Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Мотивация персонала в структуре кадровой политики и удовлетворенность трудом сотрудников организации на примере ООО «КАКАДУ ритейл»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы мотивации персонала
и удовлетворенности трудом сотрудников организации. 7
1.1. Основные подходы к проблеме
мотивации в зарубежной и отечественной психологии. 7
1.2. Теоретические подходы к
исследованию трудовой мотивации. 17
1.3. Виды трудовой мотивации. 23
1.4. Понятие и критерии
удовлетворенности трудом. 23
1.5. Психологические детерминанты
удовлетворенности трудом у сотрудников организации. 40
Выводы по главе 1. 43
ГЛАВА 2. Анализ результатов эмпирического исследования
мотивации персонала и удовлетворенности трудом сотрудников ООО «КАКАДУ ритейл» 45
2.1. Организация исследования. 45
2.2. Анализ мотивации персонала ООО
«КАКАДУ ритейл». 47
2.3. Анализ удовлетворенности трудом
сотрудников ООО «КАКАДУ ритейл» 53
Выводы по главе 2. 55
ГЛАВА 3. Анализ результатов апробации программы по
стимулированию мотивации персонала и повышению удовлетворенности трудом
сотрудников ООО «КАКАДУ ритейл». 57
3.1. Программа по стимулированию
мотивации персонала и повышению удовлетворенности трудом сотрудников ООО
«КАКАДУ ритейл». 57
3.2. Результаты апробации программы.. 59
3.3. Рекомендации по стимулированию
мотивации сотрудников организации 61
Выводы по главе 3. 64
Заключение. 66
Список использованной литературы.. 70
Приложения…………………………………………………………………….76
Введение:
Актуальность
исследования. Проблема удовлетворенности трудом и
профессиональной мотивации является очень актуальной в настоящее время.
Руководство любой организации нуждается в постоянной и систематической информации
об уровне удовлетворенности работой своего персонала, характере его мотивации. Такая
информация позволяет выявлять основные источники организационных проблем, в том
числе и тех, которые могут проявиться в будущем. Таким образом, исследования
удовлетворенности трудом и мотивации персонала в структуре кадровой политики
являются своеобразным барометром, позволяющим руководителям оперативно
реагировать на те или иные изменения ситуации в организации.
Удовлетворенность трудом сотрудников
организации обусловлена не только и не столько внешними условиями труда (такими
как величина заработной платы, полнота социального пакета, система мотивации и
премирования и пр.), но и личностными особенностями сотрудников, их
мотивационными ориентациями и личностными смыслами. В связи с тем, что,
поступая на работу, каждый сотрудник уже обладает определенным набором
личностных характеристик, ценностно-смысловых ориентаций необходимо учитывать
их, поскольку их влияние на удовлетворенность трудом сотрудника будет
значительно. Так, например, работники, имеющие одним из ведущих мотивов
карьерный рост, не смогут быть удовлетворены на должности, не предполагающей
вертикальной карьеры, а работники, ориентированные на материальный достаток как
ведущий мотив, не смогут быть довольны работой с низким материальным
вознаграждением.
Изученность
темы исследования. Проблеме формирования профессиональной
мотивации посвящено большое количество исследований отечественных психологов,
среди которых следует выделить научный вклад В.К. Вилюнаса [3], А.Н. Леонтьева
[10], М.Ш. Магомед-Эминова [11], П.В. Симонова [16], Д.Н. Узнадзе [19] и
др.
В тесной связи со
спецификой профессиональной мотивации персонала изучается и вопрос
удовлетворенности трудом.
Удовлетворенность трудом
в психологической науке рассматривается согласно следующих
теоретико-методологических позиций:
— в качестве отношения
личности к содержанию и результатам его профессиональной деятельности (В.Н.
Мясищев и др.);
— в качестве
эмоционально-психического состояния индивида (О.А. Прохоров, А.Л. Свенцицкий,
Р.Х. Шакуров и др.);
— в качестве оценки человеком
трудовой ситуации (Ф.Н. Ильясов и др.);
— в качестве совокупности
социально-фиксированных установок, включающих в себя когнитивные, эмоциональные
и поведенческие аспекты (В.А. Ядов и др.);
— в качестве мотивации
деятельности (А.Г. Здравомыслов, А.Г. Ковалев и др.).
Несмотря на активное
изучение трудовой мотивации и удовлетворенности трудом в отечественной
психологической науке, полагаем, что постоянная динамика
социально-экономических условий актуализирует уточнение мотивации персонала в
структуре кадровой политики и необходимость отслеживания удовлетворенности
трудом сотрудников организации на примере предприятия сферы торговли как
наиболее активно развивающейся отрасли экономики.
