «репрезентация» в теории