Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Политология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Научно-техническая революция и ее влияние на политическую культуру современной России.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.. 8

1.1. Комплексный анализ политической культуры как
специфической части человеческой культуры. 8

1.2. НТР как фактор формирования политической
культуры.. 16

ГЛАВА 2.
ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ.. 29

2.1. Роль политических технологий в формировании
политической культуры современной России. 29

2.2. Сравнительный политологический анализ
влияния НТР. 59

на формирование политической культуры в России и
мире. 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 74

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 80

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В современном мире информационные технологии стали
одной из ключевых отраслей, оказывающих многофакторное влияние на все
социально-экономические процессы, во многом определяя их дальнейшее развитие.

Информационно-коммуникационные
технологии стали частью современных систем управления во всех секторах
экономики, государственного управления, обороны, национальной безопасности и
правоохранительной деятельности.

На формирование
политической культуры в обществе влияют различные факторы. К ним относятся, в
частности, отношения между властью и гражданами, наличие индивидуальных
гражданских и политических прав, а также стиль и форма межпартийной борьбы. К
факторам, влияющим на развитие политической культуры, относятся также
функционирование политической системы, политических институтов, методы,
средства и приемы формирования власти в той или иной стране, то есть
политические технологии.

Технология является
конкретным показателем уровня формирования и развития политической культуры в
обществе. Уровень развития политической культуры во многом зависит от
политической системы, политических институтов, использования различных методов
борьбы за власть, в том числе и самих политических технологий. Использование
определенных деструктивных или конструктивных технологий может повлиять на
развитие политической культуры общества, то есть на взаимоотношения между
правительством и обществом.

Политика, как и другие
социальные сферы, начинает активно восприниматься через призму цифровизации.
Возможности, созданные новыми технологическими средствами, используются
действующими лицами для собственной выгоды. Растет количество исследований,
посвященных использованию цифровых технологий в политических процессах,
политической коммуникации и государственном управлении.

Что касается политики, то
процесс цифровизации может подразумевать довольно широкий спектр изменений в
традиционной практике (дальнейшее преобразование государственных услуг в
электронные формы, новые инструменты для общественной коммуникации и т.д.).
Тенденцией, которая только подтверждает важность новых технологий для
современной политики, является также активное вхождение государства в новые
коммуникационные среды.

Современное состояние
общественного участия в цифровом измерении политики проявляется не только в
растущем использовании новых коммуникационных платформ и инструментов, но и в
постоянном стремлении сохранить критический контроль над их (платформ и
инструментов) развитием.

Прорывные технологии
открывают беспрецедентные возможности для коммуникации и управления во многих
отношениях, но их не следует рассматривать как панацею. Исследования показали,
что характеристики общества, его конкретная организация и культура, часто
являются определяющими факторами в определении результатов применения
конкретных технологий. Также важно понимать сложность и порой противоречивый
характер технологических тенденций, которые требуют быстрой и комплексной реакции
со стороны центров принятия политических решений. Развитое гражданское общество
и демократические институты значительно облегчают эту задачу, однако существуют
серьезные проблемы: негибкое управленческое мышление, нехватка ресурсов,
разнообразные и неоднородные вызовы, угрозы безопасности и масштабные
манипуляции.

Степень научной разработанности темы. Исследованию поставленной проблемы
посвящен ряд монографий, статей и учебных пособий. Данному вопросу уделяют
внимание такие авторы, как Г. Алмонд, С. Вебра[1], И.В.
Бутузова, Т.А. Кружкова[2], В.В.
Зотов, В.М. Захаров, В.А. Сапрыка[3], М.А.
Ковшов[4], А.А.
Косоруков[5], А.С.
Тургаев, А.Е. Хренов[6], А.Д.
Пономарёв[7], О.А.
Сиденко[8] и
другие.

Однако следует отметить
недостаточную степень исследования влияния новейших технологий на политическую
культуру современной России. Обозначенная недостаточная степень исследования,
их научная значимость и очевидная актуальность проблематики на современном
этапе обусловили выбор темы, цель и задачи исследования.

Целью настоящей работы является
анализ влияния новейших технологий на политическую культуру современной России.

