Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Методика обучения информационной безопасности старшеклассников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 5
I Теоретические аспекты обучения старшеклассников основам информационной безопасности 7
1.1 Нормативные документы, регламентирующие обучение старшеклассников основам информационной безопасности 7
1.2 Показатели и критерии оценки сформированности знаний у учащихся относительно темы «Основы информационной безопасности» 13
1.3 Модель обучения информационной безопасности старшеклассников 20
II Методические аспекты обучения основам информационной безопасности старшеклассников 23
2.1 Средства обучения старшеклассников основам информационной безопасности 23
2.2 Обучение старшеклассников основам информационной безопасности на уроках информатики 28
2.3 Обучение старшеклассников основам информационной безопасности во внеурочной деятельности 30
2.4 Педагогический эксперимент 38
2.4.1 Констатирующий этап 38
2.4.2 Формирующий этап 46
2.4.3 Контрольный этап 53
Заключение 62
Список использованных источников 65
Приложение
Введение:
Актуальность исследования. Мы живем в мире, который все больше зависит от Интернета. По мере стремительного роста технологий Интернет стал, и будет продолжать занимать большую часть нашей жизни. В настоящее время и взрослые, и дети используют Интернет в своей повседневной жизни для различных целей, от образовательных до развлекательных. К сожалению, Интернет также принес с собой множество возможных опасностей. Многие родители и учителя в настоящее время не имеют возможности обучать детей, находящихся на их попечении, навыкам, которые необходимы этим детям для обеспечения безопасности в Интернете.
В Интернете сегодня существует много опасностей и рисков. Интернет может обеспечить быстрый доступ к информации, однако это может представлять опасность для детей, которые без специальной подготовки, не готовы отличать хорошую информацию от плохой информации. Без надежного руководства и дисциплины дети могут быть не в состоянии использовать онлайн-информацию должным образом или могут иметь неприятный опыт, неразумно предоставляя и используя информацию. Безопасность является фундаментальным требованием для всех обучающихся и онлайн, и офлайн. Данная проблема стала настолько распространена в последние годы, что многие страны объявили это вопросом национального приоритета.
Исходя из вышесказанного, актуальность темы данного исследования определяется отсутствием в настоящее время актуальной методической системы обучения информатики учащихся старших классов в области информационной безопасности в школах, что не может обеспечить непрерывную и динамичную их подготовку, адекватную современным требованиям информационного общества. Следовательно, важно разработать модель обучения информационной безопасности старшеклассников на основе использования современных средств обучения.
Особенности понятия информационной безопасности в своих работах раскрывали такие авторы как М. И. Бочаров, И.А. Брагин, Н.А. Чесноков, Д.В. Денисов, Т.Ю. Денщикова, Н.С. Дерендяева, С.И. Жожикова, Г.А. Климонтова, А.М. Левченко, Д.В. Лопатин, Н.Л. Королёва, Т.А. Малых и другие.
Информационная безопасность также рассматривалась многими авторами с позиции правовых аспектов изучения данного понятия. Правовые основы данного понятия в своих исследованиях и работах изучали такие авторы как Ю.М. Батурин, В.Ю. Гайкович, Г.В. Емельянов, А.А. Стрельцов, И.Л. Бачило, С.П. Расторгуев, Б. П. Смагоринский, Ю.А. Тихомиров, В.В. Шураков, М.А. Федотова и у многих других.
Исходя из анализа понятия «информационной безопасности» и уровня разработанности данного понятия в педагогике можно отметить недостаточный уровень проработанности данного понятия в педагогических исследованиях, так как основные моменты рассматриваются с юридической точки зрения и технической, а методика обучения информационной безопасности учащихся старших классов не рассматривается достаточно подробно.
Объект исследования: процесс обучения информатике в старших классах.
Предмет исследования: методика обучения информационной безопасности старшеклассников.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику обучения информационной безопасности старшеклассников, также проверить ее эффективность опытно-экспериментальным путем.
