Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Методика активизации познавательной деятельности учащихся при обучении биологии раздел живые организмы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические подходы к активизации
познавательной деятельности учащихся 6
1.1. Познавательная деятельность учащихся,
понятие, сущность. 6
1.2. Педагогические технологии активизации
познавательной деятельности учащихся при обучении биологии в разделе «Живые
организмы» в общеобразовательной школе. 19
Выводы к 1 главе. 34
2. Методические подходы к активизации
познавательной деятельности учащихся при обучении биологии в разделе «Живые
организмы». 35
2.1. Тематическое планирование образовательного
процесса по биологии в разделе «Живые организмы». 35
2.2. Технологическая карта урока с элементами
активизации познавательной деятельности учащихся при обучении биологии в
разделе «Живые организмы» 43
Выводы ко 2 главе. 50
Заключение. 51
Список использованной литературы.. 53
Введение:
Актуальность исследования. С древних времен педагоги ищут
способы наиболее эффективного обучения детей, ставятся задачи определить такие
методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными
затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое, не осталось ни
одного более или менее очевидного пути, по которому бы не пытались идти
учителя. Все самое ценное сосредоточено в арсенале научной дидактики,
практическая задача которой – указать учителям наиболее рациональные пути
скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими
поколениями учителей.
Актуальность
темы исследования заключается в том, что на современном этапе развития
школьного биологического образования наблюдаются тенденции к снижению качества
знаний и усилению негативного отношения к обучению в целом, из-за общего
снижения уровня познавательной активности у школьников.
Поэтому,
необходим иной подход к организации обучения, позволяющий изменить позиции
ученика и учителя в учебном взаимодействии. Ключевой проблемой в решении задачи
повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация
познавательной деятельности учащихся.
Познавательная
деятельность ребенка представляет собой очень сложный процесс взаимодействия
внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в
развитии познавательной активности, но по мере развития сознания, все большую
роль приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и
потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют
направленность в деятельности ребенка, которая и оказывает влияние на развитие
психологических процессов.
Познавательная
активность как движущая сила учения школьника является основой формирования
ценностных ориентаций развивающейся личности.
Именно
познавательный интерес пробуждает в личности способность к вдохновению и
творческой активности в любом виде деятельности, что подтверждается
психолого-педагогическими исследованиями ученых (Ю.П. Азаров, Н.В. Болотникова,
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Новикова, Г.И. Щукина и Е.В.Коротаева) [14,
45, 46].
В настоящее
время вопрос активизации познавательной деятельности у учащихся особенно
актуален и способствует решению основного требования новых стандартов (ФГОС)
«научить учиться». Именно активизация познавательной деятельности способствует
снятию психологических нагрузок, а значит, и сохранности здоровья у учащихся,
способствует предупреждению отставания в учении.
Цель исследования – изучить методические аспекты активизации
познавательной деятельности учащихся при обучении биологии в разделе «Живые
организмы».
Объект исследования – познавательная деятельность
школьников при обучении биологии.
Предмет исследования – методические аспекты активизации
познавательной деятельности при обучении биологии в разделе «Живые организмы».
Задачи исследования:
1. Проанализировать структуру и содержание познавательной
деятельность учащихся, дать понятию «познавательная деятельность»
психолого-педагогическое обоснование.
2. Проанализировать педагогические технологии
активизации познавательной деятельности учащихся при обучении биологии в
разделе «Живые организмы».
3. Разработать тематический план темы «Многообразие живых
организмов», с использованием технологий активизации познавательной
деятельности учащихся.
4. Разработать технологическую карту урока с элементами
активизации познавательной деятельности учащихся при обучении биологии в
разделе «Живые организмы».
Методы исследования: анализ методической литературы;
анализ научной и педагогической литературы; синтез, классификация, обобщение,
сравнение.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть
использованы учителями биологии для активизации познавательной деятельности
учащихся в разделе «Живые организмы».
