Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Таможенное дело

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Обеспечение продовольственной безопасности в условиях функционирования ЕАЭС

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретико-методические основы обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС 6

1.1. Основы и принципы коллективной продовольственной безопасности государств-членов 6

1.2. Приоритетные направления и меры обеспечения коллективной продовольственной безопасности государств-членов 16

1.3. Методические основы оценки продовольственной безопасности ЕАЭС 23

Глава 2. Анализ состояния коллективной продовольственной безопасности государств-членов ЕАЭС 36

2.1 Состояние продовольственной безопасности в странах ЕАЭС. Оценка уровня обеспечения продовольственной безопасности в рамках Союза 36

2.2 Модели экономического партнерства государств ЕАЭС 47

Глава 3. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в ЕАЭС и пути их решения 59

3.1. Факторы, способные оказать негативное влияние на состояние продовольственной безопасности 59

3.2. Разработка и обоснование направлений по улучшению состояния продовольственной безопасности в ЕАЭС 65

Заключение 73

Список использованных источников и литературы 78

  

Введение:

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена следующими факторами. Процессы международной экономической интеграции начались довольно давно и были вызваны развитием и углублением международного разделения труда. Развиваясь от простого обмена товарами к совместному ведению производства и управления в форме производственной и научно-технической кооперации, национальные хозяйства все больше переплетаются, становятся взаимозависимыми. Экономическая интеграция стран открывает широкие возможности для развития каждой страны, входящей в то или иное региональное объединение.

Одним из аспектов экономической интеграции является сотрудничество в аграрной сфере. Оно имеет важное значение в плане обеспечения продовольственной безопасности стран-участниц.

Не случайно страны постсоветского пространства – Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения, имея давний опыт сотрудничества в качестве республик бывшего СССР, объединились и в настоящее время развиваются в формате Евразийского экономического Союза (ЕАЭС).

Каждая страна имеет свои природно-климатические особенности, обладает определенным потенциалом для развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Такие преимущества, как уникальные сельскохозяйственные ресурсы, многолетний опыт управления разными отраслями АПК, научный потенциал ученых аграриев, выгоды специализации производства, а также возможности свободного передвижения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы по территории Союза, делают это интеграционное объединение конкурентоспособным.

За последние годы в ряде стран, в том числе постсоветского пространства, возникла опасность установления влияния иностранных компаний над некоторыми отраслями АПК, поэтому в рамках объединения одним из важнейших вопросов стало углубление сотрудничества в агропромышленной сфере с целью обеспечения продовольственной безопасности.

Продовольственная безопасность региональных объединений стран призвана содействовать обеспечению их продовольственной независимости, доступности продовольствия в необходимом количестве и качестве для поддержания активной и здоровой жизни населения объединения .

Обеспечение продовольственной безопасности Союза в целом возможно при обеспечении баланса национальных интересов стран-участниц.

Объект исследования – внешние и внутренние факторы обеспечения продовольственной безопасности в условиях функционирования ЕАЭС в современных условиях.

Предмет исследования – система экономических отношений, связанных с обеспечением продовольственной безопасности в условиях функционирования ЕАЭС.

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение и выявление проблемные аспектов обеспечения продовольственной безопасности в условиях функционирования ЕАЭС, а также предложения по их устранению.

Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть основы и принципы коллективной продовольственной безопасности государств-членов;

— изучить приоритетные направления и меры обеспечения коллективной продовольственной безопасности государств-членов;

— охарактеризовать методические основы оценки продовольственной безопасности ЕАЭС;

— исследовать состояние продовольственной безопасности в странах ЕАЭС. Оценка уровня обеспечения продовольственной безопасности в рамках Союза;

— проанализировать модели экономического партнерства государств ЕАЭС;

— выявить факторы, способные оказать негативное влияние на состояние продовольственной безопасности;

— провести разработку и обоснование направлений по улучшению состояния продовольственной безопасности в ЕАЭС.

