Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей обучающихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК.. 8
1.1
Развитие творческих способностей обучающихся в психолого-педагогической
литературе. 8
1.2
Виды современных нетрадиционных техник рисования. 15
1.3
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих
способностей обучающихся подросткового возраста. 19
Выводы
по первой главе. 27
ГЛАВА
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК.. 28
2.1
Сравнительный анализ методик по развитию творческих способностей у обучающихся. 28
2.2
Разработка серии занятий на тему «Каменные фантазии». 33
2.3
Этапы выполнения творческой работы. 39
Выводы
по второй главе. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 58
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….63
Введение:
ВВЕДЕНИЕ Актуальность
исследования. Российская
Федерация на данном этапе ее развития нуждается в современно образованных,
нравственных, предприимчивых гражданах, которые смогут самостоятельно принимать
ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия.
Граждане страны должны быть способны к сотрудничеству, отличаться мобильностью,
динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за
судьбу страны, умением решать большие и малые задачи.
Описанные
изменения нашего общества со всей остротой поставили перед системой образования
задачу оказать существенное влияние, как на общее психическое развитие детей,
так и на развитие их специальных способностей – творческих.
Таким
образом, актуальность исследования объясняется:
—
во-первых, потребностью общества в творчески развитых людях;
—
во-вторых, необходимостью дальнейшей разработки методики развития творческих
способностей у учащихся, в частности школьников подросткового возраста.
Российское
общество находится в постоянном развитии, следовательно, через систему
образования выдвигает и реализует все новые требования к человеку:
— высокая
обучаемость, то есть способность к постоянному самообразованию;
— высокий
уровень интеллектуально-физического развития, что может обеспечить доступ к
технологиям только интеллектуально развитым личностям;
— развитые
творческие способности, или способность мыслить и действовать креативно.
Развитие творческих
способностей – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все
этапы развития личности учащегося, пробуждает инициативу и самостоятельность
принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Задача
формирования и развития творческих способностей у подростков в настоящее время
очень остро стоит перед психолого-педагогическим коллективом ученых и
практиков. Реализовать эту задачу возможно через творчество самих специалистов
и развитие творческих способностей его воспитанников, поскольку творчество –
это всегда новое, неизведанное, непредсказуемое, увлекательное и захватывающее.
К
сожалению, современное массовое образование нередко еще сохраняет стандартный
подход к усвоению знаний, развивая в учащихся только одну сторону –
исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие
способности – отдается воле случая и у большинства остается на плачевно низком
уровне. В связи с этим перед образовательной системой встает проблема поиска
новых путей всестороннего развития творческих способностей у подростков.
Проблема
творческих способностей и их развития у подростков рассматривается как в
отечественной, так и в зарубежной науке.
Среди
отечественных специалистов необходимо отметить труды В.Н. Дружинина, В.Н.
Дунчева, В.П. Ильина, И.Ю. Кулагиной, Н.С. Лейтеса, Т.В. Леонтьевой, Т.В. Тюленевой,
И.Ю. Хрящева и мн.др.
Из
зарубежных исследований следует отметить работы таких ученых как Ф. Баррон, Дж.
Гетцельс, Дж. Гилфорд, Р. Джексон, П. Джоунс, Н. Роджерс, Р.
Стернберг, П. Торренс, К. Тейлор, Дж. Фостер и др.
Несмотря на
обширную изученность проблемы развития творческих способностей, аспект
стимулирования творческости подростков посредством нетрадиционных техник
рисования рассмотрен недостаточно, что подтверждает актуальность обращения к
этой проблематике.
В рамках данной выпускной квалификационной работы мы предлагаем
рассмотреть нетрадиционные техники рисования как средство развития
творческих способностей обучающихся.
Объект
исследования: процесс развития творческих способностей
обучающихся среднего школьного возраста.
Предмет
исследования: нетрадиционные техники рисования как
средство развития творческих способностей обучающихся в подростковом возрасте.
Цель
исследования: разработать методику развития творческих
способностей обучающихся среднего школьного возраста через нетрадиционные
техники рисования.
Объект, предмет и цель исследования
обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Изучить развитие творческих способностей
обучающихся в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть виды современных
нетрадиционных техник рисования.
3. Проанализировать использование
нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей
обучающихся подросткового возраста.
4. Выполнить сравнительный анализ методик по
развитию творческих способностей у обучающихся.
5. Разработать серию занятий на тему «Каменные
фантазии».
6. Представить этапы выполнения творческой
работы.
Методы
исследования:
— анализ теоретико-методологической
литературы по проблеме исследования;
— обобщение педагогического опыта;
— сравнительный анализ. Методологическую
основу исследования составляют:
— системно-деятельностный подход отечественной
психолого-педагогической науки (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев,
А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
— психометрический подход (Дж. Гилфорд, С.