Апробация результатов исследования:
По теме исследования опубликована статья в сборнике статей XI Международной
научно-практической конференции «Теория и практика приоритетных научных
исследований». Зайцева А.И. Организация работы учащихся с
источниками информации в ходе урока на тему: «Конкуренция-основа поддержания
видовой структуры биоценоза»//Сборник статей XI Международной
научно-практической конференции «Теория и практика приоритетных научных
исследований» (Смоленск, 17.02.2020 г.). – НАУКОСФЕРА: МНИЦ «Наукосфера»,
2020.- С. 20-28.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованной литературы. Ее содержание изложено на 61
страницах, иллюстрировано 3 таблицами и 9 рисунками. Список литературы включает
54 источника (3 из которых на иностранном языке).
Заключение:
Итак, в
соответствии с представленным анализом литературы, интерес – это
чувственно-оценивающее отношение личности к процессу собственной деятельности.
Именно познавательный интерес является действенным образовательным средством,
кроме того, он является важным образовательным мотивом. Процесс развития
интереса к познанию, как правило, проходит несколько уровней. Познавательный
интерес укрепляет влияние учителя на обучающихся, кроме того, именно интерес
активизирует поисково-исследовательскую деятельность школьников и выступает
особой составляющей воспитательно-образовательного процесса.
Познавательная
деятельность – это сознательная деятельность субъекта, направленная на
получение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также
конкретных знаний. В структуру познавательной деятельности входят мотивация,
проблема, реализация, контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.
Познавательная деятельность – одна из ведущих форм деятельности ребенка,
стимулирующая обучение на основе познавательного интереса.
В
соответствии с анализом педагогических и научных литературных источников, а
также на основании опыта различных учителей можно выделить некоторые технологии
в повышении познавательного интереса к учению: Технология проектирования и
исследования. Игровая технология и игры. Технология интеграции (интегрированные
уроки). Технологии проблемного учения. Информационно-коммуникационные
технологии.
Создание
ситуаций интереса, развлечения, познавательной новизны и опоры на жизненный
опыт помогает ребенку быть активным в обучении. Учащиеся сами должны отстаивать
свое мнение, участвовать в дискуссиях, задавать вопросы своим одноклассникам и
учителям, находить несколько вариантов решения той или иной проблемы или
задачи, потому что все это побуждает ребенка думать, анализировать, что
способствует активности.
Представлен
тематический план по биологии при изучении темы «Многообразие животных
организмов» из раздела «Живые организмы». В соответствии с разработанным
тематическим планом темы была разработана технологическая карта урока на тему:
«Бактерии: строение и
жизнедеятельность».
На уроках
биологии учитель мотивирует учащихся к учебно-исследовательской деятельности,
формирует у них основные методические знания и умения. Например, знания о
законах биологии как науки, знания о биологическом эксперименте и наблюдении,
умение выполнять постановку опыта, работу с лабораторным оборудованием. Для
учащихся этого возраста целесообразно предлагать учебно-исследовательские
задания с развлекательными элементами, которые вызывают интерес к предмету в
целом.
Удовлетворить
детское любопытство, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира,
помочь ему освоить способы познания связей между предметами и явлениями
позволяет игровая деятельность.
В
дидактических играх ребенок без напряжения, без целенаправленной подготовки
учится наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, осваивать действия
планирования и прогнозирования. Использование игровых ситуаций и игр на уроке
позволяет организовывать учебный процесс, содействующий вовлечению в
образовательную деятельность большое количество учащихся и разнообразить
самостоятельную работу школьников, а также повысить их познавательный интерес к
обучению биологии. Таким образом, цель исследования достигнута, а задачи
решены.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические подходы к активизации
познавательной деятельности учащихся 1.1. Познавательная деятельность учащихся, понятие,
сущность Проблема
интереса к обучению сопровождала весь исторический процесс становления
педагогической мысли и школы. Трудно найти человека, у которого вообще
отсутствуют какие-либо интересы, и еще труднее найти такого ребенка. Именно по
этим причинам так важно принимать во внимание интересы каждого учащегося и
стремиться их развить.