Степень разработанности. Вопросы продовольственной безопасности в рамках функционирования ЕАЭС разрабатывали такие ученые как Артеменкова Н., Гринкевич Д., Лобанова Н., Осадчая Г. И., Вартанова М. Л., Рахимова М., Толстухина А., Шустов А. и другие.

Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен темой выпускной квалификационной работы, а также целями и задачами исследования.

В работе применяют методы эмпирического и теоретического исследования.

К теоретическим методам, направленным на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования, относятся теоретический анализ и синтез, конкретизация, индукция и дедукция, классификация, обобщение.

Теоретическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по вопросам обеспечения продовольственной безопасности в условиях функционирования ЕАЭС.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования данной выпускной квалификационной работы в процессе преподавания таможенного дела и других дисциплин таможенной специальности.

Структура работы. Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, трех глав и семи параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании данной выпускной квалификационной работы, а также приложений.

Первая глава работы раскрывает теоретико-методические основы обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС, во второй главе выпускной квалификационной работы проводится анализ состояния коллективной продовольственной безопасности государств-членов ЕАЭС, третья главы выпускной квалификационной работы посвящена проблемам обеспечения продовольственной безопасности в ЕАЭС и разработке путей их решения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Продовольственная безопасность является важнейшим структурным элементом системы экономической безопасности любого государства, и соответственно, неотъемлемой частью национальной безопасности.

Улучшение обеспечения населения продуктами питания представляет собой важную социально-экономическую задачу, решение которой имеет огромное значение на всех уровнях организации власти.

Продовольственная безопасность на современном этапе развития общества является одним из основных вопросов в научных и международных дискуссиях, а ее глобальное воздействие на основные экономические показатели стран стало более значимым.

Несмотря на то, что с годами продовольственная безопасность приобретает все большее значение, некоторые аспекты по-прежнему находятся в стадии изучения. Что еще более важно, само понятие «продовольственной безопасности» недостаточно определено из-за расплывчатых и чрезмерно широких определений.

Для измерения «продовольственной безопасности», как совокупной социально-экономической единицы, были предложены многочисленные показатели, однако неясно, отражают ли «данные показатели в равной степени различные аспекты продовольственной безопасности». Позволяют ли они в достоверной мере оценить тот самый уровень продовольственной безопасности государства, волнующий в настоящее время каждую мировую державу .

В 1996 году на Всемирном Продовольственном Саммите в Риме было введено определение понятию «продовольственная безопасность», как «ситуации в стране, когда все люди в любое время имеют физический, социальный и экономический доступ к достаточному, безопасному и питательному продовольствию, удовлетворяющему их диетические потребности и пищевые предпочтения для активной и здоровой жизни».

Интеграция государств Евразийского экономического Союза реализуется в целях устойчивого и эффективного развития национальных секторов экономики всех участников, что в стратегическом периоде должно привести к обеспечению высокого качества жизни населения, глобальной экономической безопасности стран Союза, переходу к новому технологическому укладу (информационному обществу, «цифровой экономике», здесь важно уточнить, что современные решения в управлении агросектором – практически все – опираются на IT).

Реализацию данных целей возможно осуществить только с учетом проведения единой экономической политики, обеспечения свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы стран, унификации правил финансирования в рамках стратегических отраслей народного хозяйства, в том числе в сфере агробизнеса.

Упрощение таможенного регулирования, обеспечение единообразия требований ветеринарного и фитосанитарного законодательства (в том числе государственного контроля в пунктах пропуска и на самой территории стран), содействие процессам согласования политики регламентов – все это способствует уменьшению транзакционных и кратковременных расходов, обеспечивает качество и безопасность произведенной в ЕАЭС агропродукции, определяет эффективность импортозамещения.

Система обеспечения продовольственной безопасности – комплексное понятие, предполагающее совокупность нормативных, организационных, эколого-экономических механизмов, применение которых будет обуславливать эффективное развитие производства, переработки, хранения, внешней торговли, справедливого распределения продуктов питания.

Возможность обеспечения ПБ зависит от определенных факторов, которые так или иначе «привязаны» к АПК: это уровень развития отраслей сельского хозяйства, экологические условия (факторы среды), наличие агротехнических средств и земельных ресурсов и др. ПБ, в свою очередь, формирует и обеспечивает «здоровую» среду для граждан страны.

Отметим, что важнейшей задачей любого государства является улучшение состояния духовно-нравственного, физического здоровья граждан, качественного повышения их уровня жизни. Понятно, что без здорового питания невозможно получить здоровую нацию.

Под здоровьем нации понимается состояние физического, экологического, социального и духовно-нравственного благополучия народа, как базового трудового ресурса экономического развития государства и носителя суверенитета страны .

Продовольственная безопасность существует, когда у всех людей есть физический и экономический доступ к достаточной, безопасной и питательной еде .

Таким образом, продовольственная безопасность является элементом национальной безопасности государства, формируемой в рамках экономической и аграрной политики.

На уровне ЕАЭС вопросы продовольственной безопасности регулируются Евразийской экономической комиссией — Департаментом агропромышленной политики.

Страны – участницы Союза ведут проактивную внешнеэкономическую деятельность в сфере обмена товаров сельского хозяйства, то есть потенциал для нивелирования выше приведенных рисков, несомненно, есть.

Так, сегодня в ЕАЭС уже декларируется согласованная агропромышленная политика (см. Договор о ЕАЭС, разд. XXV, ст. 95-96) с целью обеспечить. Она (в идеале) должна способствовать сбалансированному развитию рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия; справедливой конкуренции между субъектами предпринимательства, государственными предприятиями, прочими участниками данного рынка, по максимуму формирует нормативно-правовую защиту интересов производителей стран-участниц на внутреннем и внешнем рынках и др.

Однако, наличие проблем в сфере ПБ, все же дает основание, что еще не все ее цели реализованы, не все задачи решены.

В работе были рассмотрены барьеры, непосредственно влияющие на возникновение рисков формирования недостаточности ПБ в отдельных направлениях.

1) Собственно бедность населения, которая, в свою очередь, не дает возможности «приобретать» продукты по заявленной на рынке цене;

2) Препятствием также считаем возможное углубление дисбаланса между масштабом и показателями национальных экономик государств ЕАЭС. Наиболее значимую роль играет РФ, которую можно назвать крупнейшим поставщиком товаров на рынок Союза.

Отметим, что РФ обеспечивает 62,4% экспорта Союза, кроме этого, Россия — «второй» по размеру импортер — 34,1%. Конечно, эта ситуация способствует росту зависимости динамики внутреннего рынка ЕАЭС от показателей развития рынка России (как эффективных, так и «нестабильных»).

Эксперты отмечают, что рынок РФ на современном этапе находится в не самом хорошем положении (отмечаются кризисные явления, санкции третьих стран). Соответственно, возможны и скачки цен, и проблемы со сбытом, что также снова приводит к недостаточности показателей ПБ;

3) Проблемы с качеством поставляемых продуктов сельхозпроизводства.

Причина — не до конца решены вопросы по техническому регулированию в ЕАЭС, регламенты постепенно разрабатываются и предлагаются для исполнения производителям ЕАЭС, но при этом эксперты отмечают, что есть сомнения в их выполнимости.

Это связано с тем, что значительная доля продукции, поступающей, например, в Россию через государственную границу (например, в Псковской области), заявляется как белорусский экспорт, но на самом деле страной происхождения чаще всего, являются страны Европы (которые не могут в данный момент торговать с Россией отдельными видами продукции (в том числе и сельхозпродукцией) или Китай (обычно при заявлении экспорта из Казахстана).

4) Нельзя не упомянуть и влияние политического фактора на динамику развития рынка ЕАЭС. Мы знаем, что РФ в ответ на секторальные санкции ЕС, США и некоторых других стран уже введено продовольственное эмбарго.

При этом страны ЕАЭС не поддержали запрет на импорт продуктов из стран, на которые уже «наложены» санкции Россией на свою территорию. Все это способствовало развитию «правовых» коллизий. Например, когда запрещенные к ввозу в РФ продукты поставлялись на территорию других стран ЕАЭС (в первую очередь, в Беларусь), а затем реэкспортировались на территорию России как «белорусские».

Возможное решение этой проблемы нам видится в совершенствовании и согласовании правил определения происхождения товаров и развитии независимой наднациональной системы мониторинга, а также сертификации товаров и разрешении торговых споров.

Наличие данной проблемы приводит к недопониманию уже на уровне стран при формировании политики взаимной торговли, как результат – возможны срывы, отказы в поставках.

Как мы видим, проблемы продовольственной безопасности имеют определенную иерархию и соподчиненность, при этом тесно взаимосвязаны между собой: экономика — политика – дисбаланс в стратегиях и методах решения проблем.

Для разрешения проблем приводим следующие рекомендации:

1. Странам ЕАЭС (руководящему Департаменту агропромышленной политики ЕЭК) разработать план совместных исследований проблем сельхозпроизводителей, провести оценку спроса в отдельных регионах стран-участниц ЕАЭС; подключить молодых исследователей, использовать различные профессиональные интернет-площадки для сбора данных (опросы профессионалов и граждан в целом); возможно открыть гранты на подобные исследования с единой структурой показателей, методов и принципиальных решений по обработке;

2. На основании полученных данных разработать программу ЕАЭС по межгосударственной поддержке сельхозсектора, что позволит достичь максимальных объемов производства продукции и снизить риски недопоставок из третьих стран через балансировку торговых связей внутри Союза, что в дальнейшем будет способствовать укреплению и стабильности цен на данном рынке;

3. Представителям ЕЭК активнее способствовать организации межгосударственных кластеров, международных ассоциаций сельхозпроизводителей ЕАЭС;

4. Развивать и администрировать силами ЕЭК интернет-площадки, на которых участники агропромышленного комплекса стран ЕАЭС и другие участники (третьи страны) смогут производить обмен информацией о товарах, ценах, возможностях коллаборации, заключения договоров на поставки и т.д.;

5. Создать единый орган ветеринарного и фитосанитарного надзора в ЕАЭС, обеспечить его работу в рамках информационной системы ПродКод (прослеживаемость продукции агропроизводителей).

Считаем, что ЕЭК требуется также уделить большее внимание устранению нетарифных барьеров между странами – участницами ЕАЭС (учитывать требования «Белая книга»), способствовать развитию единой системы прогнозирования АПК, что, в свою очередь, обеспечит полноценное использование потенциала стран ЕАЭС в сфере поддержки высокого уровня продовольственной безопасности.

Предусматривается изучение факторов, непосредственно воздействующих на участников ВЭД — экспортеров для выявления проблем как организационных (взаимодействие с государственными органами власти), так и методических (не все информированы как грамотно осуществлять деятельность в отрасли сельского хозяйства в современных условиях).

 

Фрагмент текста работы:

 

1.2. Приоритетные направления и меры обеспечения коллективной продовольственной безопасности государств-членов

Вопросы увеличения эффективности собственного аграрного производства и объемов сельскохозяйственной продукции приобретают особую актуальность, поскольку способствуют решению задач по обеспечению продовольственной безопасности на всех уровнях.

Понятие продовольственной безопасности очень емкое, группирующее различные исследования, концепции и теории, с экономической точки зрения рассматривается в научных исследованиях в различных аспектах и охватывает широкий спектр вопросов от индивидуального до глобального уровня.

Продовольственная безопасность как показатель благосостояния государства – это обеспеченность населения продовольствием надлежащего качества в необходимых количествах, а также создание условий для поддержания потребления на уровне рекомендованных норм.

Федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации» определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни.

Для обеспечения соответствующей степени продовольственной безопасности российского населения порядка 80% потребляемых продуктов должны быть собственного производства. Согласимся с мнением Алтухова А.И., Вермеля Д.Ф., Усковой Т.В. и др., с точки зрения которых на сегодняшний день отсутствует единая унифицированная система показателей для анализа и оценки продовольственной безопасности на различных уровнях, потому как на каждом уровне есть определенный субъект управления со своими функциями, полномочиями, а мезо-уровню присущи еще и особенности ее обеспечения, такие как собственные внутренние возможности и резервы.

Обобщение результатов анализа дает возможность идентификации действующей стратегии развития регионального агропродовольственного комплекса, которая призвана решить задачи воспроизводственных процессов в аграрном секторе, от которых зависит степень региональной продовольственной безопасности и устойчивость территориального социально-экономического развития.

Для большого количества субъектов РФ сельское хозяйство выступает в качестве приоритетного сектора региональной экономики, обеспечивающего экономический рост и повышение качества и уровня жизни местного населения. Развитие аграрного сектора напрямую влияет на уровень продовольственной безопасности, поэтому далее считаем целесообразным рассмотреть роль аграрной политики, особенно с учетом того, что многие сельскохозяйственные стратегии проводятся с заявленной целью повышения продовольственной безопасности.

Во многих странах рыночные интервенции в сельскохозяйственном секторе (например, субсидии или экспортные ограничения) часто направлены на обеспечение продовольственной безопасности за счет самообеспечения производства продовольствия. Однако такая политика часто приводит к повышению цен на основные продукты питания, что негативно сказывается на продовольственной безопасности домашних хозяйств.

Многие меры поддержки не только не достигают своей цели, но и могут отвлекать государственные ресурсы от действий, которые могли бы ощутимо способствовать повышению продовольственной безопасности . Это включает в себя усилия по созданию более благоприятных условий для повышения производительности сельского хозяйства или развитию сельскохозяйственных инновационных систем для стимулирования роста производительности. Другие инвестиции, способствующие улучшению производства и доступности продовольствия, включают сельскую инфраструктуру и складские помещения, а также соответствующую подготовку кадров и консультативные услуги .

Сильные и эффективные системы повышения устойчивости и потенциала управления рисками в сельскохозяйственном производстве также имеют решающее значение для содействия укреплению продовольственной безопасности на национальном и глобальном уровнях.

Таким образом, приоритетным направлением и базовой задачей с позиции обеспечения населения продовольствием должно стать совершенствование региональной агропродовольственной политики, а сопутствовать в ее решении должны импортозамещение продовольствия, государственная поддержка предприятий аграрной сферы, процессы интеграции в сельском хозяйстве, пересмотр и корректировка действующей доктрины обеспечения продовольственной безопасности

Продовольственный вопрос, а также прямо связанные с ним аспекты сельскохозяйственного производства, социального обеспечения, аграрной политики в целом традиционно находятся «в центре внимания» Российского государства на всем протяжении его исторического развития. Многие отечественные реформы («крестьянская» реформа 1861 г., коллективизация в начале 1930-х гг., переход к рыночной экономике в течение 1990-х гг.) в той или иной степени были связаны с изменением управленческих и правовых подходов к организации агропродовольственной сферы. Особую актуальность сохраняют вопросы обеспечения продовольствием и на сегодняшний день. Обстановка «санкций» и «контрсанкций» во внешнеэкономических отношениях, недостаток бюджетного финансирования сельскохозяйственного производства, повышающиеся цены на продовольственные товары, несомненно, осложняют целенаправленную деятельность государства в агропродовольственном секторе.

Идея «продовольственной безопасности» как важного компонента общенациональной безопасности Российской Федерации, приобретает все большее значение. От уровня безопасности, достижения и соблюдения ее основных критериев прямо зависит общественное здоровье, возможность активного участия граждан в социально-экономической сфере, политическая стабильность внутри страны (вспомним многочисленные «хлебные» и «картофельные» бунты в истории России). В отличие от ранее действовавшего законодательства, новой Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ 21 января 2020 г. (далее — Доктрина), продовольственная безопасность обозначается как «состояние социально-экономического развития страны (п. 2 документа). На наш взгляд, это является значительным «шагом» к признанию продовольственного вопроса как комплексного, требующего не только сугубо экономических мер.

Необходимо учитывать также и политическую составляющую сегодняшней продовольственной политики. Российская Федерация является одним из крупнейших мировых экспортеров сельскохозяйственной продукции. Положительное влияние не только на объемы урожая, но и на перспективы расширения экспорта сельскохозяйственного сырья и продукции оказывает и текущая климатическая ситуация. Согласно Отчетам Всемирной продовольственной организации, мягкая зима способствовала увеличению посевных площадей и ранней всхожести озимой пшеницы, что, в свою очередь, позволило запланировать большие объемы экспорта на первую половину 2020 г. При этом основными «потребителями» экспортируемой пшеницы и других зерновых культур выступают страны, выступающие стратегическими партнерами Российской Федерации не только в сфере сельского хозяйства это прежде всего Турция, Южно-Африканская Республика, Исламская Республика Иран. Согласимся с Х.У. Белхароевым, указывающим, что «продовольственная безопасность страны становится серьезным геополитическим фактором» .

Соответственно, механизмам реализации аграрной политики Российской Федерации на международной арене уделяется значительное внимание. На наш взгляд, «регионализация» продовольственных функций внутри уже существующих межгосударственных региональных союзов может, при правильном их исполнении, укрепить геополитическое положение отдельных их участников. Интеграционные процессы внутри союзов способствуют также и развитию рынков сбыта сельхозпродукции, разрешению проблем занятости, технологизации сельскохозяйственного и пищевого производства. Перспективным направлением для Российской Федерации выступает, как представляется, участие в обеспечении коллективной продовольственной безопасности в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Концепция «продовольственного суверенитета», впервые зародившаяся в Западной Европе в 1970-х гг. и сформулированная в рамках Всемирного продовольственного саммита ООН в 1996 г. , заключается в необходимости преимущественной защиты интересов отдельного государства в целях гарантии своим гражданам права на питание как неотъемлемого компонента права на достойную жизнь. В сфере торговых отношений, продовольственный суверенитет предполагает защиту местного (национального) производителя пищевой продукции на внутреннем рынке, ограничение доминирующего положения импортных производителей, справедливый для «своих» производителей правовой режим использования необходимых для агропромышленного производства ресурсов (прежде всего, земли).

Несоблюдение этих требований, при решении проблемы предотвращения голода, развитие рынков сбыта одних государств-участников ЕАЭС на территории других, способно «пошатнуть» при этом национальную систему продовольственной безопасности, затрагиваются одновременно вопросы экономической и национальной безопасности. Фактически страна может оказаться в ситуации «продовольственной зависимости» от других государств, что, в свою очередь, влечет за собой утрату политического суверенитета (вспомним здесь тезис о продовольствии как важном факторе современной геополитики): любое «продовольственное эмбарго» со стороны «традиционного поставщика» автоматически вызовет глубокие социальные проблемы, повысит уровень политического недовольства, став манипулятивным инструментом со стороны богатых ресурсами стран. При этом, как отмечает В.С. Елисеев, ситуативная «замена» одних импортеров другими не решит коренной проблемы зависимости национального АПК от внешних поставок, не преодолеет «продовольственную экспансию» . Поэтому вопросам сохранения национальных продовольственных систем должно, как представляется, уделяться такое же повышенное внимание, как и развитию общерегиональных рынков сбыта сельхозпродукции.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы