Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Международные отношения

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Миротворчество во внешней политике РФ в XXI веке на примере постсоветского пространства.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теория миротворчества: проблема и содержание. 7

1.1.
Концептуальные аспекты современного института миротворчества. 7

1.2. Проблемы
участия России в практическом миротворчестве ООН.. 15

1.3.
Совершенствование государственной политики Российской Федерации в сфере
миротворческой деятельности. 23

Глава 2.
Миротворчество во внешней политике РФ в XXI веке на постсоветском пространстве. 31

2.1. Причины,
характер, последствия международных конфликтов на постсоветском пространстве. 31

2.2.
Миротворческая миссия РФ на примере конфликта в Южной Осетии 1989-2008 гг. 47

2.3.
Гуманитарное миротворчество РФ на примере Молдавии. 54

Заключение. 63

Библиография. 67

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Миротворчество как вид деятельности, в котором принимают
участие государственные и негосударственные организации, государства и группы
государств, международные организации, постоянно находится в фокусе внимания
как практических политиков, так и исследователей. Парадоксальным образом на
фоне тенденции к гуманизации международных отношений в правовой сфере и
развития форм и инструментов миротворческой деятельности в ходе современных
вооружённых конфликтов происходит рост жертв среди гражданского населения.
Причём увеличение количества миротворческих операций и расширение мер силового
принуждения к миру не решили проблемы. Такую ситуацию можно объяснить
совокупным действием факторов различной природы.

Миротворческий процесс – это основа дипломатического
диалога между государствами, а также различными международными и политическими
объединениями. Главной организацией, осуществляющей миротворческую
деятельность, является Организация Объединенных Наций (далее ООН), которая в
XXI веке продолжает содействовать установлению справедливого и разумного
международного политического и экономического порядка, определяя
международно-правовые критерии и юридические нормы сохранения и поддержания
международного мира и порядка, обеспечивая верный путь к прочному миру и
всеобщей безопасности. Становление практики миротворчества ООН происходило в
контексте реализации военных задач по прекращению огня, восстановлению
правопорядка в зонах конфликтов и формированию условий для перехода на мирные
средства урегулированию военных споров.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Как
ММД, так и вся теория миротворчества не получили системного, адекватного и
унифицированного отражения в политической идеологии и доктрине, официальных
документах и научной литературе, не стали предметом отечественных исследований
с указанных позиций. При этом полагаем, что противоречивость и неоднозначность
терминологической базы ММД спровоцирована отсутствием в международном праве
универсальных дефиниций в сфере миротворчества и целостного понимания его
принципов, сущности и содержания; серьезных расхождений между ключевыми
акторами по поводу концептуально-теоретических аспектов и практических подходов
к ММД.

В целом
считаем, что политико-правовое регулирование международным сообществом ММД, ее
обобщенная практика и научные исследования сформировали к настоящему времени
систему понятий, терминов и категорий, которые интегрируются в дефиницию теория миротворчества. Под таким термином
предложено понимать раздел теории национальной безопасности, представляющий
собой структурированную совокупность накопленных знаний, систему стратегий,
концепций, доктрин и научных принципов, обобщающих наднациональный
(международный, региональный) и суверенный опыт кризисного урегулирования,
миротворческой практики, постконфликтного миростроительства и восстановления
государственности на затронутых кризисом территориях.

Таким
образом, можно сделать ряд выводов.

Международным
правом не закреплен универсальный механизм миротворчества по комплексному
использованию сил, средств, типов и способов реализации на практике
превентивной дипломатии, установления и поддержания мира, принуждения к миру,
миростроительства. Сущность такого механизма и реализуемые в ходе его
применения политические, военные, правовые и другие инструменты воздействия в
значительной степени определяются самими субъектами миротворческого процесса.

Противоречивость
научных взглядов на сущностное содержание современного миротворчества
обусловлена следующими факторами:

— Устав
ООН не сформулировал универсального определения международной миротворческой
деятельности;

— практика
миротворчества вычленила ряд его новых типов, не регламентированных
международным правом;

— российская
и западная гуманитарная наука содержание современного миротворчества оценивает
по-разному вследствие институционального различия в официальных идеологиях и
геополитической нацеленности Запада на решение внешнеполитических задач с
позиций силы.

Международная
миротворческая деятельность может рассматриваться как важный институт
политической науки в рамках развития теории миротворчества, которая сложилась в
результате симбиоза международного правотворчества, наработанной научной
теоретико-концептуальной базы и практической деятельности субъектов
миротворчества.

Итогом
изучения, обобщения, осмысления и систематизации результатов миротворческой
практики и выработки на их основе новых теоретических знаний о предмете
исследования стало формирование в рамках гуманитарной науки нового,
относительно самостоятельного научного направления – теории миротворчества,
научное определение которого, тем не менее, сформулировано не было. Это
объясняется междисциплинарным, поливариантным, многоаспектным и комплексным
характером данной проблематики, противоречивостью научных и официальных
взглядов на сущностное содержание современной миротворческой деятельности.

Теория
миротворчества – самостоятельное научное направление политической науки, под
которым понимается раздел теории национальной безопасности, представляющий
собой структурированную совокупность накопленных знаний, систему стратегий,
концепций, доктрин и научных принципов, обобщающих международный, региональный
и национальный опыт кризисного урегулирования, положительную миротворческую
практику, постконфликтное миростроительство и восстановление государственности
на затронутых кризисом территориях.

В
настоящее время миротворческая деятельность суверенного актора не
рассматривается в политологии в качестве элемента системы обеспечения его
национальной безопасности. Однако формулирование в теории миротворчества нового
перспективного направления – миротворческого прагматизма, предполагающего
осуществление миротворческой практики России на основе примата обеспечения ее
национальной безопасности, реализации стратегических приоритетов и национальных
интересов будет способствовать повышению международного престижа, рейтинга и
значения нашего государства, закреплению за ним статуса одного из ведущих
внешнеполитических акторов мира.

В свою
очередь миротворчество современной России нацелено не только на поддержку
глобальной и региональной стабильности, сдерживание и предотвращение
вооруженных конфликтов, но, прежде всего, является, по нашему мнению, важнейшей
компонентой системы обеспечения национальной безопасности (НБ) страны,
возможности которой к настоящему времени полностью не исследованы.

Полагаем,
что ориентированность государства в сфере миротворчества на прагматичную
политику, под которой понимаем его участие в ММД на основе реализации
национальных интересов, благоприятно скажется на обеспечении НБ РФ, предоставит
МИД адекватную силовую поддержку по закреплению за страной статуса влиятельной
мировой державы и позволит апробировать новые методы внешнеполитического
воздействия.

Все это
постулирует оценку потенциала ММД с точки зрения внешнеполитического
воздействия России на систему международных отношений исходя из императива
обеспечения ее национальной безопасности и реализации за рубежом
государственных интересов. При этом полагаем, что российскому миротворчеству
присущ амбивалентный (двойственный) характер. С одной стороны, этот
наднациональный институт – глобальный военно-политический инструментарий,
интегрированный в систему обеспечения всеобщей безопасности (по нашей оценке,
официальный или общепринятый подход в отношении сущности ММД), а с другой – национально-государственный внешнеполитический механизм
России по продвижению и защите за рубежом ее интересов и обеспечения собственной
НБ.

Российское миротворчество в рамках СНГ
имеет двойное значение. С одной стороны, проведение операций по урегулированию
конфликтов на постсоветском пространстве необходимо для обеспечения
безопасности границ с постсоветскими государствами, с которыми существуют
тесные связи во многих сферах жизни. Это отвечает интересам России по отношению
к защите прав и интересов российских граждан, этнических русских и русскоязычного
населения, подвергающегося давлению со стороны национального большинства. Это
послужило причиной, по которой с начала 90-х годов миротворчество расценивается
как механизм обеспечения национальной безопасности и защиты жизненно важных
интересов России. С другой
стороны, проведение операций по урегулированию конфликтов на постсоветском
пространстве способствует развитию двустороннего и многостороннего
сотрудничества с государствами СНГ, а также укреплению интеграционных структур
с участием Российской Федерации на постсоветском пространстве, где проживает
большое по численности русскоговорящее население. Россия стремится
задействовать все площадки для создания достойных условий жизни своих граждан и
соотечественников в государствах СНГ.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теория миротворчества: проблема и содержание 1.1. Концептуальные аспекты современного института миротворчества Одной из особенностей международной жизни в
настоящее время считается большое количество вооруженных конфликтов и местных
войн, происходящих в разных странах и на разных континентах. Реалии
сегодняшнего дня – политические, территориальные, этнические вооруженные
столкновения международного и локального характера.

В силу этого мировое сообщество
заинтересовано в поддержании и укреплении правопорядка, направляя все субъекты
международных отношений на его соблюдение. Ключевой инструмент в урегулировании
конфликтных ситуаций – международная миротворческая деятельность, реализуемая
Организацией Объединенных Наций (далее ООН, Организация).

К настоящему
времени под ее эгидой проведено более 70 операций по поддержанию мира[1].

Существуют различные основные характеристики
и принципы, которые исторически характеризовали развертывание и
функционирование миротворческих сил ООН:

— согласие принимающего государства или
воюющих группировок;

— нейтралитет, независимость и
беспристрастность;

— применение силы исключительно в случаях
самообороны или защиты мандата операции.

Отметим, что, несмотря на наличие
международных актов, отчасти «кодифицировавших» основные начала проведения
миротворчества, по данному вопросу ведутся активные научные дискуссии. Интерес
представляет авторская позиция профессора, доцента кафедры конфликтологии и
национальной безопасности ЮФУ И.П. Чернобровкина, который выделил такие принципы
современного миротворчества, как

— гуманитарное и военное вмешательство,

— ограниченное нарушение государственного
суверенитета,

— гуманитарный реализм[2].

По справедливому замечанию ряда
исследователей, приведенные принципы, непосредственно связанные с интервенцией
(например, военное вмешательство), не могут являться принципами миротворческой
деятельности[3]. Это способы
достижения целей конфликтного разрешения, что не соответствует истинному
миротворчеству.

В отечественной политологической литературе
исследователи акцентируют внимание на пяти основных видах миротворческой
деятельности:

— превентивная дипломатия;

— установление мира;

— посредничество;

— операции по принуждение к миру; отдельные
операции по поддержанию мира.

Ученые, изучающие отдельные исторические
вопросы миротворчества с позиции эволюции, выделяют такие виды операций, как:

— миротворческие (peacekeeping),

-операции по обеспечению мира (peace-enforcement),

— операции по строительству мира (peace-building)[4].

Как видно из приведенных позиций ученых и
практиков, единства во мнениях относительно видов современного миротворчества
нет.

Таким образом, можно утверждать о наличии
трех сформированных на практике ключевых форматов проведения миротворчества под
эгидой ООН:

— традиционные миротворческие операции;

— комплексные операции по поддержанию мира;

— миссии по созданию и реализации функций
переходной администрации или временного правительства[5].

Эти операции включают в себя множество
направлений и форм деятельности.

Миротворческая
деятельность принимает различные формы вслед за появлением всё новых причин для
военных конфликтов, что наблюдается после окончания холодной войны. Кроме того,
на смену довольно чёткого деления операций по поддержанию мира и по силовому
принуждению к миру приходит практика размывания грани между ними[6].
Это порождает дополнительные трудности в организации и управлении
миротворческими операциями, проводимыми под эгидой ООН.

Так,
миротворческие миссии ООН в нескольких постконфликтных государствах, включая
Непал, Афганистан, Бурунди, Кот-д’Ивуар, Гаити, Ирак, Либерия, ДРК, Судан и
Тимор-Лешти, население которых составляет более 120 миллионов человек, дали
возможность 57 миллионам человек реализовать свои политические права и выразить
право голоса в отношении становления нового демократического правительства
своих [1] История миротворческих операций // Операции ООН по
поддержанию правопорядка // [Электронный ресурс]: URL: https://peacekeeping.un.org/ru/our-history
(дата обращения: 15.10.2020) [2] Чернобровкин  И.П. Этнонациональный конфликт: природа,
типы и социальный контроль / И.П. Чернобровкин; Отв. ред.: Ю.Г. Волков; – Ростов
н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2003. – 190 с. [3] Шамаров П.В. Международная миротворческая
деятельность России: о концептуальных аспектах // Академическая мысль. 2019. №
1(6). С. 116-119. [4] Лямзин А.В., Еланцева Н.С., Николаев Ю.В.
Миротворческие операции ООН: основные направления эволюции // Электронное
приложение к Российскому юридическому журналу. 2019. № 1. C.
37-46. С. 38-39. [5] Пузырева Ю.В., Шалягин Д.Д. Организационное и
правовое обеспечение участия сотрудников органов внутренних дел Российской
Федерации в миротворческих операциях. – М.: МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя,
2019. 103 с. [6] Никитин А.И.
Международные конфликты: вмешательство, миротворчество, урегулирование. – М.:
Аспект-Пресс, 2017. 384 с. С. 38

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы