Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Негосударственное пенсионное страхование РФ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы и роль негосударственного пенсионного страхования в пенсионной системе РФ 7
1.1. Эволюция, понятие и функции негосударственного пенсионного страхования 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование негосударственного пенсионного страхования в РФ 11
1.3. Мировой опыт негосударственного пенсионного страхования 16
Глава 2. Анализ состояния негосударственного пенсионного страхования в РФ 24
2.1. Оценка показателей развития негосударственного пенсионного страхования в РФ 24
2.2. Анализ участников негосударственного пенсионного страхования в РФ 30
2.3. Проблемы негосударственного пенсионного страхования в РФ 38
Глава 3. Совершенствование негосударственного пенсионного страхования в РФ 47
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию негосударственного пенсионного страхования в РФ 47
3.2. Прогноз развития негосударственного пенсионного страхования в РФ 61
Заключение 64
Список использованной литературы 68
Введение:
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) является некоммерческой организацией, основной целью которой является осуществление деятельности по управлению накопительной частью пенсий клиентов. Часть страховых взносов работодателя публикуется в специальном отчете гражданина. Поддерживаемые пенсии могут размещаться: по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам Российской Федерации, ценным бумагам российских коммерсантов, ценным бумагам российских доноров, оформленным в форме общественной безопасности; Негосударственная пенсионная система в России является совершенно новой: первые негосударственные пенсионные фонды были созданы в нашей стране в 1992 году.
Структура крупнейших НПФ на рынке за последний год кардинально изменилась. По размеру пенсионных накоплений на уровне НПФ, как и прежде, НПФ Сбербанка лидировал по балансовым сбережениям на 1 января 2018 года на уровне 470 млрд рублей. НПФ «Сбербанк» лидирует 11 сроков подряд. Этот НПФ в прошлом году показал рост сбережений на 33% или 117 млрд рублей. Таким образом, НПФ Сбербанка обеспечил более трети прироста рынка пенсионных накоплений в целом. При этом Сбербанк не стал лидером по общему приросту сбережений, а НПФ «ГАЗФОНД» имеет гораздо больший прирост пенсионных накоплений. По итогам 2017 года на втором месте оказался пенсионный фонд с пенсией 457 млрд руб. Пенсионные накопления ГАЗФОНДа показали прирост количества пенсионеров на сумму около 300 млрд руб., Или в 2,8 раза. Другими словами, это четвертое место среди всех лучших вложений в ТОП-30. Результатом накопления пенсионных накоплений НПФ «ГАЗФОНД» стал колоссальный вывод НПФ «Промагрофонд», НПФ «КИТФинанс» и НПФ «Наследие», которые оставили разрыв, хотя годом ранее у них были крупнейшие активы ТОП-15.
В связи с высокой социальной ценностью НПФ оказывается эффективная государственная поддержка, но при этом деятельность НПФ строго контролируется государством. Множество изменений и дополнений в действующих правилах, регулирующих деятельность негосударственных пенсионных фондов, большая часть планируемой деятельности — все это связано с созданием негосударственных пенсионных фондов, которые определяют эти обязанности. Серьезные юридические лица, осуществляющие деятельность по регулированию негосударственных пенсионных фондов. -государственные пенсионные фонды.
Целью ВКР является разработка рекомендаций по совершенствованию негосударственного пенсионного страхования в РФ.
В рамках выбранной цели в выпускной квалификационной работе определены следующие задачи:
− рассмотреть эволюцию, понятие и функции негосударственного пенсионного страхования;
− раскрыть нормативно-правовое регулирование негосударственного пенсионного страхования в РФ;
− изучить мировой опыт негосударственного пенсионного страхования;
− провести анализ участников негосударственного пенсионного страхования в РФ и оценку показателей развития негосударственного пенсионного страхования в РФ;
− выявить проблемы негосударственного пенсионного страхования в РФ;
− разработать рекомендации по совершенствованию негосударственного пенсионного страхования в РФ.
Объектом исследования является негосударственное пенсионное страхование.
Предметом исследования выступают проблемы негосударственного пенсионного страхования в РФ и пути их решения.
