Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Методика повышения двигательной подготовленности детей 8-9 лет с нарушением зрения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Обзор научной и методической литературы по исследуемой проблеме. 6
1.1.
Особенности развития детей с нарушением зрения. 6
1.2.
Теоретические основы коррекции физического развития детей начальной школы с
нарушением зрения. 11
1.3.
Методические особенности улучшения двигательной подготовленности детей с
нарушениями зрения. 13
Глава 2.
Методы и организация исследования. 19
2.1. Методы
исследования. 19
2.2. Организация
исследования. 22
Глава 3.
Результаты исследования и их обсуждение. 24
3.1. Оценка
исходных показателей двигательной подготовленности детей с нарушением зрения. 24
3.2.
Технология коррекции двигательной подготовленности детей с нарушением зрения. 26
3.3. Оценка
эффективности разработанной технологии у детей на улучшение их двигательной
подготовленности. 41
Заключение. 49
Выводы.. 53
Список
литературы.. 55
Введение:
Актуальность темы.
Рост количества детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения в России
подтверждает общемировую тенденцию. Оценка современного состояния
офтальмологического здоровья свидетельствует о его ухудшении. На протяжении
последних 10 лет значительно возросло количество детей с патологией зрения.
Согласно результатам ежегодных профилактических осмотров школьников частота выявления
учащихся с пониженной остротой зрения на период обучения в школе возрастает в
3-5 раз, а в 11 классе составляет 30% [2].
Анализ научных
исследований [5, 9, 14] доказывает наличие тесной
взаимосвязи физического развития и функции зрения. Нарушение зрения негативно
влияет на овладение детьми движениями, ориентировки в пространстве, сказывается
на общем физическом развитии детей и на состоянии их здоровья.
Решение этой
проблемы предполагает учет особенностей физического развития слабовидящих
учащихся в условиях организации коррекционно-развивающей работы, пути
реализации которой освещены во многих работах [13, 17, 18, 19]. Научный поиск решения проблемы
физического воспитания слабовидящих детей длительное время осуществлялся по
следующим направлениям: формирование правильной осанки; проблемное обучение
детей в процессе освоения двигательных действий; коррекционное направление
физического воспитания; коррекция двигательной сферы детей средствами плавания;
коррекция двигательных качеств детей среднего дошкольного возраста;
дифференцированное физическое воспитание школьников в условиях
специализированного интерната; развитие физических качеств школьников младших
классов; коррекция нарушений пространственной организации тела у детей младшего
школьного возраста [31, 32, 37, 40].
Однако на
сегодняшний день не существует комплексного подхода к организации физической
реабилитации детей младшего школьного возраста.
Дальнейший анализ
научных источников позволил установить негативные факторы, препятствующие
реализации задач физической реабилитации детей с нарушениями зрения:
— несоответствие
методики физической реабилитации современным принципам обучения учащихся
начальной школы с нарушениями зрения;
— несоответствие
современной материально-технической базы для развития двигательной активности с
учетом интересов, пожеланий, способностей, индивидуальных особенностей
слабовидящих учащихся;
— низкий уровень
научно-методического и информационного обеспечения педагогов по инновациям в
физической реабилитации.
Следовательно,
возникает потребность в теоретическом обосновании средств физической
реабилитации в контексте учебно-воспитательного процесса детей с нарушениями
зрения в условиях начальной школы. Таким образом, актуальность проблемы, ее
высокая социально-педагогическая значимость и недостаточная разработанность
обусловили выбор темы исследования " Методика повышения двигательной
подготовленности детей 8-9 лет с нарушением зрения".
Объект
исследования – лечебная физическая культура у детей младшего школьного возраста
с нарушениями зрения.
Предмет
исследования – технология повышения двигательной подготовленности детей 8-9 с нарушениями
зрения с помощью лечебной гимнастики.
Гипотеза
исследования: предполагается, что разработанная методика занятий лечебной
гимнастикой у детей 8-9 лет будет
эффективной для улучшения их двигательной подготовленности.
Цель
исследования – разработать методику занятий у детей 8-9 лет для улучшения их
двигательной подготовленности.
Для
достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.
Проанализировать современную научно-методическую литературу по проблеме улучшения
двигательной подготовленности детей 8-9 лет с нарушением зрения.
2.
Оценить особенности двигательной подготовленности у детей 8-9 лет с нарушением
зрения.
3.
Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики занятий лечебной
гимнастикой у детей 8-9 лет для
улучшения их двигательной подготовленности.
Практическая
значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами,
методистами, инструкторами, реабилитологами в процессе коррекционно-развивающей
работы с детьми с нарушениями зрения, в специальных учебных заведениях и в
центрах физической и социальной реабилитации указанного контингента детей.
Заключение:
Нарушение зрения у детей приводит к тяжелым последствиям, так
как . поражение зрительного аппарата влечет за собой изменение ряда функций:
снижение остроты зрения, контрастной чувствительности, сужение и выпадение в
разных участков поля зрения, изменению в психоэмоциональной сфере. Для
слабовидящих детей характерно полиморфизм нарушений, то есть сочетанием
зрительного дефекта с патологией опорно-двигательного аппарата, нарушениями
слуха, заболеваниями внутренних органов, психоневрологическими нарушениями.
Многие источники дают основания утверждать, что снижение общей
двигательной активности при повышенной зрительной нагрузке может способствовать
развитию различных зрительных нарушений. Физические упражнения общего характера
во взаимодействии со специальными упражнениями для цилинарних мышц положительно
влияют на функции зрительного анализатора.
Специфическое
развитие ребенка с нарушением функционально-зрительного анализатора проходит на
фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов. В связи с
этим, специальное обучение двигательным действиям детей с патологией зрения
открывает широкие возможности развития двигательных качеств.
Известно,
что развитие детей с нарушениями зрения в большей степени зависит от обучения,
чем у здоровых детей. К условиям, определяющим специфику методов обучения
двигательным действиям детей с нарушениями зрения относят: возраст ребенка,
время возникновения дефекта, особенность индивидуального развития, система
требований к ребенку на этом этапе его жизни. Совокупность перечисленных
факторов определяет виды реабилитационных занятий с детьми с нарушением зрения.
Подбор
средств и обоснование их регламентации осуществлялись с учетом особенностей
организма детей 8-9 лет в зависимости от двигательного режима,
противопоказаний, специальных педагогических принципов адаптивного физического
воспитания, дозировки и реакции организма на физическую нагрузку, рациональное
сочетание средств физической реабилитации.
В
разработанную методику включалась лечебная гимнастика с преимущественным
применением упражнений для восстановления остроты зрения, улучшения
двигательных способностей. Предпочтение отдавали специальным упражнениям для
глаз, упражнениям для внутренних мышц глаз, общеразвивающим упражнениям,
которые можно сочетать с движением глаз, дыхательными упражнениями.
У девочек
экспериментальной группы также произошли достоверные изменения большинства
показателей по окончании педагогического эксперимента, характеризующих двигательные
способности: быстрого бега с высокого старта – на 1,10 с (р<0,05), челночного бега — на 1,20 с (р<0,05), прыжка в длину с
места толчком двумя ногами на 8,72 см (р<0,05), наклона вперед из положения
стоя на гимнастической скамье – на 2 см (р<0,05), силовой выносливости мышц
спины — на 8,9 с (р<0,05), силовой выносливости мышц живота – на 9,00 с
(р<0,05).
Фрагмент текста работы:
1.1. Особенности
развития детей с нарушением зрения Большинство современных авторов дефиницию
"физическое развитие" сочетают с категорией "физическое
состояние". Понятие "физическое состояние" определяется
состоянием опорно-двигательного аппарата, анализаторов и здоровья, а также
уровнем развития физических качеств или моторно-функциональных качеств [30, 34].
Различают оперативное физическое состояние — состояние
в рассматриваемый момент и текущее физическое состояние — относительно
устойчивый уровень состояния в рассматриваемый относительно небольшой период
времени, в течение которого он меняется: неделю, месяц, несколько месяцев [6]; понятие "физическое состояние
человека" определяется как одна из характеристик его здоровья, степень
готовности человека выполнять мышечные и трудовые нагрузки различного характера
в данный конкретный отрезок времени.
Эта готовность зависит от уровня его физических
(двигательных) качеств, особенностей физического развития, функциональных
возможностей отдельных систем организма, наличия заболеваний и травм.
Отметим свои позиции относительно дефинитивного
анализа понятия "физическое развитие":
— физическое развитие —
процесс, который происходит в течение всей жизни человека;
— физическое развитие и
физическое состояние являются показателями здоровья; это — взаимосвязанные
категории;
— чем выше уровень
физического развития, тем выше уровень физического состояния индивидуума;
— определенный уровень
физического состояния, а следовательно и физического развития является
критерием эффективности системы физического воспитания;
— оценку уровня
физического развития ребенка необходимо осуществлять с позиции определения
степени гармоничности.
Систематизация выводов исследований авторов, дает
возможность выделить наиболее существенные характеристики учащихся начальных
классов: период обучения в начальной школе — сенситивный для формирования у
учащихся произвольных движений; формирование нравственных качеств и
положительных черт личности, развития у учащихся навыков самоконтроля,
самоорганизации и саморегуляции; воспитание активной жизненной позиции;
ответственный период в онтогенезе человека для формирования функциональной
основы будущего физического потенциала организма [7].
Следовательно, для определения уровня гармоничности
физического развития детей в условиях учебно-воспитательного процесса выделяем
морфологический, функциональный критерии и критерий физической
подготовленности, а также соответствующие показатели. В частности:
морфологический критерий (соматометрические признаки —
длина тела, масса тела, объем грудной клетки);
функциональный критерий (физиометрические признаки —
артериальное давление, ЧСС, степень адаптационных возможностей организма);
критерий физической подготовленности (уровень развития
физических качеств).
Исследованиями ряда авторов доказано, что физическое
развитие детей с нарушениями зрения подчиняется общей тенденции генезиса детей
и подростков, но по сравнению с нормой, характеризуется физиологически
кризисным отставанием во всех возрастных группах как у мальчиков, так и у
девочек.
По данным исследований В.П. Ермакова функциональные
показатели сердечно-сосудистой системы слабовидящих школьников в % ниже нормы:
ЧСС в состоянии покоя 16,67%; АТсист 16,67%; АТдиаст 5,56%. У слабовидящих
детей младшего школьного возраста отставание в длине тела имели 16,67%;
отставание в окружности грудной клетки на 16,67% [17]. Да данным исследований Л. Харченко выделил наиболее
выраженное отставание показателей длины тела в возрасте 8, 9, 10 лет у
мальчиков и 9 лет у девушек с патологией зрения (р<0,05). У мальчиков и
девочек с нарушением зрения показатели массы тела ниже, чем у школьников из
общеобразовательных школ, статистически достоверные различия выявлены в
возрасте 8, 9, 10, 11 лет (p <0,05). У детей с патологией зрения выявлены
более низкие показатели, отражающие состояние дыхательной системы [37].