Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Метод проектов в системе формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей
дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни. 7
1.1 Определение понятий «здоровье» и «здоровый
образ жизни». 7
1.2 Особенности формирования представлений о
здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. 11
1.3 Метод проектов и его использование в дошкольном образовательном
учреждении при формировании у детей представлений о здоровом образе жизни 16
Глава 2 Экспериментальное исследование применения метода проектов
в процессе формирования представлений о здоровом образе жизни у детей
дошкольного возраста. 22
2.1 Организация и методы исследования. 22
2.2 Диагностика уровня сформированности представлений о здоровом
образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. 26
2.3. Разработка и реализация проекта «Мое здоровье
и окружающие нас вирусы и микробы». 34
2.4. Оценка эффективности проекта по формированию
представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. 49
Заключение. 58
Список использованной литературы.. 62
Приложение. 67
Введение:
Проблема
воспитания личной заинтересованности каждого человека, начиная с дошкольного
возраста, в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последнее время в связи со сложившейся
обстановкой, является особенно актуальной. Решение данной проблемы требует
активного осмысленного формирования представлений о здоровом образе жизни с
детских лет.
Государство разрабатывает и реализует
достаточное количество программ и проектов, направленных на формирование представлений о здоровом образе
жизни у детей: Закон «Об образовании», Национальная программа
«Образование», Программа «Дети России», Целевая комплексная программа
«Физическое воспитание – здоровье нации» и др.
Например, в Законе «Об образовании»
говорится о том, что одной из задач образования является воспитание
сознательного отношения к своему здоровью и здоровью, как к высшей социальной
ценности, формирование гигиенических навыков и принципов здорового образа
жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Новый
ФГОС ДО акцентирует внимание на том, что образовательная и воспитательная
работа должна быть направлена на формирование общей культуры личности детей, в
том числе ценностей здорового образа жизни, начальных представлений о здоровом
образе жизни.
Сегодня,
в связи с большим риском заболевания СOVID — 19, не вызывает сомнения, что педагогами
должны использоваться такие формы работы, при которых дети не только приобретали бы знания о здоровом образе жизни, но и были готовыми
его вести, то есть обладали высоким уровнем практической компетентности [2].
Чтобы развить практические
навыки и сформировать прочные представления о здоровом образе жизни у детей
дошкольного возраста, педагог должен:
— широко использовать
современные педагогические технологии,
— развивать самостоятельную
и практическую творческую деятельность детей по вопросам ЗОЖ,
— учить достигать
запланированного результата (образовательного стандарта) в сочетании с
усвоением практического опыта и ценностных отношений.
Вот почему при формировании
представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста необходимо использовать технологии проектирования (метод проектов),
которые, как одна из самых передовых и продуктивных образовательных технологий,
позволит детям сформировать представления и практические навыки ведения ЗОЖ.
Проектная
деятельность — это совместная образовательная, познавательная, творческая или
игровая деятельность, которая имеет общую цель, согласованные методы и способы
деятельности, направленные на достижение результата — создание проекта.
Реализация
проектов закладывает основу для формирования творческих способностей, создает
условия для проявления у детей любознательности, познавательной активности,
дает возможность реализовывать и оценивать собственные результаты в
исследовательской деятельности.
На
протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом
изучения многих исследователей (А. И. Антонов, Г. А. Бутко, И. В. Журавлева, Ю.
П. Лисицын, А. А. Покровский, Г. И. Царегородцев и др.).
В том
числе методике организации и разработки проектов в ДОУ, так же отводилась
существенная роль в научной литературе: Э.Э. Байрамова, Н.Е. Веракса, Т.
Владимирова, Л.С. Киселева, И.Ь. Кравцова и др.
Несмотря
на актуальность проблемы формирования ЗОЖ у дошкольников в научной литературе,
в том числе и особенности реализации проектной деятельности в ДОУ, проблема по
использованию метода проектов в формировании
представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста, до сих пор
остается мало изученной.
