Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Методические аспекты прикладной направленности школьного курса математики в современных условиях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.. 7
1.1. Определение и сущность
прикладной направленности обучения математике и средства ее реализации. 7
1.2. Реализация прикладной
направленности школьного курса математики в основной школе. 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ
ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ. 24
2.1 Средства реализации прикладной
направленности обучения, используемые на уроках математики. 24
2.2. Особенности реализации
прикладной направленности школьного курса математики в процессе организации
внеклассной работы.. 34
2.3. Организация и проведение
опытно-экспериментальной работы. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 57
ПРИЛОЖЕНИЕ. 63
Введение:
Современные потребности развития общества
требуют перехода на новую, более гибкую, чем существующая, стратегию
математического образования. Личностная направленность образования является
одной из основных тенденций развития современной школы. Возвращение школы к
личности ученика выступает ведущим принципом нового педагогического мышления. И
это не случайно. Обществу нужна компетентная, творческая личность, которая
способна активно участвовать в развитии современного производства, экономики,
науки и культуры. Именно поэтому на первый план школьного образования выходит задача
создания оптимально благоприятных условий для выявления и развития способностей
учащихся, удовлетворение их интересов и потребностей, развитие
учебно-познавательной активности и творческой самостоятельности.
Активизация познавательной деятельности
учащихся — одна из острых проблем, над решением которой в настоящее время
работает методическая наука и национальная школа. Это обусловлено резким
падением социального статуса и престижа знаний среди молодежи. Важной стороной
проблемы активизации учебно-познавательной деятельности является прежде всего
социальный аспект. В ФГОС указано, что общее среднее образование должно
обеспечивать продолжение всестороннего развития ребенка как целостной личности
его способностей и дарований, обогащение на этой основе интеллектуального
потенциала народа, его духовности и культуры, формирование гражданина страны,
способного к сознательному общественному выбору. Тяга к знаниям, высокую
познавательную активность и умение самосовершенствоваться необходимо развивать
и воспитывать у подрастающего поколения. Успешное решение этой задачи делом
создает надежные предпосылки для глубокого и прочного овладения учебным
материалом. Вместе с этим оно обеспечивает условия для последующей систематической
работы учащихся над собой, для практической реализации идеи непрерывного
образования и самообразования.
Развитие мышления школьников требует
формирования основных приемов мышления (сравнение, обобщение, абстрагирование,
классификации, аналогии, анализа, синтеза) и более сложных, основанные на них
(конструирование определений через род и видовые отличия, выделение главного,
построение индуктивных и дедуктивных выводов, установление отношений между
понятиями, составление схем, плана, конспекта, перенос приемов по аналогии,
применение прошлого опыта). Психологи и методисты единодушно считают, что
учащихся необходимо специально обучать умение сочетать теоретические знания с
практическими действиями. При этом включение в процесс обучения вопросов и
задач прикладного и практического смысла является лишь необходимым условием
такого обучения. Кроме этого, необходимо обучать школьников специальных приемов
умственной работы, необходимые для применения теоретических знаний, и
формировать у них практические умения и навыки, лежащие в основе применения
математики на других уроках, в производстве и быту. Таким образом, овладение
специальными приемами умственной работы и наличие познавательных интересов
учащихся способствовать активизации их учебно-познавательной активности.
Среди направлений, которые могут
существенно повлиять на повышение у учащихся заинтересованности в изучении
математики и улучшения уровня их общеобразовательной математического
образования, является усиление прикладной направленности школьного курса
математики.
Прикладная направленность предполагает
выработку у учащихся умений использовать полученные при изучении математики
знания в своей практической деятельности и при изучении географии, физики,
химии, биологии, экономики и тому подобное.
Ориентация прикладную подготовку учащихся
при обучении математике является необходимым условием для их политехнической
подготовки, которая предусматривает применение математических знаний и умений к
решению задач, содержание которых связано с описанием производственных
процессов или процессов управления.
Прикладная и политехническая
направленность обучения предполагает систематическое раскрытие тесной связи
теоретического и прикладного направлений математики. Это дает возможность
создать благоприятные условия для преодоления существующего противоречия между
получением учащимися математических знаний в «чистом» виде и их неспособностью
применять эти знания на практике.
