Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология История, методика преподавания

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Методические особенности изучения вопросов военной истории в 7-8 классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические обоснование
преподавания военной истории
в школе. 8

1.1 Теоретические основы методики обучения
военной истории. 8

1.2 Цели и задачи дисциплины, её место в
учебном процессе. 20

Глава 2. Процесс формирования знаний
по военной истории у школьников 7-8 классов  28

2.1. Обзор методов и методических
приемов обучения военной истории. 28

2.2. Анализ опыта учителей по
обучению военной истории. 45

2.3. Методическая разработка урока по
истории по теме «Франция в XI – XV вв. Столетняя война. Жанна дʼАрк». 67

Заключение. 82

Список использованных источников и
литературы.. 84

Приложения. 91

  

Введение:

 

Введение

Наличие у учителя истории четких
программных установок, стабильных учебников и методических пособии,
дополнительной литературы еще в недавнем прошлом было важнейшим показателем
эффективности и надежности работы школьного учителя. Определенному
идеологически отшлифованному базису знаний по всем курсам отечественной и
всеобщей истории соответствовала четкая методическая надстройка в виде
рекомендаций, указаний, разработок вплоть до того, как лучше построить и
провести урок по той или иной теме.

На сегодняшний день ФГОС предъявляет
высокие требования к результатам обучения выпускников школы по истории:
общество заинтересовано в людях, которые не только обладают широким
историческим кругозором, но и умеют применять исторические знания на практике.

Современного ученика чрезвычайно трудно
мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле
информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают
серьезные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным
предметам. Одно из требований ФГОС: «Развивать мыслительную активность
учащихся, включающую умение искать, анализировать, обобщать, применять,
интерпретировать информацию, содержащуюся в различных источниках, о событиях и
явлениях прошлого и настоящего». Наиболее затруднительным для учеников являются
темы изучения войны. Обилие дат, имен, событий, умение работать с историческими
источниками и исторической картой. Все это вызывает у учащихся негативное
отношение к изучению истории.

В связи с этим представляется необходимым
рассмотреть такую тему как военная история на уроках 7-8 классов В процессе
изучения военной истории в старшей школе большой интерес школьников имеет
проблема уроков, посвященных военно-историческим событиям, войнам и вооруженным
конфликтам. Уроки прошлого должны служить настоящему. Сквозь прошлое
просматривается смысл истории, корректируются представления об историческом
опыте. Последний – это итог познавательного и духовного освоения ученика
социального мира и его будущего. Итог заключается не только в знаниях, но и в
ценностных, мировоззренческих представлениях.

В настоящее время растет социальный запрос
на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность.
Поэтому для школы поставлена задача повышения воспитательного потенциала
образовательного процесса. Богатейшая военная история нашей страны несет в себе
большой воспитательный потенциал, который сможет помочь в решении этой задачи.

Соприкасаясь с глубоким изучением вопросов
военной истории, старшеклассник приобщается к трудовому и ратному подвигу
народа, учится на героических примерах великих предков беззаветному служению
Отечеству. Военные традиции, героика минувших времен никогда не утрачивают
своего значения. Хранить и развивать славные боевые традиции наших предков — в
этом и состоит одна из задач исторической науки.

Актуальность исследования состоит в том,
что изучение вопросов военной истории позволит обеспечить
личностно-эмоциональное восприятие учащихся прошлого и настоящего.

Объектом исследования
является урок истории в общеобразовательной школе.

Предмет исследования:
теоретические и практические аспекты организации современного урока истории по
изучению вопросов военной истории в 7-8 классах.

Цель исследования:
разработать, апробировать и описать теоретико-методические основания изучения
вопросов военной истории в 7-8 классах.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы
методики обучения истории.

2. Раскрыть цели и задачи дисциплины, её
место в учебном процессе.

3. Изучить структуру исторических знаний с
опорой на возрастные характеристики личности.

4. Проанализировать методы и методические
приемов обучения военной истории.

В целях реализации задач использовался
комплекс взаимодополняющих методов исследования:
сравнительно-сопоставительный, ретроспективный анализ философской,
психолого-педагогической и методической литературы, научной периодики по теме;
изучение директивных, нормативных и программно-методических документов в сфере
организации процесса обучения; системный анализ, синтез и обобщение полученных
результатов, моделирование.

Степень изученности.
В процессе работы над исследованием были выделены две группы источников:
нормативные документы и учебно-методические материалы.

Позиция Минобразования России по вопросам
реформирования школьного исторического образования в современной России была
отражена в приказе Минобразования РФ «Об изучении Конституции Российской
Федерации в образовательных учреждениях» от 09.12.1994 г., в письмах
Минобразования РФ «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской
Федерации» от 06.02.1995 г., «О гражданско-правовом образовании учащихся в
общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» от 19.03.1996 г.; Концепция
преподавания учебного курса «История России», утвержденная решением Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации. Протокол от 23 октября 2020 г. №
ПК-1вн. Названные документы заложили основу для реализации стратегии развития
исторического и обществоведческого образования.

Для раскрытия темы работы понадобилось
изучить Федеральный закон об образовании, который регулирует отношения всех
участников образовательного процесса.

Также для реализации поставленных задач
стоит рассмотреть Приказ Министерства образования и науки об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта среднего и общего
образования, в котором прописаны требования при реализации основной
образовательной программы среднего общего образования. В том числе для
проведения современного урока истории в школе, нужен компетентный
преподавательский состав, который не может быть принят в образовательное
учреждение, не соответствуя профессиональному стандарту. Об этом стандарте
говорится в Приказе Министерства труда и социальной защиты. В нем говорится о
стандарте, применяемом работодателем при формировании кадров в образовательном
учреждении, заключения трудовых договоров, разработке должностных инструкций.

Методическая литература особенно много
дала информации об организации современного урока истории в общеобразовательной
школе.

Для того, чтобы рассмотреть всеохватывающе
тему работы, надо отталкиваться от истории советского периода об организации
урока. Данная информация содержится в работах Вендровской Р.Б «Очерки истории
советской дидактики» и Вагина А.А. «Методика преподавания истории в средней
школе». В этих книгах четко показана история становления теории обучения,
рассматриваются вопросы об исторических представлениях учащихся и формировании
важнейших понятий.

Так же для более полного понимания и
раскрытия темы нужно воспользоваться учебниками и пособиями, в которых дана
полная информация об уроке, о структуре его организации, о методах его
проведения. Ознакомившись с мировым опытом преподавания истории в общеобразовательной
школе в учебнике Вяземского Е.Е. и Стреловой О.Ю. «Теория и методика
преподавания истории». Особое внимание нужно обратить на актуальные проблемы
исторического образования, его цели, структуру и содержание. В работе нужно
рассмотреть концептуальные составляющие обучения истории, теоретические
организационные и методические основы учебных занятий, общие и видовые методы
преподавания и изучения истории, которые содержаться в пособии Степанищева А.Т.
«Методика преподавания и изучения истории».

Огромную роль в подготовке и изучении темы
дипломной работы имеет учебное пособие Загвязинского В. И. «Теория обучения:
Современная интерпретация», в которой раскрыто современное понимание структуры
и принципов обучения. Использовали сравнительные характеристики современных
систем обучения, даны рекомендации о способах проектирования и реализации
обучающей системы в рамках предметных и интегративных курсов, которыми
пользовались для раскрытия и понимания темы работы.

Необходимо отметить, что использование
архивных документов и материалов личного происхождения при обучении истории (в
том числе военной истории), дает возможность осуществлять работу в рамках
деятельностного подхода, использовать поисковый метод, анализ различных
исторических источников, организовать реализацию исследовательских проектов;
реализовывать воспитательные задачи. Об этом говорят работы многих историков,
труды которых указаны в библиографическом списке настоящего исследования.
Писатель и автор множества книг Н.Г. Дайри отмечал, что ключевые вопросы, по
которым изучается не только учебный материал, а реальность, которая
непосредственно окружает учеников, усваиваются ими значительно лучше. О
вопросах и проблемах региональной истории в системе школьного исторического
образования в своих работах рассуждают Святченко И.В. и Козлов В.Ф.

Изучение военной истории на уроках истории
в общеобразовательной школе имеет выраженные методические особенности. Важность
исследования тематики военной истории является традиционной в школе всех
субъектов РФ. Об этом в свих работах говорят Бородаев В.Б., Никонова М.А.,
Сергеев А.Д. и другие.

Структура работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

Вся история человечества неразрывно
связана с войнами различного масштаба и характера. Война как сложное
социально-политическое явление с незапамятных времен занимает умы государственных
деятелей, военных, историков и философов, ученых и писателей. Каждое поколение
людей оставило в истории свое понимание войны, свой взгляд на причины ее
происхождения и пути дальнейшей эволюции. Научное познание было направлено на
установление сущности и объективных закономерностей войны, описание, объяснение
и предсказание процессов и явлений наблюдаемой действительности.

Сегодня областью научных знаний, изучающей
вопросы подготовки и ведения войны, является военная наука. Военная наука – это
составная часть военного дела, область науки (теоретической и практической),
представляющая собой единую систему знаний о подготовке и ведении военных
действий (войны) государствами, коалициями государств или классами для
достижения политических целей. На протяжении истории практическая военная
деятельность, по мере своего становления и развития, оформилась в военное
искусство. Военное искусство – это составная часть военного дела, теория и
практика подготовки и ведения военных (боевых) действий на суше, море и в
околоземном пространстве.

Военная история России – это отдельная
отрасль исторического знания, позволяющая понимать сущность происходящих
событий, геополитические проблемы и задачи стоявшие перед нашей страной на
протяжении истории. Это наука о людях, которые отдали жизнь за свободу и
независимость нашей страны. В настоящее время вопросы военной истории России
ставятся особенно остро, попытки переписать историю путем подмены понятий,
обращения к проблемным вопросам под другим углом способны полностью исказить
представление подрастающего поколения о героическом прошлом нашей страны
подрывая устоявшиеся ценности, основы культуры, нравственности государственного
строя России.

Кроме этого, обращение к военной истории
России возможно не только на уроках истории: содержание военной истории России
может стать основой для разработки факультативного курса, внеурочных
мероприятий. Цель которых показать обучающимся события, военной истории России
дать возможность научиться анализировать их для возможности сопоставления и
критической оценки исходя из сегодняшних реалий геополитической обстановки в
мире, создать условия для формирования патриотических, чувств уважительного
отношения к истории своей страны.

Для эффективного изучения вопросов военной
истории учитель на своих уроках должен придерживаться следующих принципов: урок
должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в
знаниях; темы и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и
учеников завершенными; необходим полный контакт во взаимодействии учителя и
учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимые прямые и косвенные
оскорбление учащихся); создать атмосферу доброжелательности и активного
творческого труда; менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально
сочетать разнообразные методы обучения; управлять учебным процессом на уроке.

Используя в процессе изучения,
интерактивные формы обучения можно было наблюдать изменения личностных
результатов учащихся, а также апробация показала, что эти методы направлены на
одновременное формирование системы знаний, взглядов и убеждений, личностное
развитие учащихся, наметились положительные изменения нравственных убеждений,
гражданственного самосознания и патриотических чувств.

Таким образом, изучение военной истории на
уроках в 7-8 классах дает возможность осуществлять работу в рамках
деятельностного подхода, использовать поисковый метод, анализ различных
исторических источников, организовать реализацию исследовательских проектов;
реализовывать воспитательные задачи.

 

Фрагмент текста работы:

 

Введение

Наличие у учителя истории четких
программных установок, стабильных учебников и методических пособии,
дополнительной литературы еще в недавнем прошлом было важнейшим показателем
эффективности и надежности работы школьного учителя. Определенному
идеологически отшлифованному базису знаний по всем курсам отечественной и
всеобщей истории соответствовала четкая методическая надстройка в виде
рекомендаций, указаний, разработок вплоть до того, как лучше построить и
провести урок по той или иной теме.

На сегодняшний день ФГОС предъявляет
высокие требования к результатам обучения выпускников школы по истории:
общество заинтересовано в людях, которые не только обладают широким
историческим кругозором, но и умеют применять исторические знания на практике.

Современного ученика чрезвычайно трудно
мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле
информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают
серьезные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным
предметам. Одно из требований ФГОС: «Развивать мыслительную активность
учащихся, включающую умение искать, анализировать, обобщать, применять,
интерпретировать информацию, содержащуюся в различных источниках, о событиях и
явлениях прошлого и настоящего». Наиболее затруднительным для учеников являются
темы изучения войны. Обилие дат, имен, событий, умение работать с историческими
источниками и исторической картой. Все это вызывает у учащихся негативное
отношение к изучению истории.

В связи с этим представляется необходимым
рассмотреть такую тему как военная история на уроках 7-8 классов В процессе
изучения военной истории в старшей школе большой интерес школьников имеет
проблема уроков, посвященных военно-историческим событиям, войнам и вооруженным
конфликтам. Уроки прошлого должны служить настоящему. Сквозь прошлое
просматривается смысл истории, корректируются представления об историческом
опыте. Последний – это итог познавательного и духовного освоения ученика
социального мира и его будущего. Итог заключается не только в знаниях, но и в
ценностных, мировоззренческих представлениях.

В настоящее время растет социальный запрос
на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность.
Поэтому для школы поставлена задача повышения воспитательного потенциала
образовательного процесса. Богатейшая военная история нашей страны несет в себе
большой воспитательный потенциал, который сможет помочь в решении этой задачи.

Соприкасаясь с глубоким изучением вопросов
военной истории, старшеклассник приобщается к трудовому и ратному подвигу
народа, учится на героических примерах великих предков беззаветному служению
Отечеству. Военные традиции, героика минувших времен никогда не утрачивают
своего значения. Хранить и развивать славные боевые традиции наших предков — в
этом и состоит одна из задач исторической науки.

Актуальность исследования состоит в том,
что изучение вопросов военной истории позволит обеспечить
личностно-эмоциональное восприятие учащихся прошлого и настоящего.

Объектом исследования
является урок истории в общеобразовательной школе.

Предмет исследования:
теоретические и практические аспекты организации современного урока истории по
изучению вопросов военной истории в 7-8 классах.

Цель исследования:
разработать, апробировать и описать теоретико-методические основания изучения
вопросов военной истории в 7-8 классах.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы
методики обучения истории.

2. Раскрыть цели и задачи дисциплины, её
место в учебном процессе.

3. Изучить структуру исторических знаний с
опорой на возрастные характеристики личности.

4. Проанализировать методы и методические
приемов обучения военной истории.

В целях реализации задач использовался
комплекс взаимодополняющих методов исследования:
сравнительно-сопоставительный, ретроспективный анализ философской,
психолого-педагогической и методической литературы, научной периодики по теме;
изучение директивных, нормативных и программно-методических документов в сфере
организации процесса обучения; системный анализ, синтез и обобщение полученных
результатов, моделирование.

Степень изученности.
В процессе работы над исследованием были выделены две группы источников:
нормативные документы и учебно-методические материалы.

Позиция Минобразования России по вопросам
реформирования школьного исторического образования в современной России была
отражена в приказе Минобразования РФ «Об изучении Конституции Российской
Федерации в образовательных учреждениях» от 09.12.1994 г., в письмах
Минобразования РФ «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской
Федерации» от 06.02.1995 г., «О гражданско-правовом образовании учащихся в
общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» от 19.03.1996 г.; Концепция
преподавания учебного курса «История России», утвержденная решением Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации. Протокол от 23 октября 2020 г. №
ПК-1вн. Названные документы заложили основу для реализации стратегии развития
исторического и обществоведческого образования.

Для раскрытия темы работы понадобилось
изучить Федеральный закон об образовании, который регулирует отношения всех
участников образовательного процесса.

Также для реализации поставленных задач
стоит рассмотреть Приказ Министерства образования и науки об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта среднего и общего
образования, в котором прописаны требования при реализации основной
образовательной программы среднего общего образования. В том числе для
проведения современного урока истории в школе, нужен компетентный
преподавательский состав, который не может быть принят в образовательное
учреждение, не соответствуя профессиональному стандарту. Об этом стандарте
говорится в Приказе Министерства труда и социальной защиты. В нем говорится о
стандарте, применяемом работодателем при формировании кадров в образовательном
учреждении, заключения трудовых договоров, разработке должностных инструкций.

Методическая литература особенно много
дала информации об организации современного урока истории в общеобразовательной
школе.

Для того, чтобы рассмотреть всеохватывающе
тему работы, надо отталкиваться от истории советского периода об организации
урока. Данная информация содержится в работах Вендровской Р.Б «Очерки истории
советской дидактики» и Вагина А.А. «Методика преподавания истории в средней
школе». В этих книгах четко показана история становления теории обучения,
рассматриваются вопросы об исторических представлениях учащихся и формировании
важнейших понятий.

Так же для более полного понимания и
раскрытия темы нужно воспользоваться учебниками и пособиями, в которых дана
полная информация об уроке, о структуре его организации, о методах его
проведения. Ознакомившись с мировым опытом преподавания истории в общеобразовательной
школе в учебнике Вяземского Е.Е. и Стреловой О.Ю. «Теория и методика
преподавания истории». Особое внимание нужно обратить на актуальные проблемы
исторического образования, его цели, структуру и содержание. В работе нужно
рассмотреть концептуальные составляющие обучения истории, теоретические
организационные и методические основы учебных занятий, общие и видовые методы
преподавания и изучения истории, которые содержаться в пособии Степанищева А.Т.
«Методика преподавания и изучения истории».

Огромную роль в подготовке и изучении темы
дипломной работы имеет учебное пособие Загвязинского В. И. «Теория обучения:
Современная интерпретация», в которой раскрыто современное понимание структуры
и принципов обучения. Использовали сравнительные характеристики современных
систем обучения, даны рекомендации о способах проектирования и реализации
обучающей системы в рамках предметных и интегративных курсов, которыми
пользовались для раскрытия и понимания темы работы.

Необходимо отметить, что использование
архивных документов и материалов личного происхождения при обучении истории (в
том числе военной истории), дает возможность осуществлять работу в рамках
деятельностного подхода, использовать поисковый метод, анализ различных
исторических источников, организовать реализацию исследовательских проектов;
реализовывать воспитательные задачи. Об этом говорят работы многих историков,
труды которых указаны в библиографическом списке настоящего исследования.
Писатель и автор множества книг Н.Г. Дайри отмечал, что ключевые вопросы, по
которым изучается не только учебный материал, а реальность, которая
непосредственно окружает учеников, усваиваются ими значительно лучше. О
вопросах и проблемах региональной истории в системе школьного исторического
образования в своих работах рассуждают Святченко И.В. и Козлов В.Ф.

Изучение военной истории на уроках истории
в общеобразовательной школе имеет выраженные методические особенности. Важность
исследования тематики военной истории является традиционной в школе всех
субъектов РФ. Об этом в свих работах говорят Бородаев В.Б., Никонова М.А.,
Сергеев А.Д. и другие.

Структура работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы