Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Методические особенности обучения школьников с нарушением слуха в игре в мини-футбол
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ
СЛУХА.. 8
1.1.
Особенности психофизического развития младших школьников с нарушением слуха. 8
1.2.
Особенности общения с глухими школьниками в процессе физкультурно-спортивной
деятельности. 13
1.3.
Мини-футбол, как вид физкультурно-спортивной деятельности, реабилитации и
социальной интеграции детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 20
1.4.
Педагогические условия и особенности организации занятий с младшими школьниками
с нарушением слуха в секции по мини-футболу. 22
ГЛАВА 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 26
2.1.
Организация исследования. 26
2.2. Методы
исследования. 27
ГЛАВА 3.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ МИНИ-ФУТБОЛОМ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.. 31
3.1.
Результаты исследования и их анализ на начальном и заключительном этапах
исследования. 31
3.2. Динамика
развития двигательных способностей у слабослышащих школьников 7-8 лет,
занимающихся мини-футболом. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 53
Введение:
Постоянно повышается интерес к образованию лиц с
ограниченными возможностями здоровья,
в связи с тем, что число детей с различными нарушениями в развитии,
неизменно растет. Такие дети нуждаются
в специальном образовании,
создаваемом для них, и отвечающем их особым образовательным потребностям.
Они должны иметь
равные со всеми права на образование. Все это подтверждает
новый стандарт образования, который включает адаптированную основную образовательную программу.
Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха —
от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения
возможности воспринимать речь разговорной громкости. Необходимость и порядок
использования слуховых аппаратов, особенно на занятиях и уроках, определяется
специалистами (врачом — сурдологом и сурдопедагогом). Образование детей с нарушениями развития, в
настоящее время является актуальной проблемой, поскольку показатели здоровья
показывают, что детская инвалидность по слуху в последнее время неумолимо
растет.
Коржова А.А. писала, что процессе
физкультурно-оздоровительной работы с детьми с нарушениями слуха и речи, акцент
должен быть сделан на раскрытие личности ребенка, создание своей индивидуальной
коррекционной программы развития на основе комплексного изучения особенностей
его развития.
Основной целью ранней диагностики и
поддержки ребенка является — обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное
и физическое развитие и добиться максимального успеха в развитии своих
возможностей. Но, как хорошо известно, изучение ребенка с отклонениями в
развитии не может быть ограничено только определением степени и тяжести
инвалидности, и обязательно включает в себя компенсаторный процесс. Полноценное
развитие детей с нарушением слуха, а также физическое воспитание невозможно без
обеспечения не только необходимого уровня физического развития, но и коррекции
отклонений в различных областях.
Дети с нарушением слуха соматически
ослаблены и часто малоподвижны. Абрамова, М.Г. в своей работе говорит о том,
что в педагогическом процессе такие дети используют тактильные и вибрационные
чувствительности. При помощи тактильных анализаторов у детей с нарушенным
слухом происходит развитие познавательной сферы. Они не образуются с рождением
слухового внимания.
Некоторые компенсации этого разрыва
зависят от степени ухудшения состояния слухового анализатора, активация
которого возможна только при длительной и систематической работе по развитию
слухового восприятия. Есть две основные
группы детей с нарушениями слуха: слабослышащие (диагностика слуха) и глухие
(глухота диагноз). К группе слабослышащих приписывали детей, у которых
существует возможность независимого развития речи, по крайней мере, в
минимальной степени. Состояние детей с нарушением слуха характеризуется большим
разнообразием: от малых нарушений понимания шепотной речи до резкого
ограничения восприятия речи разговорной громкости.
Заключение:
Развитие психики ребенка с нарушениями слуха протекает с отклонениями от обычной нормы. Дело не только в том, что ребенок плохо слышит, т.е. имеет
физический (биологический) недостаток, но и в том, что этот недостаток привел к
нарушению многих функций
и сторон психики, определяющих ход развития
личности ребенка, у которого сформировались только зачатки речи, мышление
почти не продвинулось в своем развитии от наглядно-образного к словесно- абстрактному.
Особенности личностного развития глухих детей
обусловлены рядом причин: обеднением
или недостатком звуковых ощущений, что имеет важное значение для развития
эмоционально-волевой сферы; трудностями в общении с окружающими
и невозможностью полноценного усвоения
социального опыта посредством речи; существенным недоразвитием разных
видов деятельности (предметной, игровой,
элементарной трудовой), в процессе которых
идет усвоение социального опыта и формирование личностных качеств.
Становление
личности ребенка связано с
формированием эмоционально- волевой сферы. Эмоциональное развитие
детей с нарушениями слуха подчиняется основным закономерностям развития эмоций
и чувств слышащих
детей, однако имеет и свою специфику. Установлено, что относительная
бедность эмоциональных проявлений у
глухих младших школьников лишь частично обусловлена нарушением слуха и непосредственно зависит от характера
общения со взрослыми. Поведение родителей,
особенно неумение взрослых слышащих людей, вызвать глухих младших
школьников на эмоциональное общение, влияет на эмоциональную сферу детей. По данным В. Петшака, глухие дети, имеющие
неслышащих родителей, демонстрируют
более высокий уровень эмоциональных
проявлений, чем глухие дети
слышащих родителей. По опознанию эмоций глухие дети существенно уступают слышащим.
Общение –
одна из важнейших сторон жизни человека. Без общения человек не может
существовать в обществе. Овладение искусством общения, искусством слова,
культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или
отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных). Создание
наиболее эффективных условий формирования личности глухого ученика, включение его
в общественно-полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает
развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить
разборчиво, понятно для окружающих. Известно, что по уровню речевого развития
глухие учащиеся отстают от слышащих сверстников. Решая аналогичные с массовой
школой задачи развития речи учащихся, педагоги школы для детей с нарушениями
слуха должны расставить свои акценты, определить коррекционный характер
обучения на этом этапе работы. Коммуникативные навыки формируются у учащихся в
процессе всей образовательно-коррекционной работы в ходе целенаправленного
развития речевого поведения. Умение общаться с окружающими – достаточно большая
проблема для детей с нарушениями слуха. Их словарный состав ограничен, а речь
маловыразительна. Потеря возможности устной коммуникации у детей чаще всего
делает их замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в контакт с окружающими
их слышащими людьми. Но ежедневно и многократно учащимся приходится обращаться
к кому-то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого-то благодарить, перед
кем-то извиняться. Опыт работы с неслышащими детьми показал, что словесные
формы, которыми пользуются дети, бедны. Поэтому необходимо проводить
специальное обучение формам общения, учитывая возрастные особенности учащихся,
и сохраняя единые речевые ситуации. С целью адаптации слабослышащих детей в
среде слышащих и подготовки их к свободному общению подбирается единый речевой
материал по определенным темам для индивидуальных занятий. Отбираются для
каждой темы слова и фразы. Одним из важнейших умений
современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком
уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных
видах деятельности. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому
формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как
учебно-воспитательного процесса, так и успешности обучения школьников.
Коммуникативные умения представляют собой сложную группу
качеств, в которую входят: дружеское расположение, желание и умение сообща
играть, трудиться и просто общаться, считаться с интересами и замыслами
товарищей, добиваться общей цели, оказывать помощь друг другу, проявлять
организованность и ответственное отношение к поручениям и обязанностям, заботу
об общем деле.
Фрагмент текста работы:
Особенности
психофизического развития младших школьников с нарушением слуха Развитие психики ребенка с нарушениями слуха протекает с отклонениями от обычной нормы. Дело не только в том, что ребенок плохо слышит, т.е. имеет
физический (биологический) недостаток, но и в том, что этот недостаток привел к
нарушению многих функций
и сторон психики, определяющих ход развития
личности ребенка, у которого сформировались только зачатки речи, мышление
почти не продвинулось в своем развитии от наглядно-образного к словесно- абстрактному.
Другие стороны психики в
своем становлении у этого ребенка
не испытывали того решающего воздействия со стороны речи и отвлеченного мышления, которое имеет место в норме. Это относится прежде всего к сфере восприятия,
в том числе к дефектному слуху: он не стал в полной мере речевым слухом.
В таком состоянии
взаимодействие слухового анализатора с речедвигательным оказалось
нарушенным. Это помешало
нормальному становлению речевых механизмов, вторично привело к
недоразвитию речевой деятельности и продолжает
препятствовать дальнейшему формированию речи.
У ребенка речевое недоразвитие обусловлено неполноценным слухом, что ведет к изменению хода общего развития (нарушение слуха — общее нарушение познавательной деятельности — недоразвитие
речи).
Речевое недоразвитие носит характер вторичного проявления, оно возникает и существует как функциональное
на фоне аномального развития психики
в целом. Это осложняет социальное взаимодействие слабослышащего ребенка.
Именно в сфере речевого общения глухие и слабослышащие оказываются в невыгодном по отношению к своим слышащим
сверстникам положении. Затрудненность словесного общения является
одной из главных
причин аномального развития [1].
Бедность речевого запаса,
искаженный характер речи ребенка, формирующейся
в условиях нарушенного слухового
восприятия, накладывают отпечаток на ход развития познавательной
деятельности. Это, в свою очередь, оказывает
обратное отрицательное влияние на все компоненты языка в процессе их функционирования в речевой деятельности.
При поступлении в школу слабослышащие дети часто
обнаруживают следующие нарушения речи:
1) недостатки произношения;
2) ограниченный запас слов;
3) недостаточное усвоение звукового состава слова, которое выражается не только в неточностях произношения, но и в ошибочном написании слов;
4) неточное понимание и неправильное употребление слов;
5) недостатки грамматического строя речи:
а) неправильное
построение предложения; б) неправильное согласование предложения;
6) ограниченное понимание устной речи;
7) ограниченное понимание читаемого текста.
К началу обучения в школе диапазон различий в уровне сформированности речи слабослышащих детей достаточно велик: от наличия
зачатков речи (чрезвычайно бедный словарь, зачастую
представленный обрывками слов,
множественные проявления несформированности произносительной и грамматической сторон речи) до относительно сложившейся речи с отдельными лексико-семантическими, фонетическими и грамматическими недостатками.
Исследования речи слабослышащих позволили сделать
вывод о том, что своеобразие
их речи следует рассматривать не столько как недостаточность, сколько
как процесс замедленного поступательного развития речи, подчиненного особым закономерностям.