Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Методологические основы развития зрительного восприятия у младших школьников с легкой умственной отсталостью на уроках предметной области «Естествознание»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические исследования развития зрительного восприятия у младших
школьников. 6
1.1
Историография исследований развития зрительного восприятия у детей. 6
1.2
Развитие зрительного восприятия у детей в онтогенезе. 14
1.3
Особенности развития зрительного восприятия у младших школьников с легкой умственной
отсталостью.. 19
Глава
2. Формирование предметных и личностных компетенций на уроках предметной
области «Естествознание» у младших школьников с легкой умственной отсталостью.. 29
2.1.
Содержание дисциплины «Мир природы и человека» как структурного компонента
предметной области «Естествознание». 29
2.2.
Анализ требований ФГОС УО (ИН) по формированию предметных и личностных
компетенций в результате изучения дисциплины «Мир природы и человека». 34
Глава
3. Экспериментальное изучение развития зрительного восприятия младших школьников
с легкой умственной отсталостью на уроках «Мир природы и человека» 40
3.1.
Организация исследования и методики диагностики уровня развития зрительного
восприятия. 40
3.2.
Коррекционно-развивающая работа по развитию зрительного восприятия младших
школьников с легкой умственной отсталостью на уроках «Мир природы и человека»
предметной области «Естествознание». 47
3.3.
Анализ результатов коррекционно-развивающей работы.. 53
Заключение. 63
Список
литературы.. 65
Приложение. 70
Введение:
Специальную программу ФГОС для детей с ограниченными
возможностями следует рассматривать как неотъемлемую честь ФГОС в области
общего образования.
Такой подход, в свою очередь, соответствует Декларации ООН о
правах ребенка и Конституции Российской Федерации, которая гарантирует право на
обязательное и бесплатное среднее образование для каждого ребенка.
В связи с совершенствованием системы образования в
соответствии с Законом РФ «Об образовании» возникает необходимость внедрения в
практику деятельности общеобразовательных организаций ряда мероприятий, которые
должны в кратчайшие сроки , обеспечить адекватные условия для развития каждого
ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, получения качественного
образования и полноценного развития личности в целом.
Зрительное восприятие — один из основных психических
процессов, уровень и качество развития которого во многом определяют качество
развития познавательной сферы ребенка в целом. Поэтому проблема развития и
совершенствования форм зрительного восприятия в дошкольном учреждении, особенно
у детей с задержкой умственного развития, является одной из наиболее значимых
психолого-педагогических проблем.
Поэтому актуальность исследования заключается в том, что
роль зрительного анализатора в отражении человеком окружающего мира достаточно
велика, ведь с помощью зрения человек также проверяет правильность совершаемых
им действий. поскольку визуальное восприятие, наряду с ощущениями, является
источником эстетических переживаний. Таким образом, нарушения в его
формировании значительно обедняют сенсорный опыт человека. Недостаточный
уровень освоения зрительных форм восприятия резко снижает шансы ребенка на
успешное обучение.
При умственной отсталости нарушается интегративная
деятельность коры головного мозга и полушарий головного мозга и, как следствие,
нарушается согласованная работа различных аналитических систем: слуха, зрения,
двигательной системы, что приводит к нарушению системных механизмов восприятия.
Все вышеизложенное позволяет судить о том, что коррекция
зрительных форм восприятия является одной из основных составляющих школьного
обучения детей с задержкой умственного развития, так как ее недоразвитие может
привести к довольно серьезным последствиям, в том числе: недоразвитию всех
высших психических функций, и, как следствие, снижение интеллектуальной и
социальной активности в целом.
Объект исследования: коррекция зрительного восприятия младших
школьников с умственной отсталостью.
Предмет исследования: содержание деятельности по
педагогической коррекции зрительного восприятия детей младшего школьного
возраста с умственной отсталостью.
Цель исследования: теоретическое изучение и практическое
формирование педагогической коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного
возраста.
Достижение поставленной цели возможно с помощью решения
следующих задач:
— изучить историография исследований развития зрительного восприятия
у детей;
— изучить развитие зрительного восприятия у детей в
онтогенезе;
— рассмотреть особенности развития зрительного восприятия у
младших школьников с легкой умственной отсталостью;
— проанализировать содержание дисциплины «Мир природы и
человека» как структурного компонента предметной области «Естествознание»;
— провести анализ требований ФГОС УО (ИН) по формированию
предметных и личностных компетенций в результате изучения дисциплины «Мир природы
и человека»;
Заключение:
Развитие и формирование зрительно-пространственного
восприятия у дошкольников занимает значительное место в исследованиях
психологов, педагогов и других специалистов, решающих проблемы воспитания и
обучения детей дошкольного возраста.
Развитие восприятия в наиболее старшем дошкольном возрасте
продолжается по трем основным направлениям, представления детей,
соответствующие общепринятым сенсорным стандартам, расширяются и углубляются.
Все аспекты развития восприятия в этом возрасте включают использование
образно-визуального мышления, поэтому само восприятие сливается с пониманием,
определяя значение воспринимаемых предметов и их свойств, их отношения с
другими предметами и свойствами.
Проблема выявления особенностей восприятия является основной
не только у нормально развивающихся детей, но и у детей с проблемами развития.
Дефекты восприятия у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями
негативно влияют на всю познавательную деятельность ребенка.
Целью исследования было изучение особенностей зрительного
восприятия детей младшего школьного возраста с ограниченными интеллектуальными
возможностями.
В ходе исследования установлены следующие особенности
формирования восприятия у детей с ограниченными интеллектуальными
возможностями: низкий уровень развития восприятия — необходимость более
длительного периода времени для получения и обработки сенсорной информации; не
всегда узнают и часто путают похожие буквы в структуре и их отдельные элементы;
неполноценность тонких форм зрительного восприятия; Недостаточно сформированы и
пространственные представления: ориентация в направлениях пространства.
Проблемы развития у этих детей проявляются не только в
ритме, но и в снижении объема восприятия, его бездействии и
недифференцированности.
Различия между детьми с ограниченными интеллектуальными
возможностями и их нормально развивающимися сверстниками становятся все более
очевидными по мере того, как объекты становятся более сложными.
Таким образом, восприятие, оставаясь управляемым,
осмысленным интеллектуальным процессом, позволяет нам глубже проникать в
окружающую среду и изучать более сложные аспекты реальности. Несомненно, детям
с ограниченными интеллектуальными возможностями, по сравнению с обычными
дошкольниками, с низким уровнем развития восприятия необходима коррекционная
работа, которая требует задействования самых разных приемов и методов.
Корректирующие и опытно-конструкторские работы ведутся по
следующим направлениям:
Специальные занятия по развитию зрительного восприятия и
организации обучающих игр и упражнений, направленных на развитие зрительного
восприятия, зрительного внимания, наблюдательности, остроты зрения, образных
представлений; умение сравнивать, анализировать; восприятие элементов объекта и
целого. В результате проведенной коррекционно-развивающей работы произошли
положительные сдвиги в развитии зрительного восприятия учащихся младших классов
с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические исследования развития
зрительного восприятия у младших школьников
1.1 Историография исследований развития зрительного
восприятия у детей
Существенным мыслительным процессом, важной составляющей
любой человеческой деятельности является процесс восприятия.
Восприятие — это целостное отражение объектов, ситуаций и
событий, которое происходит, когда физические стимулы действуют непосредственно
на поверхности рецепторов. Вместе с сенсорным процессом он обеспечивает прямую
сенсорную ориентацию в окружающем пространстве.
В своих работах А. Леонтьев понимал восприятие как целостное
отражение предметов, «ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и
пространственных связях и отношениях; процесс формирования посредством активных
действий субъективного образа целостного объекта, непосредственно интересующего
анализаторов »[22]. Автор указывает, что образ восприятия в результате
сочетания различных способов ощущений возник в филогенезе в процессе перехода
живых существ из объективно бесформенной среды в объективно сформированную.
Само восприятие — это знание качеств всего объекта, а не его отдельных частей;
это живой и творческий процесс познания окружающей среды. Имеется в виду
свойства восприятия: постоянство, объективность, целостность, избирательность,
смысл, апперцепция.
Объективность — это приобретенное свойство восприятия,
которое формируется в процессе активного и длительного взаимодействия человека
с окружающей средой. «Объективность восприятия предусматривает возможность
идентификации отдельных объектов и внешних фрагментов реальности» [42].
Объективность формируется на основе двигательных процессов, обеспечивающих
взаимодействие с самим субъектом. В отсутствие движения восприятие не имело бы
свойства объективности.