Заключение:
Итак,
здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полного
физического, психического и социального благополучия. Нынешняя стратегия
образования определяет здоровый образ жизни как основу физического и
социального благополучия, базис гармоничного, всестороннего и полноценного
развития личности ребенка
Главная
задача дошкольных учреждений – выработать у детей разумное отношение к своему
организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научиться вести
здоровый образ жизни с раннего детства. Для того, чтобы эта работа стала
инструментом оздоровления, она должна приносить удовлетворение. Алгоритм
формирования потребности здорового образа жизни для ребёнка таков: от
удовольствия — к привычке, от привычки — к потребности.
В основе формирования представлений о ЗОЖ у ребенка
старшего дошкольного возраста лежат следующие составляющие: научные знания,
расширяющие представления дошкольников о организме человека, его здоровье,
здоровом образе жизни; медико-профилактические меры; рациональный режим дня,
труда и отдыха; двигательная активность; правильно организованное питание,
отсутствие вредных привычек. Процесс усвоения ребенком старшего дошкольного
возраста представлений об ЗОЖ может иметь место в рамках уже сформировавшейся
системы, как на базе уже существующих представлений в своей семьи, и при
специально-организованном обучении в дошкольном учреждении. Согласованность
всех субъектов воспитательно-образовательного процесса позволяет повышать
эффективность формирования представлений о здоровом образе жизни у ребенка
старшего дошкольного возраста.
Проектная
деятельность в ДОУ тематически направленная на формирование ЗОЖ: позволяет
решать проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью,
формирует знания о здоровье и здоровом образе жизни; способствует выполнению
профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для
здоровья условиях; определяет направленность усилий личности в сохранении и
укреплении индивидуального и общественного здоровья. Тематика проектов по формированию представлений
о ЗОЖ делается по выбору детей, в связи с изучаемой или анализируемой
проблемой. Проект в системе формирования представлений о ЗОЖ реализуется
через образовательную деятельность, осуществляемую в непосредственной
образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, во взаимодействии
с семьей воспитанников, создание предметно-развивающей среды. Цель метода
проектов в формировании представлений о ЗОЖ: формирование представлений о
здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством
активного вовлечения родителей.
Во второй главе исследования представлены результаты исследования, целью
которого стало изучить эффективность метода проектов в формировании
представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Проведенный
констатирующий эксперимент дает возможность сделать следующие выводы.
Использованные методы: наблюдение за различными видами деятельности детей и их
анализ, индивидуальные беседы со старшими дошкольниками, опрос, метод
незаконченного предложения, количественная и качественная обработка результатов
констатирующего этапа эксперимента позволили выявить реальное состояние работы
по вопросу формирования представлений о ЗОЖ старших дошкольников.
Дошкольники имеют определенный объем стихийных, не
систематизированным знаниям по вопросам оздоровления, пытаются понять сущность
оздоровительных видов деятельности, их интересуют сведения о себе, своего
организма, но у подавляющего большинства детей уровень воспитанности
ценностного отношения к собственному здоровью сформирован на среднем уровне.
Результаты констатирующего этапа эксперимента доказывают необходимость
целенаправленного подхода к организации деятельности по проблеме воспитания
ценностного отношения к собственному здоровью у детей старшего дошкольного
возраста. Подведя
итоги результатов констатирующего этапа эксперимента, есть основания
утверждать, что использование метода проектов, который может комплексно
включить в себя и ознакомление детей с ЗОЖ посредством чтения книг, игр,
занятий, экспериментирования, является важным условием обеспечения
эффективности и непрерывности воспитания здорового образа жизни старших
дошкольников.
Обеспечить
непрерывное развитие тех новообразований, которые сформировались в процессе
воспитания здорового образа жизни детей в дошкольном учебном заведении возможно
только при условиях, если
— будет разработан специальный проект, направленный
на формирование представлений дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни в
условиях современной короновирусной инфекции,
— в процессе реализации проекта будут использованы
разнообразные задания для развития представлений о здоровом образе жизни.
На формирующем этапе исследования был разработан и апробирован
долгосрочный проект на тему «Мое здоровье и окружающие нас вирусы и микробы».
Данный проект был направлен на
формирование представлений дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни в
условиях современной короновирусной инфекции. Проект состоял из трех
этапов: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе проводилась
работа по ознакомлению дошкольников с микробами и вирусами, выявлялись
гигиенические привычки. Исследовательский проект помог дать детям простейшие представления о
том, что такое микроорганизмы, познакомил детей с простыми способами борьбы с
болезнетворными микробами, позволил сформировать у детей культурно –
гигиенические навыки, как залог здоровья каждого человека.
