Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Литература

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Образ дома в прозе Н.И. Фотьева

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Образ
дома в фольклоре  и русской классической
литературе XIX–XX
веков.. 9

ГЛАВА 2. Дом
как «центр мироздания» в прозе  НИКОЛАЯ
Фотьева   28

2.1 Образ дома в рассказе «Мужчины в доме». 28

2.2 Роль интерьера и предметная деталь в повести. 39

2.3 Роль антитезы в создании
образа дома в повести «За отчим порогом». 51

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ.. 70

3.1
Разработки методического вспомогательного материала для изучения творчества
Николая Фотьева. 70

3.2 Словарь
языка Николая Фотьева. 72

3.3
Кроссворд по произведениям Н. Фотьева. 74

3.4 Занятие по внеурочной
деятельности «Рассказ по пословицам из книг писателя»  76

3.5 План
подготовки литературной  гостиной:
встреча с Николаем Фотьевым  79

3.6 Технологические карты уроков по теме: Н. И. Фотьев. Рассказ «Мужчины в доме». 81

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 89

ЛИТЕРАТУРА.. 94

  

Введение:

 

«У
каждого времени свои песни и свой Пушкин»[1], свои кумиры и
«эмблемы».  Меняются поколения,
стремительно обновляется мир, но одно остается неизменным – понятие дома,
который каждый человек, понимая и ощущая по-своему, создает для себя сам.

«Первые
слова Пушкина, когда он узнал, что рана его смертельна, были: “Мне надо
привести в порядок мой дом”. Дом для поэта ценность важнейшая, коренная… Дом –
жилище, убежище, область покоя и воли, независимость, неприкосновенность. Дом –
очаг, семья, женщина, любовь, 
продолжение рода, постоянство и ритм упорядоченной жизни, «медленные  труды». 
Дом – традиция, преемственность, отечество, нация, народ, история. Дом,
«родное пепелище», – основа «самостоянья», человечности человека, «залог
величия его», осмысленности и неодиночества существования»[2]. Тема
дома, как и многие другие актуальные темы отечественной литературы:
нравственности, подвига, гуманизма, любви к природе, родной земле и людям, –
можно назвать основными – вечными – в творчестве писателей нашей страны, особое
место среди которых занимает амурский писатель Николай Фотьев, родившийся, как
Василий Шукшин, на Алтае. В большой семье Фотьевых работали все, даже дети с
малых лет были приучены к тяжелому крестьянскому труду, хотя многие годы семья
прожила в сильной нужде. Однако любовь и уважение к труду, «деловитость и
хозяйственность во всём» сохранились и у самого Фотьева, и у многих
представителей его поколения на всю жизнь. Позднее о своей судьбе, и о
непростом времени детства, отрочества и юности в частности, писатель расскажет
во многих своих прозаических произведениях – повестях и рассказах, и лучшие, на
наш взгляд, страницы его творчества – это повествование о детях и подростках,
которые, наравне со взрослыми выполняя порученную им работу, учатся у старших
быть сильными и выносливыми, мужественно взрослеют и закаляют характер.

Картины
алтайской деревни первой половины XX века, довоенного и послевоенного времени,
трудного восстановления страны на амурской земле в городе и селе, во многом
автобиографичные, постепенно уходят в прошлое, становясь историей нашей страны,
о которой современники практически уже ничего не помнят или не знают. Именно
поэтому наше внимание привлекло творчество Николая Фотьева, амурского
баснописца и прозаика.

Н. С. Назарова в своем
научном исследовании «Поэтика жанров в творчестве Н. И. Фотьева»[3] абсолютно точно, на наш
взгляд, обосновала необходимость изучения творчества писателя: по мнению
амурского писателя А. Воронкова Николай Фотьев один “из самых плодовитых и
талантливых мастеров слова современности”, которого по праву можно считать “классиком
отечественной литературы”[4].
Вряд ли это высказывание является бесспорным, поскольку классика «опознаётся
лишь извне, со стороны, из другой, последующей эпохи»[5]. Однако в главном, на наш
взгляд, А. Воронков прав: творчество Н. Фотьева – значительное явление
литературной жизни России второй половины XX столетия.

По мнению Н. С.
Назаровой, «в недрах региональной литературы рождались и рождаются… поистине
великие писатели, в творчестве которых затронуты проблемы национального масштаба…
Несмотря на то, что в произведениях писателя воссоздан амурский или алтайский
колорит, проблемы, затронутые им, не носят локального характера. Они всегда
злободневны и общенациональны»[6]. [1]
Непомнящий В. С. Под небом голубым. «Пророк» и его автор. Москва:
Издательский центр МГИК, 2019. [2]
Там же. [3]
Назарова
Н. С.  Поэтика жанров в творчестве Н. И.
Фотьева : авторефер. дис. … канд. филол. наук : специальность 10. 01. 01 Рус.
лит. – Благовещенск, 2006. [4] Воронков, А. Реки радости Николая Фотьев // Проспект
Пушкина. 2003. 29 авг. С. 5. [5]
Хализев, В. Е. Теория литературы: учебник. М., 2000. С. 123. [6]  Назарова Н. С.  Поэтика жанров в творчестве Н. И. Фотьева : авторефер.
дис. … канд. филол. наук : специальность 10. 01. 01 Рус. лит. – Благовещенск,
2006.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Писателя всегда волновал образ дома как центра
мироздания. Доскональное знание народной жизни и ее законов, народных
характеров и ее психологии, настоящая любовь к родной земле позволили Н.
Фотьеву подобрать тонкие краски художественного мастерства и затронуть такие
струны читательской души, которые никогда не умолкнут в сердце человека,
узнавшего его героев.

В его произведениях мы видим героев, которые
олицетворяют собой душу народа до самых ее глубин.

2021 и 2022 год являются юбилейными для
рассказа Фотьева «Мужчины в доме» и повести «Отчий дом». Этим обосновывается и
наше обращение к творчеству Николая Фотьева: вызвать интерес к прозе амурского,
незнакомого россиянам писателя, пробудить желание посмотреть на его героев,
взять на вооружение для себя лично что-то нужное и ценное, без чего невозможно
состояться человеку как личности, попытаться донести до современных читателей
те особенности мастерства писателя, которые позволяют охарактеризовать его как
мастера и определить для себя свое отношение к теме дома как вечной теме
литературы.

Целью нашей работы было изучить
особенности изображения дома как центра мироздания в прозе Н. Фотьева на
примере его повестей и рассказов.

Поставленная
цель была достигнута путем решения следующих задач;


изучены работы литературоведов о творчестве Н.
Фотьева;


проанализировано, как в прозе Н. Фотьева рассматривается «вечная» тема дома как
центра мироздания;


выявлены особенности стилистического рисунка произведений Фотьева, в частности
роль интерьера, предметных деталей и антитезы в создании образа дома;

– дана оценка гуманистическому
мировоззрению Н. Фотьева, основанному на нравственных началах, что чрезвычайно
актуально и для нашего времени.

Итоговые выводы нашей работы таковы:

Проза Н. Фотьева – хорошая,
добротная беллетристика, продолжающая традиции «деревенской прозы». Рассказы и
повести писателя не обладают художественной масштабностью и ярко выраженной
оригинальностью, но в них затронуты проблемы своей страны и эпохи, отвечающие
духовным и интеллектуальным запросам современников. Подобного рода
беллетристика, по словам В. Г. Белинского, «выражает потребности настоящего,
думу и вопрос дня»[1]
и в этом смысле подобна высокой литературе, с ней неизменно соприкасаясь.

Для достижения своей цели автор использует различные
приемы и средства изображения, в том числе антитезу, с помощью которой смог раскрыть
нам психологическое состояние человека в вечном противоборстве добра и зла,
долга и бесчестия, правды и лжи, помогая, таким образом, и нам становиться
лучше и задумываться об истинных ценностях жизни.

1. Творческое
наследие Н. Фотьева – значительное явление в литературной жизни России. Он – писатель
национального масштаба, отразивший в своих произведениях целую эпоху в жизни
страны.

2. Творчество Фотьева –
«источник доброго», как и всякое подлинное искусство. Оно в самой основе своей «нравственно
именно потому, что вызывает в читателе, в зрителе – во всяком, кто его
воспринимает, – сопереживание и сочувствие к людям, ко всему человечеству»[2]

3. Интерьер и предметная
деталь, используемые в произведении, являются
не только средством художественного описания, но – и это главное –
способом  раскрытия идейного замысла писателя:
дом – центр мироздания.

