Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Методика работы с рекламным текстом в рамках факультативных занятий по русскому языку и литературе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С РЕКЛАМНЫМ ТЕКСТОМ В СИСТЕМЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Особенности формирования умений анализа рекламных текстов на основе учета возрастных особенностей развития учащихся старшего школьного возраста в курсе русского языка и литературы 8
1.2 Формы и методы работы с рекламным текстом 15
1.3. Значение факультативных занятий в обучении школьников работе с рекламным текстом 21
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 28
2.1. Диагностика и анализ уровня развития лингвистической компетенции в системе факультативных занятиях по русскому языку и литературе на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы 28
2.2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 32
2.3. Диагностика и анализ уровня сформированности умений умений работы с рекламным текстом в системе факультативных занятиях по русскому языку и литературе на контрольном этапе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
Введение:
Актуальность исследования. Социально-экономические, культурно-образовательные, информационно-технологические преобразования в современном обществе обусловливают модернизацию содержания и технологий обучения, побуждают к поискам новых педагогических идей, ориентированных на формирование активной, творческой личности ученика, обладающего общими и предметными компетентностями. Инновационные процессы отечественного образования закономерно определяют развитие языкового образования на принципах компетентностного подхода. Законы «Об образовании в РФ», современные образовательные стандарты ФГОС ООО определяют стратегические направления образования, ориентирующие на раскрытие и развитие личностного потенциала учащихся. ФГОС среди целевых задач обучения русскому языку и литературе в основной школе предусматривает формирование национально сознательной духовно богатой языковой личности ученика, его речевой компетентности как предметной, позволяет ему реализовать себя в речи.
Проблема формирования лингвистической компетентности учащихся, которая является ведущим компонентом в структуре общего развития и предметной подготовки растущей языковой личности, остается приоритетной на протяжении всего обучения в школе, а особенно на грани средних и старших классов, где она актуализируется в соответствии с возрастными особенностями психофизиологического развития учащихся и реалиями современной жизни, частью которых является реклама.
Реалии настоящего времени и смена образовательной парадигмы в сторону развития креативной языковой личности, свидетельствуют о том, что появилась необходимость привлекать в современный образовательный новый и интересный практический материал, связанный с реалиями современной жизни.
Реклама является органической составляющей массовой коммуникации, которая комплексно влияет на формирование взглядов и убеждений общества. Несмотря на ее цели (информирование аудитории о товарах или услугах и убеждения адресата по их приобретение), можно утверждать, что рекламный дискурс отвечает основным задачам коммуникативного пространства, то есть может быть использована как современное лингводидактическое средство. И данный фактор обусловлен следующими причинами:
1. современная реклама – широко распространенное явление. С которым человек сталкивается каждодневно,
2. текст рекламы достаточно лаконичен, т.е. обладает всеми признаками языковой компрессии, что позволяет использовать не один текст, а их достаточное количество для решения методических задач,
3. рекламный текст всегда отражает современные реалии жизни, то есть обладает достаточной информацией об отражении традиций и в то же время позволяет интерпретировать материал текстов,
4. рекламные тексты облают «живым актуальным языком», на котором общаются современные школьники, то есть они, как правило, включают в себя весь арсенал стилистических, синтаксических, орфографических и лексических средств выразительности,
5. рекламные тексты при отражении современных реалий включают в себя элементы прецедентности: имена, факты, события, цитаты, аллюзии, фразеологизмы, пословицы и поговорки.
То есть использование текстов современной рекламы как одного из средств лингводидактики обусловлено тем, что существует необходимость расширения и обновления учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса таким информационными средствами, которые не только отражают интересы и повседневную жизнь современных школьников, но и могут значительно повлиять на развитие языковой личности в целом. Однако к сожалению языковое образование в современной школе ограничено не только ресурсами, но и программными требованиями, временными рамками, именно поэтому существует необходимость использования рекламных текстов в рамках языкового образования на факультативах.
Итак, обозначенная актуальность исследования позволила обозначить противоречия:
— между необходимостью развития коммуникативно-креативной личности в рамках компетентностного подхода современного школьника и отсутствием интересного и разнообразного материала, который смог бы в учебном и внеучном процессе использоваться для достижения данной задачи,
— между большим лингвометодическим потенциалом рекламных тестов в развитии лингвистической компетенции современного школьника и отсутствием методических аспектов, практического опыта их применения в системе факультативных занятиях по русскому языку и литературе.
Таким образом проблема исследования может быть следующей: каковы особенности использования рекламных текстов в системе факультативных занятиях по русскому языку и литературе в развитии лингвистической компетенции учеников 9 классов?
Объектом исследования выступили рекламные тексты как современное лингводидактическое средство.
Предмет исследования – методика использования рекламных текстов в системе факультативных занятиях по русскому языку и литературе в развитии лингвистической компетенции учеников 9 классов.
Цель исследования – проанализировать потенциал рекламных текстов в системе факультативных занятиях по русскому языку и литературе в развитии лингвистической компетенции учеников 9 классов.
Гипотеза исследования: Считаем, что рекламные тексты являются уникальным лингводидактическим средством в развитии лингвистической компетенции учеников 9 классов при следующих условиях:
1. если будет разработан специальный факультативный курс по использованию текстов современной рекламы в развитии коммуникативно-креативной личности современного школьника,
2. если курс будет основан на творческой и креативной системе упражнений и заданий по работе с текстами рекламы различных жанров и форматов.
Для достижения цели и гипотезы необходимо решит следующие задачи:
1. изучить особенности рекламного текста как средства лингводидактики с учетом психологических особенностей современного старшеклассника,
2. определить современные подходы к понятию лингвистической компетенции учеников и особенностях ее развития в процессе языкового образования,
3. определить особенности организации и проведения факультатива в рамках языкового образования,
4. разработать программу факультатива и креативных задания и упражнения, способствующие развитию лингвистической компетенции учеников 9 классов при работе с рекламными текстами,
5. разработать критериальный и диагностический аппарат, способствующий достоверной оценке эффективности использования рекламного текста как эффективного средства развития лингвистической компетенции учеников 9 классов.
Основными методами стали:
— теоретические: анализ научной литературы по теме исследования, обобщение, систематизация,
— практические: наблюдение, беседа, диагностические работы, обучающий эксперимент.
Материалом для проведения исследования выступили тексты рекламы, полученные методом сплошной выборки из различных визуальных средств информации. В данном аспекте «визуальность» и «образность» текста рекламы являлось ключевым требованием, т.к. широкая наглядность позволяющая визуализировать материал, способствует лучшему запоминанию информации и способствует развитию непосредственного интереса.
Научная новизна заключается в том, что в исследовании впервые:
— определена возможность включения рекламного текста как дидактического материала в системе факультативных занятиях по русскому языку и литературе в развитии лингвистической компетенции учеников 9 классов,
— разработан и апробирован факультативный курс по использованию текстов современной рекламы в развитии лингвистической компетенции учеников 9 классов.
Теоретическая значимость заключаются в том, что в работе:
— определены методы и приемы включения рекламного текста в систему факультативных занятий по русскому языку и литературе в развитии лингвистической компетенции учеников 9 классов,
— разработаны критерии и диагностические задания, способствующие достоверной оценке эффективности использования рекламного текста как эффективного средства лингводидактики,
— разработан и апробирован факультативный курс по использованию текстов современной рекламы в развитии лингвистической компетенции учеников 9 классов.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что разработанный курс, диагностические задания могут быть использованы в практической деятельности учителей словесности в развитии коммуникативно-креативной личности современного школьника.
Заключение:
Таким образом, рекламный текст и особенности его использования в рамках факультатива будет очень интересной формой работы для учеников, т.к. тексты рекламы содержат в себе не только интересный языковой материал, но и данный материал близко знаком современным школьникам, а добавление к тексту визуальный формат, позволяет повысить инитерес.
В этой связи работу с текстом рекламы можно рассматривать как средство речевого развития учащихся, обогащения их познавательного опыта в смежных областях предметных знаний (например, для того чтобы создать небольшой рекламный текст, необходимо не только знание языковых средств, эффективно воздействующих на адресата, но и знания в области психологии потребностей, закономерностей развития рынка, ассоциативного влияние аналогий на потребителя и др.) На основе различных видов деятельности (просмотр, запись, анализ рекламных текстов, сбор рекламных слоганов и их практическое осмысление, опыт создания собственного варианта социальной рекламы и др.).
В рамках работы с рекламным текстом формируются навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами, расширение словарного запаса учащихся. Поэтому в качестве задач факультатива могут быть знакомство с понятием «рекламный текст», анализ языковых средств (стилистика, морфологические особенности, лексика, синтаксические конструкции) и приём воздействия (слоган как речевая тактика, заголовок, аргументы) в рекламном тексте и др.
Лексико-ассоциативная база имела целью становления языково-речевых умений и навыков, обогащение активного и пассивного словаря, формирование умений выстраивать ассоциативные лексические ряды согласно основных сфер жизнедеятельности.
Языково — нормативная база – формирование основ культуры общения, овладение нормами устной и письменной речи, умение отслеживать и использовать уместные выразительные языковые средства в разных ситуациях общения (совершенствование языково-речевых умений и навыков).
Культуроведческая база служила основой для приобретения фоново-культурологических знаний школьников, их адаптации культурным явлениям и реалиям, уместное декодирование в речи (и текстах рекламы в частности) символов, фразеологических оборотов и аллюзий на них, прецедентных феноменов, метафор, рекламных слоганов, цитат и тому подобное.
Данная программа способствовала усвоению фоново-культурологических знаний, ориентировала школьников на осмысление логических связей между сферой жизнедеятельности, коммуникативной ситуацией и лексико-фразеологическими единицами, которые сопровождают иконический компонент рекламного текста.
Экспериментальное исследование подтвердило, рекламные тексты позволят обеспечить погружение в активную аналитико-поисковую деятельность и анализа текстов рекламы.
Полученные данные доказали значимость положительных сдвигов путем внедрения предложенной экспериментальной методики.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С РЕКЛАМНЫМ ТЕКСТОМ В СИСТЕМЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Особенности формирования умений анализа рекламных текстов на основе учета возрастных особенностей развития учащихся старшего школьного возраста в курсе русского языка и литературы
В последнее десятилетие лингвистика активно занимается изучением природы и функционирования текста. Ряд ученых акцентирует внимание на различных сторонах текста как элемента системы коммуникации. То обстоятельство, что он создается для реализации целей общения и всегда связан с актом коммуникации, для многих исследователей является основным аргументом, подтверждающим, что текст, прежде всего, явление речевое.
Использование понятия рекламного текста является распространенным в языкознании. Т. Ковалевская отмечает, что рекламный текст «как влиятельно маркированный предполагает осуществление запрограммированной коррекции сегментов массово-индивидуального сознания, базирующихся на илокутивных задачах» [12].
Определяя специфику рекламного текста, в рамках интересующей лингводидактической стороны, определим, вслед за Е.Е. Анисимовой, характерные черты, присущие исключительно этой разновидности текстов. К ним относятся:
1) особая роль экстралингвистических факторов в формирование рекламных текстов;
2) специфика денотата рекламного текста (рекламируемый товар или услуга);
3) особая прагматическая направленность рекламного текста;
4) специфика когнитивных условий, характерных для акта прагматичного текстообразования рекламного текста;
5) семиотический характер рекламного текста;
6) каноничность рекламного текста (наличие жесткой модели композиционного построения, ограниченность объема, специфика языкового оформления) [26]. Все эти черты свойственны и текстам других типов, однако реализованы в рекламном тексте по-другому.
Основными компонентами «классического» открытого текста являются вербальный компонент (словесный текст, надпись / подпись) и визуальный, иконический, невербальный компонент, который может быть представлен изображениями / иллюстрациями (фотографии, рисунки, карикатуры и т.д.), диаграммы, символические изображения, таблицы, формулы и т. д. [14, с. 76].
В зависимости от типа текста эти компоненты находятся в различных комбинациях. Наиболее распространенными моделями, по словам Е. Е. Анисимовой, являются:
— иллюстрация + надпись / подпись (плакат, граффити, карикатура)
— серия иллюстраций + сопровождающие надписи / подписи (комикс, альбом)
— устный текст + одно изображение / несколько изображений без сопроводительной надписи / подписи (листовки, значительная часть литературных текстов)
— основной словесный текст + одна иллюстрация / несколько иллюстраций и сопровождающие надписи / подписи (газетные и публицистические, научные, научно-популярные тексты) [7, с. 9].
Важными характеристиками рекламы в контексте задач предпринятого исследования являются такие самобытные черты рекламных текстов как информативная образность и экспрессивность, культурологичсекая направленность которая непосредственно вытекает из массового самовыражения. Как справедливо отмечено по этому поводу в «Словаре по рекламе», «смысл рекламного сообщения всегда должен быть шире утилитарного и тогда мы увидим, что косметические фирмы продают нам не столько крем для кожи, сколько вечную молодость» [61]. Поэтому глубинная словесная содержательность рекламных сообщений высшего сорта, наличие обобщений и намеков, ссылок на общечеловеческие и национальные символы, опоры на общественные ценности – все это непременные атрибуты рекламного текста как лингвистической единицы.
В основе создания рекламных текстов лежат две тенденции: сжатость, лаконичность выражения и выразительность, емкость информации» [56, c. 3]. Итак, как видим, лингвопрагматический потенциал рекламного текста непосредственно имеющийся в его специфической языковой организации – выборе тех или иных грамматических и лексических единиц, стилистических приемов и средств, особой синтаксической организации текста, сочетании разных семиотических систем. «Прагматический аспект предполагает учет специфики адресанта и адресата, которые в основном определяют характер и особенности языка рекламы: стилевую направленность, эмоциональность, оценочность» [72, с. 14].
Типичными примерами конструирования текста рекламы, как отмечает А. Куликова, является упрощение грамматических структур и насыщенность клише-штампами при общей повторяемости и ограниченности лексики [3].
Исследовательница А. Стрельникова выделяет такую характерную общую черту рекламных сообщений как простота текста, обращая внимание на такие особенности рекламных текстов как аграматизм (нарушение связей в предложениях и на стыке предложений, использование неполных предложений), использование средств экспрессивного синтаксиса (восклицательные и вопросительные предложения, побудительные конструкции) [5].