Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика (физическая культура и спорт)

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 5

1.1 Художественная гимнастика, содержание и ее характеристика 5

1.2 Психофизиологические особенности детей 5-6 лет 11

1.3 Методика начального этапа обучения в художественной гимнастике 16

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 23

ГЛАВА 2. СПОРТИВНЫЙ ОТБОР В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 25

2.1 Методика отбора на этапе начальной подготовки 25

2.2 Содержание врачебного контроля, как условие допуска 36

2.3 Психолого-педагогическая подготовка на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 47

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 58

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО ОТБОРА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ 60

3.1 Экспериментальное исследование по отбору детей на этапе начальной подготовки в ЦСКА 60

3.2 Технология спортивного отбора на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике и ее характеристика 68

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3 84

ВЫВОДЫ 86

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88

  

Введение:

 

Актуальность темы. Спортивный отбор и ориентация подготовки спортсменов занимают важное место в системе подготовки спортсменов высшей квалификации. Спортивный отбор и ориентация не являются одномоментным событием спортивного усовершенствования в непрерывном процессе многолетней подготовки спортсмена (В.М. Платонов, Л.В. Волков, Ж.Л. Козина, Н.П. Батеева). Как и в любом процессе для управления системой отбора необходимо наблюдение за его динамикой и применение соответствующих средств коррекции. На сегодняшний день эта проблема требует более гибкой научно обоснованной системы отбора, ориентации, управления и контроля в многолетней подготовке спортсменов.

Это обусловлено тем, что высокий уровень организационно методической работы с детьми на этапе начальной подготовки в значительной степени определяет спортивный успех в выбранном виде деятельности. Эта проблема особенно актуальна в современных условиях развития страны и занимает все более значимое место. Согласно демографической ситуации, преобладающими возрастными категориями являются дети, подростки и молодежь, то есть те социальные группы, которые особенно нуждаются в двигательной активности, что усиливает роль спорта в стране.

Однако отсутствие научно обоснованной долгосрочной системы отбора и подготовки спортивного резерва спортсменов не отвечает современным требованиям, а недостаточность специалистов по художественной гимнастике усложняет планомерную поэтапную подготовку высококвалифицированных спортсменов в стране, что и обусловило выбор темы работы.

Объект исследования – система отбора детей 5-6 лет для занятий художественной гимнастикой.

Предмет исследования – организационно педагогические, социальные и медико-биологические факторы отбора детей для занятий художественной гимнастикой.

Цель исследования: разработать комплекс тестов для отбора детей на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике и проверить их эффективность.

Согласно цели, были поставлены следующие задачи исследования:

1. Описать содержание и характеристику дисциплины «Художественная гимнастика»;

2. Выделить психофизиологические особенности детей 5-6 лет;

3. Охарактеризовать методику начального этапа обучения в художественной гимнастике;

4. Проанализировать принципы психолого-педагогической подготовки на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике;

5. Экспериментальным путём установить критерии отбора детей на этапе начальной подготовки в ЦСКА.

Гипотеза исследования: в процессе работы предполагаем, что основные критерии отбора будут включать в себя личностные характеристики физического развития в соответствующем физиологическом возрасте и психосоматические характеристики, влияющие на физическое функционирование.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: дерматоглифический метод, медицинский осмотр, антропометрические измерения: оценка параметров телосложения и пропорциональности тела гимнасток в соответствии с критериями, тестирование физических качеств, анализ научно-методической литературы.

Данная работа состоит из введения, трёх глав, общих выводов и библиографии.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Анализ литературных источников и обобщение практического опыта тренерской деятельности свидетельствуют о том, что существует острая необходимость в совершенствовании системы отбора и подготовки детей 6-8 лет к занятиям художественной гимнастикой. Использование существующих классических методов, основанных на абсолютных значениях измеряемых характеристик, направленных на поиск критериев отбора детей для занятий художественной гимнастикой на первом этапе многолетней системы подготовки спортсмена, не решает этой задачи.

2. Определено, что дошкольный возраст сочетает в себе различные варианты физической готовности, что ограничивает возможность решения задачи поиска физиологических маркеров для оценки физического развития, двигательных и психосоматических способностей детей 6-8 лет по индивидуальным особенностям гимнастики. До настоящего времени проблема установления долгосрочных показателей физической подготовленности с систематическим обоснованием развития была решена. Используя целостный подход к оценке биологического возраста, можно выделить необходимые филогенетические показатели для оценки двигательных, физических и психических способностей украинских детей-гимнастов в возрасте 6-8 лет.

3. Кинестетический анализ художественной гимнастики как специфической двигательной деятельности позволяет выделить наиболее типичные характеристики, к которым относятся: постоянное присутствие статического напряжения на протяжении всего движения; высокая степень дифференцированности и скорость дискриминации, воспринимаемые при овладении телом при сохранении статического и динамического равновесия; подвижность (гибкость) суставов; высокая точность воспроизведения при выполнении движений. Для каждого физиологического возраста существуют пределы степени выполнения адаптационных маркеров освоения двигательных действий в гимнастике, которые определяют возрастную доступность для освоения сложности отдельных гимнастических упражнений.

4. Критерии, выявленные для обеспечения эффективного отбора и прогнозирования перспектив успеха в гимнастике, — это личностные характеристики физического развития в соответствующем физиологическом возрасте, характеристики пищевых процессов, обеспечивающих физическую работоспособность и жизнедеятельность, и психосоматические характеристики, влияющие на физическое функционирование. Определены крайние точки их течения и надежность конкуренции в условиях особых событий.

5. Было показано, что совместимость является основой эффективного взаимодействия между гимнастками и ключевым фактором формирования перспективных составов команд для соревнований по командным видам спорта. Она также опосредует весь процесс обучения совместным движения. Дополнены и расширены результаты исследований по техническому совершенствованию спортсменок, отобранных в командные упражнения по художественной гимнастике. Была составлена методика отбора спортсменок в группы художественной гимнастики, основанная на критериях физического развития.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

1.1 Художественная гимнастика, содержание и ее характеристика

Основная цель физической культуры и тренировочных занятий в спорте на начальном этапе – это укрепление здоровья, создание крепкой начальной основы для воспитания гармонично-развитого, сильного молодого поколения.

Основные задачи на начальном этапе подготовки:

— Гармоничное развитие всех систем организма юных гимнасток, укрепление здоровья ребенка;

— Формирование правильной спортивной осанки, особенностей стиля выполнения упражнений.

— Целенаправленное развитие двигательных качеств, от которых зависит результат в художественной гимнастике (гибкости, ловкости, силы, скорости и координации движений). Общая физическая подготовка.

— Разучивание техники упражнений без предмета, с предметами и дальнейшее их усовершенствование.

— Совершенствование специфических качеств: пластичности, танцевальности, музыкальности, выразительности и творческой активности.

— Увеличение интереса к целенаправленным занятиям художественной гимнастикой, воспитание усердия, внимания, дисциплинированности, самостоятельности, аккуратности.

— Участие в спортивных соревнованиях и показательных выступлениях.

Художественная гимнастика представляет собой довольно зрелищный вид спорта. Ее суть заключается в выполнении танцевальных и гимнастических упражнений, выполняемых с предметами (мяч, обруч, лента, скакалка, булавы) или без них. Сегодня художественная гимнастика признана олимпийским видом спорта. Гимнастки обладают растяжкой, гибкостью, хорошей координацией и стройной фигурой. Все эти качества приобретаются путём постоянных тренировок под контролем тренера.

Существует Международная федерация гимнастики, занимающаяся разработкой правил, регламентов выступлений и объединяющая множественные национальные федерации.

Методика в секции художественной гимнастики помогает выработать хорошую осанку, развивает гибкость и пластичность. Кроме того, юные гимнастки развивают чувство ритма, координацию движений, что поможет им использовать их как в соревнованиях гимнастики, так и, например, в других видах спорта, танцах. За время учебно-тренировочных занятий, выступлений на многих соревнованиях в художественной гимнастике девочек учат преподносить себя в наиболее ярком, выгодном свете, что включает красивые жесты, мимику, позы. Приведенные навыки помогут девушке (и не только) как в спортивной деятельности, так и в повседневной жизни .

Выступления проходят либо с предметами, либо без. На международных соревнованиях выступления обязательно проходят с предметом. Гимнастическая программа идет под фонограмму. Каждое упражнение длится 75 – 90 секунд на ковре размером 13х13м.

Выступления оцениваются по 20-балльной шкале. Их оценивают 3 бригады судей. Две подгруппы оценивают сложность программы (технику), еще 4 судьи оценивают хореографию и артистизм. За ошибки снимаются баллы. Также формальную сторону выступления оценивает судья-координатор.

Среди предметов, с которыми выступают гимнасты, выделяют синтетические или конопляные скакалки, синтетический обруч, синтетический или резиновый мяч, каучуковая или пластиковая булава, атласная лента, палочка.

На сегодняшний день художественная гимнастика является самым престижным международным соревнованием, которое проводится раз в четыре года. Первый чемпионат, проводившийся Европейским гимнастическим союзом, состоялся в 1978 году .

Художественная гимнастика начала развиваться с 60-х годов прошлого века. Первая международная официальная встреча проходила в 1960 году в Софии (Болгария). Первые международные соревнования проведены в 1963 году. Первоначально планировался Кубок Европы, но переименованные соревнования в чемпионат мира (потому что в соревнованиях принимали участие спортсмены со всего мира). Соревнования проходили в Будапеште. Соревнования по этому виду спорта проводились и на территории Советского Союза сначала только в Ленинграде (в апреле 1941 г.), затем и на всей территории СССР, спортсменки соревновались за Кубок с 1965 года.

Решение о включении художественной гимнастики в число олимпийских видов спорта было принято в 1984 году. Олимпийская история этого вида спорта начинается с 1984 года, когда на XXIII Олимпийских играх в Лос-Анджелесе (США) был разыгран комплект медалей в индивидуальном многоборье. После завершения Олимпиады в Москве в 1980 году, на конгрессе МОК было принято решение об отношении художественной гимнастики к олимпийским видам спорта. Систематически изменялась и оценка выступлений гимнасток несколько раз. Свести к минимуму возможность субъективности выставления оценок и выделить технические элементы было призвано конфигурацией технического регламента.

По 10-балльной шкале, выступления спортсменок оценивались до 2001 года, в 2003 году была введена 30-балльная шкала и заменена на 20-балльную в 2005 году .

Гимнасткам нельзя увеличивать мышечную массу, они не принимают допинг. Наращивать мышцы для занятий этим видом спорта не нужно. Но допинг-контроль спортсменки все же проходят. Гимнастки для того, чтобы быстро похудеть перед соревнованиями, часто принимают мочегонные средства (диуретики), которые считаются допингом и запрещены антидопинговым комитетом.

Занятия с юными гимнастками на начальном этапе начинаются с растяжек, чаще всего очень жестких и болезненных. Растяжки действительно имеют огромное значение. С начала тренеру нужно определить уровень гибкости юной спортсменки и рекомендует те или иные упражнения для улучшения растяжки. Развитие гибкости происходит постепенно. На тренировках придется прилагать некоторые усилия, следует готовить ребенка к этому, серьезные достижения без которых в данном виде спорта (как и в любом другом) просто невозможны.

Желание гимнасток быть как можно стройнее и изящнее, иногда ошибочно приводит к недостаточному питанию. Не редкость в этом виде спорта голодны обмороки. Конечно, в этом виде спорта чрезвычайно важны стройность и утонченность фигуры. Тренировочный график спортсменок достаточно напряжен, так что недостаточности питания не может быть и речи, при таком уровне физической активности слишком умеренный рацион может навредить организму.

Для удержания массы тела в пределах нормы и легко переносить большие физические нагрузки на тренировках и соревнованиях для всех спортсменов существует разработанная диета. Гимнасткам в повседневной жизни (как и многим спортсменам) приходится соблюдать целый ряд запретов и ограничений. К примеру, некоторые запреты действительно должны быть. Ограничения продиктованы исключительно заботой о здоровье и спортивном росте юных гимнасток:

— не рекомендуется использовать при ходьбе высокие каблуки;

— стараться держаться подальше от кондиционера;

— не переохлаждаться в бассейне и т.п.

Ведь нельзя посещать тренировки, а уж о выступлениях не может быть и речи, если спортсменка простудится, или подвернет ногу .

Национальный вариант художественной гимнастики – наиболее перспективный. По мнению специалистов, тренеров, чтобы добиваться больших успехов на соревнованиях, следует не только развивать национальные черты вида спорта, но и учиться у соперников, обогащая выступления разными новыми техниками и элементами. Иногда приглашают тренеров из других стран для более глубокого обмена опытом .

Многообразие движений, богатство и специфика художественной гимнастики как вида спорта обуславливают некоторые методические особенности. По мнению авторов наиболее характерны следующие:

— Свободное передвижение гимнастки на ковре, включающее в себя пластику, элементы танца, балета, элементы без предмета и с предметами, а также элементы акробатики.

— Основной своеобразной яркой особенностью художественной гимнастики является музыкальное сопровождение. Благодаря сочетанию динамики движений с характером музыкального сопровождения, движения получают разную эмоциональную окрашенность, и спортсмены приобретают танцевальные способности. Приведенная связь происходит в согласовании движения с темпом музыкального сопровождения его характером.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы