Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Естественные науки География

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Место игровых технологий в школьном курсе географии 6 класса

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ  6

1.1. История применения игровых технологий в школе. 6

1.2. Психолого-педагогические условия организации игровой
деятельности в школе  12

1.3. Сущность и классификация школьных игровых технологий. 17

1.4. Выводы.. 24

ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 6 КЛАССА.. 25

2.1. Характеристика школьного курса географии 6 класса и
возможности применения игровых технологий. 25

2.2. Этапы организационно-методической работы в игровых
технологиях. 30

2.3. Правила применения игровых технологий в школьном
курсе географии 6 класса. 35

2.4. Выводы.. 40

ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 6 КЛАССА.. 42

3.1. Организационный этап. 42

3.2. Процессуальный этап. 46

3.3. Оценка эффективности. 50

3.4. Выводы.. 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 59

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 63

  

Введение:

 

Применение игровых технологий как средства повышения эффективности и
результативности процесса обучения интересует ученых во всех странах мира. Не
обошла стороной эта проблема и российское образование. В отечественной
психологии и педагогике проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский,
П.П. Блонский., С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Многие зарубежные исследователи
и мыслители также занимались вопросами изучения игровой технологии — К. Гросс,
Ф. Шиллep, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и другие.

На современном этапе развития системы школьного образования появилась
необходимость поиска новых методов, средств и форм организации обучения.
Другими словами необходимо применение таких методов, которые помогут
реализовать развивающее обучение и тем самым повысят результативность обучения,
при этом будут созданы условия для развития личности, формирования механизмов
самовоспитания и самообучения, реализации творческого потенциала обучающихся.

В настоящее время в школьном курсе географии наблюдаются тенденции к
ухудшению качества знаний, умений и навыков и усилению негативного отношения к
обучению, что связано с общим снижением познавательного интереса у школьников
начиная с 6 класса. Вместе с этим происходит ухудшение межличностных отношений
в ученических коллективах, а также наблюдаются националистические настроения
при восприятии материалов курса географии.

Сокращение количества часов, отводимых в образовательных учреждениях на
изучение географии, не способствует сохранению ее влияния на формирование
социально значимых качеств личности учащихся. Это отрицательно сказывается на
общем качестве образования, так как изучение географии позволяет сформировать
географическую культуру, как важную составляющую общей культуры человека,
реализовать гуманистический потенциал в обучении и воспитании обучающихся.

Географическое образование также закладывает основы пространственного
мышления, развивает экологическую культуру личности, способствует формированию
социальной позиции учащегося, развитию критического мышления, формированию
целостной картины мира. В силу указанных причин, в методике преподавания
географии ведется поиск построения учебного процесса, обеспечивающего
эффективное решение возникших проблем.

Одним из важных направлений решения названных проблем является разработка
и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является
игровая технология, а в частности, обучающие игры. Они особенно влияют на
качество обучения, открывают разнообразные педагогические возможности,
развивают воображение и мышление у школьников, способствуют их вовлечению не
только в творческую деятельность, но и в общение, а также стимулируют
познавательную активность обучающихся. Ведь именно «в игре раскрывается перед
детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не
может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности» (В. Сухомлинский).

Объект
исследования – игровая деятельность в
образовательном процессе.

Предмет
исследования – организация игровой
деятельности в школьном курсе географии в 6 классе.

Цель исследования –
теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность организации
игровой деятельности на уроках географии для развития мышления у обучающихся
6-го класса.

Задачи исследования:

— проанализировать научную литературу по теме
исследования и выявить ключевые понятия;

— обосновать учебную игру как педагогическую технологию
в рамках  развивающего обучения;

— охарактеризовать особенности детей школьного возраста,
в том числе учащихся 6 класса;

— определить значение игровой технологии в рамках уроков
географии;

— разработать модели игр по географии;

— оценить эффективность разработанных игровых технологий.

Методы исследования: для
решения поставленных задач избран комплекс методов: анализ психологической,
педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, анкетирование и
тестирование.

Новизна: выявлен развивающий
эффект игр на уроках географии.

Практическая значимость: может быть использована в урочной и внеурочной
деятельности учителя по географии.

Структура
работы: работа состоит из введения, трех глав и заключения, а также включает
список использованных источников и приложения. Объем данной выпускной квалификационной
работы составляет 58 страниц, содержит 5 приложений, 12 рисунков. Список
использованных источников состоит из 31 источника.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из изученной литературы и проведенной опытной работы можно сделать
вывод, что игровые формы обучения остаются актуальными до сих пор, они не
утратили своей новизны и своеобразности. Игровые формы обучения помогают не
только актуализировать внимание обучающихся к учебному материалу, но и
привлекают внимание к самой науке географии. Одним из главных достоинств учебной
игры является то, что она повышает умственную активность обучающихся, их
любознательность (если учтены физиологические, психологические и индивидуальные
особенности обучающихся), что дает возможность не только усвоить новый материал
по географии, но и развить навыки у обучающихся.

Игра занимает большую роль в развитии личности учащегося и затрагивает
все стороны развития: физическую, нравственную, трудовую и эстетическую. Педагогический
процесс, включающий активную деятельность учащихся, как результат повышает их
общий жизненный тонус, удовлетворяет их интересы и социальные потребности.

Перед проведением разработанной игры была изучена и проанализирована
методика игровой деятельности на уроках географии, разработаны технологии
проведения игр по географии. А также учтены тема следующего занятия,
физиологические и психологические особенности обучающихся, а также их пожелания
и интересы.

При разработке обучающих игр по географии в основу заданий лег принципы:

— от
простого к сложному (постепенное нарастание сложности заданий);

— принцип
творческой деятельности, что позволяет обучающимся реализовать свою потребность
в творчестве, развить творческие навыки и неординарное мышление;

— принцип
доступности (посильность заданий обучающимся);

— принцип
состязательности и активности игроков (в разработанных играх каждый участник
должен быть активным в игре).

Из проведенной опытной работы можно сделать вывод, что обучающимся
нравятся игровые формы обучения на уроках географии, они активно включаются в
игровую деятельность, хорошо усваивают новый учебный материал. Используя игру,
педагог реализует еще одну потребность учеников — обеспечивает их активное
общение, без которого нельзя решить ни одну из поставленных учебных проблем. Проведенная
игра «Морская битва» была по силам всем обучающимся, но при этом не была
слишком простой, что позволило им узнать и усвоить новую информацию. В игре
сочетались различные виды деятельности (письменные, творческие задания, задания
на время, на память, работа у карты и т.д.), что поддерживало активность на
протяжении всего урока, способствовало развитию мышления, различных навыков и
умений у обучающихся.

Проведенная игра не только прошла в целом очень хорошо и подавляющему
большинству игра «Морская битва» понравилась и была интересна, но и весь
материал и задания были понятны обучающимся, 6 «Б» усвоил новую тему «Мировой
океан» с помощью обучающей игры, улучшились результаты теста на мышление у 6
«Б», у которого урок проводился в игровой форме, когда как у 6 «В», у которого
проводился комбинированный урок без игрового обучения, результаты остались теми
же, что говорит о том, что игровые формы обучения способствуют развитию
мышления у обучающихся.

Использование игры в качестве инструмента обучения географии позволяет
выполнить одномоментно ряд задач:

— развивает
творческой стороны личности обучающегося;

— обучает
способности выделять проблемы;

— обучает
принимать решения;

— развивает
познавательный интерес к предмету (географии);

— формирует
черты характера (общительность, содружественность, организованность,
исполнительность и другие);

— стимулируют
к поиску решений, формированию собственных позиций.

Использование игр в учебном процессе позволяет решать большую группу
педагогических задач. Использование игры на уроках географии в совокупности с
различными педагогическими технологиями увеличивают эффективность
географического образования и развивают мышление у обучающихся. Игра является
отличным источником знаний, который сопровождается при этом высоким уровнем
заинтересованности детей и их желанием участвовать в процессе. Наличие таких
эмоций и их сопровождение всего игрового обучающего процесса позволяет в полном
объеме усвоить новый материал, также осуществляется развитие личности ребенка в
целом. Данная специфика использований игровой технологии при обучении географии
может рассматриваться как эффективный способ развития личности. Но при этом
организация и проведение учебной игры – это очень трудоемкие и сложные процессы
для педагогов, требующие много сил и времени на разработку.

Практическая значимость
данной работы заключается в том, что учитель географии может использовать в
своей педагогической деятельности разработанные игры и материалы к ним, которые
указаны в приложениях, а также на основании содержания данной работы
разрабатывать собственные игры по географии. В заключение необходимо отметить
перспективы дальнейшего исследования. В данной работе рассматривались лишь игры
по географии в 6-ом классе. Исследования в этом направлении могут быть
продолжены: изучение и разработка игр по географии для других классов.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ 1.1. История применения игровых технологий в школе

Предпосылки возникновения игрового обучения имеют глубокие исторические
корни, что обусловлено, в том числе, ее универсальностью. Игра не только обучает,
воспитывает, развивает, социализирует, развлекает обучающихся, но и дает им
отдых и эмоциональную разгрузку.