Задачи исследования:
1. Проанализировать нормативные документы, регламентирующие обучение старшеклассников основам информационной безопасности.
2. Рассмотреть показатели и критерии оценки сформированности знаний у учащихся относительно темы «Основы информационной безопасности».
3. Представить модель обучения информационной безопасности старшеклассников.
4. Представить средства обучения старшеклассников основам информационной безопасности.
5. Представить особенности обучения старшеклассников основам информационной безопасности на уроках информатики.
6. Представить особенности обучения старшеклассников основам информационной безопасности во внеурочной деятельности.
7. Представить результаты педагогического эксперимента.
Методы исследования: анализ научной, методической, психологической и педагогической литературы и источников по теме данного исследования, синтез, обобщение, систематизация, классификация, экспериментальные методы, качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы, полученные в данной работе, а также разработанные рекомендации и материалы, могут быть использованы педагогами в процессе обучения учащихся старших классов основам информационной безопасности, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Итак, в ходе выполнения данной работы были получены следующие результаты и сделаны следующие выводы:
1. Были проанализированы основные законы и нормативные документы, которые в настоящее время регламентируют образовательный процесс по изучению основ информационной безопасности в старших классах. Были определены основные понятия, включенные в информационную безопасность, и основные теоретические аспекты такого понятия. Также представлены точки зрения различных авторов и проанализированы основные федеральные законы и международные документы, касающиеся информационной безопасности учащихся. Представлены система и средства безопасности, а также основные составляющие информационной безопасности.
2. Рассмотрены показатели и критерии оценки сформированности знаний у учащихся относительно темы «Основы информационной безопасности». Можно сделать вывод, что знания у учащихся при изучении темы «Основы информационной безопасности» проявляются в успешном осуществлении познавательной и учебной деятельности по решению личностно-значимых и социально-актуальных проблем и, включает в себя знания о способах познания, владение общеучебными и специальными учебными умениями, сформированность когнитивных, мотивационных и деятельностных качеств учащихся, а также владение приемами самооценки и самоанализа собственной учебно-познавательной деятельности.
Таким образом, была представлена методика оценивания уровня сформированности знаний у учащихся при изучении темы «Основы информационной безопасности». Разработана такая система компонентов, критериев и показателей, которая отражает всю структуру в целом, по итогу чего можно сделать вывод об уровне сформированности знаний у учащихся при изучении темы «Основы информационной безопасности». Выделены следующие критерии сформированности знаний у учащихся при изучении темы «Основы информационной безопасности»: мотивационный; когнитивный; деятельностный; рефлексивный. Выявлены три уровня сформированности рассматриваемых компетенций: высокий, средний, низкий.
3. В рамках данной работы была разработана модель обучения информационной безопасности старшеклассников. Было определено, что для реализации формирования знаний учащихся в области информационной безопасности необходима построенная модель данного процессе, развитие положительной мотивационной сферы личности учащегося, обеспечение регулярного контроля и оценки знаний.
4. Представлены средства обучения старшеклассников основам информационной безопасности. создание ситуаций интереса, развлечения, познавательной новизны и опоры на жизненный опыт помогает ребенку быть активным в обучении. Учащиеся сами должны отстаивать свое мнение, участвовать в дискуссиях, задавать вопросы своим одноклассникам и учителям, находить несколько вариантов решения той или иной проблемы или задачи, потому что все это побуждает ребенка думать, анализировать, что способствует активности. Все описанные формы работы способствуют формированию учебно-познавательных компетенций обучающихся по биологии. Такой подход обеспечивает активизацию познавательного интереса учащихся на основе интеллектуального, эмоционального и нравственного восприятия окружающего мира.
5. Представлены особенности обучения старшеклассников основам информационной безопасности на уроках информатики.
6. Представлены особенности обучения старшеклассников основам информационной безопасности во внеурочной деятельности.
7. Представлены результаты педагогического эксперимента.
Были определены следующие показатели:
1) Мотивационный критерий сформированности компетенций учащихся определяется с помощью диагностической методики: методика определения уровня сформированности мотивации учения у учащихся: «Методика изучения мотивации учения подростков (Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова)».
2) Когнитивный критерий сформированности компетенций учащихся определяется с помощью диагностической методики: «Анкета определения уровня развития познавательного интереса школьника (по Пашневу Б.К.)» (Приложение 2).
3) Деятельностный критерий сформированности компетенций учащихся определяется с помощью диагностической методики: Анкетирование учащихся в области информационной безопасности в интернет (Приложение 3). Анкетирование включает 20 вопросов, в каждом вопросе только 1 верный ответ.
4) Рефлексивный критерий сформированности компетенций учащихся определяется с помощью диагностической методики: Анкетирование на определение способностей самоанализа и рефлексивных умений учащихся: «Анкета для учащихся, составленная В.А. Кошиной» (Приложение 4).
В рамках формирующего этапа опытно-экспериментальной работы были реализованы выделенные методы, форма и средства работы в соответствии с моделью формирования компетенций учащихся старших классов в области информационной безопасности в сети интернет.
Для формирования знаний учащихся используются востребованные и также современные методы обучения: методы проблемного и проектного обучения; игровые методы и беседы.
В качестве форм обучения используются: игры, конференции, интерактивные формы и беседы.
Для формирования компетенций в качестве средств обучения применяются: наглядные, печатные, ИКТ и электронные.
Представлен тематический блок занятий для учащихся старших классов в области информационной безопасности в сети интернет.
По итогу проведенного анализа результатов опытно-экспериментальной работы, можно отметить, что полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике в уровне сформированности компетенций учащихся старших классов в области информационной безопасности в интернет. Следовательно, можно говорить об эффективности разработанной модели формирования знаний учащихся старших классов в области информационной безопасности в сети интернет, а также представленной системы педагогических условий обеспечения формирования знаний учащихся старших классов, в области информационной безопасности в сети интернет. Продолжая работу по данной модели можно повысить уровень сформированности знаний учащихся в области информационной безопасности в интернет.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические аспекты обучения старшеклассников основам информационной безопасности
1.1 Нормативные документы, регламентирующие обучение старшеклассников основам информационной безопасности
Информационная безопасность не может рассматриваться как единый, отдельный объект; это целый ряд мер, и его следует рассматривать как систему. Информационная безопасность столь же сложна, как и любая другая система, которая сочетает в себе ряд различных аспектов и подходов, ни один из которых не может рассматриваться как более или менее важный. Это означает, что ни один аспект или подход не могут быть проигнорированы; если одна область или часть системы игнорируется, система не будет работать правильно.
Основу информационной безопасности в настоящее время составляют различные нормативные документы, федеральные законы и другие государственные акты, данную систему представим на рисунке 1.
Рисунок 1 – Система нормативных и государственных документов, регулирующая информационную безопасность
Впервые понятие «информационная безопасность» в национальном законодательстве и политических документах появилось в статье 2 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», где «информационная безопасность» была выделена как одна из составляющих безопасности Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» информационная безопасность – это защита личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, которая обеспечит реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
В международно-правовых документах понятие «информационная безопасность» впервые появилось в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН достижения в области информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности, принятой по инициативе Российской Федерации 4 декабря 1998 года. В резолюции отмечается, что информационные технологии и инструменты потенциально могут использоваться в целях, несовместимых с целями Организации Объединенных Наций.
Дети и подростки проводят больше времени в сети, чем когда-либо прежде, и взаимодействуют в сети с самого раннего возраста. Для многих молодых людей Интернет является центральной частью их повседневной жизни. Они выходят в интернет, чтобы учиться, отдыхать, развлекаться, выражать себя, делиться интересами, получать доступ к услугам и общаться с друзьями, семьей и онлайн-сообществами.
Интернет-мир предлагает так много возможностей для обучения и социального развития. Тем не менее, это также подвергает учащихся повышенному риску причинения вреда в Интернете, такого как киберзапугивание, оскорбления на основе изображений, уход за собой, нарушение конфиденциальности и разжигание вражды в Интернете.
Несмотря на то, что термин информационной безопасности может использоваться повсеместно, истинный смысл онлайн-безопасности заключается в том, чтобы обеспечить безопасность учащихся в Интернете, при этом позволяя им свободно пользоваться Интернетом. Учителя должны найти баланс между обеспечением безопасности в Интернете и предоставлением учащимся возможности изучать ресурсы, которые может предложить Интернет. Обеспечение безопасности учащихся в Интернете включает в себя информирование их о рисках и недостатках Интернета, а также поощрение преимуществ. Поскольку многие образовательные программы и домашние задания основаны на Интернете, очень важно, чтобы учащиеся знали, что делает веб-сайт закрытым.
В общем понимании информационная безопасность включает следующие составляющие, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 – Информационная безопасность
В соответствии с российским законодательством, «информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию» (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») [34].
Федеральный закон № 152 «О персональных данных» (статья 19) регламентирует безопасность обработки персональных данных, включая педагогов и обучающихся, в том числе при использовании сети Интернет.
В соответствии с ФГОС предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» должны отражать:
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете;
умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена на: формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и сети Интернет.
Как отмечает А.Г. Степанов, «вопросы информационной безопасности относятся и к теоретической, и прикладной информатике. В первом случае речь идет о теоретических основах информационной безопасности, базирующихся на понятиях информационная опасность, информационная безопасность (государства, общества и граждан), информационная угроза, информационная война, информационный криминал, информационный терроризм. Систематическое обобщение этих понятий приводит к разработке концепции информационного пространства современного человека, включающего в себя информационные ресурсы, организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационного пространства, средства информационного взаимодействия субъектов и их доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий. Кроме того, рассматриваются практические вопросы обеспечения информационной безопасности, представляющие собой целый комплекс возможных действий. К их числу относятся организационные мероприятия, технические средства, программное обеспечение, средства психологической защиты» [35].
По мнению А.Г. Степанова в школьном образовании не уделяется должного внимания к формированию знаний учащихся в области информационной безопасности. В рамках школьного обучения раскрываются вопросы о защите компьютеров от компьютерных вирусов, об эстетическо-правовых аспектах безопасности в сети, при этом другие вопросы безопасности в интернете не изучаются.
По классификации А.В. Хуторского, «главной целью изучения информатики, в частности информационной безопасности, является формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся. Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности» [34].
Кибербезопасность – это безопасное и ответственное использование информационных и коммуникационных технологий, таких как Интернет, социальные сети, онлайн-игры, смартфоны, планшеты и другие подключенные устройства.
Обучение кибербезопасности дает учащимся знания и навыки, необходимые им для обеспечения безопасности в онлайн-среде. Это включает в себя признание преимуществ и возможностей, предлагаемых онлайн-миром, при одновременном понимании рисков и предотвращении потенциального вреда. Единственный способ снизить эти риски — знать и соблюдать правила безопасности в Интернете. Они всегда будут присутствовать, но обучение молодых людей тому, как справляться с опасными ситуациями и контентом, гарантирует, что они смогут извлечь максимальную пользу из своего времени в Интернете, не причиняя вреда.
Понятие «сетевая безопасность» – защита глобальных и национальных телекоммуникационных сетей от нежелательного доступа к сети третьих лиц, от нарушений безопасности данных и эффективного функционирования сети в целом.
Общая схема явлений, охватываемых понятиями «информационная безопасность», «кибербезопасность» и «сетевая безопасность», представлена на рисунке 3.