Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Межгосударственные отношения России и Таджикистана в современном этапе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 6 1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ВНЕШНЯЯ
ПОЛИТИКА РОССИИ…………………. 9 1.1.
Внешняя Политика России в регионе после распада СССР…………… 9 1.2.
Сотрудничество России и Таджикистана в рамках межгосударственных
объединений………………………………………… 21 1.3.
Общая характеристика двусторонних соглашений России и
Таджикистана………………………………………………………………….. 23 2.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА…………………………………………………………. 28 2.1.
Торгово-экономические отношения России и Таджикистана…………. 28 2.2.
Сотрудничество России и
Таджикистана в области образования,
науки и культуры………………………………………………………………. 33 2.3.
Сотрудничество России и Таджикистана в сфере обеспечения безопасности
(военно-техническое сотрудничество)……………………….. 43 2.4.
Сотрудничество России и Таджикистана в миграционной сфере 59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 63 СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….. 67
Введение:
Актуальность темы обусловлена тем, что с
провозглашением независимости Таджикистан, как суверенное государство,
установил дипломатические и политические отношения с зарубежными странами.
После
распада СССР Таджикистан определил в качестве
долгосрочного стратегического
партнера Российскую Федерацию, с которой
налажено качественно новое многоплановое сотрудничество на основе ранее
имевшихся связей.
Эмомали
Рахмон, который формирует внешнюю
политику Республики Таджикистан и руководит ей, наряду с развитием
стратегического партнерства с Российской Федерацией и приоритетных отношений со
странами СНГ, уделяет серьезное внимание развитию сотрудничества и с другими
странами мира. Он заявил, что двери открыты для всех стран, которые
имеют намерение доброжелательно сотрудничать. В современном мире, когда судьба
народов и наций во многом зависят от столкновения интересов крупных
политических сил, и иногда решаются вопреки принципам исторической
справедливости, успехи, достигнутые Таджикистаном за короткий по историческим
меркам срок можно назвать беспрецедентными, благодаря стратегическому партнерству
с Российской Федерацией. Российская Федерация была одной из первых стран,
которая признала государственную независимость Таджикистана 8 апреля 1993 года.
Между двумя государствами были заключены свыше 250 межгосударственных и
межправительственных соглашений. Среди этих соглашений особо выделяются два
договора, первый: Договор дружбы, сотрудничества и взаимодействия, заключённый
25 мая 1993 г., второй: Договор о союзническом взаимодействии, направленный в
21 век, заключённый в 1999 г. В развитии политических отношений двух стран
важную роль играют взаимоотношения политических руководителей — Президента РФ
В. Путина и Президента РТ Э. Рахмона, которые носят доверительный, устойчивый и
последовательный характер. За этот период Президент Российской Федерации свыше
10 раз посетил Республику Таджикистан, а Президент Республики Таджикистан
посетил Российскую Федерацию с официальным и рабочим визитами около 20 раз.
В результате
этих визитов был заключен ряд важных и основополагающих документов, соглашения
и договоры, которые дали импульс взаимовыгодному сотрудничеству двух стран и
подняли их на уровень стратегического партнёрства. Сегодня по многим
международным и региональным проблемам Таджикистан и Россия имеют единую или
близкую позицию. Эти взаимоотношения носят взаимовыгодный характер и направлены
на защиту интересов обеих стран.
Целью выпускной квалификационной работы
является комплексный анализ межгосударственных отношений России и Таджикистана
на современном этапе.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть внешнюю политику России в регионе после
распада СССР,
— изучить сотрудничество России и Таджикистана в рамках
межгосударственных объединений,
— дать общую характеристику двусторонних соглашений
России и Таджикистана
— рассмотреть торгово-экономические отношения России и
Таджикистана,
— проанализировать сотрудничество России и Таджикистана в области образования, науки и культуры,
— исследовать сотрудничество России и Таджикистана в
сфере обеспечения безопасности и в миграционной сфере.
Объектом исследования настоящей работы
являются межгосударственные отношения России и Таджикистана на современном
этапе.
Предметом – основные направления
сотрудничества России и Таджикистана на современном этапе.
Теоретической основой исследования стали
научные труды таких ученых как Вардомский Л.Б., Назаров, Т.Н.,
Ризоев Б.М., Саидов, 3.Ш., Ниятбеков, В.А., Алиева Р.Р., Одинаев
Х.А., Майтдинова Г.М., Курпаяниди К. И.,
Урмонов А.А., Айтикеев А. А., Джаныбеков У. Д., Айтикеева А. А. как и др.
Методологической основой
исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из
него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический,
технико- юридический, лингвистический, сравнительного правоведения,
нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Хронологические рамки
исследования в работе включают период с момента распада СССР и образования
независимой Республики Таджикистан до сегодняшнего дня.
Источниковую
базу исследования составили законодательные акты России и
Таджикистана, официальные речи Президентов России и Таджикистана и иных
должностных лиц, интервью государственных, политических и общественных
деятелей, статистические материалы, материалы СМИ.
Новизна исследования состоит в
комплексности предпринятого анализа межгосударственных отношений России и
Таджикистана.
Практическая значимость
исследования состоит в выявлении проблемных вопросов межгосударственного
сотрудничества России и Таджикистана.
Структура выпускной квалификационной работы
определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического
расположения материала. Работа включает введение, две главы, состоящие из семи
параграфов, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Подводя итог, можно сделать
следующие выводы.
В начале XXI в. все более
значимой становится роль России и Таджикистана в Центрально-Азиатском регионе,
именно здесь происходит наиболее активное развитие интеграционных проектов с
участием этих государств.
Сложившиеся
обстоятельства определяют значимость российско-таджикских образовательных,
экономических связей. Стабильность этого региона важна как залог дальнейшего
сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности наших стран.
Российская Федерация
прилагает большие усилия в содействии развитию Центрально-Азиатского региона на
основе принципов равноправия, взаимного уважения, комплексного решения всех
проблем. Таджикистан играет для России особую роль потому, что здесь проживают
около полумиллиона наших соотечественников.
Постоянно растет
товарооборот между нашими странами. По сообщениям СМИ, только в январе –
августе 2018 г. он превысил 600 млн долл. и увеличился по сравнению с
предыдущим годом на треть, в том числе импорт из Таджикистана в Россию вырос
почти в четыре раза.
Однако простого роста
товарооборота уже недостаточно, необходимо сосредоточить основное внимание на
переходе от экстенсивных форм сотрудничества к совместному инновационному
развитию.
Как отметила В. И.
Матвиенко, выступая на VI Межпарламентском заседании (октябрь 2018 г.), в
современном мире успех определяется стремлением к инновациям и развитию. Нужно
искать и находить новые формы расширения взаимодействия между нашими странами.
Вопросы сотрудничества в
сфере образования и подготовки кадров лежат в основе абсолютно всех направлений
стратегического взаимодействия России и Таджикистана. При этом очень важно, что
и российской, и таджикской стороной прекрасно понимается: кардинальное
продвижение по всем направлениям сотрудничества невозможно без резкого
повышения уровня владения русским языком во всех сферах.
Так исторически
сложилось, что основным (по сути единственным) языком межнационального общения
в Центральной Азии является русский язык. Особенно велика была его роль в
продвижении новых технологий, научных знаний, медицины и др. К сожалению, в
постсоветский период влияние русского языка как языка межнационального общения,
науки и технологического развития было практически потеряно.
Отрицательную роль здесь
сыграла и трагедия гражданского конфликта в Таджикистане в 1990-е гг., когда из
страны выехала значительная часть русскоговорящего населения. Несмотря на
серьезные усилия руководства, преподавателей-практиков Таджикистана, состояние
дел в сфере сохранения роли русского языка в системе образования, в ключевых
отраслях производственного развития и науки в последние годы совершенно не
отвечало насущным потребностям сотрудничества наших стран. Не отвечало ни по
количеству изучающих русский язык, ни по качеству массового преподавания в
системе образования Республики Таджикистан.
В результате русский язык
существенно сократил в Таджикистане свои функции по сравнению с советским
периодом. Это в значительной степени сдерживает возможности реализации
совместных российско-таджикских проектов как в сфере экономики, так и в
гуманитарных областях. Именно с учетом этого обстоятельства лидеры наших стран
в ходе своих встреч связали важнейшие общие задачи, стоящие перед Таджикистаном
и Россией, со стратегией развития сотрудничества в области русского языка,
повышении его роли в обеспечении совместных проектов.
По инициативе президентов
В. Путина и Э. Рахмона была разработана и принята к реализации соответствующая
программа. Курируют проект по повышению роли русского языка в деле обеспечения
российско-таджикского сотрудничества в целом непосредственно Председатель
Совета Федерации РФ В. Матвиенко и Председатель Маджлиси Оли РТ М. Убайдуллоев.
Фрагмент текста работы:
1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
1.1. Внешняя Политика России в регионе после распада СССР
После распада Советского Союза у Таджикистана
появилась необходимость искать стратегических партнеров, наиболее взаимовыгодным
и удобным было бы партнерство с ближайшими соседями, с которыми имеются общие
социально-культурные связи, а также экономические интересы.
Одним из таких соседей являлась Российской
Федерации.
Периоды взаимодействия Таджикистана и
России условно можно разделить на три этапа.
Первый этап от момента признания
Таджикистана независимым государством в 1992 году до 1997 года.
Второй этап начался во второй половине
1997 года и продлился до 2002 года[1].
Третий этап начался в 2003 году и
продолжается до сих пор.
Необходимо отметить, что практически сразу
после признания Таджикистана независимой республикой разразилась гражданская
война, связанная с межтаджикским конфликтом.
Погасить её удалось с помощью военной,
политической и экономической поддержки России, что, несомненно, укрепило
отношения между государствами.
В этой связи в период с 1992 по 1997 год
было принято более 90 официальных документов о сотрудничестве и взаимодействии
в различных сферах общественной жизни.
В начале девяностых Россия Таджикистан
адаптировались к новым геополитическим условиям, учились быть самостоятельными и
формировали правовую базу для двустороннего сотрудничества, развивали
демократические институты.
Как уже было отмечено, свою независимость
Таджикистан обрел 9 сентября 1991 года, однако, первые годы это независимости
оказались омрачены гражданской войной, в связи с чем сотрудничество
независимого Таджикистана с Россией началось с взаимодействия по прекращению
гражданской войны и ликвидации ее последствий.
Российские дипломаты принимали самое
активное участие в урегулировании этого конфликта.
В этой связи в связи с 1997 году подписано
Общее соглашение об установлении мира и согласия в Республике Таджикистан, которое
можно считать базисом для мирного развития республики.
Естественно, что помощь России
Таджикистану в такое тяжёлое время не могла остаться незамеченной, что послужило импульсом для развития отношений
двух стран[2].
Позднее было подписано еще более 100
соглашений во всех сферах взаимодействия.
Таким образом, 1997 год ознаменовался
новый фазой своего развития для обеих стран.
В этот период Россия уже утвердила свои
позиции как сверхдержава, при этом пропагандируя миролюбивую политику
взаимовыгодного сотрудничества с различными государствами, в том числе и
Республикой Таджикистан.
С девяностых годов прошлого века на высшем
уровне поддерживаются тесные политические связи, включая персональные контакты
на высшем уровне.
В 1999 году Москву посетил Президент
Таджикистана, в результате проведенных переговоров был подписан Договор о
союзничестве и взаимодействии между Россией и Таджикистаном, а также Договор о
статусе и условиях пребывания на территории Республики Таджикистан Российской
военной базы.
В 2003 году с ответным визитом Таджикистан
посетил Президент Российской Федерации, его целью было выработка дальнейших
совместных двусторонних соглашений и направлений взаимодействия.
Необходимо отметить, что на протяжении
длительного периода и по сей день одним
из важных направлений взаимодействия является сохранение мира в Таджикистане и
охрана государственной границы Таджикистана со стороны Афганистана.
Для России это направление также является
приоритетным, актуальность его обусловлена необходимостью недопущения
проникновения афганского наркотрафика на территорию Российской Федерации.
Необходимо отметить, что еще в 1999 году в
ходе своего официального визита Президент России отметил плодотворность
проводимой совместной работы, в связи с чем был подписан еще целый пакет
соглашений.
Взаимные визиты Президентов России и
Таджикистана являются регулярными с 1995 года и по сей день.
В ходе этих визитов обсуждались важнейшие
вопросы взаимодействия по центрально-азиатской проблеме, перспективы
взаимодействия в рамках межгосударственных объединений а также региональных
организаций.
Также обе стороны были заинтересованы в
поисках путей для развития в политической сфере.
У ситуации, складывающейся вокруг
современного Таджикистана, существуют несколько основных составляющих.
Политическое развитие страны в течение последних 23 лет (после заключения
мирных соглашений) привело Таджикистан к не простой и противоречивой ситуации.
Как полагают некоторые эксперты, сохранение современных трендов уменьшить шансы
стабильное и устойчивое развитие республики последовательно уменьшаются. В
течение всего периода времени, начавшегося с момента окончания гражданской
войны 1992-1997 годов, протекал неоднозначный и неодномерный процесс
консолидации власти вокруг формальных победителей в гражданской войне – то есть
так называемого кулябского клана и его союзников во главе с президентом
Республики Эмомали Рахмоном[3].
Факторы развития Таджикистана с момента
обретения независимости известны: гражданская война и ее наследие, неустойчивый
межрегиональный и межклановый баланс, незавершенность процесса политической
консолидации и нациестроительства, влияние соседнего Афганистана, зависимость
от военно-политических гарантий России, ее рынка труда и инвестиций Китая в
экономику страны. Отдельным и особым фактором развития ситуации в Таджикистане
и вокруг него является недостаточность потенциала системы коллективной
безопасности в Центральноазиатском регионе. [1] Саидов З. Внешняя
политика Республики Таджикистан: Таджикистан на современном этапе. — Душанбе:
Авесто, 2006. С. 51. [2] Эльянов А.,
Ушакова И. Внешнеэкономические связи стран Центральной Азии в стадии
трансформации. М., 1997. С. 175. [3] Таджикистан:
Актуальные вызовы и перспективы развития [сайт]. URL:
https://katehon.com/ru/article/tadzhikistan-aktualnye-vyzovy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения
16.06.2020).