Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Методика применения наглядных пособий раздела «технология обработки пищевых продуктов» на уроках технологии в 5 классе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Сущность и основы
применения наглядных пособий в учебном процессе. 7
1.1. Понятие и
классификация наглядных пособий. 7
1.2.
Особенности применения наглядных пособий на уроке технологии в 5 классе 18
2. Методика
применения и разработка наглядного пособия для урока технологии в 5 классе, по
разделу «технология обработки пищевых продуктов». 27
2.1. Методика
применения наглядных пособий на уроках технологии в 5 классе 27
2.2.
Разработка наглядного пособия для урока технологии в 5 классе по разделу
«Технология обработки пищевых продуктов». 35
3. Анализ
работы детей и качества усеваемой информации с наглядными пособиями и без. 45
Выводы.. 57
Список
литературы.. 59
Приложения 65
Введение:
Актуальность
исследования. В концепции модернизации российского
образования актуализируется проблема совершенствования методов, форм, приёмов и
средств обучения в образовательном процессе современной школы. Основной задачей
образования становиться создание условий для развития школьника, которые
обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе.
В Федеральном
государственном образовательном стандарте подчеркивается значимость наглядных
методов обучения, которые строятся на взаимодействии учащихся и учителя в
процессе учебной деятельности. К наглядным методам относятся: наблюдение,
демонстрация, наглядные пособия и др. При истинном, наглядном обучении, то
есть, когда оно происходит на основе изучения реального предмета, ученик сам
или совместно с учителем определяет вопрос будто к предмету, так, как только
предмет может дать ответ на этот вопрос, к тому же, таких вопросов, как
правило, много. Но каждый предмет проявляет свои свойства только во взаимодействии
с другими предметами. Поэтому учащийся реально включает в взаимодействие с
другими объект изучения и, получая ответы на поставленные вопросы, синтезирует
их и создает представление о данном объекте. В ходе такого взаимодействия,
движения, механической и умственного действия, учащийся видит предмет в прямом
и переносном смыслах с разных точек зрения. Поэтому учения с участием наглядных
предметов намного лучше и эффективнее.
Проблема наглядности
обучения нашла довольно широкое освещение в классической педагогической
литературе (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, В.
И. Водовозов, П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, Н. Ф. Бунаков и др.). В советской
педагогике она на основе марксистско-ленинской теории познания широко
разрабатывалась и продолжает разрабатываться и дидактами, и психологами, и
методистами (Л. В. Занков, М. Н. Скаткин, Н. К. Гончаров, С. П. Шаповаленко, Н.
П. Конобеевский, М. А. Данилов, А. И. Зильберштейн, Н. И. Аппарович, Д. Н.
Никифоров, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Е. Н. Кабанова-Меллер, Н. А.
Менчинская и многие другие).
Широкое применение в
учебном процессе нашли наглядные пособия, которые представляют собой
производственные и природные объекты, а также различные плоскостные и объемные
изображения, способствующие формированию понятий и представлений, а также
помогают вырабатывать необходимые знания и умения у учащихся.
На уроках технологии
применение наглядных пособий является важным аспектом организации
образовательного процесса, так как предметная дисциплина является
интегрированной с другими предметами (математикой, химия, биология и др.) и
практико-ориентированной (знакомит учащихся с миром профессий, с различными
сферами общественного производства). Цель технологического образования научить
учащегося к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики.
Не смотря на важность
использования наглядных пособий образовательном процессе современной школы
существуют ряд проблем: недостаточная разработанность теоретических и
методических положений использования наглядных пособий; отсутствие применения
комплексных методов и форм (традиционных и интерактивных), низкая техническая
оснащенность кабинетов, трудоёмкость времени и усилий у учителей для подготовки
к урокам и др. В связи с вышесказанным можно сделать вывод об актуальности
данной проблемы, что определило тему исследования: «Методика применения
наглядных пособий раздела «технология обработки пищевых продуктов» на уроках
технологии в 5 классе».
Объект изучения
– наглядные пособия на уроках технологии.
Предметом исследования
являются методика применения наглядности на уроках технологии.
Цель работы:
раскрыть весь потенциал применения наглядных пособий на уроках технологии.
Для достижения цели были
поставлены следующие задачи:
Оглавление
1. Рассмотреть понятие и
классификацию наглядных пособий.
2. Раскрыть особенности
применения наглядных пособий на уроке технологии в 5 классе.
3. Изучить методику
применения наглядных пособий на уроках технологии в 5 классе.
4. Разработать наглядные
пособия для урока технологии в 5 классе по разделу «Технология обработки
пищевых продуктов».
5. Проанализировать
работы учащихся и качества усеваемой информации с наглядными пособиями и без.
Гипотеза исследования:
использование наглядных пособий на уроках урока технологии в 5 классе по разделу
«Технология обработки пищевых продуктов», способствует повышению качества
усвоения темы, познавательного интереса учащихся.
Новизна работы
в том, что было создано наглядное пособие для урока технологии в 5 классе по
разделу «Технология обработки пищевых продуктов», которое можно использовать
при проведении занятия.
Теоретико-методологическая
основа исследования основана на работах таких авторов как Б.Б.
Айсмонтас, Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, З.И. Калмыкова, П.Ф. Каптерев, Я.А.
Коменский, Т.С. Назарова, Л.Н. Нуридинов, И.Г. Песталоцци, Н.Ф. Талызина, К.Д.
Ушинский, Ф. Фребель, Л.М. Фридман, С.Г. Шаповаленко и др.
Из авторов,
рассматривающих наглядность и ее влияние на эффективность обучения можно
выделить Г.Н. Жукова, Л.В. Занкова, Я.А. Коменского, А.А. Кыверялга, Т.С.
Назарову, Л.Н. Нуридинова, Г. Песталоцци, Н.Б. Попову, К.Д. Ушинского, М.М.
Штоля и т.д. В области психологии и физиологии восприятия и мышления – Б.Г.
Ананьев, Г.А. Берулава, Е.М. Кравченя, С.Г. Литке, И.П. Павлов, С.Л.
Рубинштейн, А.В. Славин.
Методы исследования:
теоретические: теоретический анализ (научной и научно-популярной, методической
литературы, учебников и учебных программ), а также синтез, сравнение,
моделирование; эмпирические: работа над разработкой комплекта наглядного пособия,
наблюдение за практической деятельностью учащихся во время проведения
практических занятий; эксперимент по практической деятельности учащихся.
Практическая значимость
работы. Материалы данной работы могут быть использованы при
преподавании технологии или для дальнейшего изучения темы в методическом
аспекте.
Структура работы.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Вводная часть обосновывает актуальность применения наглядных пособий, включает
цель и задачи работы, объект и предмет изучения, определяет методы, новизну,
теоретико-методологическую базу, практическую значимость работы.
Заключение:
В современном
образовательном процессе актуализируется проблема выбора методов обучения в
школе. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования в предметной области «Технология» предусматривается использование
учебно- исследовательской, проектной деятельности и др.
Наше исследование
посвящено проблеме использования наглядных пособий на уроках технологии. Наглядность
в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов
и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие
объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления
анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. Очень важно
использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим
количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и
обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении
не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников.
Наглядные пособия – это
конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде
коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами,
муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических
карточек. В процессе изучения литературных источников, было выявлено, что
наглядные пособия позволяют сделать уроки технологии более интересными и
разнообразными, облегчают усвоение сложного материала по предмету. Так как роль
наглядности в процессе обучения школьников велика, многие педагоги
самостоятельно разрабатывают учебные наглядные пособия. Это вполне естественно,
ведь постоянное изменением образовательных стандартов и совершенствование
методики обучения по технологии, требует более современных методов и средств, с
помощью которых можно было бы обучать учащихся.
На уроках технологии
наглядной опорой при усвоении теоретического материала служат демонстрируемые
опыты, модели механизмов, технологических и технических процессов, образцы
материалов, стандартных деталей. Кроме того, применяется изобразительная
наглядность, к ней относятся рисунки (обычные и схематические), схемы, учебные
кинофильмы, базы знаний и прочие.
В данной работе
представлены разработки наглядных пособий по разделу «Технология обработки
пищевых продуктов» в виде карточек, которые возможно использовать при
объяснении нового материала или закреплении изученного материала, а также
схема, используемая при изучении форм нарезок овощей.
Таким образом, наглядное
обеспечение теоретического процесса обучения учащихся 5 классов по технологии
обработки пищевых продуктов должно включать все предметы и орудия деятельности,
которыми пользуются преподаватель и учащиеся с целью полной реализации учебных
задач урока. Кроме того, наглядные пособия, разработанные учителем (а возможно
и учениками) собственноручно, будут способствовать формированию у них культуры
труда, воспитывать чувство прекрасного, эстетики.
Фрагмент текста работы:
1.
Сущность и основы применения наглядных пособий в учебном процессе 1.1.
Понятие и классификация наглядных пособий
Изменение стратегической
цели современного образования, направленное на «становление и развитие
сущностных сил личности», диктует необходимость обновлений его содержания. Под
обновлением содержания образования понимается такая его модель, которая, в
отличие от известной, знаниево-ориентированной модели, наполнена усложненным,
более глубоким и целостным содержанием.
Важнейшей составляющей
педагогического процесса являются личностно-ориентированное взаимодействие
учителя с учащимися. В психолого-педагогическом плане основные тенденции
совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом: от
учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития,
позволяющего использовать усвоенное; от чисто ассоциативной, статической модели
знаний к динамически структурированным системам обучения; от внешней мотивации
учения к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения; от
внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции. Проблема
разработки и внедрения педагогических технологий, основанных на применении
наглядных средств обучения, в процесс обучения является актуальной в
современном образовании.
Многолетний опыт обучения
и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность
обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств
человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем
выше познавательная активность учащихся и тем более прочное его усвоение. Эта закономерность
нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности, именно так его
обозначили такие ученые как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский,
С.Г. Шаповаленко, и др.
Многие исследователи
раскрывают понятие наглядность как дидактически принцип.
Основоположником принципа
наглядности, давшим его обоснование, считают чешского педагога Я.А. Коменского,
давшего определение наглядности, которое называют «золотое правило дидактики»,
требующее привлечения к процессу обучения всех органов чувств [25].
И.Г. Песталоцци показал
необходимость сочетания принципа наглядности с приемами мысленного формирования
понятий. По мнению
И.Г. Песталоцци, значение наглядного обучения в том, что оно помогает развивать
мышление и речь, позволяет постепенно перейти от части к целому, а это и есть
суть обучения [15].
Нестандартная трактовка
принципа наглядности была предложена С.Г. Шаповаленко [58]. В ней акцент делается на осознании
важности применения средств обучения, которые обеспечивают:
А) формирование
представлений о предметах и явлениях объективной действительности;
Б) усвоение структуры
предметов и явлений мира, их сложного состава, связи компонентов между собой;
В) изучение необходимых,
существенных и закономерных связей и отношений с другими объектами
действительности;
Г) формирование и
усвоение конкретных научных понятий, законов;
Д) формирование навыков и
умений познавательной и предметно-преобразующей деятельности, ознакомление с
методами науки;
Е) воспитание культуры
труда, общения, научного мировоззрения.
Также Е.М. Кравченя писал
о наглядности и наглядных пособиях, формируемых зрительные представления:
«Наглядность – это такое качество познавательных процессов, когда при взаимодействии
субъекта со знаковыми системами в его сознании генерируются наглядные образы,
т.е. благодаря наглядным пособиям формируется зрительное представление
излагаемого материала» [26].