Вопросами реализации прикладной
направленности процесса обучения математике в разное время занимались многие
исследователи. Этой проблеме посвящены работы В.А. Далингера, М.В. Егуповой,
В.П. Кизиловой, Ю.М. Колягина, В.В. Пикан, Н.В. Решетниковой, Р.А. Садвакасовой,
Н.А. Терешина, В.В. Фирсова, Л.Э. Хайминой, И.М. Шапиро, Е.Н. Эрентраут.
Объектом
исследования
является процесс обучения математике в основной школе.
Предметом
исследования являются
пути и средства реализации прикладной направленности курса математики основной
школы.
Целью
исследования
— разработка и научное обоснование методики реализации прикладной
направленности процесса обучения математике в основной школе.
Гипотеза
исследования
состоит в следующем: эффективность процесса обучения математике в значительной
степени зависит от того, насколько четко дети осознают необходимость
приобретаемых знаний, что в свою очередь достигается путем реализации
прикладной направленности школьного курса математики на уроках и во внеклассной
работе посредством использования различных средств, отбор которых происходит с
учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Задачи
исследования:
1.
Рассмотреть определение и сущность прикладной направленности обучения
математике и средства ее реализации.
2.
Изучить особенности реализации прикладной направленности школьного курса
математики в основной школе
3.
Рассмотреть средства реализации прикладной направленности обучения,
используемые на уроках математики
4.
Раскрыть особенности прикладной направленности школьного курса математики в
процессе организации внеклассной работы
5.
Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы. Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение полученных
фактов, сравнение содержания школьных учебников. Эмпирические: педагогический
эксперимент, обработка результатов эксперимента (количественные и качественные
методы обработки информации).
Практическая значимость исследования
определяется тем, что разработанные в ней методические рекомендации и
предложенный материал прикладного характера могут быть использованы в своей
работе учителями математики средних общеобразовательных учреждений.
Заключение:
Анализ методической литературы позволил
уточнить содержание понятия «прикладная направленность в обучении математике».
Считая прикладную направленность в обучении математике одним из важнейших
дидактических принципов, мы будем понимать под ней ориентацию содержания и
методов школьного математического образования на применение математики в
различных областях человеческой деятельности, в смежных дисциплинах, в быту,
как на современном этапе развития общества, так и в прошлом.
Существует большое разнообразие средств
реализации прикладной направленности в обучении математике. Прикладные задачи
используются на уроках наиболее часто, поэтому являются одним из основных
средств.
Кроме прикладных задач к средствам
реализации прикладной направленности обучения математике, используемых на
уроках можно отнести информационные тексты (рассказы, дидактические стихи и
сказки, исторические факты прикладного содержания), межпредметные связи
математики с другими предметами, лабораторные и практические работы.
Подробное рассмотрение средств реализации
прикладной направленности на уроках математики позволяет сформулировать
основные требования к их отбору: выбранные средства должны максимально отражать
прикладной аспект изучаемой темы; используемые формы работы должны органично
вплетаться в учебный процесс, они не должны быть изолированы от основного
содержания и целей урока; предлагаемые формы работы должны быть доступы
большинству учащихся; по возможности должен осуществляться дифференцированный
подход к отбору средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся, их способностей и интересов; выбранные средства должны
соответствовать уровню сформированности математических знаний учащихся; при
выборе средств необходимо учитывать временной фактор.
При организации внеклассной работы по
математике должен быть усилен прикладной аспект. Это может выражаться, прежде
всего, в добавлении в содержание традиционных мероприятий сведений прикладного
характера. Более тщательное рассмотрение различных форм организации внеклассной
работы по математике позволяет наметить основные пути решения данной проблемы:
усиление прикладного аспекта факультативных и кружковых занятий по математике
путем добавления в их содержание материала прикладного характера (например, прикладных
задач или текстов, иллюстрирующих связь математики с действительностью);
увеличение числа нестандартных форм проведения внеклассных занятий по
математике, позволяющих продемонстрировать связь математики с жизнью,
использование математических знаний в различных областях человеческой
деятельности (например, экскурсии); проведение вечеров межпредметного
содержания; выпуск математических газет, содержание которых отражает значимость
математических знаний в повседневной жизни и содержит исторические справки о
развитии математической мысли; привлечение учащихся к внеклассному чтению
математической литературы исторического и прикладного характера.
В результате эксперимента
подтверждено, что учебный процесс будет более эффективным в том случае, если
среди мотивов учения школьников центральное место будет занимать познавательный
интерес, одним из средств развития которого является прикладная направленность
обучения математике. Осознанному усвоению знаний также будет способствовать
уверенность ученика в том, что полученные знания пригодятся ему для решения
практических задач, что также достигается путем внедрения в учебный процесс
прикладного материала с учетом особенностей и способностей учащихся основной
школы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ 1.1. Определение и
сущность прикладной направленности обучения математике и средства ее реализации
До недавнего времени (сер. 80-х гг. —
начало 90-х гг. прошлого века) прикладная математика находила свое отражение в
одном из дидактических принципов советской школы — принципе политехнизма.
«Политехнический принцип в преподавании математики предусматривает связь с
производством; выбор методов обучения, обеспечивающих ученику возможность
самостоятельно раскрывать действие законов математики на практике; реализацию
межпредметных связей; формирование алгоритмического стиля мышления;
использование электронно-вычислительной техники; ознакомление учащихся на
практике с инструментами и приборами, применяемыми в математике. При этом
учащиеся приобретают важные для практики умения: измерительные, вычислительные,
контрольно-поисковые, диагностические и связанные с управлением машинными
механизмами» [20, с. 90].
Параллельно с развитием идей политехнизма
в методике преподавания математики зарождается новая проблема — проблема
прикладной направленности обучения. Эта проблема остается актуальной до сих пор
и находит свое отражение в работах многих авторов. Рассмотрим теоретические
основы данной проблемы.
Н.А. Терешин трактует прикладную
направленность обучения математике как «содержательную и методологическую связь
школьного курса с практикой, что предполагает формирование у учащихся умений,
необходимых для решения средствами математики практических задач» [33].
А.Д. Мышкис и М.М. Шамсутдинов предлагают
следующее определение прикладной направленности обучения математике: «Под прикладной направленностью обучения математике мы
понимаем формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для
применения математики в других учебных дисциплинах, в трудовом процессе, в быту
и т.п., а в идеале — и в развитии стремления к таким применениям» [22].
М.И. Якутова рассматривает прикладную
направленность обучения математике как «обучение применению математического
аппарата, как в самом курсе математики, так и в других дисциплинах с
использованием методов и приемов, характерных для деятельности в области
применения математики» [45].
И.А. Иванов в своем исследовании под
прикладной направленностью обучения математике понимает «обучение,
ориентированное на применение в учебном процессе содержания и логики прикладной
математики» [13, с. 23].
И.В. Егорченко определяет прикладную
направленность как «содержательную и методологическую связь школьного курса с
практикой, предполагающую формирование у учащихся умений, необходимых для
решения прикладных задач» [8, с. 12].
А.А. Темербекова отмечает, что «прикладная
направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и
методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку
школьников к использованию математических знаний в будущей профессиональной
деятельности, на широкое использование в процессе обучения современной
компьютерной техники» [32, с. 100-101].
И.И. Зубова определяет понятие прикладной
направленности обучения следующим образом: «Прикладная направленность обучения
математике -это обучение ориентированное на применение математического аппарата
как в учебном процессе, так и в профессиональной деятельности» [11, с. 15].
Е.Н. Эрентраут конкретизирует понятие
прикладной направленности и в условиях реализации профильной подготовки
старшеклассников определяет его как «ориентацию содержания и образовательной
деятельности на подготовку учащихся к использованию математических знаний и
умений, специфических мыслительных действий и индивидуальных качеств личности в
дальнейшей профессиональной деятельности, при продолжении образования и
самообразования, в жизни» [43, с. 11].
Ю.М. Колягин и В.В. Пикан разделяют
понятия прикладной и практической направленности обучения математике. Так
прикладную направленность они трактуют следующим образом: «Прикладная
направленность обучения математике – это ориентация содержания и методов обучения
на применение математики в технике и смежных науках; в профессиональной
деятельности; народном хозяйстве и в быту. Практическая направленность обучения
математике – это направленность содержания и методов обучения на решение задач
и упражнений, на формирование у школьников навыков самостоятельной деятельности
математического характера» [16].
Г.Л. Луканкин и В.К. Луканкина также
разделяют понятия прикладной и практической направленности обучения математике:
«Практическая направленность обучения учебному предмету состоит в
целесообразном по объему, содержанию и логической последовательности сочетании
теоретического и практического учебного материала. Прикладная направленность
обучения учебному предмету состоит в систематической демонстрации доступных
учащимся приложений предмета в жизни, а также в формировании умений применять в
реальных условиях сформированные в процессе обучения элементарные умения и
навыки» [19].