Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Русская литература

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Мир Русской усадьбы в трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и технология проектной деятельности усадебной жизни

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение 3

1. Место дворянской усадьбы в литературе 6

1.1. Дворянская усадьба как феномен русской культуры в литературе 6

1.2. Роль Ясной Поляны в творчестве Л.Н. Толстого 10

1.3. Семейный уклад в Ясной Поляне 16

2. Место и особенности отражения русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого 27

2.1. Русская усадьба в произведениях Л.Н. Толстого 27

2.2. Русская усадьба в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» 38

2.3. Отражение Ясной Поляны в «Воскресеньи» 42

2.4. Русская усадебная культура в современном общественном сознании как наследие 61

Заключение 70

Список использованных источников 73


  

Введение:

 

Л.Н. Толстой как– то сказал, что был бы счастлив написать такой роман, читать который станут «теперешние дети лет через двадцать и бу-дут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь».

С той поры прошло уже много лет и не одно поколение открывало и открывает для себя бессмертное творение человеческого гения – роман– эпопею «Война и мир». Невозможно однозначно ответить на вопрос – о чем эта книга? Роман Толстого – это книга о боях и сражениях, о семьях и духовном росте людей, об аристократии и крестьянах… Это книга о жизни во всем ее разнообразии и непредсказуемости. Роман Толстого остро со-временен, потому что на его страницах встают проблемы мужества, чест-ности, патриотизма, дружбы, любви, верности – те нравственные вопросы, которые каждый человек решает для себя сегодня, как и сто лет назад.

Во время создания автором романа Россия была на подъеме, и мно-гие люди пытались решить для себя вечные вопросы: что такое личность и народ, какая роль принадлежит им в истории, от чего зависит их судьба и счастье? Волновали эти вопросы и Льва Николаевича Толстого, он долго искал те очевидные и значительные события в народной жизни, которые были бы соразмерны глубине заданных вопросов. Остановив свой выбор на Отечественной войне 1812 года, писатель задумал роман, который должен был стать гораздо шире и глубже простого описания военных дей-ствий, поскольку его задачей было отобразить жизнь целой эпохи во всех ее противоречиях, проблемах, открытиях, показать многоплановость и разнообразие жизненных явлений, сложность человеческих судеб.

Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад. Ответ на вопрос о том, как могли люди– христиане убивать себе подобных, следо-вало искать, по мысли Толстого, именно в практической этике их повсе-дневной жизни. Поэтому для исторического повествования Толстого оди-наково важны и война – и мир, и грандиозные сражения – и такие бытовые картины, как именинный обед, ряженые, святочное катанье.

Следовательно, образ дворянской усадьбы и связанные с ним раз-мышления Толстого играют значительную роль в идейно– художествен-ном содержании произведения.

Следует учесть и тот факт, что Л.Н. Толстой в большом объеме при-влекал жизненный материал: в основе созданных писателем образов про-изведения – реально существовавшие люди, владевшие определенными усадьбами и особняками.

Все это доказывает, что исследование произведения Толстого в русле поставленной нами проблемы актуально. В широком смысле актуальность определяется тем, что в последние годы в российском обществе, освобож-денном от одностороннего классового подхода, идеологического давле-ния, возрос интерес к судьбам сохранившихся усадебных ансамблей, к вы-яснению роли и места усадебной культуры в отечественном наследи.

Предметом нашего исследования является образ усадьбы и языковые средства его репрезентации.

Объект исследования – художественный текст трилогии Л.Н. Толсто-го «Детство. Отрочество. Юность».

Историко– литературный контекст составляют произведения А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова– Щедрина, С.Т. Аксакова, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, М.С. Булгакова. Сопоставления помогают опре-делить специфику исследуемого нами образа в романе Толстого.

Теоретической базой работы явились исследования, прямо или кос-венно рассматривающие роман Толстого в контексте разрабатываемой нами проблемы.

Цель: выявить и прокомментировать идейно– художественные функ-ции образа дворянской усадьбы в трилогии Л.Н. Толстого «Детство. От-рочество. Юность», при этом обратить внимание на языковые средства его воплощения.

Достижение цели потребовало последовательного раскрытия следу-ющих вопросов:

1. Дворянская усадьба как феномен русской культуры в литературе.

2. Роль Ясной Поляны в творчестве Л.Н. Толстого.

3. Семейный уклад в Ясной Поляне.

4. Русская усадьба в произведениях Л.Н. Толстого.

5. Русская усадьба в трилогии «Детство. Отрочество. Юность».

6. Отражение Ясной Поляны в «Воскресенье».

7. Русская усадебная культура в современном общественном созна-нии как наследие.

Практическая значимость заключается в том, что результаты иссле-дования можно использовать в школьной практике: полученный материал можно использовать на уроках литературы, в создании других исследова-тельских работ, в написании рефератов, во внеклассных мероприятиях по литературе.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Яркие картины быта русского дворянства, представленные на стра-ницах произведений Льва Толстого.

Так в романе «Война и мир» сцены, описывающие русскую усадьбу, всегда влияли на мнение критиков, по этой причине роман часто рассмат-ривался как хроника дворянской жизни.

В начале романа образы героев предстают на фоне аристократиче-ского салона, который изначально воспринимается как необходимая об-становка для главных героев. Однако постепенно в образ этой среды во-влекаются дома Курагиных, Сперанских, особняк Безухова, военные эпи-зоды и т. д., так что возникает образ барского дома, противопоставляемо-го Толстым барскому дому.

Л.Н. Толстому, придерживающемуся народной точки зрения на се-мью с ее патриархальным укладом жизни, близка усадьба, где, как в Ное-вом ковчеге, общей роевой жизнью живут родители и дети, прислуга, ня-ни, иждивенцы, родственники, где радость и печаль каждого становятся общей радостью и печалью, каждый участвует в делах и развлечениях об-щества. Подобно библейскому ковчегу, такая усадьба призвана спасать укрывшихся в ней людей от стихии – природной и социальной. Эти черты русского дворянского дворянства наиболее полно проявляются в жизни Ростовых — благородной и наивной семьи, живущей чувствами и порыви-стыми порывами, сочетающей в себе серьезное отношение к семейной че-сти, радушие и теплоту внутрисемейных отношений, гостеприимство и гостеприимство, всегда свойственное патриархальным сословиям.

Льву Толстому было важно сравнить прежде всего два имения — Отрадное и Лысые горы, потому что за ними он видел две жизненные по-зиции, два мировоззрения, две разные культуры. Семья Болконских с их родовым гнездом в Лысых Горах и Богучарово отличается благородством и порядочностью, аккуратностью в хозяйстве, но в то же время некоторой душевной сухостью, отсутствием живого, открытого семейного общения. Отсюда возникают отдельные миры огромного Лысогорского дома, идей-ным центром которого является кабинет хозяина.

Безусловно, то, как изображена усадьба, передает отношение автора к ее владельцам. Однако говорить о том, что Толстой решительно отверга-ет путь Лысых гор и Богучарова, не позволяет нам те признаки настояще-го Дома, которые автор придает усадьбам Болконских.

И, наконец, глубочайшее противоречие жизни — война и мир — разрешается у Толстого яркой идиллией, эпилогом, изображающим се-мейное счастье. Толстой в Эпилоге своего романа дает Лысым горам пра-во на новую жизнь, отражая в этом образе свои представления о месте че-ловека в мире, о том, каким должен быть настоящий дворянский дом. В результате синтеза «болконско-безуховской» одухотворенности и «ро-стовской» естественности Лысые горы предстают самодостаточным и гар-моничным миром. Это мир настоящих ценностей, истинно человеческих и нравственных, способных противостоять миру ложного единства людей.

Таким образом, «Война и мир» является своеобразным гимном дво-рянскому сословию и всему, что составляет представление о нем.

В романе Л. Н. Толстого «Воскресение» образ усадебной жизни реа-лизуется в двух контрастных вариантах: роскошное существование высше-го света и аристократии, не поддерживаемое никаким содержанием, и ин-теллигенция и помещики на земле, преображающиеся в новый облик Срок службы. Демонстрируются факты оскудения усадебной жизни на рубеже XIX–XX вв., присутствующие в художественном мире романа. Доказыва-ется, что ключевая в произведении мысль о неразрывной связи человека с окружающими его людьми, с народом напрямую связана с пониманием Толстым изменений форм сословной жизни, важных и дорогих самому пи-сателю. Большое значение в романе приобретает осознание героями жизни природы, противопоставленной цивилизации, отступившей от основных законов любви и добра.

На основе аналитического сопоставления черновиков романа и тек-ста его обосновывается значение усадебной темы для понимания чувств главного героя и его внутренней работы, для организации эпического ху-дожественного мира романа. Проиллюстрированы этапы диалектического движения Дмитрия Нехлюдова, связь усадебной и семейной тем. В статье переосмысливается ряд эпизодов романа, получивших противоречивые интерпретации в науке, выявляются художественные связи, связывающие различные главы произведения.

Таким образом, наша цель — исследовать, какую роль в романе игра-ет господский дом, — достигнута, и подтвержден тезис о большом значении этого образа в целостной образной системе произведения.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Место дворянской усадьбы в литературе

1.1. Дворянская усадьба как феномен русской культуры в лите-ратуре

При исследовании дворянской усадьбы с позиции культурологиче-ского подхода необходимо определить, что такое «дворянская усадьба». Усадьба – «комплекс построек (жилых, хозяйственных, парковых и др.), составляющих одно хозяйственное и архитектурное целое. В истории оте-чественной культуры усадьба рассматривается как специфический вид ар-хитектурного ансамбля. Появилась она в пору русского средневековья в вотчинах и состояла из жилого дома, флигелей для гостей и хозяйственных построек» [1].

В культурологических работах можно выделить следующую особен-ность, которая позволяет увидеть специфику подхода: усадьба не «выры-вается» из контекста эпохи и среды, ведь взаимосвязь с историко– куль-турным контекстом считается одним из условий культурологических ис-следований усадебной культуры. А именно в работах культурологическо-го характера анализируются основы культуры, предложенные Ю.М. Лот-маном и Д.С. Лихачевым. Изыскание усадьбы с культурологической сто-роны считается на данный момент актуальным, так как связано со станов-лением государственного самосознания.

Российская усадьба считается феноменом, отчасти определившим специфику отечественной культуры, ее исторической жизни и духовного содержания. Усадьба рассматривается как некий символ России, знак оте-чественной культуры.

Дворянская усадьба – это феномен русской истории и культуры, ко-торый стал неизменным предметом изображения в литературе. К теме дворянской усадьбы обращались почти все русские писатели.

Традиция изображения расцветает в конце ХVIII – начале ХIХ вв.: первый раз упоминание об усадьбе было замечено в творениях Г.Р. Дер-жавина.

Интерес постепенно угасает в начале ХХ в. «Усадьба – это колыбель

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы