Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Мотивация и уровень субъективного контроля личности как факторы удовлетворённости трудом сотрудников МЧС
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I Теоретические аспекты изучения профессиональной деятельности сотрудников МЧС, мотивации и уровня субъективного контроля личности как факторов удовлетворенности трудом 6
1.1. Анализ научных подходов к изучению понятия удовлетворенности трудом и его факторов 6
1.2. Мотивация труда как психологический феномен 11
1.3. Особенности профессиональной деятельности сотрудников МЧС: мотивации и уровня субъективного контроля личности как факторов удовлетворенности трудом 17
Выводы по главе I 22
Глава II Эмпирическое исследование мотивации и уровня субъективного контроля личности как факторов удовлетворенности трудом сотрудников МЧС 23
2.1. Программа эмпирического исследования 23
2.2. Результаты эмпирического исследования мотивации и уровня субъективного контроля личности как факторов удовлетворенности трудом сотрудников МЧС 25
2.2.1 Анализ результатов диагностики удовлетворенности трудом сотрудников МЧС 25
2.2.2 Анализ результатов диагностики мотивации труда у сотрудников МЧС 28
2.2.3 Анализ результатов диагностики уровня субъективного контроля личности у сотрудников МЧС 33
2.3. Анализ взаимосвязей удовлетворенности трудом сотрудников МЧС, характера трудовой мотивации и уровня субъективного контроля личности 38
Выводы по главе II 41
Глава III. Психологическое сопровождение сотрудников МЧС с учетом мотивации и уровня субъективного контроля личности как факторов удовлетворенности трудом 43
3.1. Анализ практики организации психологического сопровождения сотрудников МЧС 43
3.2. Программа психологического сопровождения сотрудников МЧС с учетом мотивации и уровня субъективного контроля личности как факторов удовлетворенности трудом 45
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение………………………………………………………………………………………………….57
Введение:
Актуальность исследования. Профессиональная деятельность сотрудников МЧС отличается высокой напряженностью и сложными условиями протекания, а потому вызывает чрезмерную психоэмоциональную нагрузку. Потребность в считанные минуты переходить из состояния покоя и ожидания в состояние полной боевой готовности, необходимость принимать ответственные решения в условиях отсутствия полноты сведений и неопределенности, потенциальный и реальный вред здоровью, а также экстремальные внешние условия труда – это далеко не полный перечень факторов, характеризующих труд пожарных.
Вышеописанные особенности профессиональной деятельности обуславливают повышенные требования к мотивации, субъективному контролю личности и удовлетворенности трудом сотрудников МЧС.
Психологические особенности профессиональной деятельности и личности пожарных в аспекте их мотивации, локуса-контроля и удовлетворенности трудом в качестве предмета исследования избрали для себя такие отечественные ученые как Д.С. Безносов, Ю.В. Бессонова, М.М. Бобровницкая, М.К. Гаджиев, A.A. Грачев, Ю.А. Дежкина, М.В. Жохова, С.С. Каппушев, И.В. Лаухина, И.Н. Минина, В.И. Романенко, А.В. Шленков, М.Б. Шмырева и др.
Несмотря на вышеуказанный перечень авторов научных исследований, касающихся рассматриваемых аспектов профессиональных характеристик сотрудников МЧС, полагаем, что изучение взаимосвязей удовлетворенности трудом этих работников, их характера трудовой мотивации и уровня субъективного контроля личности позволит получить сведения, способствующие повышению эффективности психологического сопровождения указанных специалистов, что обуславливает актуальность выбранной проблемы.
Цель исследования: исследовать мотивацию и уровень субъективного контроля личности как факторы удовлетворенности трудом сотрудников МЧС.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научные подходы к изучению понятия удовлетворенности трудом и его факторов.
2. Изучить мотивацию труда как психологический феномен.
3. Определить особенности профессиональной деятельности сотрудников МЧС: мотивации и уровня субъективного контроля личности как факторов удовлетворенности трудом.
4. Организовать эмпирическое исследование мотивации и уровня субъективного контроля личности как факторов удовлетворенности трудом сотрудников МЧС, проанализировать его результаты и выявленные взаимосвязи.
5. Выполнить анализ практики организации психологического сопровождения сотрудников МЧС и предложить программу с учетом мотивации и уровня субъективного контроля личности как факторов удовлетворенности трудом.
Объект исследования: удовлетворенность трудом сотрудников МЧС.
Предмет исследования: мотивация и уровень субъективного контроля личности как факторы удовлетворенности трудом сотрудников МЧС.
Гипотеза исследования: предполагается, что существуют значимые взаимосвязи между удовлетворенностью трудом, характером трудовой мотивации и уровнем субъективного контроля личности сотрудников МЧС.
Методы исследования. В ходе написания работы использовались такие общие и частные методы:
— метод анализа научной литературы;
— метод тестирования;
— метод количественного и качественного анализа эмпирических данных;
— методы математической статистики.
Новизна исследования заключается в получении и анализе новых эмпирических данных, касающихся взаимосвязей удовлетворенности трудом сотрудников МЧС, характера трудовой мотивации и уровня субъективного контроля личности.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и анализе научных подходов к изучению понятия удовлетворенности трудом и его факторов; в систематизации научных позиций относительно мотивации труда как психологического феномена; в выявлении особенностей профессиональной деятельности сотрудников МЧС в отношении мотивации и уровня субъективного контроля личности как факторов удовлетворенности трудом.
Практическая значимость исследования выражена в том, что сведения, полученные по итогам проведенного исследования, могут быть использованы в целях совершенствования процесса психологического сопровождения сотрудников МЧС с учетом мотивации и уровня субъективного контроля личности как факторов удовлетворенности трудом.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложением. Список литературы включает библиографическое описание 60 источников. Выпускная квалификационная работа проиллюстрирована 6 таблицами, 10 рисунками. Также работа содержит 5 приложений.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило исследовать мотивацию и уровень субъективного контроля личности как факторы удовлетворенности трудом сотрудников МЧС.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— были проанализированы научные подходы к изучению понятия удовлетворенности трудом и его факторов;
Установлено, что в проводимом исследовании под удовлетворенностью трудом понимается показатель отношения трудящегося к своей профессиональной детальности, устанавливаемый через сопоставление работником фактических условий труда, а также иных параметров, которые предоставляются нанимателем, и личными потребностями и притязаниями.
— была изучена мотивация труда как психологический феномен;
Установлено, что под профессиональной мотивацией в исследовании мы будем понимать осмысленный стимул сотрудника к практическому воплощению его квалификационных обязанностей, целью которого выступает удовлетворение его личностных потребностей посредством профессиональной деятельности.
— были определены особенности профессиональной деятельности сотрудников МЧС: мотивации и уровня субъективного контроля личности как факторов удовлетворенности трудом;
Установлено, что субъективный контроль в исследовании трактуется в качестве личностного свойства, которое позволяет индивиду объяснять свои успехи или неудачи влиянием внешних или внутренних факторов. В случае преобладания роли внешних факторов в объяснении индивидуально значимых событий мы говорим о внешнем (экстернальном) локусе контроля. При преобладании роли внутренних факторов в объяснении индивидуально значимых событий – о внутреннем (интернальном) локусе контроля.
Профессиональную деятельность сотрудников МЧС отличает высокий уровень стрессогенности, экстремальности и ответственности. В связи с тем, что данные условия труда невозможно изменить по объективным обстоятельствам, особую роль играет потенциал получения удовлетворенности от деятельности со стороны сотрудников. Уровень профессиональной удовлетворенности сотрудников МЧС обусловлен целым рядом факторов, среди которых характер профессиональной мотивации и уровень субъективного контроля личности.
— было организовано эмпирическое исследование мотивации и уровня субъективного контроля личности как факторов удовлетворенности трудом сотрудников МЧС, проанализированы его результаты и выявленные взаимосвязи;
Выявлено, что качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать, что существуют значимые взаимосвязи между удовлетворенностью трудом, характером трудовой мотивации и уровнем субъективного контроля личности сотрудников МЧС.
— был выполнен анализ практики организации психологического сопровождения сотрудников МЧС и предложена программа с учетом мотивации и уровня субъективного контроля личности как факторов удовлетворенности трудом.
Таким образом, цель работы была достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза доказана.
В завершение подчеркнем, что выбранная тема исследования имеет научные перспективы. В частности, думается, что учет профессионального стажа как одной из ведущих характеристик сотрудников МЧС позволит выявить, как именно длительность профессиональной карьеры влияет на мотивационный профиль специалиста. Подобные сведения могут стать основой для разработки программ психологического сопровождения пожарных, направленных на снижение эмоционального выгорания и поддержание профессионального долголетия.
Фрагмент текста работы:
Глава I Теоретические аспекты изучения профессиональной деятельности сотрудников МЧС, мотивации и уровня субъективного контроля личности как факторов удовлетворенности трудом
1.1. Анализ научных подходов к изучению понятия удовлетворенности трудом и его факторов
В рамках научного оборота понятие «удовлетворенность» является обобщенным параметром отношения человека к окружающей его действительности, ее субъектам и объектам, а также явлениям. Удовлетворенность демонстрирует уровень приспособленности индивида к определенным обстоятельствам, восприятия им самим своей успешности. Удовлетворенность – это позитивное оценочное отношение, которое осуществляет длительную функцию оценивания.
Учитывая тот факт, что концепт «удовлетворенности» является комплексным, определение детерминант удовлетворенности с научной и методологической точки зрения достаточно непросто. Однако мы может обобщенно определить нижеследующие факторы (направления), которые гарантируют удовлетворенность человеку:
— защищенность его самого и его близких;
— финансовое благосостояние;
— успешность в роли семьянина;
— реализация определенных целей;
— самовыражение в творчестве;
— результативный и качественный досуг;
— достойное положение в обществе;
— уверенность в будущем и социальная стабильность;
— удобное и комфортное место проживания;
— оптимальное состояние организма, физическое и психическое здоровье [5].
Являясь персональной оценкой характеристик того или иного объекта, а также условий жизнедеятельности, удовлетворенность проецируется на области человеческого существования, в связи с этим принято говорить, например, об удовлетворенности семейной жизнью или об удовлетворенности трудом и пр. [49].
Для любой из сфер профессиональной деятельности вопрос удовлетворенности трудом является одним из основополагающих. Данная проблема исследуется различными теориями мотивации (например, теорией двухфакторной мотивации, предложенной Ф. Херцбергом, или теорией человеческих отношений разработанной Э. Мэйо или моделью мотивации Лоулера-Портера). К изучению вопроса отношения трудящихся к своей профессиональной деятельности обращаются представители социологической науки – А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов и пр. [21].
Так, согласно точке зрения В.А. Ядова [57], удовлетворенность – это элементарная конечная оценка личностного отношения к труду. По мнению ученого, удовлетворенность трудом и продуктивность взаимосвязаны. В частности, сотрудник, который удовлетворен своей деятельностью, осуществляет ее на более высоком качественном уровне. Одновременно с этим, он оценивает производимый им продукт и будет испытывать удовлетворенность. Вместе с этим, В.А. Ядов обращался к пониманию содержания удовлетворенности трудом. Удовлетворенность может трактоваться как отношение индивида к содержанию трудового процесса, так и как эмоциональное состояние сотрудника, то насколько он удовлетворен атмосферой внутри профессионального коллектива [57].
Предложенная Ф. Херцбергом [54] теория удовлетворенности / неудовлетворенности работой – это одна из самых широко известных концепций содержания мотивации. В ее рамках процессы нахождения человеком удовлетворенности трудом и увеличение неудовлетворенности работой являются двумя противоположными процессами (см. рис. 1). При этом на их развитие оказывают влияние диаметрально противоположные силы. По результатам целого ряда исследований, Ф. Херцберг [54] установил, что ослабление сил, приводящих к увеличению неудовлетворенности трудом, не всегда вызывает рост удовлетворенности [54].
отсутствие удовлетворенности
удовлетворенность
неудовлетворенность
отсутствие неудовлетворенности
Рис. 1. Процессы удовлетворенности и неудовлетворенности
Трактовка удовлетворенности трудом, предложенная К. Замфир [18], основывается на осознании того место, которое отводится профессиональной деятельности в жизнедеятельности индивида. Согласно ее точке зрения, удовлетворенность трудом является критерием того в какой мере человеческие мотивы и потребности воплощаются в профессиональной деятельности. Уровень удовлетворенности трудом обусловлен спецификой профессиональной деятельности, в том числе ее условиями и содержанием, а также специфичностью трудовой мотивации индивида. Так, бесполезный и однообразный труд не ведет к удовлетворенности трудом. В равной степени, как и существенная трансформация профессиональной деятельности не способна повлиять на удовлетворенность трудом, в том случае, если профессиональная активность базируется на внешней мотивации [18].
Л. Джуэлл [14] является автором наиболее логичной, содержательной и объемной трактовки понятия удовлетворенность трудом, под которой понимает психологический конструкт, существование которого, а также уровень его проявленности, оказывает воздействие на профессиональное поведение индивида.
В рамках своего взгляда на удовлетворенность трудом Л. Джуэлл [14] концентрирует внимание на различных теориях удовлетворенности трудом объяснительного характера, которые базируются на разнообразных началах. Например, согласно когнитивной теории, удовлетворенность трудом взаимосвязана с оценкой работником соответствия его участия в трудовой деятельности, ее параметрам и ее итогам. При этом данное сопоставление так же происходит и с участием, и итогами других исполнителей сходной работы [14].
Согласно теории потребностей, выделяют следующие объяснительные схемы:
— основой для удовлетворенности трудом становится способность достижения при помощи трудовой деятельности максимально значимых для определенного индивида и определенных им предварительно целей;
— удовлетворенность трудом формируется в том случае, когда между результатом труда и человеческими потребностями присутствуют лишь несущественное расхождение;
— удовлетворенность трудом и неудовлетворенность им являются абсолютно различными и взаимоисключающими понятиями;
— основой для удовлетворенности трудом способны стать лишь те факторы, которые внутренне свойственны данной профессиональной деятельности [14].
Вместе с данными теориями, Л. Джуэл [14] фиксирует «концепцию ожидания», которая основывается на том, что удовлетворенность трудом обусловлена тем, отвечает или нет заработанное вознаграждения ожиданиям.
Согласно точке зрения Ю.П. Поваренкова [36], удовлетворенность трудом – это эмоциональное состояние, являющееся итогом конкретной оценочной деятельности определенного индивида. Так же в ходе разработки своей авторской научной концепции он основывался на теории эмоциональных состояний и эмоций, а также на «концепции оценивания».