Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Методика реабилитации детей с нарушениями зрения посредством занятий ЛФК
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Обзор
научной и методической литературы по исследуемой проблеме. 5
1.1
Особенности психофизического развития детей с нарушением зрения. 5
1.2 Специфика
развития двигательной сферы детей с нарушением зрения. 11
1.3
Методические основы коррекции физического развития детей с нарушениями зрения
средствами адаптивного физического воспитания. 11
Глава 2
Методы и организация исследования. 16
2.1 Методы
исследования. 16
2.2 Организация
исследования. 20
Глава 3.
Результаты исследования и их обсуждение. 22
3.1. Оценка
исходных показателей функционального состояния и физической подготовленности
детей с нарушением зрения. 22
3.2. Методика
физической реабилитации детей с нарушением зрения. 25
3.3. Оценка
эффективности методики физической реабилитации детей с нарушением зрения. 38
Заключение. 45
Выводы.. 47
Список
литературы.. 49
Введение:
Актуальность темы.
Современная тенденция к увеличению количества школьников с отклонениями в
состоянии здоровья обуславливает актуальность исследований, посвященных
научному обоснованию безопасных и эффективных реабилитационных занятий с детьми
различного возраста. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения, около 1,3
млрд человек во всем мире страдают слепотой или имеют проблемы со зрением [29].
Дети
с нарушением зрения по сравнению со здоровыми сверстниками требуют создания
условий для удовлетворения биологических потребностей в движении в связи с
поражением зрительного анализатора различной этиологии. Поражение зрительного
анализатора приводит к изменению других анализаторов, в том числе и
двигательного, что сказывается на двигательных способностях детей с нарушениями
зрениями и требует разработки методик занятий лечебной физической культурой.
У
детей с нарушением зрения отмечается масса сопутствующих заболеваний,
гиподинамия, нарушения координации [1, 4, 13]. При исследовании познавательной
деятельности детей отмечены нарушения процессов восприятия, памяти, мышления,
речи, мелкой моторики, что существенно затрудняет процесс их обучения и
воспитания.
Лечебная
физическая культура для детей с нарушением зрения приобретает особое значение и
способна улучшать их физическое и функциональное состояние [2].
Актуальность
данного исследования состоит в разрешении противоречия между объективной
необходимостью повышения эффективности реабилитационных занятий детей с
нарушением зрения и недостаточной разработанностью комплексной физической
реабилитации с использованием лечебной физической культуры, массажа и
физиотерапии с целью улучшения функционального состояния детей и их физической
подготовленности.
Гипотеза
исследования: предполагается, что разработанная
комплексная методика занятий у детей младшего школьного возраста с нарушениями
зрения будет эффективной для улучшения их функционального состояния и
физической подготовленности.
Объект исследования
– реабилитация детей с нарушениями зрения.
Предмет
исследования – лечебная физическая культура в
реабилитации детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Цель
исследования – разработать комплексную методику занятий
лечебной физической культуры у детей младшего школьного возраста с нарушениями
зрения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать современную научно-методическую
литературу по проблеме психофизиологических особенностей детей младшего
школьного возраста и улучшения их физической подготовленности.
2. Оценить особенности функционального состояния и физической
подготовленности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
3. Разработать и экспериментально обосновать
эффективность комплексной методики занятий лечебной физической культурой у
детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Практическая
значимость. Полученные результаты исследования могут быть
использованы педагогами, методистами, инструкторами, реабилитологами в процессе
коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения, в специальных
учебных заведениях и в центрах физической и социальной реабилитации указанного
контингента детей.
Структура
работа. Работа состоит из введения, трех глав, заключения,
выводов и списка литературы, насчитывающего 43 источника.
Заключение:
Нарушение зрения у детей приводит к
тяжелым последствиям, так как поражение зрительного аппарата влечет за собой
изменение ряда функций: снижение остроты зрения, контрастной чувствительности,
сужение и выпадение вразных участков поля зрения, изменению в психоэмоциональной
сфере. Для слабовидящих детей характерно полиморфизм нарушений, то есть
сочетанием зрительного дефекта с патологией опорно-двигательного аппарата,
нарушениями зрения, заболеваниями внутренних органов, психоневрологическими
нарушениями.
Синтезируя научные положения ученых и практиков в
области адаптивной физической культуры о влиянии потери зрения на развитие
психофизических процессов, мы пришли к выводу о том, что нарушение зрения не
является изолированной проблемой, а нарушает весь ход развития детей. На основании анализа специальной научной и
научно-методической литературы выяснено, что двигательная сфера детей с нарушениями зрения характеризуется слабой
координацией и большими трудностями при обучении новым двигательным навыкам;
затрудненностью при сохранении как статического, так и динамического
равновесия; низкой ориентировкой в пространстве; медленной скоростью выполнения
отдельных движений и всего темпа деятельности в целом.
В результате таких разработок установлена роль
двигательной активности, сформулированы общие принципы использования физических
упражнений, уточнены цели и задачи занятий, предложены тесты и системы для
оценки физического здоровья, физической подготовленности, установлена
эффективность использования отдельных способов программирования в
физкультурно-оздоровительных занятиях.
Теоретический анализ современных научных публикаций
показал, что для детей с нарушениями зрения основными средствами являются
физические упражнения. Специальные исследования убедительно показали, что
занятия лечебной физической культурой обладают большим тренирующим эффектом и
способны значительно улучшить состояние детей с психофизическими нарушениями.
Анализ специальной и научно-методической литературы и
опыта предыдущей практики показал, что организация занятий лечебной физической
культурой для детей с нарушениями зрения будет эффективной только при
обеспечении методологического подхода с учетом поставленной цели, задач,
адекватно подобранных методов, принципов, а также рациональных по нагрузке
общих и специальных средств.
В процессе занятий используют разнообразные формы и
методы (словесные, наглядные, практические), а также специальные методы:
метод дистанционного управления, метод упражнений по применению знаний и
метод стимулирования двигательной активности.
Используются и средства, направленные на коррекцию
двигательных недостатков и в дальнейшем формируют общие двигательные умения и
навыки: построение и перестроение; общеразвивающие упражнения без предметов и с
предметами; упражнения с мячом; упражнения для коррекции нарушений осанки и на
формирование правильной осанки; упражнения на коррекцию и развитие
пространственной организации тела, упражнения на точность и равновесие тела,
ритмические занятия; упражнения на ориентирование; упражнения на развитие
простых и сложных моторных реакций; упражнения на гибкость; ходьба, бег
умеренной интенсивности; метание малых мячей; прогулки на свежем воздухе в
среднем и умеренном темпе.
Обращает на себя внимание тот факт, что по данным
исследователей, дети с нарушениями зрения практически по всем показателям
двигательных умений и навыков уступают своим практически здоровым сверстникам.
Особенно страдают координационные способности: нарушение равновесия тела,
ритмичности, точности движений, реагирующей способности,
пространственно-временной ориентации.
Фрагмент текста работы:
1.1 Особенности
психофизического развития детей с нарушением зрения Нарушения в деятельности зрительного
анализатора вызывают у ребенка трудности в познавательной деятельности,
ограничивают ее возможности. Таким образом, ребенок получает меньше информации
об окружающей среде (как в количественном, так и в качественном отношении), чем
дети с нормальным зрением. Следовательно, дети с нарушениями зрения требуют
особых условий для полноценного всестороннего развития.
Органические расстройства зрительного
анализатора, нарушающие социальные отношения, меняют статус ребенка со
зрительной патологией, провоцируют возникновение у него ряда специфических
установок, косвенно влияют на психофизическое развитие детей со зрительной
патологией. По уровню психофизического развития дети с нарушением зрения во
всех возрастных группах отстают от нормы [18].
Многим детям с нарушением зрения присущи
нарушения мелкой моторики (движений пальцев, артикуляционного аппарата), что
отражается в дальнейшем на формировании различных видов деятельности. При
выполнении многих движений, в том числе и бытовых, дети с нарушениями зрения
создают лишний шум, неритмичные и замедленные движения.
Компенсаторными каналами обратной
связи при обучении и развитии детей с нарушениями зрения выступают такие
сенсорные системы, как слуховая, кожная, двигательная, тактильная,
вестибулярная, остаточное зрение [20]. Успех коррекционно-педагогической
деятельности во многом определяется состоянием сохранившихся функций и умением
их использования. При нарушении зрительного анализатора большую часть
информации об окружающей действительности воспринимает слуховой анализатор,
который является постоянной составляющей сенсорной основы.
Нарушение зрения, прежде всего,
сказывается на психике школьника, своеобразии его общения с людьми и окружающим
предметным миром. Отсутствие внутренней речи и словесного опосредования
ограничивает объем внешней информации и всегда сопровождается замедленностью и
снижением восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения и всей
познавательной деятельности в целом [23].
Дефекты зрительного анализатора,
нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, негативно
влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала
объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но,
и отсутствием ассоциаций.
У 70% детей потеря зрения, как
правило, сопровождается сопутствующими заболеваниями, а также вторичными
отклонениями вестибулярного аппарата, нарушением равновесия, когнитивных
функций, опорно-двигательного аппарата, пространственно-временной ориентации,
двигательной памяти, нарушением осанки, заболевания дыхательной системы и
вегетативно-соматическими расстройствами [25].
Механизм адаптации организма к
условиям деятельности происходит под влиянием изменений чувствительности
анализаторов. Он включает несколько анализаторных систем одновременно. Эти
изменения в различных системах неоднозначны. Глубокие нарушения зрения могут
привести к социальной изоляции детей, поскольку их совместная деятельность со
здоровыми детьми является достаточно ограниченной. Это часто приводит к возникновению
у них нарушений эмоционально-волевой сферы в виде агрессивности, проявлений
явлений негативизма, эгоизма, эгоцентризма, или наоборот — заторможенности,
апатичности, безинициативности [26].
Как отмечают исследователи [37, 42] у школьников с нарушениями зрения
страдает речь, и эти языковые особенности проявляются в сужении объема
поступающей в процессе обучения, и в ограничении коммуникативных функций в
целом. В связи с этим усложняется и качественно меняется процесс социализации
развития личности и привлечения школьников к занятиям физической культурой.
У детей с недостатками зрения
происходит отставание в развитии жизненно важных физических качеств —
скоростно-силовых, силовых, выносливости и других способностей, характеризующие
физическую подготовленность, а также отклонения в развитии мелкой и общей
моторики.
Таким образом, дети с нарушением зрения
имеют свои особенности развития двигательной сферы и когнитивных функций, что
требует дифференцированного подхода в организации адаптивного физического
воспитания.
Л.Г. Григорьева подтверждает, что
дети с проблемами зрения имеют низкий уровень двигательной активности, которая
сопровождается ретардацией физического развития, снижением физической
работоспособности, ухудшением состояния соматического здоровья и адаптационных
возможностей и ростом заболеваемости [17].