На
контрольном этапе эксперимента использовался диагностический инструментарий
констатирующего этапа эксперимента, в арсенале которого были следующие методы:
беседы с педагогами, родителями и детьми; анкетирование педагогов и родителей;
наблюдения за различными видами деятельности детей, их анализ; индивидуальные
беседы со старшими дошкольниками; метод незаконченного предложения, количественная
обработка результатов.
Результаты
контрольных срезов показали рост у детей интереса к знаниям о строении и
жизнедеятельности организма человека, осознанности ценности здоровья, желание
заниматься здоровьесберегательной деятельностью. Динамика положительных
изменений у воспитанников дает нам возможность сделать вывод о том, что метод проектов в формировании представлений о
здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста будет эффективен если: будет
разработан специальный проект, направленный на формирование представлений
дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни в условиях современной
короновирусной инфекции, в процессе реализации проекта будут
использованы разнообразные задания для развития представлений о здоровом образе
жизни.
Тем самым цель достигнута, а гипотеза исследования
полностью доказана.
Фрагмент текста работы:
Проблема
воспитания личной заинтересованности каждого человека, начиная с дошкольного
возраста, в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последнее время в связи со сложившейся
обстановкой, является особенно актуальной. Решение данной проблемы требует
активного осмысленного формирования представлений о здоровом образе жизни с
детских лет.
Государство разрабатывает и реализует
достаточное количество программ и проектов, направленных на формирование представлений о здоровом образе
жизни у детей: Закон «Об образовании», Национальная программа
«Образование», Программа «Дети России», Целевая комплексная программа
«Физическое воспитание – здоровье нации» и др.
Например, в Законе «Об образовании»
говорится о том, что одной из задач образования является воспитание
сознательного отношения к своему здоровью и здоровью, как к высшей социальной
ценности, формирование гигиенических навыков и принципов здорового образа
жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Новый
ФГОС ДО акцентирует внимание на том, что образовательная и воспитательная
работа должна быть направлена на формирование общей культуры личности детей, в
том числе ценностей здорового образа жизни, начальных представлений о здоровом
образе жизни.
Сегодня,
в связи с большим риском заболевания СOVID — 19, не вызывает сомнения, что педагогами
должны использоваться такие формы работы, при которых дети не только приобретали бы знания о здоровом образе жизни, но и были готовыми
его вести, то есть обладали высоким уровнем практической компетентности [2].
Чтобы развить практические
навыки и сформировать прочные представления о здоровом образе жизни у детей
дошкольного возраста, педагог должен:
— широко использовать
современные педагогические технологии,
— развивать самостоятельную
и практическую творческую деятельность детей по вопросам ЗОЖ,
— учить достигать
запланированного результата (образовательного стандарта) в сочетании с
усвоением практического опыта и ценностных отношений.
Вот почему при формировании
представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста необходимо использовать технологии проектирования (метод проектов),
которые, как одна из самых передовых и продуктивных образовательных технологий,
позволит детям сформировать представления и практические навыки ведения ЗОЖ.
Проектная
деятельность — это совместная образовательная, познавательная, творческая или
игровая деятельность, которая имеет общую цель, согласованные методы и способы
деятельности, направленные на достижение результата — создание проекта.
Реализация
проектов закладывает основу для формирования творческих способностей, создает
условия для проявления у детей любознательности, познавательной активности,
дает возможность реализовывать и оценивать собственные результаты в
исследовательской деятельности.
На
протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом
изучения многих исследователей (А. И. Антонов, Г. А. Бутко, И. В. Журавлева, Ю.
П. Лисицын, А. А. Покровский, Г. И. Царегородцев и др.).
В том
числе методике организации и разработки проектов в ДОУ, так же отводилась
существенная роль в научной литературе: Э.Э. Байрамова, Н.Е. Веракса, Т.
Владимирова, Л.С. Киселева, И.Ь. Кравцова и др.
Несмотря
на актуальность проблемы формирования ЗОЖ у дошкольников в научной литературе,
в том числе и особенности реализации проектной деятельности в ДОУ, проблема по
использованию метода проектов в формировании
представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста, до сих пор
остается мало изученной.