Одной из первых задач игры было обучение. Без сомнения, игра практически
с первых моментов своего возникновения выступала как одна из форм обучения,
являлась способом воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их
освоения и (или) выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и
привычек, а также развития способностей. Еще в древних Афинах (VI-IV века до н.
э.) в практике организованного воспитания и обучения активно использовались
приемы сравнения и сопоставления, обеспечиваемые соревновательным аспектом, так
как дети, подростки, юноши постоянно соревновались в гимнастике, музыке,
танцах, словесных спорах и т.п. С оттачиванием ими своих лучших качеств были
связаны их ученические проявления в самоутверждении и самопознании. Тогда же
зародились военные игры – штабные учения, маневры, разыгрывание «боев» и т.д. [29].

В X веке в школах среди методов обучения также широкое распространение
получили состязания школьников, в частности, это явление было характерно для
обучения риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал
образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал беседы, демонстрирующие и
(или) имитирующие ученическую увлеченность. Для этого учеников обучали цитированию
по памяти, пересказу, комментированию, созданию описания (экфазы) и
импровизации (схеды) [31].

В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к подлинному
использованию принципов игрового обучения призывали Франсуа Рабле и Томмазо
Кампанелла. Они хотели, чтобы дети без труда, без принуждения, а как бы играя,
знакомились со всеми науками и развивались.

Ян Амос Коменский предлагал все «школы-каторги», «школы-мастерские»
сделать местами игр. Всякая школа, по его словам, может послужить универсальной
игрой, в которой все будет осуществлять в игровой форме и соревнованиях,
сообразуясь с возрастом детства, отрочества, юности.

Джонн Локк советовал использовать игровые формы обучения. Жан- Жак Руссо,
ставя перед собой задачи гражданского воспитания человека, представлял программу
педагогических мероприятий как общественно полезный труд, празднества, а также
совместные игры.

Как педагогическое явление игровую деятельность одним из первых классифицировал
Фридрих Фребель. Теория игры стала самой главной в его педагогической теории.
Выявив дидактические ракурсы игры, он доказал, что игра упрощает учителю задачу
обучения ребенка, например, при усвоении представлений о форме, цвете, величине
каких-либо предметов. Она помогает ученикам овладеть культурой движения [15].

Д.Б. Эльконин выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии
ролевой игры.

При первобытном строе игры как таковой еще не было,
так как в силу примитивности труда дети принимали участие в работе взрослых
(занимались ловлей рыбы, сбором плодов, кореньев и так далее).

Переход к охоте и скотоводству – усложнение труда, в
котором ребенок уже не мог участвовать. В это время стали появляться первые
игрушки для упражнений в трудовых действиях (например, лук, копье, аркан,
деревянный меч и так далее) как модели орудий труда.

Возникновение ремесел, развитие техники и усложнение
орудий труда – в этот период игрушки уже стали образами орудий труда
(напоминали образом, но не функциями), с помощью данных игрушек можно было
воспроизводить какой-либо труд, вследствие этого появляется ролевая игра. Так
как ребенок не мог участвовать в реальности взрослых он начал изображать в
воображаемой ситуации поведение и взаимоотношения взрослых. Взрослые же
способствовали распространению детской игры с помощью специальных созданных
игрушек, правил, игровой техники, передающейся из поколения в поколение,
превращая игру в часть культуры общества.

Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с
помощью игры могут решаться практически все педагогические задачи. В XX веке
характерно развитие деловых игр, а также большое влияние на игры оказывал
театр. Важную роль в современном развитии игрового обучения сыграло стихийное
развитие игротехнического движения, опиравшееся в первую очередь на применение
деловых игр, которые послужили основой развития большой группы методов
обучения, получивших название методов активного обучения. Теоретически их
использование было доказано в ряде концепций, в первую очередь в теории
активного обучения.

Первая деловая игра была проведена и разработана М.М. Бирштейн в СССР в
1932 году. Метод был подхвачен и сразу получил признание и бурное развитие. Но
в 1938 году деловые игры в СССР постигла участь многих научных направлений –
они оказались под запретом.

Их второе рождение произошло в 1960-х годах, после того как появились
первые деловые игры с США (1956 год, Ч. Абр, К. Гринблан, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи,
Р. Дьюк, Р. Прюдом и многие другие). Сегодня и в России, и в США, и в других
развитых странах практически нет такого учебного заведения, в котором не
применялись бы деловые игры или отдельные их элементы [8].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы