Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Молодёжь, как целевая аудитория библиотек (юношества)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I.
Работа библиотек для молодежи. 6
1.1. Задачи и приоритетные
направления работы по библиотечному обслуживанию молодежи. 6
1.2. Приоритетные формы
библиотечного обслуживания молодежи в библиотеках России. 12
1.3. Формы обслуживания
молодежи в зарубежных библиотеках. 24
Выводы по
первой главе. 38
Глава II. Обслуживание молодежи
Государственной библиотекой Югры: состояние и перспективы.. 39
2.1 Молодежь
как категория читателей государственной библиотеки Югры.. 39
2.2
Приоритетные формы библиотечного обслуживания молодежи в государственной
библиотеке Югры. 53
Выводы по
второй главе. 60
Заключение. 61
Список
литературы.. 63
Введение:
Молодежь составляет 27%
населения России, то есть сегодня в России 38 миллионов молодых граждан.
Молодые люди в силу своих
социально-психологических и возрастных особенностей выполняют социальные
функции, порой противоречивые и неоднозначные. С одной стороны, у них своя
система ценностей и отсутствует жизненный опыт; с другой стороны, они являются
объектами и субъектами социализации, адаптации и наставничества пожилых людей.
Социальная мобильность и экономическая инициатива характерны для молодых людей,
но они лишь частично вовлечены в общественно-политические отношения и в
некоторой степени пассивны.
Федеральный закон
Российской Федерации «О библиотечном деле» (ст. 14) подчеркивает, что
государство поддерживает развитие библиотечных услуг для наиболее уязвимых
социальных групп, в том числе детей и молодежи. Тот же закон гарантирует этим
группам «право на предоставление библиотечных услуг в публичных библиотеках,
специализированных государственных библиотеках для детей и молодежи, и
библиотеках в образовательных учреждениях в соответствии с их правилами и
положениями».
Обслуживание
пользователей библиотеки — это та деятельность, по результатам которой
пользователи судят о необходимости, полезности библиотеки для общества. От
удовлетворённости обслуживанием зависят дальнейшие отношения между библиотекой
и представителями различных целевых групп: станет ли посетитель постоянным
читателем данной библиотеки или отдаст предпочтение альтернативным источникам
удовлетворения информационных потребностей.
Принимая во внимание значение чтения для
формирования развитого, широко образованного и социально активного человека,
нужно особо подчеркнуть основополагающую роль детства в этом процессе. Именно в
детские годы закладываются интересы и предпочтения, навыки и потребности в
освоении культурных ценностей.
Библиотечное обслуживание
подрастающего поколения в значительной степени отличается от обслуживания
взрослых. В его основе лежит знание и принятие во внимание возрастных психологических
отличий и индивидуальных особенностей развития молодежи. Это значительно
усложняет библиотечную работу с подрастающим поколением и выдвигает целый ряд
требований к организации обслуживания читателей.
Объект
исследования: взаимодействие библиотеки с молодежью.
Предмет
исследования: направления взаимодействия библиотеки с
молодежью.
Цель
исследования: рассмотрение основных форм и методов
работы в библиотечном обслуживании с молодым поколением.
Задачи
исследования:
— рассмотреть направления
взаимодействия библиотеки с молодежью
— охарактеризовать формы
и методы работы библиотеки с молодым поколением в России и за рубежом.
— выявить особенности
работы городской библиотеки Югры с молодежью.
Гипотеза: Библиотека сегодня может
использовать инновационные способы взаимодействия с молодежью, чем привлечет к
себе детское и юношеское население.
Степень изученности проблемы:
Сегодня вопросы о методах продвижения чтения много изучаются и обсуждаются,
достаточно отметить работы библиотековедов Н.П. Опариной, О.Л. Кабачек, И. А.
Тимофеевой, С. В. Ярцевой о современных формах и
методах работы с читателями, позволяющим сформировать у подрастающего поколения
потребность в чтении, специфике применения тех или иных методов продвижения
чтения. Кроме многочисленных работ вышеназванных авторов, тема особенностей работы
библиотеки с молодежью, продвижения чтения среди этой группы читателей широко
обсуждается на страницах профессиональной печати. Таких журналов как
«Современная библиотека», «Библиотека».
При рассмотрении вопроса о работе библиотек с молодежью нельзя не учитывать
психологические особенности данной категории читателей, поэтому в ходе работы
была изучена и литература по психологии. Теме психологических особенностей и
развития молодежи посвящено множество и
научной, и научно-популярной литературы, а также их психологических особенностей
как читателей.
База исследования: городская
библиотека Югры
Методы исследования:
При написании данной работы использованы как общенаучные, так и специальные
методы познания: аналитический, библиографический, метод анализа и синтеза.
Аналитический метод применялся при рассмотрении и анализе информации с
сайтов библиотек.
Библиографический метод был использован для определения степени изученности
темы исследования и выявления круга наиболее значимых источников и литературы.
С помощью метода анализа и синтеза информация, изученная вышеперечисленными
методами, была обобщена.
Теоретическая и практическая значимость: теоретическая значимость
работы реализуется в обобщении данных о современной библиотеке, в представлении
сведений о возможностях функционирования библиотеки. Уделяется
внимание особенностям работы библиотеки с молодежью в библиотечной среде.
Практическая
значимость состоит в том, что используемый в работе материал может считаться
универсальным для продвижения чтения среди молодежи.
Структура курсовой работы. Работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Исходя из приведенных
примеров можно сделать вывод о специфике реализации библиотечного фонда: важно
обеспечить полноту собирания и сохранения наилучших достижений материальной,
духовной и художественной культуры и сделать их доступными для современников,
стремящихся удовлетворить свои духовные потребности, а также для будущих
поколений людей, создавая возможность преемственности как основы для
воспроизводства и развития культуры.
Качество работы с
молодежью абсолютно любой библиотеки оценивается, в первую очередь, на
основании книжных сокровищ, которые входит в ее состав. Их совокупность в
составе фонда принято называть ядром фонда.
В целом качество фонда
достаточно высокое, однако же, необходимо его расширять и дорабатывать.
Истинное сокровище фонда – это документальные материалы, а в проанализированной
ЦБС ставка сделана на художественную литературу, то есть, на интересы
потребителя.
Обеспечить выполнение
всех требований к фонду призваны библиотечные сотрудники, выбрав для реализации
качественных свойств фонда экономически эффективные технологии.
Для гарантированного
получения конечного фонда, соответствующего заданным требованиям, необходимо
сформировать систему измеряемых параметров качества — технологическую
интерпретацию требований потребителей, учредителей и общественной роли фондов
библиотек с учетом рационального использования ресурсов.
Библиотекари совершенствуют своё
мастерство организации игровой деятельности. В библиотеках выделяется
специализированное пространство: игровые уголки, комнаты, залы.
Непрерывно увеличивается «репертуар»
библиотечных игр, оттачиваются и множатся формы игровой деятельности,
библиотеки успешно адаптируют к своей практике телевизионные игры и игры,
предназначенные для открытых площадок (игры на улице, в парке, игры с ростовыми
куклами и др.). Однако сегодня необходимы серьёзный анализ и осмысление
библиотечной игровой практики, определение приоритетов в библиотечной игре, её
пределов и «полномочий» в регулировании читательской деятельности.
Современные библиотеки работают с
молодежью по многим направлениям, в том числе и по формированию педагогической
культуры родителей, созданию и внедрению в практику программ семейного чтения,
оказанию помощи семье в психологических, правовых вопросах, в формировании
здорового образа жизни и т. д.
Библиотеки
постепенно отходят от традиционных форм и методов работы с семьей, направленных
на информирование о ресурсах, таких как: книжные выставки, обзоры, планы
семейного чтения. В деятельности все чаще встречаются мероприятия комплексного
характера, направленные на организацию совместного интеллектуального досуга
семей, просветительских акций, игровых форм работы.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Работа библиотек для молодежи 1.1. Задачи и приоритетные направления работы по библиотечному
обслуживанию молодежи Проблема
поощрения молодых людей к посещению библиотеки тесно связана с выживанием
библиотеки как социального института: если сегодня молодые люди не пойдут в
библиотеку, завтра они не приведут туда своих детей.
Библиотеки
должны учитывать ряд объективных препятствий, которые сами по себе являются
положительными факторами, но могут отрицательно повлиять на отношение молодежи
к библиотекам при определенных обстоятельствах и даже представлять угрозу
существованию библиотек в настоящем и будущем. Наиболее очевидными из них
являются:
•
Свободный и открытый книжный рынок с жесткой конкуренцией, которая вынуждает
издателей удовлетворять разнообразные потребности покупателей и сознательно
выделять сегмент литературы для молодежи как наиболее перспективный сегмент
рынка, часто используя библиотечные методы для работы со своими клиентами;
•
Быстрые технологические изменения и растущая доступность информации из
различных источников (в основном цифровых, веб-, мобильных), которые являются
наиболее привлекательными и знакомыми для молодежи;
•
Огромное разнообразие развлекательных мероприятий для молодежи, обычно на
коммерческой основе, отвечающих их быстро меняющимся потребностям и
ориентированных на общие культурные приоритеты и молодежные субкультуры;
•
Тот факт, что благодаря информации, полученной из Интернета, личному наблюдению
и взаимодействию со сверстниками из-за рубежа, молодые люди знают, как работают
публичные и университетские библиотеки в развитых странах и как они выглядят, и
что большинство российских библиотек совершенно разные.