Объект
исследования: трудовая мотивация и удовлетворенность
трудом.
Предмет
исследования: особенности мотивации персонала и
удовлетворенности трудом на примере предприятия сферы торговли.
Цель
работы: исследовать особенности мотивации персонала в
структуре кадровой политики и удовлетворенность трудом сотрудников организации
(на примере предприятия сферы торговли).
Гипотеза
исследования: предполагается, что наибольшей
удовлетворенностью трудом характеризуются сотрудники с такими ведущими мотивами
профессиональной деятельности как мотив социальной значимости труда и
достижения профессионального мастерства. Наименее удовлетворены трудом в сфере
торговли сотрудники с мотивами собственного труда и самоутверждения в труде.
Объект, предмет, цель и
гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Изучить теоретические подходы к
исследованию трудовой мотивации и ее видов.
2. Рассмотреть понятие и критерии
удовлетворенности трудом, психологические детерминанты ее формирования.
3. Эмпирически исследовать структуру мотивации
сотрудников предприятия торговли (на примере ООО «КАКАДУ ритейл»).
4. Эмпирически исследовать удовлетворенность
трудом у сотрудников предприятия
торговли (на примере ООО «КАКАДУ ритейл»).
5. Внедрить программу по стимулированию
мотивации персонала и повышению удовлетворенности трудом сотрудников ООО
«КАКАДУ ритейл» и выполнить обсуждение результатов ее апробации.
В рамках исследования
нами были использованы следующие методы:
— теоретический анализ
литературы по проблеме исследования;
— тестирование;
— качественный и
количественный анализ эмпирических данных;
—
математико-статистическая обработка эмпирических данных.
В рамках эмпирической
работы были использованы следующие психодиагностические методики:
— опросник для изучения
степени удовлетворенности своим функционированием в различных сферах И. Колера;
— методика диагностики мотивации профессиональной деятельности
К. Замфир в модификации А. Реана;
— тест профессиональной мотивации Л.А. Верещагиной.
Выборка испытуемых: в
эмпирическом исследовании приняли участие 35 человек (23 женщины и 12 мужчин) в
возрасте от 26 до 61 года. Все – сотрудники ООО «КАКАДУ ритейл».
Структура
работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, трех глав, структурированных на параграфы, заключения, списка
использованной литературы (насчитывающего 60 источников), 2 приложения. Текст
работы содержит 3 таблиц, 8 рисунков.
Заключение:
Цель данной работы
заключалась в исследовании особенностей мотивации персонала в структуре
кадровой политики и удовлетворенность трудом сотрудников организации на примере
предприятия сферы торговли.
В ходе исследования были
решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические
подходы к исследованию трудовой мотивации и ее видов.
2. Рассмотрено понятие и
критерии удовлетворенности трудом, психологические детерминанты ее формирования.
3. Эмпирически
исследована структура мотивации сотрудников предприятия торговли (на примере
ООО «КАКАДУ ритейл»).
4. Эмпирически
исследована удовлетворенность трудом у сотрудников предприятия торговли (на
примере ООО «КАКАДУ ритейл»).
5. Внедрена программа по
стимулированию мотивации персонала и повышению удовлетворенности трудом
сотрудников ООО «КАКАДУ ритейл» и выполнено обсуждение результатов ее
апробации.
Таким образом, цель
работы достигнута.
Осуществленное
исследование позволило сделать следующие выводы:
1. В нашей работе мы
будем рассматривать мотивацию как процесс побуждения человека к деятельности
определенным мотивом для достижения поставленной цели. Именно с точки зрения
мотивации можно говорить об определенной нацеленности личности на
удовлетворение собственных запросов, потребностей, а также на формирование
активности в профессиональной деятельности.
2. В рамках формирования
трудовой мотивации можно выделить три группы механизмов, отвечающих за этот
процесс: принудительные, стимулирующие и эмоционально-волевые.
3. Удовлетворенность –
это эмоционально окрашенное психическое состояние человека, возникающее на
основе соответствия его намерений, установок, надежд, потребностей с
последствиями и результатами деятельности, взаимодействия с социальным и
природным окружением. Удовлетворенность работой – это степень отношения
работника к своему труду, определяемая путем соотнесения индивидом реальных
условий труда и других факторов, предлагаемых организацией и собственных
притязаний и потребностей.
4.
Преобладающей профессиональной мотивацией сотрудников ООО «КАКАДУ ритейл»
является внутренняя мотивация, что является наиболее благоприятным вариантом.
Наиболее выраженными мотивами профессиональной деятельности для сотрудников ООО
«КАКАДУ ритейл» являются мотив самоутверждения в труде и мотив социальной
значимости труда. В процессе изучения трудностей в профессиональной среде по
методике И. Колер было установлено, что мужчины испытывают значительно больше
трудностей в профессиональной среде, чем женщины.
5. По итогам реализации программы по стимулированию
мотивации персонала и повышению удовлетворенности трудом сотрудников ООО
«КАКАДУ ритейл» удалось повысить процент сотрудников с развитой внутренней
мотивацией с 63% до 73%; снизить процент сотрудников с развитой внешней
отрицательной мотивацией с 17% до 6%; развить такие мотивы труда как мотив
социальной значимости труда (с 40% до 46%); мотив профессионального мастерства
(с 6% до 20%); снизить значимость такого мотива как «самоутверждение в труде»
(с 46% до 28%).
6. Вышеуказанные
диагностические результаты позволяют отметить результативность разработанной и
реализованной программы по стимулированию мотивации персонала и повышению
удовлетворенности трудом сотрудников ООО «КАКАДУ ритейл».
Качественный и
количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу
исследования о том, что наибольшей удовлетворенностью трудом характеризуются
сотрудники с такими ведущими мотивами профессиональной деятельности как мотив социальной
значимости труда и достижения профессионального мастерства. Наименее
удовлетворены трудом в сфере торговли сотрудники с мотивами собственного труда
и самоутверждения в труде.
Таким образом, цель
работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном
объеме.
В заключение отметим, что
выполненная работа имеет теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость
исследования заключается в систематизации и уточнении основных подходов к
проблеме мотивации, в целом, и трудовой мотивации, в частности, в зарубежной и
отечественной психологии; в обобщении теоретических позиций ученых относительно
понятия и критериев удовлетворенности трудом и ее психологических детерминант.
Практическая значимость
исследования состоит в возможности использования материалов работы следующими
категориями лиц:
— организационными
психологами с целью оптимизации собственной профессиональной деятельности в
отношении стимулирования мотивации персонала и поддержки удовлетворенности
трудом сотрудников организации;
— студентами,
обучающимися по психологическому направлению, с целью самоподготовки к
тематическим семинарским и практическим занятиям;
— молодыми учеными,
занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и
обобщения эмпирических данных.
Разработанные в рамках
выпускной квалификационной работы программа по стимулированию мотивации
персонала и повышению удовлетворенности трудом сотрудников ООО «КАКАДУ ритейл»,
а также рекомендации по стимулированию мотивации сотрудников организации, могут
быть рекомендованы для внедрения в предприятия сферы торговли.
Перспективным
направлением дальнейших исследований может быть изучение гендерной специфики
формирования профессиональной мотивации и удовлетворенности трудом у
сотрудников организации. Это связано с тем фактом, что гендерная проблематика
сейчас очень востребована и с учетом происходящих в обществе
социально-экономических изменений нуждается в дополнительной проработке.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы мотивации персонала и
удовлетворенности трудом сотрудников организации 1.1. Основные подходы к
проблеме мотивации в зарубежной и отечественной психологии В кругу представлений, используемых в психологической науке для анализа
побудительных моментов человеческого поведения, основополагающими являются
понятие «мотив» и «мотивация».
Каждый вид поведения можно
интерпретировать, отталкиваясь как от внутренних, так и от внешних причин. К
первым можно отнести психологические параметры субъекта поведения (его мотивы,
потребности, намерения, цели, желания и интересы), а ко вторым – ситуации и
условия, в которых происходит его деятельность, иными словами стимулы, которые проистекают
из сформировавшейся ситуации.
Под
потребностью мы будем понимать испытываемую людьми нужду
устранения отклонений от характеристик жизнедеятельности, которые являются
наилучшими для него как для биологического существа, личности и индивида [47].
Согласно мнению В.Н. Мясищева [14], потребность – это отношение личности, которое
переживается как противоречие и которое выступает движущей силой его поведения.
Потребности – это источник,
активности существ, это генетические программы, которые ориентированы на
исследование окружающей его действительности. Чем выше число потребностей у
живого организма, тем его поведение активнее, тем шире распространение его
вида, тем он более конкурентоспособен в борьбе за жизнь. Из всех живых
организмов, которые существую на планете Земля, максимальное число потребностей
присуще человеку.