Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Нравственная красота женских образов в произведениях Льва Толстого, (Эволюция женских образов в его произведениях)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1
ГЛАВА ТИПОЛОГИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1
Научно-исторические подходы к изучению понятия «женский образ» в художественном
тексте. 6
1.2.
Женские образы-символы в произведениях русских писателей XVIII
века 12
1.3.
Галерея идеальных женских образов в творчестве А. С. Пушкина 14
1.4. Женские образы в творчестве Н. А. Некрасова. 17
1.5
«Тургеневские девушки» как воплощение нравственного идеала писателя 19
ВЫВОДЫ.. 22
ГЛАВА 2. НРАВСТВЕННАЯ КРАСОТА ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н. ТОЛСТОГО.. 23
2.1.
Женские образы в произведениях Льва Толстого раннего периода (на примере
повестей «Юность», «Казаки») 23
2.2.
Нравственная красота женских образов Наташи Ростовой и княжны Марии Болконской
в романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир». 26
2.3.
Нравственная красота и трагедия центрального образа в романе «Анна Каренина». 30
2.4.
Эволюция образа Катюши Масловой в романе «Воскресение. 32
ВЫВОДЫ.. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 39
Введение:
Центральной проблемой произведения
искусства и литературы во все времена была проблема человека. Период второй
половины XIX – начало ХХ века в России заострил ее и выделил две
тенденции в решении этой проблемы в литературном произведении: социальную и
философскую. Это объяснялось кардинальными социально-историческими и
нравственно-духовными процессами, которые происходили в обществе.
Еще одним важным моментом для писателей
всегда был поиск идеала. В этом смысле XIX
век
вносит значительные изменения в восприятие роли женщины в обществе. Она
перестает быть только женой, матерью, хранительницей очага. Женщина начинает
восприниматься как существо, способное мыслить и чувствовать, порой гораздо
тоньше и глубже героя-мужчины. В этот исторический период женщине приписывали
миссию спасения, возрождения, с ней связывалась вся сфера чувств и эмоций. Ни
один роман того времени во всем мире не обходится без главной героини или
нескольких героинь. Появляется колоссальное разнообразие женских образов,
характеров, оттенков.
Образ женщин всегда притягивает внимание
читателей, особенно в русской литературе. Русская женщина – это, прежде всего,
гордая, терпеливая, женщина, способная на самопожертвование, которую невозможно
сломать ни морально, ни физически. Непревзойденным мастером создания таких
образов в русской литературе является Л. Н. Толстой.
Актуальность Существует
огромный пласт научно-исследовательской литературы, посвященной творчеству Льва
Толстого. Он включает как прижизненные отзывы таких критиков, как Н.Г.
Чернышевский, А.С. Гольденвейзер, А.М. Скабический и др., так и работы,
написанные после смерти писателя. Среди них монографии Д.С. Мережковского, Л.
Семенова, статьи Н.А. Бердяева, Л. Шестого, сборник статей под редакцией В.
Покровского и мн. др.
При всем богатстве работ, посвященных
творчеству Льва Толстого, на наш взгляд, раскрытие женских образов именно с
точки зрения их нравственной красоты в полной мере не было сделано. Проблема нравственной красоты женщины– матери,
дочери, сестры, подруги актуальна в наши дни. Классическая и современная
литература создала ряд прекрасных женских образов, начало которым дала
древнерусская литература и русские народные сказки. Героини красивы, причем
внешняя красота является отражением красоты внутренней. Они искусны в делах,
мудры, скромны, терпеливы, кротки, сострадательны, добры. Умеют преданно
любить, им свойственны жертвенность, бескорыстие. В современном мире очень
важно и очень трудно найти такой идеал. Степень изученности проблемы
Существует огромный пласт
научно-исследовательской литературы, посвященной творчеству Льва Толстого. Он
включает как прижизненные отзывы таких критиков, как Н.Г. Чернышевский, А.С.
Гольденвейзер, А.М. Скабический и др., так и работы, написанные после смерти
писателя. Среди них монографии Д.С. Мережковского, Л. Семенова, статьи Н.А.
Бердяева, Л. Шестого, сборник статей под редакцией В. Покровского и мн. др.
В современном литературоведении существуют
многочисленные труды, посвященные творчеству Льва Толстого, такие, как диссертации
Я.С. Билинкиса «Лев Толстой и пути искусства в России», Н.Г. Набиева «Проблема
человека в творчестве Л.Н. Толстого», В. А. Ковалева «Своеобразие
художественной прозы Л.Н. Толстого». Существуют также работы, посвященные
женским образам в творчестве писателя: диссертация Балакиной Е.О. «Своеобразие
женских образов Л.Н. Толстого», статья И. Ф. Салмановой «Женский мир в романе
Л.Н. Толстого «Война и мир» в свете целостности авторской позиции» и др.
Однако, при большом количестве работ,
посвященных творчеству Льва Толстого, анализ женских образов, именно с точки
зрения их нравственной красоты, проведен не был.
Цель
работы: раскрыть
нравственную красоту женских образов в произведениях Льва Толстого.
Для достижения
цели поставлены следующие задачи:
1.Определить
научно-исторические подходы к изучению понятия «женский образ» в художественном
тексте.
2.Рассмотреть
женские образы-символы в произведениях русских писателей XVIII – первой половины XIX
века (на примере произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева).
3. Рассмотреть
женские образы в творчестве Льва Толстого раннего периода (на примере повестей
«Юность», «Казаки»).
4. Раскрыть
нравственную красоту женских образов в романах «Война и мир» и «Анна Каренина».
5.Проследить
эволюцию женских образов в творчестве Льва Толстого (на примере романов Война и
мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).
6. Определить типологию
женских образов в произведениях Л.Н. Толстого.
Объект исследования.
В качестве объекта
исследования использованы такие произведения Льва Толстого, как повести
«Юность» и «Казаки», роман-эпопея Война и мир», романы «Анна Каренина»,
«Воскресение».
Предмет исследования: нравственная красота женских
образов в указанных произведениях Льва Толстого.
Научная новизна дипломной работы заключается в том, что
женский образ в произведениях Льва Толстого рассмотрен с точки зрения его
нравственной красоты.
Теоретическая ценность исследования: в работе проводится анализ женских
образов произведений
Л.Н. Толстого.
Практическая ценность исследования:
результаты дипломной работы могут быть использованы при разработке уроков и
факультативных занятий по литературе в средних учебных заведениях.
Методы исследования: системно-структурный подход, сравнительный
и типологический методы, анализ и синтез.
Структура работы: исследование состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
Женские образы
во все времена были важны для писателей во всем мире, и в России, в частности.
В нашей работе мы рассмотрели женские образы-символы в литературе, а также
многочисленные и разнообразные художественные средства, с помощью которых они
создаются.
Нами были
проанализированы женские образы в творчестве писателей XVII, XVIII и XIX веков. Особое внимание уделено женским идеалам, созданным в
произведениях А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова и И.С. Тургенева.
Основная часть
работы посвящена нравственной красоте женских образов в творчестве Льва
Толстого. Писатель уже в молодости был уверен в том, что «нравственная цель
литературы есть единственная» [Флоровский, с. 512]. Во всех рассмотренных нами
романах писателя раскрывается нравственная красота женских образов.
Раннее
творчество дает нам образцы вариативности и многообразия любовного чувства,
сообщает интимные переживания героев, доверяемые разве что личному дневнику.
Это происходит оттого, что в ранних произведениях Толстой часто
автобиографичен, рассматривая свои собственные переживания. Однако, уже в повести
«Казаки» писатель поднимается на более высокий уровень, чем просто личные
переживания. Герой рассказа испытывает нравственный рост под влиянием сильного
чувства к девушке-казачке. В ней тоже неожиданно происходят перемены и
переоценка ценностей, когда на первый план выходит не личное сиюминутное
счастье, а судьба ее народа. Нравственная красота Марьяны проявляется в отказе
выйти замуж за «чужака» в тот момент, когда ее земляки страдают от врагов.
Большое внимание
уделено в работе анализу женских образов в романе «Война и мир». Образы Наташи
Ростовой и Марии Болконской – любимые женские образы писателя. Толстой проводит
своих героинь через многие испытания, прежде чем наградит заслуженным счастьем,
создав идеал семейных отношений.
Сложный и
противоречивый образ главной героини создает Лев Толстой в романе «Анна
Каренина». С помощью таких выразительных средств, как диалог, внутренняя речь
молчание Толстой выстраивает сложный образ страдающей сильной и чистой душой
женщины, которой важно быть честной перед самой собой и перед Богом, а не перед
высшим светом. Писатель показывает, как невыносимо становится героини
выдерживать не только бремя стыда и осуждения общества, но и бремя самой жизни
с такими условиями становится не под силу ей нести, поэтому она выбирает
смерть.
Очень важным в
творчестве писателя нам показался роман «Воскресение». Несмотря на то, что он
сравнительно не большой, Толстой писал его десять лет, в то время, как «Анну
Каренину», которая больше «Воскресения» в два раза, создал всего за четыре
года. На протяжении работы над «Воскресением» кардинально изменился образ
главной героини, и для нашей работы этот факт является крайне важным. Из
второстепенной легкомысленной героини-кокетки, вызывающей у главного героя и у
читателя только лишь чувство отвращения и жалости, Катюша Маслова превращается
в главную героиню высочайшей нравственной чистоты, более того, в олицетворение
«очеловеченного» Христа.
Фрагмент текста работы:
1 ГЛАВА ТИПОЛОГИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1 Научно-исторические подходы к изучению понятия «женский
образ» в художественном тексте В центре нашего исследования – изучение женского
художественного образа. Понятие «образ» находится в сфере внимания таких наук
как философия, эстетика, психология, семиотика, литературоведение и
лингвистика. Свое современное значение термин получил в эстетике Г. Гегеля, но
его корни, несомненно, лежат в античной философии, в понятии «эйдос», что
значит «идея». Мир эйдосов Платон в своих «Диалогах» рассматривает как мир
абсолютных образцов и противопоставляет его миру конкретных вещей.
Дальнейшее развитие образ получает у
Аристотеля. В своем трактате «О душе» философ пишет, что образ находится внутри
человека, а его источником является реальный, а не идеальный мир. Образ по
Аристотелю – это своеобразный мост между внутренним миром сознания и внешним
миром реальности. Таким образом, античные философы раскрыли двуплановость
понятия «образ». С одной стороны, это облик предмета, а с другой – его
сущность, идея.
В отличие от античных философов
новоевропейская эстетика, рассматривая понятие «образ», акцентирует свое
внимание не на подражательном аспекте, а на продуктивном, связанным с
творческой активностью художника. Так Г. Гегель понимает образ как «акт и
результат творческого преображения действительности, понятие предмета и его
внешнее бытие» [16]. Именно Гегель называл важнейшей категорией эстетики и
искусства идеал, в качестве которого он понимал единство идеи и ее образного
воплощения. Для достижения идеала необходимо соединение в образе единичного и
общего.
К XX
веку окончательно формируется самостоятельная наука психология, и уже на первых
этапах развития одной из центральных проблем выступает проблема определения
понятия «образ». Наиболее мощное развитие категория образа получила в рамках
психоанализа. Зигмунд Фрейд рассматривает образы как воспроизведение в сознании
человека его инстинктов и влечений. «Психические образы связывают человека не с
объективной реальностью, а с внутренним миром» [52].
В середине XX
века на пересечении структурной лингвистики, кибернетики и теории информации
возникла современная семиотика как самостоятельная дисциплина. В семиотике
образ – это знак, репрезентирующий информацию, которая зашифрована определенным
способом в предметной или в художественной форме.
Особое значение понятие «образ»
приобретает в контексте филологических наук – литературоведении и лингвистике,
так как «образность» исследователи определяют как «основную характеристику
любого художественного произведения» [8]. Вильгельм фон Гумбольдт считает:
«Каждое слово является не просто условным знаком или символом, замещающим тот
или иной предмет или явление, но и более широким понятием, чем-то, что включает
в себя целую гамму чувственных элементов» [55].