Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Нравственное воспитание младших школьников в условиях внеурочной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения нравственного воспитания младших
школьников. 7
1.1. Психолого-педагогические и исторические аспекты нравственного
воспитания 7
1.2. Особенности нравственного воспитания младших школьников. 9
1.3. Формы организации нравственного воспитания младших школьников во
внеурочной деятельности. 14
Глава 2. Экспериментальное исследование нравственного воспитания младших
школьников в условиях внеурочной деятельности. 23
2.1. Организация и методы экспериментального исследования нравственного
воспитания младших школьников в условиях внеурочной деятельности. 23
2.2. Результаты экспериментального исследования нравственного воспитания
младших школьников в условиях внеурочной деятельности. 28
Заключение. 57
Список использованных источников. 59
Введение:
Одна из актуальных задач, стоящих перед
образовательными учреждениями России – подготовка ответственного гражданина,
способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь
и деятельность в соответствии с собственными интересами и учётом интересов и
требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно
связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника.
Этому способствует нравственное развитие и воспитание младших школьников,
органически входящее в учебно-воспитательный процесс. В тоже время нравственное
развитие и воспитание младших школьников являются одной из сложнейших задач
воспитания в условиях современного образовательного учреждения.
В современной ситуации развития общества,
когда всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности,
замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности,
проблема нравственного воспитания молодого поколения становится всё более
актуальной.
Ученики начальных классов начинают путь
своего нравственного воспитания в школе. Именно здесь у детей начинают
формироваться нравственные представления и убеждения, становятся постоянными
навыки и привычки поведения. Уже в эти годы у детей начинают формироваться
личностные и общественные ценности: честность, справедливость, дружба, патриотизм.
Ребёнок в школе не только осваивает программу, но также и чувствует,
переживает, оценивает себя и окружающих людей.
Очень важно организовать деятельность ребёнка во внеурочное время так,
чтобы он имел возможность познать себя и окружающий мир. Именно через данный
вид деятельности формируются нравственные ценности.
Классные руководители в образовательных
учреждениях осуществляют формирование нравственных ценностей, следуя
духовно-нравственной концепции. Концепция считается научно-методологической
основой разработки и осуществления ФГОС. По ФГОС НОО образование должно
содержать в себе развитие личности школьника, в которое входит создание образа
мира, ценностно-смысловых направлений и основы для морального выбора,
соответствующего нравственным ценностям.
Однако решение задач нравственного
воспитания в условиях внеурочной деятельности недостаточно исследовано. Всё
вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Нравственное
воспитание младших школьников в условиях внеурочной деятельности».
Проблема исследования заключается в
определении условий, которые могут обеспечить формирование нравственных
ценностей у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Цель исследования: изучить нравственное
воспитание младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс нравственного
воспитания младших школьников.
Предмет исследования: нравственное
воспитание младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении
о том, что процесс нравственного воспитания во внеурочной деятельности, в
частности, формирование нравственных ценностей младших школьников будет более
продуктивным, если соблюдаются следующие условия:
1. Организована деятельность, которая будет
способствовать формированию у младших школьников ценностного отношения к
явлениям жизни и пониманию социального и личностного смысла нравственных
ценностей.
2. Организована коллективная творческая
деятельность, направленная на развитие нравственных ценностей.
3. Созданы условия для расширения ценностного
пространства ученика в значимой для него деятельности.
Исходя из гипотезы исследования, нами были
поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую
литературу по вопросам нравственного воспитания младших школьников.
2. Изучить формы организации нравственного
воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Провести экспериментальное исследование
нравственного воспитания младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
4. Разработать и провести комплекс занятий по
формированию нравственных ценностей младших школьников в условиях внеурочной
деятельности.
Исследуемая
нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского,
Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова
и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного
воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания,
форм и методов нравственного воспитания. Такие исследователи как М.М. Гей, А.А.
Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др. освещают в своих работах также проблемы подготовки
будущих учителей к нравственному воспитанию школьников, что для нас особенно
важно.
Методы
исследования:
Для решения поставленных задач в работе
были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы
количественной обработки данных:
— теоретические методы (анализ, синтез,
обобщение);
— эмпирические методы (тестирование);
— методы количественной обработки данных
(количественно-качественные методы обработки данных, интерпретационные методы,
статистический анализ полученных данных).
В ходе выполнения экспериментальной части
исследования использовались следующие диагностические методики: методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»; методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой; анкета «Определения
мотивации» (Н. Лусканова); анкета по методике Н.П. Капустиной.
Выполнение работы проходило в
несколько этапов:
Первый этап – подготовительный
(сентябрь – октябрь 2020 г.). На данном этапе была изучена
психолого-педагогическая литература по теме исследования, определена цель и
задачи исследования, сформулирована гипотеза, выбрана экспериментальная база,
подобраны методики для эмпирического исследования.
Второй этап – основной (ноябрь
2020г. – март 2021 г.). На данном этапе было проведено эмпирическое
исследование.
Третий этап – заключительный (апрель
2021г.). На этом этапе были изучены данные, полученные в процессе эмпирического
исследования, проанализированы и проинтерпретированы результаты, сформулированы
выводы и рекомендации, оформлена работа.
База исследования: Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение Лицей №21 г. Выборка. В исследовании приняли
участие 26 детей в возрасте 7-8 лет (13 детей экспериментальной группы и 13
детей контрольной группы).
Практическая
значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены
педагогами в процессе нравственного воспитания младших школьников во внеурочной
деятельности.
Структура выпускной квалификационной
работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных
источников, приложения. Работа содержит 8 таблиц, 3 рисунка, литературный
список состоит из 48 источников.
Заключение:
Таким образом, нравственное формирование
личности является сложным и многогранным процессом, который осуществляется при
воздействии разных факторов и условий. Что касается подрастающего поколения, то
его развитие протекает посредством влияния внешнего и внутреннего воздействия.
Все, с чем соприкасается ребенок, человек, предмет или явление окружающей жизни,
накладывает определенный отпечаток на его поведение и моральный облик.
Это говорит о том, что нравственное
воспитание в школе должно ориентироваться на требования нашей жизни не только
на сегодня, но и в будущем. В связи с этим одним из важных разделов является
воспитание морально-волевых черт характера ребенка, среди которых честность и
правдивость, нравственная чистота, простота и скромность, уважение к старшим и
т.п.
Необходимо воспитывать у младших
школьников чувство справедливости и честность, формировать нетерпимое отношение
к отрицательным качествам и поступкам, мешающим строить новое общество.
Важность нравственного воспитания детей объясняется несколькими причинами. В
первую очередь, ребенок не рождается нравственным или безнравственным. Он
становится таким в процессе целенаправленного воспитания. Помимо этого, для
того, чтобы освоить нравственный опыт, ребенок нуждается в постоянной помощи
взрослого, который уже имеет его, поскольку личный опыт ребенка ограничен.
Отсюда следует необходимость систематического воспитания, которое будет
направлено на формирование положительных моральных качеств.
Так же определено, что любое качество
личности, уровень ее развития и интеллектуальное совершенство характеризуются
положительным социальным смыслом только наряду с сочетанием нравственного
развития личности.
В первую очередь нравственное воспитание
детей младшего школьного возраста протекает в процессе обучения. На занятиях
дети приучаются к самостоятельной работе, успешность которой зависит от
соотнесения своих усилий с усилиями других, умения слушать и понимать
одноклассников, сопоставлять свои знания с другими, иметь мнение и отстаивать
его, помогать другим и принимать помощь. В процессе внеурочной деятельности
ребенок может получать удовольствие от процесса получения новых знаний, или
огорчаться от неудач и ошибок. Однако все это говорит о том, что ребенок
усваивает необходимый ему опыт, в том числе нравственных качеств.
Так можно сделать вывод, что нравственное
воспитание является процессом формирования моральных качеств и черт характера,
навыков и привычек поведения. Основной базовой категорией нравственного
воспитания является понятие нравственного чувства, которое представляет собой
постоянное эмоциональное ощущение, переживания реальных нравственных отношений
и взаимодействий.
В результате нравственного воспитания
формируется нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно
ценностных свойствах и качествах личности, проявляясь при построении отношений,
в деятельности и общении детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения нравственного воспитания младших
школьников
1.1. Психолого-педагогические и исторические аспекты нравственного
воспитания
Понятие нравственного воспитания
достаточно обширное и касается всех сторон жизнедеятельности человека. В связи
с этим, известный педагог В.А. Сухомлинский, разрабатывая воспитательную
систему всестороннего развития личности, говорил о том, что важным и системообразующим
фактором является нравственного воспитание [39].
По мнению Герасимова С., нравственность
представляет собой такую личностную характеристику, которая объединяет многие
качества и свойства, среди которых доброта, порядочность, дисциплинированность
и коллективизм [9].
А. Я. Данилюк указывал, что нравственность
содержит в себе отношение к Родине, отношение к труду, к обществу и к себе. В
связи с этим можно сказать, что нравственное воспитания является
целенаправленным и систематическим воздействием на сознание, чувства и
поведение индивида для формирования у них нравственных качеств, которые
соответствуют требованиям общественной морали [12].
По мнению такого педагога, как Б.Т.
Лихачев, среди основополагающих базовых категорий нравственного воспитания
следует выделять эмоциональные ощущения, переживания и реальные нравственные
отношения [24].
Задачами нравственного воспитания
выступают следующие:
1. Формирование нравственного сознания.
2. Воспитания и развитие нравственных
чувств.
3. Наработка умений нравственного
поведения.
Важно заметить, что нравственное
воспитание заключается и в формировании у индивида сознания взаимосвязи с
обществом, зависимости от него и необходимости согласования своего поведения с
интересами всего общества. К нравственному
воспитанию относится знакомство индивидов с нравственными идеалами и
требованиями общества, перевод нравственных знаний в нравственные убеждения,
формирование устойчивых нравственных чувств и качеств.
Следует отметить, что в
результате нравственного воспитания появляется нравственная воспитанность,
которая материализуется в общественно ценные свойства и качества личности,
проявляясь в отношениях, деятельности и общении. Помимо этого, нравственная