Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Теория и практика начального образования

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Методы развития творческих способностей у младших школьников в образовательном процессе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 9

1.1. Понятие
творческих способностей и одаренности в психолого-педагогической литературе. 9

1.2. Виды и проявления творческих способностей детей
младшего школьного возраста. 19

1.3. Способы
развития творческих способностей у младших школьников в образовательном
процессе. 23

Выводы по
главе 1. 32

ГЛАВА 2.
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. 33

2.1.
Диагностика уровня развития творческих способностей у детей младшего школьного
возраста. 33

2.2 Методика
и модель формирования творческих способностей у детей младшего школьного
возраста. 41

2.3. Проверка
эффективности модели по развитию творческих способностей младших школьников в
образовательном процессе. 51

Выводы по
главе 2. 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 59

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 63

  

Введение:

 

Актуальность исследования
обусловлена ​​тем, что начальная школа – это первый образовательный уровень, где
закладывается фундамент общеобразовательной подготовки школьников. Сегодня в
теории и практике обучения в начальных классах особенно остро стоит проблема
развития творческих способностей учащихся. Проблема развития творческих
способностей личности является одной из центральных в педагогике, поскольку прогресс
общества – это путь творческого роста, преодоления стереотипов и выработки
новых, нестандартных, часто неожиданных решений, оригинальных подходов и путей
их воплощения.

Развитие
творчества учащихся является важным не только потому, что задачей современного
образования является формирование личности, но и потому, что человек, умеет
творчески мыслить, в нестандартных ситуациях всегда найдет выход, такой человеку
будет легче адаптироваться в жизни. Быстрые темпы развития общества,
характерные для последних лет, необходимость поиска путей выхода нашей
экономики из упадка, внедрение новых технологий – все это требует коренных
изменений в системе управления производством, использования производственных ресурсов
с учетом творческих возможностей личности.

Только
творческая личность, способная создавать, управлять, предлагать новые теории,
новые технологии, новые направления развития, находить пути выхода из сложных
нестандартных ситуаций. Поэтому обеспечение каждому человеку возможности
использования своего творческого потенциала является одним из приоритетных задач
как общеобразовательных, так и внешкольных учреждений.

Идея
формирования человека-исследователя, способного к творческому мышлению,
самостоятельного поиска путей решения актуальных проблем, стала доминантной в
современном образовании РФ. Развитие творческих способностей делает все
обучение осознанным, производит у детей потребность в творческой и
исследовательской работе.

Поэтому
развитие творческих способностей учащихся – важная составляющая в любом учебном
заведении. Развитие творческих способностей в учеников нуждается в продуманной
системе работы, ее надо проводить систематически, последовательно – только
тогда она будет давать результаты.

На
развитие творческих способностей младших школьников направлен  новый ФГОС НОО. Начальная школа призвана не
просто, научить детей считать, читать, писать, а научить их мыслить и творчески
реализовывать все полученные знания в реальной жизни. При реализации такого
подхода детям интересно ходить в школу и получать знания. Они открыты, быстрее
адаптируются в школе, знакомятся и находят друзей.

Главным
объектом каждого учителя начальной школы является творческая личность ученика.
Поэтому большое внимание должны уделять развитию творческих способностей
школьников: осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам,
использовать разноуровневые задания по предметам, приучать детей к самоконтролю
и взаимоконтролю.

Вопросы
творческих способностей и творческой деятельности были изучены такими ученными
как: И.С. Волощук, С.У. Гончаренко, О.П. Кочерга, В.О. Моляко, В.А. Роменец, М.А.
Холодная, Д.Б. Богоявленская, Ф. Вернон, Дж. Гилфорд, А.М. Матюшкин, Я.А.
Пономарев, Е. Торранс. Этими ученными была рассмотрена природа, критерии,
показатели, методы, формы и приемы развития творческих способностей. Однако
несмотря та это многие вопросы до сих пор остаются дискуссионными и актуальными.
В частности основательными являются исследования Т.А.  Демской, Э.М Галямовой, И.П. Шамякиной, Е.А.
Киселевой, О.С. Большаковой, Л.А. Ильмурзиной, С.Б. Рябовой, Т.А. Зотовой, А.С.
Гемзюк по методам и средствам развития творческой личности в образовательном
процессе.

Творческие
способности формируются в течение всей жизни человека, но исследования Л.К. Веретенниковой,
В.Д.  Шадрикова, Т.Н. Байбара, Л.И.
Лозовой, показывают, что именно младший школьный возраст является благоприятным
для творческого развития детей, их способностей к творчеству. В этот период
активно развиваются воображение, дар фантазировать, творчески мыслить,
критически оценивать деятельность. Развитие личности требует соответствующих
условий, от которых зависит его эффективность, производительность проявлений
личности как субъекта деятельности. Этому в наибольшей степени способствует
учебно-воспитательный процесс с едиными подходами и требованиями к каждому
ребенку, с предоставлением ему максимальных возможностей для выявления и раскрытие
творческих способностей учащихся

Несмотря
на то, что многие исследователи изучали вопросы природы, компонентов, критериев
и показателей развития, методов и приемов формирования творческих способностей,
однако много вопросов остаются до сих пор дискуссионными. Все это
свидетельствует о сложности и многозначность исследуемой проблемы. Способности –
это индивидуальные психологические особенности, которые имеют отношение к
успеху деятельности, не сводятся к знаниям, навыкам и способностям человека,
объясняющие скорость и легкость их освоения.  Ознакомление с результатами теоретических
наработок ученых позволило определить ряд противоречий
между:

— объективной
потребностью развития творческих способностей в образовательном процессе и
недостаточным методическим обеспечением и научной разработанности;

целями развития системы
профессиональной подготовки учителей начальных классов и необходимостью
развития творческих способностей, и отсутствием согласованности
теоретико-методических основ их реализации и оценкой ее результативности
обусловили выбор темы исследования «Методы развития творческих способностей у
младших школьников в

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак,
в результате теоретического и эмпирического исследования мы пришли к следующим
выводам:

1.
Выделяют следующие признаки способностей: во-первых, способности представляют
собой индивидуально-психологические особенности, благодаря которым люди
отличаются друг от друга. Во-вторых, способностями называются не любые вообще
индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности
выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. И, в-третьих, под понятием
«способности»  не следует понимать  знания, навыки или умения, которые уже
выработаны у человека. Так как, способности представляют собой предпосылку
овладения знаниями, умениями, навыками, во время, которого и происходит
формирование различных способностей.

2.
Творческая деятельность детей, направленная на присвоение человеческой
культуры, является непременным условием расширенного воспроизводства творческих
способностей в современном обществе. Творчество представляет собой одну из форм
психической активности ребенка. Творчество является универсальной способность, благодаря
которой происходит успешнее разнообразная деятельность детей. Любой творческий
акт – результат его активных познавательных, творческих действий. Усвоения
ребенком языка является творческим процессом, игра – это тоже творчество, ведь,
создавая новые игровые ситуации, ребенок вносит свое, субъективное в игровые
действия, изобразительную деятельность, музыку, конструирование и др. Для
ученического творчества характерен познавательный, творческий интерес.
Предпосылкой творчества, творческих возможностей детей выступает креативность,
как потенциальная способность к разностороннему мышлению, чувств и действий.

3.
Степень успешности реализации творческого развития зависит от особенностей
организации учебного процесса учителем, умение педагога уместно и в интересной
форме предложить учащимся задачи. Для успешного руководства развитием
творческих способностей учащихся учителю необходимо знать
индивидуально-психологические особенности детей, постоянно развивать их память,
воображение, фантазию, а также возбуждать и поддерживать интерес к выполнению
определенного вида работы. Повышению творческой активности учащихся в
образовательном процессе способствуют нестандартные формы их организации:
уроки-конкурсы, соревнования, викторины, путешествия, конференции, уроки-сказки,
деловые игры, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики лучше и
быстрее усваивают учебный материал.

4.
На этапе контрольного исследования было выяснено, что среди младших школьников
больше тех, кто имеет низкий уровень развития творческих способностей (50%).
Установленные результаты свидетельствуют, что у большинства учащихся начальной
школы показатель критичности, гибкости и конструктивности мышления достаточно
высок, что свидетельствует о гармоничности. Стоит отметить, что значительное
количество учащихся начальной школы имеют стереотипное мышление. Стереотипное
мышление означает, что дети начальной школы мыслят шаблонами. Большинство
младших школьников показали низкий уровень оригинальности во время выполнения
заданий.

5.
Предлагаемую методику развития творческих способностей младших школьников было
направлено на обеспечение: практического усвоения норм в процессе
восприятия-понимания, анализа, выработки разных типов и стилей мышления;
расширение личностного опыта творческой деятельности младших школьников;
положительного эмоционального сопровождения в работе над творческими
упражнениями и заданиями; развития творческих способностей учащихся.

С учетом основных
концептуальных положений была разработана модель системы формирования и
развития творческих способностей учащихся начальной школы в образовательном процессе,
состоящая из четырех блоков. В рамках первого методологического блока модели
определена методологическая базу исследования: личностно ориентированная
парадигма образования, компетентностный и личностно-деятельностный,
личностно-ориентированный подходы. Формирующий блок предусматривал
непосредственное внедрение определенных условий, принципов и положений по
развитию творческих способностей младших

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1.
Понятие творческих способностей и одаренности в психолого-педагогической
литературе Сегодняшние
условия жизни требуют от людей быть творческими личностями, способны
ориентироваться, принимать решения и работать, а также использовать новые
подходы, идеи и решения. Личность может самореализоваться и адаптироваться к жизни
в обществе, распоряжаться потенциалом личностных ресурсов благодаря
действенным, продуктивным знаниям и творческим возможностям.

Именно
поэтому в центре внимания современного учебного заведения является забота о
развитии и формирование творческой, всесторонне развитой личности. Это вызывает
необходимость создания определенной системы обучения и развития творчески
одаренных детей.

Проблемы
способностей и одаренности исследовали в своих трудах Б.Г. Ананьев, А.В.
Брушлинский, Г.А. Балл, П.Я. Гальперин, Н.В. Дружинин, Г.С. Костюк, И.
Кульчицкая, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Дж. Рензулли, С.Л. Рубинштейн, Б.М.
Теплов, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков и др. Развитию личности, творчества и
творческих способностей уделили внимание Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В.О.
Климчук, В.А. Моляко, Я.А. Пономарев, В.О. Роменец, Р. Стернберг, Е.П. Торренс
и другие.

Выявление
творчески одаренных детей и развитие их способностей является сложным по
практической реализации, так как понятие творчества является неоднозначным в понимании, его
критерии не определены на достаточном уровне из-за уникальности творческих
проявлений, ведь именно они и их сплошная скрытность чаще (например, когда речь
идет о проявлениях интуиции, подсознания) не дают возможности применения при
диагностике только «обычных» тестов или анализа продуктов деятельности и
воспитать в соответствии с индивидуальными особенностей детей не легко.

Изучение
и развитие способностей, которые лежат в основе процесса овладения знаниями
является одним из основополагающих направлений повышения эффективности обучения
в общеобразовательном учебном заведении. Исследуя средства оптимизации
умственного развития учеников, нужно уделять больше внимания созданию условий
для своевременного выявления и развития их способностей, творческого потенциала
личности, а также формирование творческого отношения к миру и себе.

Б.М.
Теплов способности относит к индивидуальным особенностям, отличительным чертам
личности, хотя в психологии есть другое их понимание: способности как принадлежащие
всему человечеству. Б.Г. Теплов говорит, что суть психического развития
человека заключается в усвоении за счет собственной деятельности ранее
созданных, социально развитых способностей [39].

Сочетание
способностей, от которых зависит успешность различной деятельности, В.Д.
Шадриков называет общей одаренностью. Основываясь на взгляды по проблеме
одаренности отечественных и зарубежных ученых, определяем одаренность как
личностное образование человека, характеризующееся повышенным уровнем развития
одной или нескольких способностей, на основе которых появляется возможность
достижения

Общие
характеристики одаренных детей:

— способность
понимать материал на несколько классов старше своих сверстников;

— удивительная
эмоциональная глубина и чувствительность в юном возрасте;

— сильное
любопытство;

— с
энтузиазмом относятся к уникальным интересам и темам; — причудливое
или зрелое чувство юмора

— творческое
решение проблем и творческое самовыражение;

— быстро
впитывает информацию, требуется несколько повторений;

— осознает
себя, социально осведомлен и осведомлен о глобальных проблемах [44, 270].

На
определенном уровне сформированности способностей к той или иной деятельности
возникают и начинают развиваться творческие способности. Именно качественный
скачок от развития способностей к развитию одаренности ученые связывают со
становлением творчески одаренной личности.

Творчество
– это процесс создания нового, что объективно осуществляется в природе или
человеке. Продуктами творчества является открытия, изобретения, новые художественные
образы, произведения.

Известный
психолог Д.Б. Эльконин, утверждает, что творчество – это процесс создания
чего-то нового для данного субъекта [45,120]. Такое понимание творчества
указывает на возможность поиска механизмов развития творческой деятельности еще
в детском возрасте. Одним из таких механизмов, по мнению ученых, является инвенции.
В инвенцийно-стратегиальная модели развития творчески одаренной личности
Поддьяков Н.Н.  Поддьяков понятие
инвенции (от лат. Inventio – выдумка) нашло отражение как естественный путь развития
творчества. Инвенции рассматриваются как спонтанные отклонения в ходе деятельности,
возникающие в процессе подражания. Осознание и использование инвенций с целью
получения творческого результата является одним из механизмов спонтанного
развития творчества и творческих способностей [36].

Анализ литературы
подтверждает, что ученые выделяют различные определения понятия «творческие
способности». Н.Н. Поддьяков рассматривает творческие способности как
психическое образование, которое развивается по общим закономерностям развития
способностей. Сначала, овладевая деятельностью, человек развивает
исполнительские способности, а когда деятельность освоена, возникают инвенции,
которые становятся причиной развития творческих способностей. Творческую
одаренность автор считает не врожденным качеством, а уровнем развития

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы