Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология География и методика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Методика изучения геолого-морфологических понятий в курсах школьной географии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ 5

1.1. История изучения географии 5

1.2. Особенности географии с точки зрения преподавания предмета в школе 15

1.3. Цели, функции, средства и методы обучения географии 20

2. ГЕОЛОГО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИЗУЧЕНИЯ 35

2.1. История формирования геоморфологии как науки географического цикла 35

2.2. Современные представления о геоморфологии как о разделе школьной географии 37

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ ПО ГЕОМОРФОЛОГИИ РОССИИ В ШКОЛЕ 48

3.1. Применение материала на уроках географии в школе 48

3.2. Применение материала во внеклассной работе в школе 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68

  

Введение:

 

Актуальность. Особенностью предмета география является объективная сложность подачи материала и усвоения его учениками. Помимо хорошей памяти, позволяющей удержать в голове всё многообразие географических наименований, фактов, событий, необходимо иметь отличное пространственное мышление, знать основы точных наук, обладать обширным кругозором, и иметь время на усвоение необъятного материала. К сожалению, не каждому ученику это доступно, к тому же в современной школе географии отводится практически факультативное место – в условиях занятий один-два раза в неделю и несерьёзного отношения к предмету некоторых преподавателей, родителей, самих учеников практически невозможно донести нужную информацию до школьников и заинтересовать их в предмете.

Геолого-геоморфологические понятия являются одним из важнейших аспектов знаний об окружающем мире, они позволяют сформировать у школьников объективные представления о глобальных и региональных геологических процессах, создают основу для изучения экономической и политической географии.

Цель данной работы – исследование методики формирования геолого-геоморфологических знаний у школьников в курсе географии. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

 охарактеризовать основные понятия, категории и факторы геологии и геоморфологии;

 проанализировать современные технологии с точки зрения их применения на уроках географии;

 показать на примерах опыт использования новых методик обучения географии;

 выявить возможность применения материала по геоморфологии и геологии в учебной и внеклассной работе.

Объект исследования – система школьного образования по курсу географии.

Предмет исследования – формирование геолого-геоморфологических знаний на уроках географии.

Методы исследования:

1. Аналитический метод. В данной работе аналитический метод исследования применяется при изучении, систематизации и обобщении научной и учебной литературы.

2. Исторический и историко-географический методы. В процессе создания данной работы были изучены история формирования наук география, геология и геоморфология и их место в системе наук о Земле.

Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. В первой главе приведены особенности предмета география, подробно рассмотрены история изучения географии человеком, её цели, функции и основные средства обучения.

Во второй главе исследованы геолого-морфологические понятия, процессы выделения геоморфологии в отдельную науку и современные представления о геоморфологии как о разделе школьной географии.

В третьей главе изучены методические рекомендации по применению материалов по геоморфологии при изучении темы «рельеф» в курсе школьной географии как в течение уроков, так и во внеклассной работе.

Объем работы составляет 71 страницу, 18 рисунков, 2 таблицы, список литературы содержит 39 наименований.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе подготовки выпускной квалификационной работы студентом были охарактеризованы основные понятия и категории геоморфологии, её место в системе естественных и географических наук, взаимосвязь с другими фундаментальными и прикладными науками.

Изучена история формирования географии и геоморфологии как науки, современные представления о курсе геоморфологии в школьной географии. Рассмотрены особенности преподавания предмета «география» в школе, цели, функции и средства обучения географии.

Особое внимание в работе уделено организации внеклассного мероприятия для учеников 8 класса по теме «Рельеф и полезные ископаемые», а также проведению урока географии по теме «Рельеф».

Для подготовки к уроку были исследованы учебные пособия, нормативная и методическая литература по курсу «география», проанализировано техническое и информационное обеспечение кабинета географии, изучен опыт квалифицированных педагогов по проведению занятий по географии в школе.

Во время практики были выполнены:

 Составление программы урока

 Проведение урока и контрольного тестирования

 Знакомство с методическими и дидактическими материалами

 Проведение внеклассных мероприятий с учениками 8 класса общеобразовательной школы

По итогам проведения школьного урока географии сложилось впечатление, что на сегодняшний день, когда вся информация есть в интернете, очень трудно заинтересовать школьников в получении новых знаний. В ход идут многочисленные мультимедийные средства, проверочные работы, музеи, проведение занятий в игровой и соревновательной форме. Тем не менее, есть действенные методы сделать уроки географии увлекательными и упростить работу учителя.

Автором работы получен опыт планирования урока географии, составления конспекта урока, проведения контрольного тестирования и оценки эффективности собственной работы в качестве преподавателя. По итогам проведения внеклассного мероприятия была собрана обратная связь от учеников 8 класса.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ

1.1. История изучения географии

Общество начало исследовать Землю ещё на первых этапах своего развития. Если для современного взрослого человека знание географии является лишь небольшим «бонусом» к общей эрудированности, то для первобытных людей понимание того, где нужно охотиться, как вернуться домой после сбора ягод, по каким признакам можно понять, что идёшь к реке и т.д. было жизненно необходимо.

Сейчас любой школьник может загрузить на смартфоне приложение, которое покажет, куда ему нужно идти и что находится вокруг, а ещё каких-то 10 тысяч лет назад знания людей об окружающем мире были не только бессистемными, но и зачастую недостоверными.

Большая часть древних мифов и легенд кажутся нам абсурдными именно из-за того, что у людей, сочинивших их, отсутствовали знания, которыми располагаем мы сейчас. При этом в отсутствии письменности передавать знания можно было лишь с помощью вербальных инструментов, соответственно, информация могла исчезнуть вместе с тем, кто ей обладал [3].

Географии во многом «повезло» более других наук – вместо письменной передачи фактов можно было нарисовать карту.

Первые попытки создания примитивнейших изображений местности были известны ещё во 5 – 6 веках до н.э., а изображения звёздного неба, найденные в пещере Ласко, датируются 16500 годами до н.э [6].

Как только не изготавливали карты – рисовали на стенах пещер, вырезали на дереве, делали тиснение на коже. Самой древней из обнаруженных считается карта мира из Вавилона (рисунок 1), чей возраст датируется 6 веком до н.э. В центре карты – Вавилонское царство, а всё за его пределами окружено «ядовитыми водами» и опасными островами, на которых жить невозможно. Позже появилась карта мира Гекатея Милетского, на которой Земля изображена в виде плоского диска, и есть три части света – Европа, Азия и Ливия, разделённые меж собой Средиземным морем и окружённые океаном (рисунок 2). За единицу измерения длины Гекатей использовал «дни плавания» по морю и «дни переходов» по суходолу, что, конечно же, не добавляло картам точности.

Рисунок 1 – Вавилонская карта мира, 6 век до н.э. [14]

Во 2 веке до нашей эры появляется карта мира Посидония, созданная на основе данных, полученных во время военных походов Александра Македонского. На ней Африка получает своё современное название (см. рисунок 3), и появляется Гиперборейский океан, фигурировавший во многих древнегреческих мифах.

Рисунок 2 – Карта мира Гекатея Милетского, 5 – 6 век до н.э. [14]

Древние географические карты искривляли изображение, на них не было масштаба и градусной сетки. Впервые изобразил меридианы «отец географии» Эратосфен, правда, эти линии были проведены через разное расстояние. Знаковым стало появление карты мира Птолемея – именно он добавил на карты привычные нам линии широты и долготы через одинаковые расстояния.

Рисунок 3 – Посидонийская карта мира [14]

Как известный геометр, Птолемей искал способы обоснования формы Земли и использовал математику для изображения местности на карте. Поэтому, возможно, эта карта наиболее похожа на современные (рисунок 4). Клавдий Птолемей объединил все знания о географии, создав не только подробную карту, используя сведения путешественников, купцов и учёных, но и восьмитомник «Руководство по географии», который стал первым научным географическим трактатом в истории. Для изображения Эратосфен и Птолемей использовали цилиндрическую проекцию, наиболее приближенную к шару, чтобы уменьшить искажения [7].

Рисунок 4 – карта мира Птолемея, 150 г. до н.э. [16]

Первым планом местности, как мы бы его сейчас назвали, стала карта дорог Римской империи – Пейтингерова скрижаль (рисунок 5) [17]. В центре мира, естественно, находится Рим (что в целом характерно даже для современной картографии). В 11 веке появляются подобные планы для других территорий – современного Кыргызстана (рисунок 6), Карта «Книга Рожера» Аль-Идриси, которая была создана на основе информации, полученной от арабских торговцев, которые путешествовали по всему миру. В то время это была самая точная и обширная карта мира. На карте Аль-Идриси Европа и Азия уже хорошо очерчены, а вот от Африки пока есть только её северная часть (рисунок 7).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы