Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Налоговый контроль за юридическими лицами и защита прав налогоплательщиков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА
ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В РОССИИ.. 6
1.1. Понятие
и сущность налогового контроля за юридическими лицами. 6
1.2.Формы и методы осуществления налогового контроля за
юридическими лицами 15
1.3. Понятие защиты прав налогоплательщика и основные
способы их нарушения в ходе налогового контроля за юридическими лицами. 22
1.4.Зарубежный опыт организации налогового контроля за
юридическими лицами 34
2.
Организация и проведение налогового контроля за юридическими лицами, средства и
гарантии защиты прав налогоплательщиков. 45
2.1. Анализ
контрольной работы по государственной регистрации юридических лиц 45
2.2.
Практика проведения налоговых проверок юридических лиц налоговыми органами. 58
2.3.
Средства и гарантии защиты прав налогоплательщиков – юридических лиц в ходе
осуществления налогового контроля. 66
3. Совершенствование организации
и проведения налогового контроля за юридическими лицами и способов защиты прав
налогоплательщика в ходе налогового контроля в России. 83
3.1. Тенденции развития
налогового контроля за юридическими лицами при проведении налоговых проверок и
способов защиты прав налогоплательщиков 83
3.2. Возможности применения
зарубежного опыта организации и проведения налогового контроля за юридическими
лицами и способов защиты прав налогоплательщиков в России. 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 108
Приложение 1. 117
Введение:
Любое государство в своей
деятельности стремится к обеспечению стабильности и безопасности своего
государства, а также к экономическому развитию. Одним из эффективных механизмов
обеспечения развития экономических отношений являются налоги и налоговая система
государства в целом. В современном мире
налоги являются основой формирования доходов государства, а, следовательно, и
государственного бюджета. В общей структуре доходов бюджета государства налоги
составляют порядка 75%.
Используя налоговую
систему государство воздействует на экономическую систему страны с целью
получения таких экономических эффектов, как:
1. Рост нормы прибыли.
2. Рост объемов
производства.
3. Рост капиталовложений.
Помимо экономического
эффекта от применения налоговой системы, государство получает и иные
результаты, которые направлены на решение социально-политических задач
государства.
Таким образом,
налогообложение выступает одним из эффективных методов укрепления и обеспечения
взаимосвязи государственных интересов с интересами бизнес-структур.
Налоговая система России
определяет взаимоотношения бизнес-структур с государственными и местными
бюджетами, банками и вышестоящими организациями.
Эффективность налоговой
системы страны напрямую зависит от того, насколько качественно и результативно
в стране сформирована система налогового контроля.
Особая
значимость налогового контроля состоит в том, что при помощи его достигается
упорядоченность налоговых правоотношений в государстве. С помощью механизма
налогового контроля налоговые органы могут проверять соблюдение
налогоплательщиком законодательства РФ о налогах и сборах, а конкретно по
уплате налогов, выявляют допущенные налогоплательщиками различные
правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и различных
штрафных санкций.
Таким
образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что
обязанность государственных органов заключается в контроле за своевременностью
и правильностью исчисления и уплаты налогов в целях собирания денежных средств
с налогоплательщиков.
Целью
данной выпускной квалификационной работы является изучение особенностей
организации и проведения налогового контроля, а также определение путей
совершенствования контрольной работы налоговых органов.
В
соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Определить понятие
и сущность налогового контроля за юридическими лицами в России.
2. Рассмотреть формы
и методы осуществления налогового контроля за юридическими лицами.
3. Изучить
особенности защиты прав налогоплательщика в ходе налогового контроля за
юридическими лицами.
4. Изучить зарубежный
опыт организации налогового контроля за юридическими лицами.
5. Провести анализ
контрольной работы по государственной регистрации юридических лиц.
6. Рассмотреть
практику проведения налоговых проверок юридических лиц налоговыми органами.
7. Рассмотреть
средства и гарантии защиты прав налогоплательщиков в ходе налогового контроля.
8. Выявить тенденции
развития налогового контроля за юридическими лицами при проведении налоговых
проверок и способов защиты прав налогоплательщиков.
9. Определить
возможности применения зарубежного опыта организации и проведения налогового
контроля за юридическими лицами и способов защиты прав налогоплательщиков в
России.
Объектом исследования является налоговый контроль.
Предметом исследования выступают особенности
проведения налогового контроля в РФ.
Методологической
основой данной работы являются нормы действующего законодательства в области
налогообложения, а также теоретические труды опубликованные в различных
литературных изданиях, а именно:
Методы исследования:
наблюдение, графический, сравнение и обобщение, коэффициентный, аналитический
методы.
Структура работы
обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит
из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Современные социально-экономические реалии
свидетельствуют о том, что от эффективности налоговой системы зависит
экономический рост и решение социальных проблем в обществе.
Невозможно отрицать, что налоговая реформа,
проведенная в России, принесла свои положительные плоды, в том числе и в части
социально-экономического развития страны.
Однако, помимо налоговой реформы, на рост
количества поступлений в государственный бюджет оказали инфляция, реструктуризация
задолженности некоторых крупных предприятий, стабилизация внешнеэкономической
конъюнктуры, а также совершенствование налогового контроля.
Подводя итоги данной выпускной
квалификационной работы можно сказать, что цель исследования достигнута, а
задачи выполнены в полном объеме.
С точки зрения государственного контроля под
контролем понимается система проверки за соблюдением предпринимателями
установленных требований ведения деятельности.
Налоговый контроль в России представляет
собой осуществление дистанционной проверки достоверности данных, заявленных в
декларациях. Однако при подозрении на предоставление ложных данных в
декларациях, налоговые органы могут принять решение о проведении выездной проверки
в целях минимизации правонарушений налогоплательщиков.
Проведение налогового контроля является
необходимым условие обеспечения эффективности функционирования налоговой
системы РФ, в том числе при регламентации и регулировании процесса пополнения бюджетов
всех уровней, а также становления финансового правопорядка.
Следовательно, обеспечение его эффективного
функционирования и совершенствование в соответствии с текущими реалиями
социально-экономической жизни общества является необходимым условием повышения
эффективности работы контролирующих органов в целом.
Основными формами налогового контроля
являются камеральные и выездные налоговые проверки. Однако современная
тенденция в развитии налогового контроля такова, что основной акцент делается
на проведение камеральных налоговых проверок с постепенным сокращением
количества выездных проверок.
На сегодняшний день нормативно-правовая база
защиты прав налогоплательщиков-юридических лиц при осуществлении налогового
контроля включает в себя Конституцию РФ, НК РФ, КАС РФ и АПК РФ.
Основными способами защиты прав
налогоплательщиков являются административный, судебный и самозащита
налогоплательщика. В административном порядке защита прав налогоплательщиков
осуществляется в рамках подачи жалобы на
действия (бездействие) налоговых органов при осуществлении налогового контроля.
Судебный способ предполагает обращение налогоплательщика за защитой своих прав
и интересов в суд. Самозащита, в свою очередь, предполагает самостоятельную
защиту прав без обращения к помощи уполномоченных органов. Досудебное
урегулирование налоговых сборов, несмотря на то, что существует достаточно
давно, но в российских реалиях не пользуется спросом.
Вводимый в 2022 году профстандарт
«консультант по налогам и сборам» может стать эффективным механизмом
обеспечения защиты и представительства интересов налогоплательщиков-юридических
лиц в ходе осуществления налоговыми органами налогового контроля.
Контрольная работа налоговых органов по
государственной регистрации юридических лиц на сегодняшний день достаточно
хорошо организована. Начиная с 2016 г. в субъектах РФ создаются единые
регистрационные центры, которые выполняют функции регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей. Кроме регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей, налоговые органи наделены полномочиями по
принятию решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по установленным
нормами действующего законодательства основаниям. Проведенный анализ
ликвидированных по решению налогового органа организаций позволил отметить, что
их доля достаточно высока: в целом по юридическим лицам 75,64% ликвидаций
организаций — это ликвидация по решению регистрирующего органа.
По итогам анализа статистики камерального
налогового контроля было определено, что за рассматриваемый период наблюдается
взаимосвязь между количеством проведенных налоговых проверок и количеством
выявленных нарушений. В 2021 г. наблюдается значительный рост доначисленных
платежей, что свидетельствует о росте качества камерального налогового контроля. При определении перечня налогоплательщиков, в
отношении которых будет назначена выездная налоговая проверка, применяется
риск-ориентированный подход, который доказал свою эффективность и
результативность: в целом по стране в 95% проведенных выездных налоговых
проверок были выявлены нарушения.
На практике существует два вида защиты
налогоплательщиками своих интересов: досудебный и судебный. Защита своих
интересов в судебном порядке является заключительным этапом в разрешении
налоговых споров. На первый план выходит досудебное регулирование налоговых
споров: ежегодно растет количество случаев досудебного регулирования налоговых
споров, а налоговыми органами разрабатываются инструменты обеспечения
досудебного регулирования возникающих споров, что приводит к снижению издержек
на защиту своих интересов налогоплательщиками.
Рассматривая направления совершенствования
налогового контроля, перспективным направлением было выделено использование
реестров. А разработка и внедрение технологий «блокчейн» позволит увеличить
безопасность налоговой системы в России. При этом, данная технология может быть
перспективным направлением в деятельности налоговых органов в силу того, что
«блокчейн» позволяет создать системы распределения хранения данных с
идентификацией каждого пользователя, а также защитить документы
налогоплательщиков, т.к. он получает защиту на внесение изменений и в
перспективе может рассматриваться как инструмент совершенствования системы налогового контроля
в России.
Улучшение качества налогового контроля
возможно и за счет использования международного опыта. Например, стоит обратить
внимание вопросам автоматизации и виртуализации процессов налогового контроля
за рубежом, а также созданию условий, при которых растет уровень добровольного
соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.
Фрагмент текста работы:
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА
ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В РОССИИ 1.1. Понятие и
сущность налогового контроля за юридическими лицами В
процессе управления не только организацией, но и государством в целом, важную
роль играет контрольная деятельность.
Под
контролем понимается процесс, обеспечивающий достижение целей, поставленных
субъектом управления, будь то руководитель организации или глава государства. Фактически
процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически
достигнутых результатов и проведения корректировок в случае, если достигнутые
результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Реализация
внешней и внутренней государственной политики страны невозможна без наличия
финансовых ресурсов, а также без соответствующего контроля за их законным
формированием и использованием.
Государственный контроль относится к деятельности
государственных органов, органов власти и других специально уполномоченных лиц,
контролирующих работу подконтрольных структур.
Как известно, государство способно реализовывать свою
политику, осуществлять свои функции, только в том случае, если государственный
бюджет имеет достаточно финансовых ресурсов. Для этого необходимо
контролировать, как формируются доходы бюджета и осуществляются его расходы. И
само существование такого контроля – финансового контроля – обеспечивает
контрольная функция финансов.
Анализ юридической
литературы по теме исследования показал отсутствие единого мнения в отношении
сущности государственного контроля. Так, А.М. Тарасов рассматривает «государственный
контроль как одну из функций государственного управления»[1].
В свою очередь В.П. Беляев видят государственный контроль как один из методов
управления[2].
В целом, под государственным
контролем можно понимать систему проверки за соблюдением предпринимателями
установленных требований ведения деятельности. [1]
Тарасов А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное
состояние // Журнал российского права. 2002. №1. С. 27 [2]
Беляев В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности. Вопросы
теории и практики: Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. Саратов, 2006. С.11 //
Чиркин В.Е. Контрольная власть. Москва. Юристъ. 2008. С. 104