Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
930160
Введение:
ыпускная квалификационная
работа посвящена вопросам обогащения речи младших школьников фразеологическими
оборотами.
Сегодня школа требует от
ребенка высокого уровня умственного развития, который необходим для успешного
усвоения программы начальной школы. Даже первоклассник должен владеть устной
речью, уметь правильно и точно выражать свои мысли, четко и понятно отвечать на
поставленные вопросы, полно, последовательно, связно и выразительно передавать
содержание прочитанного, логично и содержательно рассказывать по картине,
самостоятельно и творчески придумывать свои маленькие сочинения. Поэтому
целенаправленное формирование речи имеет важнейшее значение в общей системе
школьного образования. «Умение связно говорить развивается при целенаправленном
руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях» [21].
Речь
– социальное явление, средство общения и познания окружающего мира,
планирования действий. В процессе развития у ребенка обогащается словарь,
происходит овладение закономерностями словообразования, грамматики,
синтаксическими конструкциями, усваиваются лексика и фразеология.
Эти
средства языка используются для передачи знаний, в общении с окружающими людьми
в процессе деятельности. Использование фразеологизмов на уроках развития речи –
залог богатства речи ребенка, активной познавательной деятельности обучающихся.
Чем
раньше ребенок постигает секреты родного языка, тем быстрее и глубже открывается
для него национальная культура. Чтобы добиться свободного владения языком,
необходимо иметь достаточный словарный запас, частью которого и является
фразеология.
Без
фразеологии язык неполон, лишен своего колорита, образности. Отшлифованные
веками, фразеологизмы оказываются лучшим образцом для оформления собственных
мыслей. Помочь младшему школьнику овладеть этим богатством, хотя бы частично –
задача школы.
Большое
внимание фразеологическому материалу уделял К.Д. Ушинский, он считал
необходимым введение фразеологизмов в школьные учебные книги, начиная с «Азбуки»
с тем, чтобы «ребенок взглянул на предметы зорким глазом народа и выразился его
метким словом» [31, с. 39].
Уроки,
посвященные изучению фразеологизмов, пробуждают интерес, сочетают в себе
духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Однако в начальной школе,
по мнению Г.В. Бобровской, Е.А. Жестковой, Н.Н. Корсуновой и других методистов,
изучению фразеологизмов уделяется недостаточно внимания. Поэтому дети не могут
осознанно применять в своей речи устойчивые выражения и обогащать свой
лексический запас. А ведь овладение фразеологией является необходимым условием глубокого
овладения языком, его тайнами и богатством.
Таким образом, в процессе преподавания русского языка в
начальных классах возникает противоречие
между потребностями современной образовательной практики в
умениях младших школьников чувствовать выразительные возможности
фразеологизмов, определять их значение, пользоваться в своей речевой
деятельности, и отсутствием в учебной практике системы целенаправленного
развития этих умений.
Проблема исследования: разработка комплекса
упражнений для обогащения словарного запаса младших школьников фразеологизмами.
Цель
исследования: разработать комплекс упражнений, направленный
на обогащение речи младших
школьников фразеологизмами.
Объект исследования:
процесс обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках русского
языка.
Предмет исследования: комплекс
упражнений, направленный на обогащение речи младших школьников фразеологизмами
на уроках русского языка.
Гипотеза
исследования: изучение фразеологизмов на уроках
русского языка в начальной школе может способствовать развитию выразительности
речи детей, если:
— у младших школьников
формируется внимательное отношение к фразеологическим единицам, их употреблению;
— обучающиеся учатся воспринимать
изобразительно-выразительные особенности текста и оценивать их;
— дети приобретают опыт использования фразеологизмов
в собственной речи в разных речевых ситуациях.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть работу над фразеологизмами на
уроках русского языка в начальной школе как средство обогащения речи младших
школьников.
2. Изучить понятие «фразеологизм», объяснить
речевые обороты с использованием отдельных типов фразеологизмов.
3. Выявить традиционные подходы к
ознакомлению младших школьников с фразеологизмами на уроках русского языка.
4. Проанализировать сложившуюся практику
изучения фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе.
5. Организовать ознакомление младших
школьников с фразеологизмами.
6. Проанализировать результативность
проведенной экспериментальной работы.
