Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Методические аспекты формирования структурно-композиционных навыков в процессе обучения иноязычной письменной речи (уровень основного общего образования)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ НАВЫКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 7
1.1.Понятие навыка в методике преподавания иностранных языков 7
1.2 Структура и композиция текста 13
1.3 Структурно-композиционный навык 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННОГО НАВЫКА 27
2.1 Комплекс упражнений, направленный на формирование структурно-композиционного навыка 27
2.2 Пробное обучение 40
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Введение:
Одним из предметов общеобразовательной школы является иностранный язык. Методика преподавания долгое время заключалась в заучивании детьми вокабуляров, что является в корне неверной методикой. Ее эффективность крайне мала. Важным образом, преподаватель в современной школе должен использовать новые методики, разработанные специалистами для улучшения образовательного процесса и вовлечения детей в изучение языка.
Важно понимать, что для лучшего и быстрого изучения языка ребенка необходимо заинтересовать, что в условиях ограниченного времени сделать не просто. Исследователи данной области постоянно разрабатывают методики и упражнения, которые способны помочь ребенку в изучении. Зубрежка – не должна быть основой обучения. Знание слов для этой дисциплины является одной из важнейших задач, но необходимо найти более интересные для ребенка способы или мотивацию для их изучения.
Именно поэтому, необходимо найти интересную для ребенка сферу и на базе нее сформировать обучение необходимой для него темы. Важность использования области интереса состоит в том, что он более охотно будет выполнять упражнение, а процесс запоминания будет более легким из-за увлеченности ребенком данной темой. Этот критерий взят за основу при разработки эмпирического исследования для этой работы.
Актуальность исследования обусловлена исследованием теоретической составляющей навыка и композиции и структуры текста для наилучшего понимания темы. А также подготовки к эмпирической части работы, которая направлена на создание методического комплекса на формирование структурно-композиционных навыков у детей, а также создание пробного урока иностранного языка, в рамках которого учении смогут узнать структуру эссе и его написания на иностранном языке, а также смогут применить свои знания на практике.
Целью исследования является изучение теоретической базы обучения иностранного языка, его структуры, а также проведение эмперического исследования
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить структурно-композиционные навыки обучения иностранному языку
2. Рассмотреть понятие навыка в преподавании иностранных языков
3. Проанализировать структуру и композицию текста
4. Разобрать структурно-композиционный навык
5. Исследовать практические комплексы упражнений, направленные на формирование структурно-композиционного навыка
6. Разработать методический комплекс по формированию у детей структурно-композиционного навыка
7. Подготовить эмпирическое исследование, которое заключается в создании пробного урока, направленного на формирование у детей знаний по написанию эссе на иностранном языке
Объектом исследования является педагогический процесс, направленный на обучение детей иностранному языку в условиях общеобразовательной школы
Предметом исследования являются методические аспекты, направленные на формирование структурно-композиционных навыков у детей в процессе обучения иностранным языкам.
Научная новизна работы определяется полученными в ходе исследования данными, направленными на получение у детей навыков письменной речи на иностранном языке
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для написания научных работ, статей, курсовых и дипломных работ по данному направлению
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы педагогами с своей преподавательской деятельности
Методы исследования, использованные в этой работе были: анализ используемых источников, обобщение и систематизация материалов, классификация, наблюдение, а также эмпирические методы исследования в виде учебного эксперимента, проводимого на базе написанной методики во втором параграфе второй главы
Теоретической основой исследования стали работы следующих специалистов: Одинцов В.В., Рахманин Л.В., Успенский Б.А., Бабайлова А.Э, Данилевская Н.В., Гурвич П.Б., Рахманов И.В., Гончаров А. А., Будоян Е.А., Гальскова Н.Д., Пассов Е.И., Леонтьев А. Н., Зимняя И.А. , Серова Т.С., Шатилов С.Ф., и других
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во Введении дается актуальность работы, ее научная новизна, практическая и теоретическая значимость, рассматривается предмет, объект исследования, а также ставятся задачи на исследовательскую работу.
В первой главе рассматриваются структурно-композиционные, их понятия вся необходимая для правильного понимания терминология, рассматривается структура письменных материалов на примере жанра эссе, который используется в эмпирической части исследования.
Во второй главе рассматриваются методические основы формирования структурно-композиционного навыка у учеников 7 класса. Для этого разрабатывается комплекс упражнений, направленных на формирование структурно-композиционного навыка у детей. Во втором параграфе проводится эмпирическое исследование через пробное обучение, по написанному ранее методическому комплексу.
В заключении структурируется вся информация по написанной работе по двум главам, результаты исследования и методического комплекса, а также подводятся итоги всей работы
Работу завершает библиографический список, состоящий из 47 наименований и приложение, в котором приводится дополнительный комплекс упражнений по формированию структурно-композиционного навыка иноязычной письменной речи. Работа изложена на 67 страницах. Темой комплекса является формирования навыка письменной речи у детей общеобразовательной школы через жанр эссе.
Заключение:
Процесс изучения не только устной, но и письменной речи в рамках школьного обучения иностранным языкам на сегодняшний день крайне важен. Это обусловлено введением письменной речи на многих видах экзаменов по иностранным языкам. Чаще всего в таких экзаменах необходимо написать письменный материал в жанре эссе.
Именно поэтому, в рамках данной работы для формирования у детей структурно-композиционных навыков в процессе обучения иностранной письменной речи, используется обучение именно структуре эссе.
В первой главе рассматриваются структурно-композиционные навыки текста с теоретической стороны. Первый параграф полностью направлен на изучение понятия навыка в методике преподавания иностранных языков.
Первый параграф начинается с того, что в нем дается несколько определений термина «навык» из разных словарей на тему: педагогики, социологии, психологии и т.д.
Таким образом, определено, что под навыком понимается какое-то действие, которое доведено до автоматизма за счет постоянных повторений. В этом параграфе кроме терминологии рассмотрены типы навыков и стадии их формирования.
Второй параграф первой главы направлен на изучение структуры и композиции текста.
Первым делом в параграфе дано определение термину «композиция текста». Таким образом, под композицией текста принято понимать структурную составляющую текста, которая напрямую зависит от его жанра, как по наполнению, так и по последовательности его частей. Рассматривается композиция нехудожественных текстов и композиционные приемы, которые чаще всего используются при составлении текстовых материалов.
Один из самых популярных композиционных структур нехудожественного текста – построение его по принципу перевернутой пирамиды, которая строится по принципу важности текста.
В параграфе рассматривается много терминологии, необходимой для понимания композиции текста: заголовок, сюжет, абзац и т.д.
Данная работа нацелена на формирование письменной иноязычной речи детей через эссе. Поэтому, в первой главе рассматривается его терминология, основные признаки и структура написания. Одной из важной составляющей этого жанра является высказывание своего личного мнения автором.
При этом его структура всегда неизменна: вступительная часть – аргументация автора – заключение. Этот список может немного дополняться, но структура остается без изменений.
Помимо определения и структуры в работе обозначены 4 вида ошибок, которые люди могут допустить при написании материала в жанре эссе. Его структура. Как было указано ранее, может немного дополняться, поэтому, для данной работы была выбрана структура, которая используется для написания эссе во время проведения экзамена FCE. В нем обязательными являются пять абзацев, три из которых отводятся на аргументацию автором его личного мнения.
Третий параграф первой главы нацелен на изучение структурно-композиционного навыка. В русском языке он выражен в умении грамотно излагать свои мысли.
В зависимости от жанра, структура текста всегда будет меняться, но важным остается одно – плавность повествования, без скачков с одной темы на другую. В работе указывается анализ опорного материала, на базе которого пишется эссе, постановки цели и проблематики текста, а также способы структурно начать работу в жанре рассуждения.
Во второй главе рассматриваются методические основы формирования структурно-композиционного навыка в письменной иноязычной речи. Основой этой главы является эмпирическое исследование, которое было проведено на базе общеобразовательного учреждения.
В первом параграфе разрабатывается комплекс упражнений, направленный на формирование структурно- композиционного навыка. Для того чтобы ребенку было интересно изучать эту тему, комплекс упражнений был разработан на базе художественной литературы. Часть из этой литературы ребенок знал с раннего детства, а часть изучалась в процессе обучения в младшей школе.
Главной задачей эмпирического исследования было на практике показать ученикам 7 класса структуру эссе. За основу была взята структура эссе для экзамена FCE. После завершения этого комплекса, предположительно, ребенок сможет структурно излагать свои мысли на иностранном языке в письменном виде.
В структуре эссе есть три абзаца с аргументацией, где ребенок может выразить свое личное мнение по тому или иному вопросу. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог составлять свою точку зрения и учиться отстаивать ее.
Во многих школах на других дисциплинах дети не могут высказать точку зрения, которая отличается от общепринятой или принятой преподавателем. Поэтому, с ранних лет детей учат «для всех» иметь определенную точку зрения, не высказывая в обществе свою собственную.
В этой работе была поставлена цель, чтобы дети могли показать себя как личность через свою точку зрения и честные мысли по поводу литературных произведений, которые затрагиваются во время эмпирического исследования. Это необходимо для того, чтобы мотивировать детей изучать иностранные языки, чтобы более точно и ярко описывать свои чувства и свое личное мнение во время уроков английского языка.
При разработке комплекса выбор литературы был сделан в пользу той, которая детям заранее известна. Все потому что на моменте обучения для лучшего понимания и запоминания структуры, легче будет работать с тем, что дети уже знают. В данном случае, опорный материал.
При этом во время работы каждому был распечатан комплекс упражнений индивидуально, для лучшего понимания, на уроке было разрешено пользоваться словарем, так как смысл исследования был не показать количество выученных слов, а понимание структуры письменной речи в виде эссе.
Методы организации учебной деятельности этого комплекса следующие:
1) Словесный метод.
2) Наглядный метод.
Также в работе применяются следующие практические методы:
3) Упражнения.
4) Объяснительно-иллюстративный метод.
5) Репродуктивный метод
6) Проблемный метод.
Все эти методы используются во время учебного процесса детей по изучению иностранного языка и письменного навыка на уроках английского. Благодаря их использованию, дети понимают темы быстрее и лучше, что способствуют пониманию языка и более легкое овладение им, вследствие чего детям легко излагать свои мыли не только устно, но и письменно на иностранном языке. Более подробно они были описаны в первом параграфе второй главы.
Для того, чтобы детям легче было понимать литературно-опорный материал, преподаватель предупредил, что ко дню пробного урока им необходимо было повторить русскую народную сказку «Репка» и «Волшебника из страны Оз» Лаймена Фрэнка Баума.
Программа урока состояла из 6 заданий на понимание структуры для написания собственного эссе. В первом задании, детям необходимо было поставить отрывки текста в нужно последовательности – это был опорный материал для последующих заданий.
Далее все упражнения были нацелены на то, чтобы дети научились составлять: заголовки, введение, аргументацию, а также заключительную часть эссе.
На каждую часть отводилось по одному заданию. После того, как все структурные компоненты этого жанра были изучены, необходимо было собрать их все вместе. Но при этом, было рано сразу давать задание на написания своего собственного материала в этом жанре.
Поэтому 5 задание заключалось в том, что необходимо было изучить 2 иллюстрации, которые принадлежат начальной и завершающей части сказки «Репка». А затем заполнить таблицу, где даются подсказки, где какая часть должна быть. Таким образом, ученики написали мини-эссе на базе этих иллюстраций.
После этого шло финальное задание на написание своего собственного эссе на тему «моя любимая книга», в которой ученики кратко написали о чем их любимая книга, что им нравится в ней, что не нравится, а также их отношение в главному герою и его поступкам. Для этого детям давался отдельно лист а4.
Для написания этого комплекса для начала среди учеников проходил опрос, который состоял из 8 вопросов. Некоторые из них предполагали о 4 вида ответа: Да / нет / скорее да / скорее нет.
Задачей данного опроса было получение информации о любимой литературе учеников, в случае, если бы большинство из них отметили какую-то определенную книгу, то для разработки методики была бы выбрана именно она.
опрос дал следующие результаты:
1. 70% опрошенных учеников любят читать в свободное от учебы время
2. Большая часть отметила среди любимых жанр фантастики, фэнтези. При этом, в ответах фигурируют следующие жанры: ужасы/ триллеры, фанфики, манга, художественная литература, узконаправленная литература по музыкальным направлениям.
3. 60% отметили, что хорошо знают литературу из общеобразовательной программы.
4. На вопрос о том, часто ли ученики согласны с автором книги, 31,2% отметили, что часто не согласны. 31,2 %, что скорее не согласны, 25% отметили, что скорее соглашаются с автором, чем нет, 12,5% отметили, что часто согласны.
5. На вопрос о том, хотят ли ученики, чтобы в книге был другой конец: 18,7% ответили, что скорее не хотели бы, 25% скорее хотели бы этого, 43,7% ответили положительно, 12,5% отрицательно.
6. На вопрос о том, нравится ли ученику обсуждать с кем-то прочитанную книгу, 80% отметили положительно.
7. На этот вопрос практически все ответили по-разному
8. 18,7% предпочитают русскую литературу, тогда как 81% читают зарубежную
В параграфе 2.2. было представлено итоговое задание по написанию эссе одного из учеников в виде скана его работы (рис.3)
После проведенного исследования и анализа результата стало понятно, что большая часть учеников, благодаря этому комплексу хорошо усвоила структуру эссе. 2 человека написали меньшее число аргументов, чем было заявлено.
3 Человека, структурно, выделили 5 необходимых абзацев, но при этом, 3 абзаца, которые должны были служить аргументацией, смешивались с введением или обычной информацией по прочитанной книге. Таким образом, аргументации выходило меньше положенного, что не считается отличным выполнением данного задания.
Несмотря на это, остальные справились с задачей, полностью усвоив данную структуру. Их аргументы основывались на личных примерах или мыслях по этому поводу.
В работе была рассмотрена теоретическая сторона данной темы и проведено эмпирическое исследование, с использованием разработанного нами для этой работы комплекса упражнений и проведением пробного урока.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что нами были достигнуты все цели задачи, поставленные перед собой перед началом работы над исследованием.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СТРУКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ НАВЫКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1.Понятие навыка в методике преподавания иностранных языков
Для более полного понимания терминологии слова «навык» необходимо проанализировать определения, которые дают исследователи разных областей.
Таким образом, под навыком понимается какое-либо действие, которое было доведено до автоматизма посредством постоянного его повторения. В тот момент, когда уходят сложности выполнения действия, время затраченное на его совершение уменьшается, а мозгу не нужно его контролировать, тогда можно отметить, что навык этого действия был сформирован в голове.
Исследователи этой области отмечают, что существует несколько видов навыков. Из них выделяют:
— Перцептивные
— Интеллектуальные
— Двигательные
Перцептивный навык характеризуется доведением до автоматизма действий и свойств, которые были давно знакомы человеку, но при этом плохо изучены.
Интеллектуальный навык получен в ходе интеллектуальной деятельности и изучении материала. К примеру, изучение решения конкретного вида задач.
Двигательный навык характеризуется движениями тела человека, направленными на какой-либо предмет или объект посредством движения тела, с целью его изменения по структуре, форме и т.д.