Для достижения обозначенной в работе цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести комплексный анализ
политической культуры как специфической части человеческой культуры. 2. Проанализировать НТР как фактор
формирования политической культуры.

3. Выявить роль политических технологий
в формировании политической культуры современной России.

4. Провести сравнительный
политологический анализ влияния НТР на формирование политической культуры в
России и мире.

Объектом исследования выступает политическая культура и
факторы ее формирования.

Предметом исследования является процесс трансформации
современной российской политической культуры под влиянием новейших технологий.

Методологическая основа исследования. Для решения исследовательских задач
использовались методы научного познания: сравнительный, опрос, статистический, метод
сравнительного политического анализа, а также метод социологического
исследования (экспертный опрос); принципы объективности, системности, динамизма.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и
зарубежных авторов: Г. Алмонд, С. Вебра[9], М. Кастельс[10], А.А.
Косоруков[11], А.С. Тургаев, А.Е. Хренов[12] и
др.

Эмпирическую базу исследования составили: Стратегия развития информационного
общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.[13], Программа
«Цифровая экономика Российской Федерации»[14], Стратегическое
направление в области цифровой трансформации государственного управления[15], а
также материалы, посвященные политической культуре и опубликованные в научной
литературе, печатных и электронных периодических изданиях, глобальной сети
Интернет.

Структура работы отражает поставленные цель и задачи исследования и включает
в себя: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения. Во
введении определена актуальность и цель исследования, поставлены задачи,
выявлен объект и предмет исследования, практическая значимость исследования. В
первой главе исследованы теоретико-методологических основы формирования
политической культуры. Во второй главе проведен анализ трансформации российской
политической культуры под влиянием современных технологий. Заключение отражает
основные результаты и выводы по работе. Список литературы содержит ссылки на публикации
отечественных и зарубежных авторов. В Приложении представлены результаты
массового и экспертного опроса, проведенного в 2021 году, которые позволяют
объективно оценить процесс цифровизации публичного управления в контексте
электронного правительства и электронной демократии. [1] Алмонд Г., Вебра С. Гражданская культура.
Политические установки и демократия в пяти странах. – М.: Мысль, 2017. С. 28. [2] Бутузова И.В., Кружкова Т.А. Политическая
коммуникация в Интернет-пространстве как объект социально-философского анализа
// Вестник государственного университета. 2021. № 3 (57). С. 85-90. [3] Зотов В.В., Захаров В.М., Сапрыка В.А. Цифровизация
публичного управления: электронная демократия vs электронное правительство.
NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 46 (3). 2021. С. 250-262. [4] Ковшов М.А. Системный анализ сетевой политической
коммуникации // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 6 (95). С. 35-40. [5] Косоруков А.А. Публичная сфера и цифровое управление
современным государством. – М.: МАКС Пресс, 2019. – 320 с. [6] Политология: учебник и практикум для вузов; под
редакцией А.С. Тургаева, А. Е. Хренова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
Издательство Юрайт, 2021. – 632 с. [7] Пономарёв А.Д. Российская политическая культура:
противоречия и детерминанты // Концепт. 2017. №11. С. 3. [8] Современные технологии в публичной политике и
управлении: учебное пособие / под ред.; Воронежский государственный
университет. – Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2018. С. 17. [9] Алмонд Г., Вебра С. Гражданская культура.
Политические установки и демократия в пяти странах. – М.: Мысль, 2017. – 499 с. [10] Кастельс М. Власть коммуникации / пер. с англ. Н.М.
Тылевич. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики 2017. – 564 с. [11] Косоруков А.А. Публичная сфера и цифровое управление
современным государством. – М.: МАКС Пресс, 2019. – 320 с. [12] Политология: учебник и практикум для вузов; под
редакцией А.С. Тургаева, А. Е. Хренова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
Издательство Юрайт, 2021. – 632 с. [13] Стратегия развития информационного общества в
Российской Федерации на 2017-2030 гг. Утв. Указом Президента Российской
Федерации от 9 мая 2017 г.
№ 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на
2017-2030 годы». [14] Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р. [15] Стратегическое направление в области цифровой
трансформации государственного управления. Утверждено распоряжением
Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. № 2998-р.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Быстрое развитие технологического прогресса приводит к ускоренным изменениям
в обществе, оказывающим влияние на совершенствование взаимодействия граждан и государства.
Новые технологии помогают существенно облегчить и ускорить многие процессы государственного
управления и формы предоставления услуг населению.

На основании исследования теоретико-методологических основ формирования
политической культуры можно сделать следующие выводы.

Под политической культурой понимается система ориентаций и установок относительно
политической системы и ее составляющих, а также относительно образцов политического
поведения.

На формирование политической культуры в обществе влияют различные показатели.
Это, в первую очередь, взаимоотношение власти и граждан, наличие гражданских и политических
прав личности, стиль и формы межпартийной борьбы. Также среди показателей, влияющих
на развитие политической культуры, можно выделить функционирование той или иной
политической системы государства, политических институтов, методов, способов и приемов
формирования власти, а именно политических технологий.

Таким образом, политические технологии выступают определенным показателем
уровня формирования и развития политической культуры в обществе. Уровень развития
политической культуры во многом зависит от политической системы, политических институтов,
от политического строя и от применения тех или иных методов борьбы за власть, в
том числе и собственно политических технологий. Применение тех или иных политических
технологий «деструктивного» или «конструктивного» характера способно влиять на развитие
политической культуры общества, а именно на взаимоотношение власти и общества.

Усложнение процессов коммуникации в современном мире, возникновение и развитие
новых форм публичной политики, публичной дипломатии и публичной сферы в целом ведут
к объективной потребности в новых средствах производства, хранения и обработки информации,
физический объем которой возрастает экспоненциально.

Сегодня технологическое развитие и общественное развитие представляют
собой сообщающиеся сосуды. Проекции активно применяемых в различных областях цифровых
технологий на политическую сферу ставят вопросы не только оптимизации выборного
процесса или дипломатического диалога, но и дальнейшей судьбы традиционных институтов:
«неновых» медиа, библиотек, университетов, той же дипломатии – государства в целом,
если под ним понимать универсального посредника, устанавливающего баланс интересов
различных групп населения.

Во второй главе проведен анализ трансформации российской политической
культуры под влиянием современных технологий. По результатам проведенного
анализа можно сделать следующие выводы.

На современном этапе наблюдается увеличение скорости политической коммуникации
через сети Интернет. Изменения в технологиях привели к изменению коммуникации и
появлению новых политических технологий, влияющих на политическую культуру.

Уровень технологического развития государства сегодня как никогда отражает
степень развития всего общества в целом, оказывая положительное влияние на улучшение
взаимодействия граждан и государства. Таким образом, на сегодняшний день концептуальной
и приоритетной задачей большинства государств считаются формирование и развитие
информационных и цифровых технологий, способных усовершенствовать государственное
управление, улучшить качество жизни граждан, оказав существенное влияние на экономический
рост всего государства и укрепление его суверенитета. На настоящий момент формирование цифрового государства можно наблюдать во
многих развитых странах. В Российской Федерации происходит планомерное формирование
цифрового государства, этапы становления которого можно наблюдать в основных документах
стратегического планирования, связанных с развитием технологий в стране.

Цифровое государство является информационно-технологической организацией политико-правового
взаимодействия граждан и органов публичной власти. Его становление – неизбежный
процесс, новая стадия развития российского общества. Именно поэтому от того, в каком
виде и когда оно будет сформировано, зависит будущее государства.

Цифровые технологии вырабатывают установку на быстрый, легкий доступ ко всему
и в любое время, что заставляет органы государственной, муниципальной власти и управления
постоянно заботиться об улучшении качества услуг и дизайне. Для этого используется
самый современный технологический набор (прорывные технологии): открытые данные,
«большие данные», интернет-вещи, интегрированные мобильные платформы, облачные вычисления
и т.д.

