Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Новый образ методики преподавания истории в условиях визуальных вызовов 21 века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление:
Введение
3
Глава 1. ТРАДИЦИИ
ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ С НАЧАЛА XVII
ДО XX ВВ
6
1.1.Дореволюционные методы
преподавания истории в школе
6
1.2.Методологические искания
в послереволюционной России……………………..…………………………………………….………..…………………..8
Выводы к главе 1…………………………………………………………………………..13
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИСТОРИЧЕСКОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ВИЗУАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ XXI ВЕКА
14
2.1. Активные методы и
приемы обучения истории
14
2.2. Интерактивные методы
обучения истории в современном обществе……………………………..…………………………………………………….………….16
2.3. Федеральные государственные образовательные стандарты как основа
современного образования………………………………………………………………………………………21 2.4.
Модернизированная практика преподавания
истории………….……………………………………………………………………………………30
Выводы к главе 2…………………………………………………………………………39
Глава 3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В
ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ:…..…………………………………………………………………………….41
3.1. Вызовы XXI века и задачи
современного педагога-историка для инновационной
школы………………………………………………………………………………………………..41
3.2. Теоретико-методологические основы
обучения истории в современной России……………………………………………………………………………………………….51
3.3. Концепция нового
учебно-методического комплекса по истории России как методологической,
научной, историко-педагогической основы реализации современных требований к
преподаванию истории………………………………………………………..……………61
Выводы к главе 3……………………………………………………………………….75
Заключение……………………………………………………………..…………….…….…76
Список использованных источников и
литературы………………………………………..78
Введение:
В последнее время много сказано и написано о новых способах и средствах
улучшения преподавания истории. Традиционные подходы и сценарии обучения, такие
как объяснение учителем нового материала, его изучение дома с учебником и
проведение исследования на следующем уроке, сегодня подвергаются жесткой
критике. Мы живем в 21 веке, а это значит, что необходимо перейти на новые
современные методы обучения с использованием самых разных интерактивных
методов, в т.ч. информационные технологии.
В современном мире, в условиях постиндустриального общества и его
глобальной компьютеризации, многое зависит от школы. Требования к современной
личности меняются быстро и часто резко. Чтобы социализироваться и успешно
адаптироваться к жизни в этом обществе, вчерашний ученик должен уметь мыслить
независимо, выражать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения,
осуществлять эффективный творческий поиск знаний, необходимых для решения
повседневных проблем, создания и преобразования этого новый продукт …
Современная школа должна дать ученику необходимые инструменты, привить ему
осознание необходимости постоянного саморазвития и продвижения.
Актуальность выбранной темы обусловлена особой важностью изучения истории
как школьного предмета, поскольку при ее изучении выделяются фундаментальные
направления формирования автономной личности школьника:
1. усвоение духовных ценностей, выработанных в ходе исторического развития,
и приобретение опыта самоопределения по отношению к ним;
2. понимание закономерностей и взаимосвязей в историческом развитии;
3. формирование в сознании школьников динамичного образа меняющегося мира и
развитие умения сохранять внутреннее равновесие в этих условиях;
4. выработка субъективных этико-эстетических критериев отношения к миру в
его развитии и к себе в этом мире.
Перед современным учителем истории стоят задачи, вдохновленные
рассмотрением содержания предмета: альтернативные подходы к оценке прошлых
проблем, прогнозированию событий и явлений, неоднозначные этические оценки
личности и хода событий. Этим, видимо, и объясняется все более настойчивое
внимание учителя к новым методам преподавания предмета. Опыт использования
новых методик регулярно освещается на страницах тематических журналов, но
практически не нашел отражения в научных и учебных работах по методам
преподавания истории.
Целью выпускной квалификационной работы является обобщение теоретических
исследований и опыта использования интерактивных технологий в преподавании
истории в школе на современном этапе.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать основные этапы становления и развития педагогических
технологий, используемых в преподавании истории;
2. выделить активные и интерактивные методы преподавания истории в
современной школе;
3. рассмотреть процесс внедрения интерактивных технологий преподавания
истории в практику школ.
Объект исследования: эволюция методики преподавания истории в школе.
Предмет исследования: интерактивные технологии обучения истории в
современной школе.
При решении поставленных задач применялись эмпирические и теоретические
методы исследования: изучение и анализ философской, психологической,
педагогической и методической литературы; Изучение педагогического опыта
современных учителей; учебные наблюдения, беседа, анализ нормативных документов
образовательной системы.
Теоретической основой исследования послужили работы российских учителей,
изучавших методику преподавания истории в школах. В выпускной квалификационной
работе учебник М.Т. Студеникина "Методика преподавания истории в
школе".
Большое внимание уделяется творчеству И.Я. Лернер, «Развитие мышления
студентов в процессе преподавания истории», из которого был взят материал по
классификации методов преподавания истории. Учебник для учителя И.В.
Берелковский и Л. Павлова «Методика преподавания истории в общеобразовательных
школах», в котором раскрыты актуальные проблемы методики преподавания истории,
задачи и содержание преподавания истории в современных общеобразовательных
школах.
В работе «Педагогика» Н.В. Савина описывает основные методы обучения в
школе, раскрытые как с педагогической, так и с методической точки зрения.
В учебнике «Теория и методика преподавания истории», изданном Е.Е.
Вя-Земский, О.Ю. Стрелова представляет мировой опыт преподавания и изучения
истории в школе. Особое внимание уделяется актуальным проблемам исторического
образования, его целям, структуре и содержанию. Для определения основных
принципов активных и интерактивных методов обучения, используемых в работе
учителя, в работах М.В. Короткова, В. Семенов, Г. Селевко, И. Кучерука.
Анализ современного опыта преподавателей истории в использовании
интерактивных образовательных технологий проводился на основе публикаций в
журнале «Преподавание истории в школе» и Интернет-ресурсов сайтов «Российское
образование». Федеральный образовательный портал » и сайт « EDUTAINME »,
который представляет особый интерес, поскольку посвящен изучению и
популяризации новых образовательных технологий.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех
глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе работы рассматривается система
развивающихся методик преподавания истории с XVIII века до наших дней. Выявлены
и проанализированы методы преподавания истории, которые в настоящее время
используют многие учителя истории.
Во второй главе исследуются активные и интерактивные
методы обучения, используемые при преподавании истории в современных школах.
Показаны наиболее эффективные методы, которые действительно могут дать эффект в
повышении качества обучения. Представлены основные причины внедрения ФГОС в
общее образование второго поколения и особенности новых образовательных
стандартов. С помощью исследования информационной службы EDUTAINME была
предпринята попытка взглянуть на будущее российской школы и преподавать в ней
историю.
В третьей главе анализируются проблемы, с которыми
сталкивается учитель истории в контексте визуализации и осовременивания сферы
образования, основные аспекты теоретико-методологических вопросов изучения
истории и концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной
истории, а так же детально изучается основа для реализации современных
требований к преподаванию истории.
В конце каждой главы сделаны обобщающие выводы.
Заключение:
В данной выпускной квалификационной работе был проведен анализ основных
этапов становления и развития методики преподавания истории в школе. Выделены
активные и интерактивные методы обучения в современной школе. Рассмотрены
вопросы внедрения инновационных технологий преподавания истории в практику
общеобразовательных школ. Этот анализ позволил сделать ряд обобщений и выводов.
В 18 веке преподавание истории основывалось на системе вопросов и ответов,
когда учитель диктовал необходимую информацию, а затем запоминал ее и
воспроизводил учеником. Долгое время в обучении не учитывалась необходимость
опоры на исторические источники, не отслеживались внутренние связи между
фактами, не использовались наглядные средства. Первая попытка создания новой
методики обучения была предпринята в начале 19 века А.Ф. Язвинским, который
создал мнемонический метод обучения истории, предполагающий особый способ
запоминания исторических фактов. Далее появляются такие методы, как рифмование —
обобщение Готлиба фон Шуберта и метод группирования А. Д. Бидермана.
В конце 19 века историю стали преподавать не в одностороннем порядке, а с
разных сторон: культурной, бытовой, коммерческой, научной, литературной.
Создана экспериментальная методика преподавания истории, создателем которой
является Д.И. Иловайский.
М.С. Стасюлевич одним из первых предложил использовать истинный метод
изучения истории, предполагавший сначала изучение первоисточника, а уже потом
учебника. В начале 20 века настоящая методика обучения разделилась на несколько
направлений. Одним из многих был лабораторный метод, самостоятельная работа
студентов с документами. Преподаватель познакомил студентов с лабораторией
исторических исследований, а студенты, работая над документом, самостоятельно
сделали простейшие открытия.
Революция 17 года коренным образом изменила всю систему образования, были
отвергнуты все дореволюционные методы обучения. Школа стала трудозатратной. С
ухудшением политической ситуации в 30-е годы прошлого века в образование были
внедрены методы обучения, воспитывающие, прежде всего, патриотов советов.
В 60-е годы 20 века, уже в пост сталинский период, ученый-методист И.Я.
Лернер проделал огромную работу по выявлению и теоретическому обоснованию всех
методов обучения, известных в то время. Особый акцент был сделан на методологии
проблемного обучения, которая становится одной из самых распространенных.
В начале двадцать первого века наблюдается особая активность в модернизации
образования. Человечество вступило в новую эру развития, постиндустриальную, а
это означает, что общество стало больше интересоваться качественным
образованием. Начинают работать интерактивные методы обучения подрастающего
поколения. К интерактивным методам относятся: метод мозгового штурма,
кластерный метод, метод круглого стола (обсуждение, дебаты), метод деловой
игры, метод проекта, метод кейса.
С первого сентября 2014 года все образовательные учреждения России перешли
на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (ФГОС НОО).
Этот переход был вызван и новыми задачами, которые были поставлены перед
образованием. Среди них: формирование личных, дисциплинарных и дисциплинарных
результатов студентов. Разработка системы универсальных учебных действий в
составе личностных, нормативных, познавательных и коммуникативных действий,
осуществляемых в рамках развития нормативного возраста личностно-познавательной
сферы ребенка.
Образовательный стандарт Федерального государства нового поколения ставит
перед учителем задачу использования подходов, основанных на компетенциях и
деятельности системы в обучении в своей работе.
Но модернизация образования должна продолжаться. Многие методисты, только
учителя, которым небезразлична их работа, ищут новые пути повышения качества
обучения. В диссертации отражено несколько направлений, которые в ближайшем
будущем кардинально изменят методику преподавания истории.
В заключение хочу сказать, что переход к использованию
интерактивных и познавательных методов в работе школьного учителя может
значительно улучшить качество обучения русскому языку. Да, к сожалению, не все
школы в настоящее время оснащены компьютерной техникой. Ощущается острая
нехватка высококвалифицированных специалистов, способных работать на имеющемся
оборудовании. Но самое главное, что мы должны помнить, — это дети, которые
хотят учиться и у которых «горят глаза».
Наша задача не стоять на месте, а помочь студентам
получить более глубокие базовые знания, которые помогут им найти себя и
утвердиться в жизни.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ С НАЧАЛА XVII
ДО XX ВВ. 1.1. Дореволюционные методы преподавания истории в
школе
Преподавание истории как учебного предмета в нашей стране началось в начале
XVIII века (в Глюцкой гимназии в Москве в 1705 г., в школе Феофана Прокоповича
в Санкт-Петербурге с 1721 г.).
В 1726 году началось государственное преподавание истории, изучалась
всемирная история и в ее рамках рассматривались некоторые вопросы отечественной
истории. Русской истории как отдельной дисциплины не существовало. Обучение
основывалось на модуле вопросов и ответов. Ученик запоминал учебный материал,
дословно записывал учителем, выучил его дома и подготовил для следующего урока.
Во второй половине XVIII века в школах начали преподавать русскую историю как
самостоятельный предмет. Первым учебником был труд М. В. Ломоносова «Краткий
летописец с родословной», изданный в 1760 году. Это был учебник краткого курса
истории со времен правления Рюрика до царствования Петра I.
Реформа школьного образования была осуществлена Екатериной II, и уже в
1768 году стали создаваться народные школы, в которых была введена система
аудиторных уроков преподавания предметов, в том числе истории. В классах
появляются доски и мелки. Но методика обучения нисколько не изменилась. Ученики
продолжали запоминать то, что сказал учитель. Учитель не объяснил материал
школьной программы во время урока.
В первой половине 19 века учителя начали задаваться вопросом, не менять ли
методику преподавания школьных предметов. Первую попытку создать методику
преподавания предмета предпринял Александр Феликсович Язвинский. Он изобрел
мнемонический метод преподавания истории. А. Ф. Язвинский предлагал записывать
важнейшие факты на разноцветных листах. Студенты должны были нарисовать эти
листы по 100 ячейкам. Каждая ячейка означала год, сто ячеек — век.
Позже на квадратах было предложено разместить микроскопические портреты
исторических личностей, выдающихся персонажей русской истории. Также в то время
была известна рифма — обобщенный метод Готлиба фон Шуберта. Факты рассказа
предлагалось рифмовать и петь как песни, главное — заинтересовать ученика.
Немецкий профессор А. Д. Бидерман в 60х годах 19 века году. Этот метод
назывался группировкой, материалы занятий группировались по темам, а затем
передавались студентам для обсуждения.
Основным методом было наблюдение учителем за учебником. При объяснении
учебного материала не использовались исторические источники, не проводилась
внутренняя связь между историческими фактами, не использовались средства
визуализации.
Большой вклад в развитие методики обучения в конце 19 — начале 20 вв. Внес
историк и педагог Д. И. Иловайский. Он считал, что основная задача учителя для
педагога — заложить фундамент, стержень изучения истории, на который в
дальнейшем учебном процессе ученики будут нанизывать исторические знания. Он
также считал долгом педагога предлагать студентам учебные статьи, давать оценку
определенным историческим событиям, вести дискуссии и вовлекать их в активное
обучение. Д.И. Иловайский предлагал изучать историю не в одностороннем порядке,
а с разных сторон: культурного, бытового, коммерческого, научного,
литературного. Метод изучения истории, предложенный Д. И. Иловайским, назывался
«повторением» и долгое время использовался как основной. Студенты строго
следовали тексту учебника в своих ответах; невозможно было передать материал
своими словами, т.е. это было заучивание наизусть. Но чтобы заинтересовать
студента, можно было сгруппировать исторические факты с частной жизнью исторических
личностей.
В 70-х годах 19 века профессор М.С. Стасюлевич
занимался проблемой преподавания истории. Он первым предложил реальный метод
исследования, предполагавший изучение первоисточников, а уже потом учебника.
Истинный метод обучения в будущем потерпел крах в
начале двадцатого века по нескольким направлениям, одним из которых была
лаборатория. Данная методика преподавания истории основана на самостоятельной
работе студента с историческими документами, иллюстративным материалом и
научно-популярной литературой. Учитель только познакомил студентов с
лабораторией исторических исследований, а простейшие открытия студенты делали
самостоятельно.
Основателями этого метода стал преподаватель
варшавской гимназии С. В. Фарфоровский и известный историк, и методист Н. А.
Рожков, это говорится в монографии Богоявленского Б. Д.[1]. Ознакомление
с первоисточниками Рожков считал «одним из самых мощных и плодотворных
инструментов преподавания истории. Сам факт, что ученики видят перед собой
старый документ, старую композицию: то, что они изучают, способен вызвать
чрезвычайно сильный интерес"
Студенты
должны были изучить документы дома и на занятиях. Студентам было предложено
изучить материалы по определенной теме курса и ответить на вопросы. Перед тем
как приступить к работе с документами, преподаватель объяснил структуру
источника, показал особенности работы с ним. На занятиях был произведен
коллективный анализ источников и выявлены характеристики изучаемого события. В
образовательном обществе того времени разгорелся настоящий спор по поводу
применения этой техники. Первоисточников было мало, они не систематизировались,
а главное, встал вопрос, где учитель истории должен был брать материал для
каждого урока. В итоге эксперты пришли к единому мнению, что лабораторный метод
следует использовать в ряде курсов для ознакомления студентов с элементами
исследовательской работы. [1] Богоявленский
Б.Д., Митрофанов К.Г. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы,
вечные претензии/Преподавание истории в школе. — 1995. — №3. — 29-41 с.