Несомненно,
интерес – это фундамент множества исследований, как в психологии, так и в
педагогической науке. С позиций современной педагогики проблемы познавательного
интереса, рассматривались Рубинштейн С.Л., Блиновой Т.Л., Щукиной Г.И., Савиной
Ф.К., Божович Л.И. и многими другими авторами [1, 2, 31, 32, 42].
Проанализируем подходы некоторых авторов к раскрытию понятия «интереса» (табл.
1).
Таблица
1
Анализ
взглядов некоторых авторов к раскрытию понятия «интереса» Автор Взгляды авторов Даль В.И. Первое толкование понятия «интерес»
– это определенная выгода, прибыль; второе толкование – рост на деньги,
проценты; третье толкование – забота, участие или развлечение, ценность,
важность дел [9]. Выготский Л.С. В соответствии с его мнением
интерес воспринимался как влияние «на интегральные качества человека:
мировоззрение, убеждения, отношение к труду, на свободу человека в выборе
цели и средств деятельности» [6]. Сухомлинский В.А. Интерес – это чувственное
благополучие, основанное на воплощении познавательной деятельности и
характеризующееся мотивацией этой деятельности [36]. Морозова Н.Г. Интерес – это активная
чувственно-познавательная связь общества со всем миром [24]. Щукина Г.И. Познавательный интерес
представляется автору в качестве избирательной целенаправленности личности,
ориентированной на сферу знания и образовательному процессу [5]. Матюхина М.В. Интерес как фактическая причина
действий, которая ощущается людьми как особенно важная. Значение этого
термина следует понимать, как позитивное оценивающее отношение субъектов к
итогам своей деятельности. Понятие выражается в эмоциональных
взаимоотношениях учащихся с объектами своих знаний [23]. Савина Ф.К. Интерес – это системное качество
человека, указывающее на его продуктивные свойства: личностную и социальную
зависимость, субъектную направленность, поли функциональность, осознанность,
динамичность, избирательность, имеющую эмоциональную окраску, на фоне
волевого напряжения [32]. Рубинштейна С.Л. Считал, что понятие «интерес»
заключается в характере двусторонних отношений [33]. Родионов М.А. С его позиции понятие «интерес»
рассматривается как общественное явление: интерес – это целостность
выражения, проявления внутренней сути субъекта и выражения объективного мира,
комплекса материально-духовных ценностей культуры человека в сознании субъекта.
Между тем, «процесс превращения объективно интересного в личностно значимое и
является главным в становлении школьника к обучению» [10]. Епишева О.Б. Интерес является формой проявления
познавательной потребности, способствующая направлению личности к пониманию
целей деятельности, более полной ориентации, детальному знакомству с фактами
и, как следствие, успешности обучения [12]. Блинова Т.Л. Понятие «интерес» характеризует
устойчивое желание личности к целенаправленной активной деятельности
познавательного характера [19]. В современном
социологическом словаре интерес (от латинского interest – иметь ценность)
определяется как ориентация субъекта на значимые для него объекты, связанные с
удовлетворением потребностей, выгод [3, 7].
В ходе
проведенного анализа представленных подходов к определению интереса можно
выделить его характерные свойства [4, 8, 11, 13]:
· появление выборочной, целенаправленной потребности в
образовании;
· влияние на свободу выбора цели и методов деятельности;
· ориентация субъекта на значимые для него объекты;
· интерес принимает характер двухсторонних отношений;
· ориентация личности на процесс познания носит избирательный
характер;
· активное чувственно-познавательное отношение личности к миру.
Перечисленные
характеристики дают возможность представить определение познавательному
интересу. Это понятие означает избирательный импульс личности, направленный на
понимание, чувственно-волевое отношение к информации, весь процесс познания и
развития личной интеллектуальности.