Теоретическую и методологическую основу работы обеспечили фундаментальные теоретические концепции научно-прикладные исследования российских и зарубежных ученых-экономистов, посвященные особенностям негосударственного пенсионного страхования.
Данное исследование в выпускной квалификационной работе проводилось на основе субъектно-объектного, функционально-процессного и структурно-организационного подходов. Указанные подходы определили используемые методы в решении поставленных в рамках работы исследований и задач.
Информационно-эмпирическую основу исследования составляют федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, региональная нормативно-правовая база, регулирующая формирование и использование негосударственного пенсионного страхования. Также использованы материалы Федеральной службы государственной статистики, научные статьи и публикации, монографии, ресурсы сети Интернет.
Теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в развитии и обосновании рекомендаций по совершенствованию негосударственного пенсионного страхования. Полученные в работе научные результаты могут послужить основой для дальнейших исследований в области развития негосударственного пенсионного страхования.
Практическая значимость данного исследования в ВКР состоит в разработке рекомендаций практического характера с целью выбора приоритетных путей развития негосударственного пенсионного страхования.
Структура выпускной квалификационной работы. Поставленные в работе цель и задачи обусловили ее структуру, в которую входят: введение, три главы, заключение, список используемых источников.
Заключение:
Прогнозы на будущее оптимистичны. Большинство топ-менеджеров НПФ и УК (55%) ожидают удвоения активов НПФ к 2021 году, что соответствует среднегодовому росту в 23,3%. Текущая ситуация в этом сегменте рынка пенсионного обеспечения НПФ достаточно высока. Эффективное развитие негосударственных пенсионных пособий означает улучшение защиты и защиты прав и интересов граждан в этой области. Государству выгодно перевести некоторые пенсионные риски граждан из государственной системы социального обеспечения в частный сектор, и поэтому необходимо проводить работу по содействию дополнительному пенсионному страхованию, разъясняя населению принципы и преимущества этого учреждения. Кроме того, система управления рисками НРП и нормативно-правовая база в области пенсионной системы требуют совершенствования, и также целесообразно использовать механизм принятия решения о добровольном выходе на пенсию, что повысит защиту рабочей силы граждан.
В настоящее время Россия остается страной со сравнительно невысоким уровнем пенсионного обеспечения, определяемого в основном за счет государственного пенсионного обеспечения, коэффициент замещения которого за последние годы снизился с 40% до 25%. При этом по разным оценкам негативная тенденция снижения коэффициента продолжится и в будущем.
Следует отметить, что международная организация труда (МОТ) в качестве целевого ориентира рекомендует поддержание индекса замещения на уровне не ниже 40%.
Несомненно, в преодолении и предупреждении дальнейшего падения коэффициента замещения большую роль играют негосударственные пенсионные фонды. Их основной миссией должна быть реализация задач по обеспечению гарантий социальной защищенности и, как следствие, стабильности общества, а также формирование долгосрочного инвестиционного ресурса.
Рынок пенсионных накоплений продолжал расти в 2019 году, но темпы роста в четвертом квартале были не очень высокими по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Об этом свидетельствуют результаты рейтинга российских негосударственных пенсионных фондов по его итогам. 2019 г., которые были заказаны AEI PRIME от экспертов РИА Рейтинг по данным Центрального банка России. Таким образом, объем средств населения в негосударственных пенсионных фондах в сентябре-декабре вырос на 1,6%. Для сравнения, во втором и третьем кварталах 2019 года импульс был несколько хуже — + 0,4% и -0,5% соответственно. С другой стороны, в аналогичном периоде 2018 года рост составил 3,5%, а в первом квартале 2019 года — 4,9%. Таким образом, результат на конец 2019 года был в среднем по стандартам последних кварталов. В целом по итогам года прирост средств в НПФ составил 6,5%.
В абсолютном выражении сумма денег участников НПФ на конец 2019 года увеличилась на 222 миллиарда рублей до 3,7 триллиона с 1 января 2020 года. Стоит отметить, что рынок пенсионных фондов НПФ сопоставим с объемом депозитов второго по величине банка в России — Банк ВТБ. При этом объем активов НПФ составляет 4,1 трлн рублей, что меньше, чем результат Газпромбанка, но больше, чем активы Россельхозбанка. Таким образом, влияние НПФ на российский финансовый сектор уже заметно, но пока оно не очень велико [9].