4. Антитеза также становится
доминантой в творчестве писателя и позволяет автору раскрыть характеры героев,
их внутренний мир, а также в скрытой форме выражать мировоззренческую позицию
автора, заключающуюся в противостоянии несовершенству мира.

Каждый Дом, каждая семья живёт по
своим внутренним законам, возможно, лишённым значения для других. Но, тем не
менее, каждый человек, как и герои Фотьева, пройдёт «общий круг»: рано или
поздно ощутит радость, любовь, столкнётся с горем и даже смертью, постигнет,
что такое разлука, чужбина, горечь обид и непонимание, предательство и верность.

При этом так важно, как считает писатель, помочь
понять, что душа наполняется этими переживаниями и впечатлениями (потом это
становится воспоминанием о Доме твоего детства, твоём Доме), растёт и мужает в
них (чтобы стать «мужчиной в доме» и построить [1]
Цит. по кн.: Хализев, В. Е. Теория литературы. С. 161. [2]
Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С.
Лихачёв. – Москва : Детская литература, 1989. – 238 с.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Образ дома в фольклоре
и русской классической литературе XIX–XX веков

Эпиграфом
к первой главе нашей работы могли бы послужить слова известного
ученого-литературоведа Ю. М. Лотмана о том, что «история проходит через дом
человека, через его частную жизнь»[1].

Тема родного дома красной нитью
проходит через всю русскую литературу, и каждая эпоха наполняет ее новым
содержанием, новыми образами и оттенками. «Уже в
памятниках древнерусской литературы феномен Дома – постоянный объект
художественного осмысления»[2],
при этом образ дома и родной земли по своей сути неразделимы: мир древнерусской
истории – это мир, «в котором понятие Дома было сопряжено с понятием Отечества»[3]. И первым
подтверждением тому является «Слово о полку Игореве», исполненное «тоски и
скорби, гневного возмущения и страстного призыва»[4]
автора, переживающего за судьбу родины. Плач Ярославны – самый трогательный
фрагмент в «Слове…». Не удалось Ярославне уговорить мужа своего отказаться
от похода на половцев, и стал поход его поражением, а сам Игорь – полоненным. В
этом плаче – вся боль и грусть Ярославны, которая  дома ожидает своего мужа, «на стене рыдая
городской»[5]…

Далеко в Путивле на забрале,

Лишь заря займется поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру…

Однако даже в
плаче, в минуты стенания, в Ярославне, как и в любой жене воина, несокрушима
внутренняя сила. Образ Ярославны собирательный образ русской женщины Древней
Руси, которая в любую минуту готова помочь своему супругу.

В своем плаче
Ярославна обращается к силам природы – к ветру, Днепру, она просит природу
пожалеть Игоря и его войско и вернуть их домой.

Что ты, Ветер,
злобно повеваешь,

Что клубишь туманы
у реки,

Стрелы половецкие
вздымаешь,

Мечешь их на
русские полки?

«Днепр мой славный!
<…> Возлелей же князе, господине, /Сохрани на дальней стороне…»; «Солнце
трижды светлое! <…>Что ж ты войско князя удалое / Жаркими лучами
обожгло?»

 «В мифических представлениях древних славян
важное место отводилось дому, который оберегал человека от невзгод, внешнего
мира, создавал атмосферу защищенности и уюта»[6].

Герои русского
фольклора часто обращались к солнцу, ветру, воде как к живым, просили о помощи,
спасении, и природа помогала людям. Так, в русской народной сказке гуси– лебеди
уносят далеко от родного дома Иванушку, и силы природы помогают сестре найти
братца. Тема почитания родного дома,
отца и матери, красной нитью [1]
Лотман Ю. М. О
понятии географического пространства в русских средневековых текстах – СПб.,
2005. [2]Радомская Т. И. Дом и
Отечество в русской классической литературе первой трети XIX в. Опыт духовного,
семейного, государственного устроения. М.: Совпадение, 2006. – 240 с. [3]
Там же. [4]
Лихачёв Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени: Монография. – 2-е
изд., доп. – Л.: Худож. лит., 1985. [5]
Заболоцкий Н. А. Стихотворения и поэмы. 
– Пермь, 1986. [6]  Филиппова О. Е.  Образ дома в русской литературе. Методический
комментарий. – URL:
https://pedsovet.su/liter/47330_dom_v_literature_20veka

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы