Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Методы оздоровления дошкольников в условиях семьи, детского сада
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические
основы изучения методов оздоровления дошкольников в условиях семьи, детского
сада. 6
1.1. Психофизиологические
особенности развития детей в дошкольном возрасте 6
1.2. Проблемы
взаимодействия педагогов и семьи в условиях детского сада. 16
1.3. Методы оздоровления
дошкольников и их характеристика. 28
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по использованию методов оздоровления
дошкольников в условиях семьи, детского сада. 37
2.1. Диагностика
воспитанников детского сада на констатирующем этапе исследования 37
2.2. Программа оздоровления
дошкольников в условиях семьи, детского сада. 51
2.3. Обсуждение результатов
опытно-экспериментальной работы. 62
Заключение. 66
Библиографический список. 68
Приложение……………………………………………………………….………..74
Введение:
Актуальность
исследования. Здоровье выступает базовым компонентом, обеспечивающим
благополучие для каждого человека. Нарушение здоровья существенно снижает
качество жизни, препятствует адаптации человека к окружающей среде, выступает
препятствием для полноценной учебы и работы. К сожалению, следует
констатировать, что состояние здоровья детей, поступающих в детские сады,
нередко вызывает опасения. Так, согласно статистическим данным, каждый
четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз (данные
Т.Я. Чертюк, З.С. Макаровой, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.), а каждый
четвертый больничный лист выдается по уходу за больным ребенком. Основными
причинами ослабления здоровья дошкольников выступают: ухудшение экологической
ситуации, неправильное питание, уменьшение двигательной активности детей, несоблюдение
гигиенических условий и режима дня. Преодолению причин, приводящих к нарушению
здоровья у детей, будут способствовать разнообразные методы оздоровления:
обеспечение здорового образа жизни, организация физических упражнений,
организация закаливания, гигиенические и водные процедуры, световоздушные
ванны, просветительская деятельность в отношении родителей и пр.
Семья как социальный институт играет большую роль в воспитании и
развитии ребенка как личности. Картина мира, отношение к самому себе и к
окружающим закладывается в семье, так как ребенок перенимает взаимоотношения
родителей между собой, отношения родителей к обществу. Но семья не может
воспитывать ребенка в изоляции от других воспитательных институтов. Поэтому
обязательным условием для полноценного воспитания дошкольника выступает
взаимодействие между дошкольным образовательным учреждением и семьей.
Формирование здоровья – это одно из важнейших направлений
взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитанника.
Значимость этого направления обусловлена снижением уровня здоровья
дошкольников, вызванным, среди прочих причин, нарушениями образа жизни – малой
физической активностью, неправильным питанием, воздействием нерационального
использования компьютерных гаджетов – смартфонов, планшетов и пр. Общеизвестно,
что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% – от
природного окружения, на 7-10 % – от уровня здравоохранения и на 50% – от
образа жизни человека, поэтому проблема сохранения здоровья дошкольников и
воспитания культуры здорового образа жизни у детей представляет особый интерес
как для исследователей, так и для практиков.
Объект
исследования: методы оздоровления дошкольников.
Предмет
исследования: формирование представлений о методах оздоровления
дошкольников в условиях семьи, детского сада посредством комплекса занятий с
детьми.
Цель
исследования: сформировать представления о методах оздоровления
дошкольников у педагогов и родителей в условиях семьи, детского сада
посредством комплекса занятий с детьми.
Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость
решения следующих задач:
1. Изучить методы
оздоровления дошкольников в разных социальных институтах в
психолого-педагогической литературе.
2. Провести диагностику
представлений о методах оздоровления воспитанников детского сада.
3. Составить и
апробировать программу оздоровления дошкольников в условиях семьи, детского
сада.
4. Выявить влияние
созданных психолого-педагогических условий на развитие представлений о методах
оздоровления детей.
Гипотеза
исследования: предполагается, что внедрение программы оздоровления
дошкольников в условиях семьи и детского сада будет способствовать повышению
осведомленности родителей старших дошкольников и педагогов детского сада по
вопросам детского оздоровления и его методов.
Методы
исследования:
— теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
— психодиагностический метод (анкетирование);
— психолого-педагогический эксперимент;
— качественный и количественный методы обработки данных.
Практическая
значимость исследования состоит в возможности использования материалов
работы для повышения осведомленности родителей старших дошкольников и педагогов
детского сада по вопросам детского оздоровления и его методов.
Структура
работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
структурированных на параграфы, заключения, библиографического списка и
приложений.
Заключение:
Значение ранних периодов детства для
развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить.
Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт
гигиенического воспитания, однако, ухудшение здоровья дошкольников и
современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового
образа жизни детей. К основным методам оздоровления дошкольников следует
отнести: обеспечение здорового образа жизни, организацию физических упражнений,
организацию закаливания, гигиенические и водные процедуры, световоздушные
ванны, просветительскую деятельность в отношении родителей и пр.
Воспитатели,
в целом, имеют представление о здоровье и здоровом образе жизни, однако эти
представления нуждаются в уточнении и расширении; воспитатели также проявили
готовность к сотрудничеству с родителями воспитанников, поэтому целесообразно
обеспечить это направление работы в рамках оздоровления дошкольников. Родители
воспитанников положительно настроены на участие в совместной работе с
воспитателями детского сада по направлению оздоровления детей; при этом,
следует отметить, что осведомленность родителей в отношении направлений работы,
форм сотрудничества недостаточно высокая, что актуализирует их привлечение к
формирующей работе в рамках эксперимента. Уровень здоровьесберегающей
ситуации в семьях воспитанников недостаточно высок; количество семей, имеющих
высокий уровень развития, составляет 20,3%, средний уровень – 46,4%%, низкий
уровень имеют 31,9%.
С
целью расширения представлений о методах оздоровления старших дошкольников в
рамках формирующего этапа исследования была внедрена программа оздоровления
дошкольников в условиях семьи, детского сада. Условием внедрения программы является
организация работы, как с самими детьми, так и с их родителями и воспитателями
детского сада №17. Поэтому формирующий этап эксперимента представлен тремя
направлениями работы: формирующей работой с детьми, формирующей работой с
воспитателями и формирующей работой с родителями.
Под воздействием участия в реализации программы оздоровления
дошкольников в условиях семьи и детского сада удалось достичь положительной
динамики в уровне
здоровьесберегающей ситуации в семьях
воспитанников. Полученная положительная динамика доказывает эффективность
апробированной программы оздоровления дошкольников в условиях семьи и детского
сада.
По
итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь
поставленной во введении цели работы, что позволило сформировать
представления о методах оздоровления дошкольников у педагогов и родителей в
условиях семьи, детского сада посредством комплекса занятий с детьми.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были изучены методы оздоровления дошкольников в разных
социальных институтах в психолого-педагогической литературе;
— была проведена диагностика представлений о методах оздоровления
воспитанников детского сада;
— была составлена и апробирована программа оздоровления
дошкольников в условиях семьи, детского сада;
— было выявлено влияние созданных психолого-педагогических условий
на развитие представлений о методах оздоровления детей.
Качественный и
количественный анализ данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что
внедрение программы оздоровления дошкольников в условиях семьи и детского сада
будет способствовать повышению осведомленности родителей старших дошкольников и
педагогов детского сада по вопросам детского оздоровления и его методов.
Таким
образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а
гипотеза доказана.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения
методов оздоровления дошкольников в условиях семьи, детского сада 1.1.
Психофизиологические особенности развития детей в дошкольном возрасте Особенностью онтогенетического развития психики ребенка является
то, что оно происходит на фоне его физиологического созревания. Отечественная
психологическая школа опирается на представление о качественном своеобразии
онтогенеза человека и наличии собственных закономерностей психического
развития, его не сводимости к логике созревания функциональных структур
организма. Это не означает абсолютного игнорирования физиологического развития
ребенка. Созревание и функционирование физиологических систем его организма
является теми условиями, на фоне которых происходит развитие психики. Учет и
использование этих условий при построении коррекционно-развивающих программ
становится залогом их эффективности. В значительной степени это относится к
дошкольному возрасту, поскольку в этот период все еще продолжается интенсивное
созревание организма. 3 года – период, который физиологи считают переломным,
поскольку в этот период происходят важные качественные изменения многих
функциональных систем организма [16].
Изменения касаются практически всех функциональных систем. Ребенок
продолжает расти, в связи с чем меняется его физический облик. Скорость
процессов роста, которая существенно снизилась после 3-х летнего возраста,
вновь нарастает. Следующий период интенсивного роста осуществляется от 5 до 7
лет. Происходит так называемый «полуростовой скачок», при котором резко
увеличивается рост тела за счет вытягивания в первую очередь конечностей. Руки
становятся такими длинными, что ребенок может достать рукой до внешнего края
ушной раковины на противоположной стороне головы. Такое удлинение конечностей
открывает новые возможности совершенствования ручных действий.
Заканчивается формирование структуры костной ткани, однако
окостенение скелета еще не завершено (он во многом состоит пока еще из хрящевой
ткани). Этим объяснятся особенная гибкость и подвижность дошкольника, но это же
и таит в себе серьезные опасности. При длительном сохранении неправильного
положения тела, долгом стоянии или сидении, скелет легко деформируется,
искривляется. Это относится также и к хрящевой ткани позвоночника. У 7 летнего
ребенка он еще гибок и податлив. Верхние и нижние отделы позвоночника пока еще
сплошь состоят из хрящевой ткани [43].
Активно формируется мышечный скелет – заметно увеличивается сила
скелетных мышц. Это делает движения ребенка боле сильными и стремительными. В
3-4 года особенно интенсивно формируются мышцы, обеспечивающие прямохождение и
ходьбу, и у ребенка появляются возможности формирования осанки. Особенную
важность приобретают условия ее формирования. Важно, чтобы ребенок не сидел,
согнувшись и скривив спину. Тонус мышц сгибателей все еще преобладает над
тонусом разгибателей. Это приводит к тому, что при длительном сидении ребенку
становится трудно удерживать спину выпрямленной. Еще одна опасность содержится
в способе удержания ребенком тяжестей. Важно, чтобы вес груза в руках малыша
был равномерно распределен (ношение рюкзачка). Значительного, но все еще не
полного развития к 7 годам достигают мышцы кисти.