Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Немецкоязычные молодежные интернет-журналы как средство развития коммуникативных навыков на уровне среднего общего образования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МОЛОДЕЖНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛЫ В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОМ КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 7
1.1. Коммуникативные функции молодежных интернет-журналов 7
1.2. Общий обзор немецкоязычных молодежных интернет-журналов 13
1.3. Жанровая и языковая характеристика немецкоязычных молодежных интернет-журналов 18
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2 ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛОВ 27
2.1. Немецкоязычные молодежные интернет-журналы как средство развития лексических и грамматических умений 27
2.2. Развитие коммуникативных навыков с помощью немецкоязычных молодежных интернет-журналов 44
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….……61
Введение:
Современная концепция иностранного языкового образования предполагает формирование у обучающихся коммуникативной компетенции как системного явления, которое наряду с лингвистической компетенцией, включает также социокультурную, социолингвистическую, дискурсивную и ряд других компетенций, обеспечивающих в комплексе адекватное иноязычное общение. Вопросам формирования лингвистической компетенции посвящено большое количество исследований (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, О.В. Кудашкина, Е.И. Пассов и др.). В некоторых исследованиях частично рассматривается социолингвистическая компетенция (знание наиболее частотных лингвистических единиц и грамматических явлений, умение выбирать и использовать языковые средства в зависимости от коммуникативной цели). Результатом такого подхода является ситуация, когда выпускники, обладая вполне достаточным для большинства коммуникативных ситуаций запасом усвоенной иноязычной лексики и грамматических правил, не в состоянии применить эти знания в ситуации реального общения. Причина очевидна – отсутствие языковой среды в период обучения иностранному языку. Что касается комплексного подхода к формированию коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, то он начал применяться не так давно ввиду увеличения источников «живого языка».
Соответственно, в современной методике преподавания иностранных языков всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовательном процессе, которые включают как новые технические средства, так новые формы и методы обучения иностранному языку. По мнению исследователей, это связано с тем, что главной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся, обучение практическому овладению иностранным языком [Есина, 2006; Третьякова, Архипова, 2016]. Использование современных Интернет-ресурсов способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, обеспечению индивидуализации и дифференциации обучения с учётом способностей учеников, их уровня обучаемости, склонностей и т.д. В рамках данного исследования интерес представляют молодежные Интернет-журналы, формы работы с которыми включают: изучение лексики; отработку грамматических явлений; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму.
Актуальность данного исследования обусловлена резким переходом к коммуникативным методикам обучения в совокупности с пониманием комплексного характера иноязычного общения. В условиях современного открытого информационного общества одной из основополагающих компетенций является иноязычная коммуникативная компетенция, формирование которой продолжается и в старших классах. Кроме того, учитывая тот факт, что языковая среда одновременно является и средством обучения, и необходимым условием его оптимальной реализации, то исследование молодежных Интернет-журналов в обучении немецкому языку является весьма актуальным, поскольку в современных УМК по немецкому языку мало внимания уделяется использованию дополнительно публицистических текстов при формировании коммуникативной компетенции старшеклассников.
Объект исследования – немецкоязычные молодежные интернет-журналы.
Предмет работы – формирование коммуникативных навыков на основе немецкоязычных молодежных интернет-журналов.
Целью работы является описание приемов и методов формирования на уровне среднего общего образования коммуникативных навыков на основе немецкоязычных молодежных интернет-журналов.
Для выполнения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
• выделить коммуникативные функции молодежных интернет-журналов;
• провести общий обзор немецкоязычных молодежных интернет-журналов;
• определить жанровые и языковые характеристики немецкоязычных молодежных интернет-журналов;
• рассмотреть дидактический потенциал немецкоязычных молодежных интернет-журналов как средства развития лексических и грамматических умений;
• определить методы развитие коммуникативных навыков с помощью немецкоязычных молодежных интернет-журналов.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ методической, лингвистической, стилистической литературы по исследуемой проблеме; общенаучные: анализ, описание, сравнение, обобщение, синтез; эмпирические: наблюдение за учебным процессом в основной школе, беседы с учителями немецкого языка.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса упражнений, направленного на формирования иноязычной коммуникативной компетенции с опорой на немецкие молодежные интернет-журналы в старших классах.
Материалом для исследования послужил УМК по немецкому языку для 10 классов под редакцией И.Л. Бим, Л.В. Садомовой, М.А. Лытаевой. В частности, была выбрана тема «Freundschaft, Liebe… Bringt das immer nur Glück?»
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых в области лингводидактики и методики обучения иностранным языкам (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, С.Ф. Шатилов и др.), а также исследования по молодежной публицистике (А. Амзин, А.А. Буров, Т.И. Гаврилова, C.И. Гальченко, Р.В. Болгов, М.С. Омельченко, В.В. Химик, M. Castells, H. Ehmann, Н. Henne и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем проанализированы и обобщены основные методики формирования коммуникативной компетенции с опорой на публицистический текст интернет-журнала.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что результаты исследования, разработанный комплекс упражнений и представленные в ней выводы могут быть использованы в практике обучения немецкому языку.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, выделяются объект, предмет, цель, задачи.
В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования молодежных интернет-журналов в немецкоязычном коммуникативном пространстве.
Во второй главе анализируется дидактический потенциал немецкоязычных молодежных интернет-журналов как средства развития лексических и грамматических умений, а также развитие коммуникативных навыков.
В списке использованной литературы содержаться основные работы, в которых рассматриваются общие и специальные вопросы выбранной нами темы.
Выпускная квалификационная работа выполнена на 73 страницах машинописного текста.
Заключение:
Целью работы является описание приемов и методов формирования на уровне среднего общего образования коммуникативных навыков на основе немецкоязычных молодежных интернет-журналов.
Анализ теоретической литературы позволил определить основную терминологию исследования. Так, было определено, что основными функциями молодежных интернет-журналов являются: информирующая; познавательная; развлекательная; рекламная; консультирующая функция; образовательная функция; воспитательная функция; социализирующая.
Было отмечено, что молодёжные интернет-журналы, выполняя коммуникативные функции, влияют на формирование языковой личности современной молодежи в рамках определенных коммуникативных ситуаций. Исследование различных форм и типов коммуникативных ситуаций позволит использовать выделенный материал для обучения иностранному языку современных школьников и студентов. Для этого используются современные интернет технологии. Как результат, снижение интереса к печатной периодике происходит на фоне общего развития интернет-СМИ, поскольку к ним, в первую очередь, у молодежи есть бесплатный и неограниченный доступ. Производители затрачивают средства только на разработку и поддержку сайта, в то время, как для печатной версии необходимы расходы на верстку, печать и распространение журнала в киоски. В связи с этим наблюдается интенсивный рост не только числа интернет-изданий, но и их жанрового разнообразия
Для современных молодежных интернет-изданий создание площадки двусторонней (и даже многосторонней) коммуникации – это один из наиболее желательных сценариев развития, поскольку для молодежи как медиа потребителя важно чувствовать, что с ней говорят на равных, на ее языке, причем без назидательности и нравоучительности, которая была присуща редакциям молодежных СМИ в прошлом.
В сети Интернет существует большое количество молодежных журналов, направленных не только на предоставление информации молодежи, но и на помощь в учебе, поиску жилья, авто и т.п. Соответственно, круг тематики современных моложеных журналов достаточно широк и позволяет выбрать различный материал для обучения немецкому языку. Использование подобных материалов способствует развитию комплексной коммуникативной компетенции.
Анализ практического материала указывает на то, что моделирование ситуаций реального общения в учебном процессе – постоянный компонент занятия по иностранному языку, который в настоящее время довольно эффективно обеспечивается мультимедийными технологиями. Дидактический потенциал современных интернет-журналов трудно переоценить.
Жанровая и языковая характеристика немецкоязычных молодежных интернет-журналов газетно-публицистический стиль молодежной прессы рассматривается сегодня как такая сфера применения языка, которая наиболее оперативно реагирует на новые лингвистические явления и дает впечатляющую картину пользования языком, что вызывает большой и пристальный интерес филологов и требует постоянного и внимательного исследования.
Технологии обучения будут способствовать развитию коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету и раскрытию творческих способностей ребёнка, т. е. созданию креативной среды в процессе обучения. Учитывая, что владение коммуникативной и межкультурной компетенцией нельзя вообразить без практики общения, то применение Интернет ресурсов на уроке немецкого языка в этом смысле просто незаменимо. Это объясняется тем, что виртуальная среда интернет средств позволяет выйти за временные и пространственное рамки, позволяя ученикам возможность работать с аутентичным материалом на актуальные темы. Однако не стоит забывать о том, что Интернет является лишь вспомогательным техническим средством обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.
Анализ практического материала свидетельствует также о том, что при работе с молодежными интернет-журналами меняется и роль педагога, основной задачей которого является поддержание и направление развития личности учеников, их творческого поиска. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. Эти условия предполагают неизбежный пересмотр сложившихся на современном этапе организационных форм учебной работы, состоящее в увеличении самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отходе от традиционного урока с преобладанием объяснительно иллюстративного метода обучения, увеличении объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
Преподавание иностранного языка немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения, целью которых является формирование знаний, умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 МОЛОДЕЖНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛЫ В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОМ КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
1.1. Коммуникативные функции молодежных интернет-журналов
Прежде всего, отметим, что лингвистическим функционализмом называется направление в языкознании. Одна из наиболее ранних программных публикаций функционализма, как отмечено в Лингвистическом словаре В.Н. Ярцевой, – «Тезисы Пражского лингвистического кружка», в которых Р.О. Якобсон, Н.С. Трубецкой и С.О. Карцевский определяли язык как функциональную и целенаправленную систему средств выражения [Ярцева, 1990].
Придерживаясь узкого понимания функционализма, вслед за лингвистами Пражской лингвистической школы отметим, что согласно телеологическому принципу язык как целенаправленная знаковая система средств выражения предназначен для выполнения определенных функций (прежде всего, – коммуникативной). Такой взгляд обусловил развитие функционального подхода в описании различных лингвистических явлений – от фонологии до семантики. Исследование социальной функции привело к развитию теории функциональных стилей (разновидностей литературного языка, используемых в определенных социальных условиях), а также к возникновению теории актуального членения предложения [Основы функциональной лингвистики, 2006, с. 5-6].
В рамках данного исследования функциональный подход применяется к изучению молодежных СМИ. При этом «молодежь – это социально-демографическая группа, имеющая усредненные возрастные границы 14–30 лет, обусловленные существенными гормональными перестройками организма, а также социальной мобильностью, связанной с переходом индивида от детской несамостоятельности к личностному самоопределению в