По итогам четвертого квартала 2019 года первые десять крупнейших НПФ изменились довольно резко. В частности, появились две самые большие главы, а остальные четыре характеризовались изменениями в ТОП-10 позиций. Таким образом, новичками в первой десятке стали НПФ НЕФТЕГАРАНТ и НПФ Транснефть, которые заняли 8-е и 10-е места в рейтинге соответственно. Стоит отметить, что НПФ НЕФТЕГАРАНТ занял 26 место в рейтинге по состоянию на 1 октября, а НПФ Транснефть — 11 место. Кроме того, НПФ НЕФТЕГАРАНТ смог укрепить свои позиции за счет слияния двух фондов. В конце года были присоединены НПФ Нефтегарант-НПО и НПФ Согласие-ОПС. Также НПФ «ГАЗФОНД» и НПФ «Пенсионный фонд ВТБ», поднявшиеся на одну позицию до 4-й и 7-й позиций соответственно, сумели укрепить свои позиции в первой десятке. С другой стороны, НПФ «БЛАГОПОЛУЧИЕ» и НПФ «САФМАР» были отмечены снижением в первой десятке. В то же время ПФМ БЛАГОСОСТОЯНИЕ опустилась на 5-е место, а НФ САФМАР потерял два места и теперь занимает 9-е место.
Несмотря на вышеупомянутые позитивные тенденции в развитии негосударственной пенсионной системы России, негосударственные пенсионные фонды еще не стали универсальным средством добровольного пенсионного страхования для граждан страны. Сателлитом российского рынка НПФ является совокупность недостатков в российской экономике, которые включают в себя [9]:
— наличие множества регуляторов деятельности НПФ (Министерство здравоохранения и социального развития, Федеральное агентство по финансовым рынкам, МЭРТ, Министерство финансов, Министерство юстиции, Федеральная налоговая служба, Банк России). В результате длительная координация позиций регулирующих служб НПФ препятствует развитию промышленности.
— схема пенсионного страхования, противоречащая интересам будущих пенсионеров;
— отсутствие информации о функционировании негосударственной пенсионной системы страны, ее способности страховать граждан от рисков выхода на пенсию;
— необходимость повышения эффективности пенсионных систем и совершенствования инвестиционной деятельности пенсионных фондов;
— неадекватное обеспечение и защита прав и интересов граждан, участвующих в негосударственных пенсионных фондах;
— неуместные и недостаточные расходы бюджетных статей;
— высокий риск несоблюдения основополагающих отношений своих обязательств.
С 1 августа Пенсионный фонд России и НПФ проведут ежегодную корректировку размера накопительных пенсий и срочных пенсионных выплат по обязательному пенсионному страхованию.
Финансовый уполномоченный теперь рассматривает досудебные споры граждан с негосударственными пенсионными фондами. Такой закон начал действовать с 1 января 2021 года. Процедура такая: сначала гражданин должен попробовать уладить спор с самой организацией, направив ей претензию. Затем он может обратиться к финомбудсмену — если есть имущественные требования к финансовой организации (в нашем случае — к НПФ) на сумму до 500 тыс. рублей. И только потом подавать иск в суд. Для гражданина обращение к финомбудсмену бесплатно. Решение уполномоченного может быть обжаловано в суде, как потребителем, так и финансовой организацией.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические основы и роль негосударственного пенсионного страхования в пенсионной системе РФ
1.1. Эволюция, понятие и функции негосударственного пенсионного страхования
Чрезвычайные фонды были первым прототипом современного элемента негосударственного пенсионного страхования. Эти фонды были созданы для пенсионеров, вдов и сирот. Вышедшим членам Чрезвычайного фонда была назначена пожизненная пенсия, которая была дополнительно. Размер пожизненной пенсии зависит от таких факторов, как размер государственной пенсии, стаж работы и условия уплаты взносов в Чрезвычайный фонд.
Изначально фонд формирующихся кассовых аппаратов формировался за счет услуг, то есть обязательных вычетов из заработной платы участников этих касс. В зависимости от ведомства величина этого процента колеблется от 3% до 6% от месячной заработной платы. В капитал фонда вошли взносы, инвестиционный доход и прочие денежные поступления. Расходы Чрезвычайного фонда были прямо пропорциональны количеству людей, имеющих право на пенсию. Часто расходы формирующегося фонда оказывались больше его доходов, в этом случае государственная поддержка предоставляется для выполнения обязательств формирующегося капитала перед участниками. Со временем низкая прибыльность привела к тяжелому положению формирующихся фондов и, как следствие, к реформе формирующихся пенсионных фондов, которые стали работать на накопительной основе [26].
В начале двадцатого века начали действовать фонды пенсионного страхования. Доходы страхового фонда основаны на стоимости взносов, но по существу: часть взноса вычитается из заработной платы работника, а часть взноса возмещается работодателем. Для каждого финансируемого участника был открыт индивидуальный счет, где регистрировались все поступления сотрудников. Впоследствии деньги также вкладывались в сбережения, в государственные облигации, чтобы заработать деньги. Следующим шагом является то, что момент, когда пенсионный фонд должен был выплатить пенсию, был моментом, когда участник выплатил определенную сумму. Размер пенсии напрямую зависит от окупаемости вложений. Таким образом, в начале двадцатого века пенсионная система была создана в соответствии с правилами распределения и сбора. Следует отметить, что на тот момент существовало около 200 пенсионных фондов, задолженностей и страховок, что давало возможность избежать бедности пенсионерам, которые работали не только на государство, но также и в частном доме. Однако после Октябрьской революции 1917 года негосударственная пенсионная система прекратила свое развитие, поскольку изменения произошли только в начале пенсионной системы.
Учитывая вековую тенденцию: в 1926 г. на одного пенсионера приходилось 6 здоровых людей, в 1959 г. — до 4 человек, а в 1979 г. — до 3 человек, работающих на пенсии. Система стала тяжелым бременем для работающих граждан, обеспечивая лучшие условия жизни пенсионерам. В 1987 году Кабинет Министров СССР, Центральный совет профсоюзов всех профсоюзов (ВСПС) от 20 августа 1987 г., No. 976 «С введением добровольного страхования были получены дополнительные пенсии для рабочих и группы. Фермеры» в соответствии с введенным новым видом личного страхования — дополнительным пенсионным страхованием для этих лиц. Для страхования был создан специальный фонд, в котором производились страховые выплаты: работник, в соответствии со сроком выплаты и размером будущей пенсии, также вносил взносы из государственного бюджета [19].
Директива содержала общие положения относительно возможности создания некоммерческой организации, не входящей в государственную пенсионную систему, для сбора и осуществления выплат, включая государственную пенсию, по взаимному согласию. Орган исполнительной власти учредил проверку негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты Российской Федерации, которая необходима для регистрации и утверждения негосударственных пенсионных фондов. В конце 1994 года под управлением негосударственных пенсионных фондов было образовано большое количество организаций, которые можно было разделить на разделы [17]:
1. Профитеры с высокими процентными ставками, упавшие в результате мошенничества со стороны инвесторов;
2. Организации, созданные банками для привлечения инвестиций и развития своих клиентов.
3. Организации, созданные крупными компаниями для своих нужд.
Таким образом, после утверждения нормативной базы полномочия аудиторов негосударственных пенсионных фондов Министерства внутренней безопасности Российской Федерации были полностью определены и регламентированы, с особым упором на деятельность по контролю, например, утверждение документов, регулирующих деятельность негосударственных пенсионных фондов. Кроме того, введена регистрация карточек негосударственных пенсионных фондов, установлены требования организаций, справочная форма и другие условия, которые уменьшают размер негосударственных пенсионных фондов, оставляя надежные и финансово устойчивые организации. Обратите внимание, что на первом этапе своей структуры и развития негосударственные пенсионные фонды создаются вокруг финансово-промышленных групп, отдельных компаний, в зависимости от отраслевых или местных властей. Это привело к тому, что НПФ были озабочены только обслуживанием своих организаций [21].