Методы исследования:
теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования: анализ, обобщение педагогического опыта;
опытно-поисковая работа по проблеме исследования: наблюдение, качественный и
количественный анализ полученных данных, педагогический (констатирующий, формирующий и контрольный) эксперимент.
Заключение:
В
рамках данной работы описано
экспериментальное воздействие с помощью разработанного комплекса упражнений с
целью обогащения речи младших школьников фразеологизмами. [H1]
Фразеологические
единицы – особый разряд языковых единиц, объединенных общей функцией и
назначением: вызвать образное представление о предмете и дать ему эмоционально-экспрессивную
характеристику.
Среди
признаков фразеологических единиц отмечаются образность, эмоциональная
выразительность, экспрессивность и оценочный характер.
Однако
сами младшие школьники крайне редко в своей речи употребляют фразеологизмы,
поскольку фразеологизмы достаточно трудны для восприятия в данном возрасте,
имеют сложную по своей природе структуру, а также это обусловлено неумением
правильно включать фразеологизмы в связную речь.
Дифференциальные
признаки фразеологической единицы:
—
воспроизводимость;
—
устойчивость;
—
акцентологическая раздельнооформленность;
—
семантическая целостность;
—
экспрессивно-стилистическая и оценочная функция.
Современные
программы по русскому языку разработаны на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования.
В
содержании курса выделяется развитие умения говорить (культура речевого
общения), которое достигается за счет практического освоения курса при
нахождении в тексте средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов,
сравнений, метафор, фразеологизмов и осмысления их значения.
Согласно
анализу
действующих учебников по русскому языку и литературному чтению показал, что
принципы методики преподавания фразеологии как одного из составляющих системы
русского литературного языка реализуются в них частично и не системно [14]. [H2]
[H3] Систематическая
работа, проводимая в представленной форме, помогает сформировать среди учеников
позитивное отношение к учению, лучше представить и изучить сложный учебный
материал, усилить познавательная мотивацию, и оживить учебный процесс. Также
необходимо отметить, что при изучении материала, связанного с фразеологическими
единицами и оборотами крайне важно использовать междисциплинарные возможности
применения фразеологизмов, что также повышает включенность учеников в данную
тему и их заинтересованность в ней.
В ходе исследования был
проведен педагогический эксперимент, доказывающий заинтересованность младших
школьников в изучении фразеологии, их способность к пониманию и овладению
фразеологическими оборотами в процессе направленной педагогической работы с
помощью специально разработанного методического комплекса.
Как
результат работы с разработанным нами методическим комплексом предполагаем освоенность
фразеологизмов младшими школьниками, употребление ими устойчивых
фразеологических оборотов в собственной речи, в самостоятельных творческих
работах, от чего их речь станет более яркой и выразительной. [H1]К
сожалению, в Вашей работе пока этого нет. [H2]Зачем
нам эта Жесткова? Вы что, сами не можете посмотреть учебники?. [H3]Это
убрать как вывод в 2.3. после описания самого контрольного эксперимента.
Фрагмент текста работы:
Глава
1 Теоретические аспекты изучения фразеологизмов языка на уроках русского языка
в начальной школе 1.1 Работа
над фразеологизмами на уроках русского языка в начальной школе как средство
обогащения речи младших школьников Речь является важнейшей
характеристикой развития ребенка, служит средством коммуникации, способом
познания, передачи знаний от поколения к поколению, поэтому так важно понимание
ее функций и особенностей развития. Изучению структуры речи, ее характерных
особенностей на разных этапах развития ребенка посвящены исследования
психологов, педагогов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина,
М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина, и др. [11]
Речь
конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать
определённым требованиям. Правильность речи – это соответствие принятым в
литературном языке законам, правилам, нормам и коммуникативным качествам речи.
Для
обогащения речи школьников необходимо развивать коммуникативные качества речи –
такие свойства речи, которые помогают организовать общение и сделать его
эффективным. К основным коммуникативным качествам речи относят богатство и
разнообразие, точность и понятность, чистоту, уместность, логичность,
выразительность. Каждое из этих качеств проявляется в речи в разной степени и в
разных соотношениях с другими свойствами речи.
Согласно
Б.Н. Головину, богатство (разнообразие) речи — одно из главных компонентов
культуры речи, поскольку культура речи предполагает выбор языковых средств из нескольких
вариантов, а богатство речи дает возможности для осуществления этого выбора
[12]. Выразительностью речи называются такие
особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя
или читателя,