Современное состояние участия государства в цифро-технологическом измерении
политики можно охарактеризовать не только как расширение использования новых коммуникационных
платформ и инструментов, но и как последовательное стремление удержать ключевые
рычаги контроля их (платформ и инструментов) развития. В частности, продолжается
борьба с анонимностью в сети: ключевые инициативы власти по формированию регулятивной
среды в информационно-коммуникационном пространстве новых технологий, как будет
показано ниже, связаны с установлением правил работы с персональными данными пользователей
и возможностью уполномоченных структур получать к ним доступ в определенных ситуациях.
Основанием для такого рода подхода служат прежде всего интересы общественной безопасности
и задачи противодействия терроризму и экстремизму, однако легко допустить, что уверенность
в безнаказанности и известная степень анархии в цифровом пространстве являются отдельными
факторами привлекательности для пользователя, мотивирующими его к самореализации
в виртуальной реальности.

Информационная эпоха, кардинально меняющая как условия, так и саму жизнедеятельность
современного человека, не только создает дополнительные возможности технологического
характера, но также порождает противоречия, риски и угрозы, непосредственно и опосредованно
проявляющиеся в поле политики. Неизбежным становится пересмотр многих устоявшихся
представлений, в том числе касающихся технологий, используемых в современной политике,
государственном и муниципальном управлении.

Задача цифровой трансформации государственного управления, состоит
в повышении качества и системности исполнения следующих государственных функций:
государственное регулирование и выработка государственной политики в отраслях экономики
и социальной сфере; предоставление государственных и муниципальных услуг; осуществление
контрольной и надзорной деятельности; управление государственным имуществом; обеспечение
безопасности государства в целом и граждан в частности.

В качестве ключевых технологий, планируемых к внедрению в ходе реализации
стратегического направления до 2030 года, определены — искусственный интеллект,
большие данные и интернет вещей. Сведения о проектах и соответствующих показателях
результата детализированы в приложениях к документу.

Прорывные технологии предоставляют во многом беспрецедентные коммуникативные
и управленческие возможности, но они не должны восприниматься в качестве панацеи.
Как показывают исследования, характеристики социума, особенности его организации
и культуры нередко оказываются решающим фактором, определяющим результат применения
тех или иных технологий. Важным также является понимание сложности, подчас противоречивости
технологических трендов, предполагающих оперативную и комплексную реакцию со стороны
центров принятия политических решений. Развитое гражданское общество и демократические
институты в немалой степени облегчают задачу, но и в этом случае имеется ряд серьезных
проблем: ригидность мышления управленцев, ресурсный дефицит, множественность разнородных
вызовов, угроза безопасности и масштабных манипуляций.

Исследование научно-технической революции и ее влияния на политическую
культуру современной России нуждается в дальнейшей теоретической и практической
разработке. Прогресс сталкивается с существующими и новыми вызовами и рисками,
такими как кибербезопасность и конфиденциальность данных. Некоторые аспекты
особенно актуальны или важны в развивающихся странах, включая страны,
находящиеся в особом положении. К таким аспектам относятся отсутствие цифровой
инфраструктуры, устойчивых платформ электронного правительства и ограниченные
ресурсы для реализации политики в области цифрового правительства. В то время
как электронное правительство достигло высокого уровня в ведущих странах, переход
в цифровое правительство остается относительно новым направлением в
национальных программах для некоторых стран.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1.1. Комплексный анализ политической культуры как специфической
части человеческой культуры. Понятие культуры является
многомерным. Многие аспекты культуры занимают важное место в ее сложной
структуре, но нельзя не признать, что именно в современном мире, с его
меняющимися политическими конфликтами и геополитическими сдвигами, «политическая
культура» приобретает особое значение и важность.

Политическая культура
является частью культуры любого общества. С момента появления первых форм
политической организации общественной жизни политическая культура определяет
характеристики политической системы как ее культурные компоненты, включающие
психологические и идеологические аспекты политической власти, политического
сознания и самой политической системы. Это утверждение применимо к любому обществу
в любую эпоху.

В теории Г. Алмонда и С. Вербы политическая культура – это совокупность индивидуальных
позиций и ориентаций участников политической системы по отношению к совокупности
политических и социальных объектов и процессов[1]. Ориентации
в данном контексте представляют собой интернализированные (т.е. принятые индивидом
внешние структуры в качестве объективных, в связи с чем они становятся внутренними
регуляторами поведения) аспекты объектов и зависимостей. [1] Алмонд Г., Вебра С. Гражданская культура.
Политические установки и демократия в пяти странах. – М.: Мысль, 2017. С. 28.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы