Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Нарушение правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними подчиненности: Уголовно правовой и криминологические аспекты
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение.. 3
Глава 1. Понятие и
уголовно-правовая характеристика нарушения правил взаимоотношений между
военнослужащими при отсутствии между ними подчиненности.. 7
1.1. Понятие военной
службы и сущность воинского правопорядка. 7
1.2. Специфика
правил взаимоотношений между военнослужащими и общественная опасность их
нарушения. 12
1.3. Отечественный
исторический опыт и зарубежные подходы к уголовно-правовому регулированию
неуставных взаимоотношений в армии. 19
Глава 2. Нарушение правил взаимоотношений
между военнослужащими при отсутствии между ними подчиненности как состав
воинского преступления.. 28
2.1. Объект и
субъект нарушения правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии
между ними подчиненности. 28
2.1. Объективные и
субъективные признаки нарушение правил взаимоотношений между военнослужащими
при отсутствии между ними подчиненности. 33
2.3. Критерии
отграничения нарушения правил взаимоотношений между военнослужащими при
отсутствии между ними подчиненности от смежных составов воинских преступлений. 40
Глава 3. Криминологические аспекты
неуставных взаимоотношений между военнослужащими.. 44
3.1.
Криминологическая характеристика личностей преступника и потерпевшего при
нарушении правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между
ними подчиненности. 44
3.2. Причины,
детерминирующие нарушение военнослужащими правил взаимоотношений между ними. 48
3.3. Предупреждение
нарушений правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между
ними подчиненности. 51
Заключение.. 59
Библиографический список.. 63
Введение:
В соответствии с п.30 Военной доктрины
Российской Федерации, утверждённой Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976[1], одной из основных задач развития военной организации
является повышение эффективности и безопасности функционирования системы
военного управления, всесторонняя подготовка к ней граждан Российской
Федерации. Соответственно, военная служба —
профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях
на всем пространстве России должна быть в высшей степени организационно
отлажена. Этому способствует ответственность военнослужащих, которые, согласно
ч.1 ст.28 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе
военнослужащих"[2], в
зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекаются,
в том числе, к уголовной ответственности.
В настоящее время военная
служба в России характеризуется наличием большого количества условий и
факторов, благоприятствующих распространению различных форм противоправного
поведения, связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей
военнослужащего. Острой проблемой в данном случае становятся нарушения уставных
правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними
подчиненности, уголовная ответственность за которые предусмотрена ст.335 УК РФ[3].
В подобных случаях идет речь о так называемой «дедовщине» — сложившейся в
Вооруженных Силах РФ неофициальной иерархической системе взаимоотношений между
военнослужащими, основанной на их ранжировании, «сортировке» по признаку
величины имеющегося срока службы либо авторитету среди сослуживцев,
объединяющей случаи
глумлений и издевательств одних военнослужащих над другими. Социальная
вредность данного преступления объективно связана с ослаблением воинской
дисциплины. Также следствием «дедовщины» объясняется устойчивый высокий процент
случаев уклонений от военной службы и многие случаи суицида, особенно среди
молодых военнослужащих, поскольку потерпевшие стараются скрыть факты
издевательств над ними[4]. Как следствие, воинская служба
перестает быть символом мужества, доблести и славы, осознанной необходимостью
для каждого гражданина.
В настоящее время уголовно-правовые меры
борьбы с воинскими преступлениями в отечественном праве и накопленный опыт
судебной практики являются достаточными. Вместе с тем, при квалификации таких
преступлений возникают проблемы, обусловленные, в том числе, неточностью
законодательных формулировок, произвольным толкованием норм УК РФ, ошибками
правоприменителей, связанных с оценкой обстоятельств дела[5].
Одновременно нарушение правил взаимоотношений между военнослужащими при
отсутствии между ними подчиненности выступает одной из наиболее острых и
сложных криминологических проблем.
Актуальность исследования обусловллена
масштабностью вопроса о надлежащем уголовно-правовом обеспечении исполнения
обязанностей военнослужащего в условиях, когда «дедовщина» является
распространенным явлением в России.
Данная тема является достаточно
разработанной в криминологии и уголовно-правовой науке. В том числе, вопросам
нарушения правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между
ними подчиненности уделяли внимание М.А. Бачарова, П.С. Данилов,
О.И. Задирако, А.В. Луптаков, А.Н. Майоров, А.С. Черепашкин, труды
которых использованы в рамках настоящего исследования, и другие.
Целью работы является комплексный анализ
уголовно правовых и криминологических аспектов нарушения правил взаимоотношений
между военнослужащими при отсутствии между ними подчиненности, соответствующие
материалы правоприменительной практики, выявление проблем, возникающих в
процессе противодействия данному явлению.
Достижение указанных целей
предполагает решение следующих задач:
1. Изучение понятия военной службы и сущности
воинского правопорядка;
2. Исследование специфики правил
взаимоотношений между военнослужащими и общественной опасности их нарушения;
3. Рассмотрение отечественного исторического
опыта и зарубежных подходов к уголовно-правовому регулированию неуставных
взаимоотношений в армии;
4. Характеристика объекта и субъекта
нарушения правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между
ними подчиненности;
5. Выявление объективных и субъективных
признаков нарушение правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии
между ними подчиненности;
6. Определение критериев отграничения
нарушений правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними
подчиненности от смежных составов воинских преступлений;
7. Криминологическая характеристика личностей
преступника и потерпевшего при нарушении правил взаимоотношений между
военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности;
8. Анализ причин, детерминирующих нарушение
военнослужащими правил взаимоотношений между ними;
9. Исследование мер, направленных на
предупреждение нарушений правил взаимоотношений между военнослужащими при
отсутствии между ними подчиненности.
Методологическую
основу исследования, следует составили системно-структурный, исторический
методы, метод системного анализа.
Объектом
исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе
обеспечения воинского правопорядка. Предметом исследования являются положения
нормативных правовых актов и криминологии, характеризующие уголовно-правовой и
криминологический аспекты нарушения правил взаимоотношений между
военнослужащими при отсутствии между ними подчиненности, соответствующие
материалы правоприменительной практики.
Настоящая
работа состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов,
заключения и перечня использованных литературных источников, нормативных
правовых актов и материалов судебной практики. [1] Военная доктрина
Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976) // Российская газета. 30.12.2014. N 298. [2] Федеральный закон
от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ред. от 01.07.2021)
// Собрание законодательства РФ. 01.06.1998. N 22. Ст. 2331. [3] Уголовный кодекс
Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021)
// Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954. [4] Майоров А.Н., Черепашкин А.С. Преступность военнослужащих:
уголовно-правовой и криминологический аспекты // Правопорядок: история,
теория, практика. 2016. № 1. С. 64. [5] Луптаков А.В.
Актуальные проблемы квалификации преступлений против военной службы
// Отечественная юриспруденция. 2018. № 1. С. 376.
Заключение:
Движущей силой всей военной организации России
является военная служба — совокупность общественных отношений, возникающих в
процессе жизни и боевой деятельности войск, закрепленных в законах, военной
присяге, воинских уставах, положениях о прохождении службы различными
категориями военнослужащих и других актах военного законодательства. В данном
случае Вооруженные Силы Российской Федерации, являясь самостоятельным
государственно-правовым институтом, представляют собой часть современного
российского общества, но с присущими специфическими демографическими,
организационно-управленческими, социальными, психологическими и правовыми
особенностями. В военной среде сформирован особый воинский правопорядок,
который требует, чтобы отношения между военнослужащими строились на началах
социальной справедливости, товарищеской взаимопомощи и дружбы, базируется на
высокой сознательности и организованности военнослужащих, на их глубокой
убежденности в справедливости и целесообразности правил, установленных
нормативными правовыми актами.
Прохождение военной службы осуществляется
российскими гражданами по призыву и по контракту. Приобретая особый правовой
статус военнослужащего, гражданин принимает на себя обязательства
соответствовать требованиям по занимаемой воинской должности, соблюдать
общепринятые правила поведения. В частности, военнослужащий обязан уважать
честь и достоинство других военнослужащих.
При этом в реальности
обстановка в ВС РФ крайне сложна и характеризуется наличием большого количества
условий и факторов, благоприятствующих распространению различных форм
противоправного поведения, связанного с неисполнением или ненадлежащим
исполнением обязанностей военнослужащего. В том числе, в армейском коллективе
наблюдается широкий спектр явных, жестких по своим последствиям, и
закамуфлированных, менее опасных проявлений агрессии, которые имеют место при
неуставных взаимоотношениях военнослужащих, неофициально называемых
«дедовщиной». Неуставные взаимоотношения военнослужащих связываются с серьезной
опасностью для нормального функционирования не только отдельно взятого
подразделения, но и всей воинской организации как целостного социального
организма, так как в основе подобных инцидентов образуются противостоящие друг
другу социальные группы, стремящиеся к утверждению своего доминирующего
положения в целях создания для доминирующей группы негласных «привилегий» и
«обязанностей» по отношению к ней остальных групп.
Надо сказать, что неуставные
взаимоотношения в той или иной степени интенсивности существовали и существуют
почти во всех армиях мира, а проблема нарушения уставных правил взаимоотношений
между военнослужащими возникла не в последние годы (о криминальных проявлениях
в этой сфере говорилось еще в Соборном Уложении России 1649 г.).
В настоящее время ст.335 УК РФ
предусматривает уголовную ответственность за нарушение уставных правил
взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений
подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства или издевательством
над потерпевшим либо сопряженное с насилием. Родовым
(видовым) объектом данного преступления является установленный порядок
несения и прохождения военной службы, обеспечивающий нормальную
деятельность ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Основным непосредственным объектом преступления выступает установленный порядок
воинских уставных взаимоотношений между военнослужащими, не находящимися в
подчиненности, дополнительным объектом – честь, достоинство, здоровье личности.
Субъект преступления – военнослужащий, не связанный с потерпевшим отношениями
подчиненности. Объективная сторона преступления, предусмотрен6ного ст.335 УК
РФ, выражается в действии и состоит в нарушении уставных правил
взаимоотношений, связанном с унижением чести и достоинства личности или
издевательством над потерпевшим либо сопряженном с насилием. Субъективная
сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
В работе обращено внимание на то, что ч.2
ст.335 УК РФ целесообразно дополнить еще
одним квалифицирующим признаком: «совершение преступления по мотивам
политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти
или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо
социальной группы, поскольку
военнослужащих необходимо ограждать от межнациональных и межконфессиональных
проблем, действующий на воинский коллектив разлагающе и ослабляющий его
боеготовность и боеспособность.
Сложность отграничения
нарушения правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между
ними подчиненности от смежных составов воинских преступлений связывается,
главным образом, с существованием ст.336 УК РФ «Оскорбление военнослужащего»,
при котором само стремление унизить честь и человеческое достоинство
потерпевшего является конечной целью противоправных действий в отсутствие
предъявления к потерпевшему тех или иных требований, принуждением к нарушению
обязанностей военной службы и т.д.
Основные причины воинских преступлений в
целом не имеют существенных отличий от общих причин преступности в стране.
Между тем, они особым образом «преломляются» в таком замкнутом пространстве как
армейская среда, находя выражение в неуставных взаимоотношениях между военнослужащими.
Тому способствуют, прежде всего, сосредоточенность в одном пространстве
большого количества молодых мужчин, для которых в целом характерна высокая
криминальная активность.
При исследовании
криминологических характеристик, присущих субъекту преступления,
предусмотренного ст.335 УК РФ, указано на то, что он проявляет антиобщественный
образ действий, стремление к которому закладывается ранее, а пребывание на
военной службе лишь выполняет функцию катализатора. Такому лицу свойственны
молодой, наиболее криминогенно активный возраст, агрессивно-разрушительное
поведение, неустойчивая психика, неразвитость привычки сопоставлять свое
поведение с законом, вспыльчивость и т.п.
Для личности потерпевших
от неуставных воинских взаимоотношений при отсутствии отношений подчиненности
характерны недостаточная физическая подготовка, заторможенность реакций,
отсутствие навыков общения, неряшливость и т.п., которые при этом не могут
являться причиной для нарушения уставных взаимоотношений (как можно заметить,
потерпевшим от неуставных взаимоотношений может стать любой юноша, на которого
обратилось «неблагосклонное внимание» старослужащих при неравном соотношении
сил).
Поскольку неуставные
взаимоотношения в ВС РФ к настоящему времени приобрели характер
криминально-криминогенного феномена, то встает вопрос об их профилактике. В
работе исследованы существующие и возможные меры, направленные на искоренение «дедовщины»
в военной среде. Обращено внимание, в частности, на потенциал так называемого «родолюбия»
для предупреждения неуставных взаимоотношений военнослужащих, в рамках которого
призывники дают обещание авторитетным лицам своей этнической диаспоры
(поручителям) о добросовестном выполнении им в дальнейшем обязанностей
военнослужащего, хотя и в данном случае невозможен широкий охват таким
поручительством военнослужащих, неясной остается ответственность поручителей в
том случае, если военнослужащий все же нарушит обещание и т.п. Тем не менее, на
борьбу с «дедовщиной» должны быть направлены все возможные меры и средства.
Таким образом, цель работы
была достигнута, задачи выполнены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие и уголовно-правовая характеристика
нарушения правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между
ними подчиненности 1.1. Понятие военной
службы и сущность воинского правопорядка Одной из основных внешних функций
государства является оборона страны. В
России задачи в области обороны выполняют Вооруженные Силы Российской Федерации
(далее — ВС РФ), которые являются главным, основным элементом военной
организации государства, а также другие войска, воинские формирования и органы,
в которых предусмотрена военная служба, обеспечивающие оборону и безопасность
Российской Федерации военными методами, установленными законодательством.
Движущей силой военной организации России
является военная служба, имеющая безусловный характер социально-полезной и
необходимой деятельности. Как указывает С.М. Мальков, это совокупность
общественных отношений, возникающих в процессе военной службы, закрепленных в
законах, военной присяге, воинских уставах, положениях о прохождении службы
различными категориями военнослужащих и других актах военного законодательства[1].
В соответствии с ч.1,2
ст.2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и
военной службе"[2],
военная служба, выступая особым видом федеральной государственной службы,
исполняется гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного
государства, в ВС РФ и в войсках Росгвардии, в спасательных воинских
формированиях МЧС, СВР России, органах ФСБ России, органах ФСО России, органах
военной прокуратуры, военных следственных органах СК России и ГУСП, воинских подразделениях федеральной
противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных
формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного
государства, и иностранными гражданами — в ВС РФ и воинских формированиях. [1] Мальков С.М.
Воинский правопорядок и военная служба как элементы объекта преступления и
основания систематизации преступлении против военной службы // Вестник
Сибирского юридического института МВД России. 2017. № 4. С. 27-34. [2] Федеральный закон
от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ред.
от 29.11.2021) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.