Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Методика обучения учащихся основной школы решению текстовых задач в контексте формирования коммуникативных универсальных учебных действий на основе работы с текстом.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования
коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся основной школы на
уроках математики в процессе решения текстовых задач. 6
1.1 Характеристика коммуникативных универсальных
учебных действий, формируемых на уроках математики у учащихся основной школы.. 6
1.2 Текстовая задача как средство формирования
коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики у учащихся
основной школы.. 17
Выводы по первой главе. 36
ГЛАВА 2. Опытно-практическая
работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у
учащихся основной школы посредством решения текстовых задач и работы с текстом. 37
2.1 Логико-математический
анализ темы «Решение текстовых задач». 37
2.2 Методические особенности
обучения учащихся основной школы решению текстовых задач в контексте
формирования коммуникативных универсальных учебных действий на основе работы с
текстом. 49
Выводы по второй главе. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 59
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….65
Введение:
Актуальность исследования. Модернизация системы отечественного
образования предполагает пересмотр целевых установок в отношении образовательных
результатов обучающихся. Согласно ФГОС основного общего образования,
формирование универсальных учебных действий является обязательной составляющей
фундаментального ядра образования.
Среди совокупностей всех универсальных учебных действий одна
из важнейших ролей отводится действиям коммуникативного характера. Степень
сформированности коммуникативных универсальных учебных действий влияет не
только на результат обучения детей, но и на процесс становления социализации и
гармоничного развития личности, в общем. Коммуникативные универсальные учебные
действия формируются в результате активной деятельности и работы учащихся, а
совершенствуются в процессе общения и взаимодействия, как на уроках, так и во
внеурочной деятельности.
Решение текстовых задач, являясь одним из сложных разделов
математики в основной школе, обладает огромным потенциалом для развития
коммуникативных универсальных учебных действий потому, что работа с текстом
оказывает стимулирующее действие на коммуникацию учащихся.
Согласно статистике результатов ежегодной сдачи ОГЭ по
математике, педагогами отмечается, что решение текстовых задач всегда вызывает
у обучающихся затруднения. Трудности вызывают «текстовые задачи» как на
базовом, так и повышенном уровне сложности, и причина так же на поверхности, обучающиеся
довольно посредственно умеют анализировать условие задачи.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы
удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило выявить методические
особенности обучения учащихся основной школы решению текстовых задач в
контексте формирования коммуникативных универсальных учебных действий на основе
работы с текстом.
Для достижения поставленной цели были решены следующие
задачи:
— была дана характеристика коммуникативных
универсальных учебных действий, формируемых на уроках математики у учащихся
основной школы;
Коммуникативные универсальные
учебные действия – это способность
обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность в учебных и внеучебных
ситуациях.
К коммуникативным универсальным
учебным действиям относят планирование
сотрудничества с педагогом и ровесниками; постановку вопросов; урегулирование конфликтов; управление
поведением партнера; умение
передавать свои мысли с необходимой точностью и полнотой; овладение различными
формами речи.
— была рассмотрена текстовая задача как средство
формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках
математики у учащихся основной школы;
Текстовая задача – это сформулированный
словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических
действий. Процесс решения текстовых задач в методике преподавания математике
делится на четыре типа:
осмысление условия задачи; составление плана решения; осуществление плана
решения; изучение найденного решения.
Решение текстовых задач способно обеспечить условия для формирования коммуникативных
универсальных учебных действий на основе работы с текстом.
— был выполнен логико-математический анализ темы «Решение
текстовых задач»;
Предложенная система пропедевтической работы учителя по
обучению решению текстовых задач показывает, что являясь целью и средством,
задачи выступают и как предмет изучения. Усвоение методов решения задач позволяет
подготовить школьников к осознанному решению задач методом составления
уравнений.
— были выявлены методические особенности обучения учащихся
основной школы решению текстовых задач в контексте формирования коммуникативных
универсальных учебных действий на основе работы с текстом.
По итогам изучения теоретико-методологической
литературы и методических данных по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий
на основе работы с текстом в процессе решения текстовых задач были сформулированы
основные рекомендации.
Таким образом, цель работы была достигнута, а задачи
реализованы в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет
как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования заключается в
систематизации и обобщении научных позиций в отношении определения коммуникативных универсальных
учебных действий, формируемых на уроках математики у учащихся основной школы.
Практическая значимость исследования состоит в том,
что материалы работы могут быть использованы следующими категориями лиц:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования
коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся основной школы на
уроках математики в процессе решения текстовых задач 1.1 Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий,
формируемых на уроках математики у учащихся основной школы Внедрение
ФГОС [45] сделало для школ
актуальной задачу развития мыслящей личности, которую отличает определенный
уровень сформированности коммуникативной культуры. С целью выработки подобной
личности необходимо формировать универсальные учебные действия.
На
современном этапе отмечается рост научного интереса к вопросу коммуникативной
сущности процесса образования, как одного из базовых компонентов стандартов
второго поколения. Установление наиболее эффективных способов и путей
интеграции коммуникативных технологий в процесс учения стал для образования
(как в его теоретическом, так и практическом аспекте) острой научной проблемой.
Содержащиеся
в ФГОС [45] требования к итогам усвоения
общеобразовательной программы основного общего образования указывают на то, что
у ученика следует развить коммуникативную компетентность, которая будет
проявляться в его общении с ровесниками, с более младшими или старшими детьми,
а также взрослыми, во время различной его деятельности (образовательной,
учебно-исследовательской, общественной, творческой и пр.).
Развитость
коммуникативных универсальных учебных действий гарантирует социальную
компетентность, а также принятие во внимание позиции окружающих людей,
партнеров по деятельности либо общению, умение завязывать беседу и слушать,
принимать участие в групповом обсуждении проблемы, входить в группу ровесников
и взаимодействовать с ними и взрослыми на продуктивном уровне.
Для
развития универсальных учебных действий теоретическо-методологическим
обоснованием выступает:
—
системно-деятельностный культурно-исторический подход, который основывается на
научной школе, основоположниками которой были Л.С. Выготского, П.Я.
Гальперина, В.В. Давыдова А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина;
—
концепция учебного сотрудничества и совместных форм учебных действий,
предложенная В.В. Рубцовым, Г.А. Цукерман и др. [30].
Согласно
разработанной Л.С. Выготским [8]
культурно-исторической теории, коммуникативная деятельность – это взаимодействие
двух (и более) индивидов, которое ориентированно на объединение и согласование
их усилий, целью которых является установление отношений, а также достижение
общего для всех итога.
В
рамках концепции УУД научная литература под коммуникацией понимает смысловой
аспект взаимодействия в социуме, а также общения. Коммуникация обслуживает
деятельность людей, в которой они принимают участие сообща, и которая
подразумевает информационный обмен, но и порождение определенной общности, т.е.
кооперацию (реализацию и организацию совместной деятельности) и установление
контактов, а также процессы межличностного восприятия, в том числе понимание
партнера. Коммуникативные УУД позволяют обеспечить:
— социальную компетентность, а также принятие во
внимание точки зрения партнеров по деятельности и общению