Медник, Г. Миллар, Л. Репуччи, Е.П. Торренс);
— процессуальный подход (М. Вертгеймер, А.
Осборн);
— личностный подход (К.Р. Роджерс).
Теоретическая
значимость исследования заключается в систематизации и
обобщении научных позиций ученых в отношении развития творческих способностей
обучающихся; в рассмотрении и уточнении видов современных нетрадиционных техник
рисования; в анализе опыта использования нетрадиционных техник рисования для
развития творческих способностей обучающихся подросткового возраста.
Практическая
значимость исследования состоит в возможности использования
материалов работы следующими категориями лиц:
— педагогами системы дополнительного
образования детей, либо педагогами общеобразовательных школ для организации
деятельности по развитию творческих способностей учащихся;
— студентами, обучающимися по направлению
«Декоративно-прикладное искусство», «Педагогика», для самоподготовки к
тематическим практическим работам и семинарским занятиям;
— учеными, занимающимися разработкой
схожей научной тематики, с целью обобщения и анализа полученных эмпирических
данных.
Структура
работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка
литературы и приложений.
Заключение:
В современных условиях развития новых технологий необходимым и
востребованным качеством личности являются развитые творческие способности.
Убедительно доказано, что уровень творческих способностей не
неизменен, не определен только генетической предрасположенностью, но управляем
и развиваем. Творческие способности можно активизировать и тренировать, в том
числе и посредством специально смоделированных ситуаций. Разработанная в рамках
выпускной квалификационной работы серия занятий при
использовании нетрадиционной техники рисования Resin Art как раз и является
способом такой тренировки.
Под творческими способностями в ходе работы мы понимали способность
порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро
решать проблемные ситуации, обеспечивая наибольший результат не только себе, но
и окружающим.
Особенности протекания подросткового возраста обусловлены
социальной ситуацией развития, складывающейся в этот период. В научной
литературе можно найти мнение об изменении в социальной ситуации развития
современных подростков в нашей стране относительно их сверстников 20-30-летней
давности, о качественных различиях социальной наполненности становления
самосознания по сравнению с предыдущими десятилетиями.
В связи с этим, эффективность традиционных средств воспитания и
развития, таких как лекции, беседы, наглядный пример и прочие, во многом
снижаются, так как подросток не чувствует свою субъектность. Это также
относится и к развитию творческих способностей у обучающихся.
Поэтому постоянно идут поиски новых форм работы, которые бы в
большей степени, чем традиционные средства развивали субъектность подростка.
Одной из таких форм работы и обучения, предлагаемых современной психологической
наукой, является обращение к нетрадиционным техникам рисования.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось
достичь поставленной во введении цели работы, что позволило разработать
методику развития творческих способностей обучающихся среднего школьного
возраста через нетрадиционные техники рисования.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих
задач:
— было изучено развитие творческих способностей обучающихся в психолого-педагогической
литературе;
— были рассмотрены виды современных нетрадиционных техник
рисования;
— было проанализировано использование нетрадиционных техник
рисования для развития творческих способностей обучающихся подросткового
возраста;
— был выполнен сравнительный анализ методик по развитию творческих
способностей у обучающихся;
— была разработана серия занятий на тему «Каменные фантазии»;
— были представлены этапы выполнения
творческой работы.
Таким образом, цель работы была
достигнута, а задачи реализованы в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК 1.1 Развитие творческих способностей
обучающихся в психолого-педагогической литературе Наивысшей формой самодеятельности и активности человека является
творчество. Творческой активностью не является активность, которая направляется чужой волей. Только в сочетании
с самостоятельностью активность начинает быть основой для развития творческого
подхода к жизни. Творчеством же является самостоятельное избрание варианта
поведения.
Проанализировав психологическую, педагогическую и философскую научную
литературу (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, А.А. Леонтьева,
С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна, Б.Д. Эльконина и пр.) мы можем прийти к
выводу о том, что творчество – это деятельность, с помощью которой происходит
создание новых ценностей.
С позиции философской науки (например, Дьюи), творчество – это
изобретательство, целью которого выступает решение задач, которые ставятся
определенными ситуациями.
Творчество – это деятельность, создающая что-то новое, никогда прежде
не существовавшее.
По мнению Шеллинга, под творчеством следует понимать высшую форму
деятельности человека [3].
Такие философы, как Г.
Гельмгольц, У. Кеннон и А. Пуанкаре, в своих трудах говорили о наличии целого
комплекса стадий творческого процесса, перехода от возникновения замысла к
моменту (который невозможно