Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Механизмы взаимодействия органов гос. власти с институтами гражданского общества на примере «судебного участка мирового судьи №356»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМОВ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА.. 7
1.1. Роль взаимодействия органов
государственной власти с институтами гражданского общества. 7
1.2. Подходы к механизмам
взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского
общества. 13
1.3 Международный опыт механизмов
взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского
общества. 22
2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ СУДЕБНОГО УЧАСТКА МИРОВОГО СУДЬИ №356 29
2.1. Организационно-экономическая
характеристика судебного участка Мирового судьи №356. 29
2.2.Оценка механизма взаимодействия
органов государственной власти с институтами гражданского общества. 35
2.3 Анализ механизма взаимодействия
органов государственной власти с институтами гражданского общества. 40
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ СУДЕБНОГО УЧАСТКА МИРОВОГО СУДЬИ №356) 43
3.1. Направления совершенствования
механизма взаимодействия органов государственной власти с институтами
гражданского общества. 43
3.2. Мероприятия по взаимодействия
органов государственной власти с институтами гражданского общества. 44
3.3 Оценка эффективности предложений
по совершенствованию.. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 60
ПРИЛОЖЕНИЕ. 66
Введение:
Организация
конструктивного сотрудничества между государством и гражданским обществом
является одной из проблем, чрезвычайно значимых для современной теории
государства и права, с одной стороны, в силу ее очевидной связи с
совершенствованием правовой политики современного Российского государства, с
другой стороны, вследствие ее сложности и многоплановости.
Особую
важность, на наш взгляд, имеет определение роли различных субъектов в
оптимизации взаимодействия между государством и гражданским обществом.
В современной
юридической литературе акцент традиционно делается на общих закономерностях
такого взаимодействия, его принципах, условиях и т.д. Однако, взаимодействие
всегда представляет собой субъектный процесс, в котором участвуют не
государство и гражданское общество вообще, а конкретные субъекты, их
представляющие. От таких субъектов во многом зависит, насколько названный
процесс будет оптимальным.
К числу
субъектов, играющих значимую роль в оптимизации взаимодействия между
государством и гражданским обществом, с полным правом может быть отнесет суд.
При этом речь идет о суде не просто как о государственном органе,
осуществляющем возложенные на него действующим законом властные полномочия, а
именно как о субъекте права.
Важно
понимать, что в современных условиях общение субъектов, представляющих
государство и гражданское общество, в силу значимости идеи правового
государства и для самого государства и, тем более, для гражданского общества,
происходит в рамках правоотношений.
Как и в любых
правоотношениях у сторон существуют права и обязанности, при этом только суд
может вынести решение, обязательное для исполнения и подкрепленное силой
государственного принуждения, он является посредником между различными
субъектами гражданского общества, помогает прийти к соглашению или же властным
решением разрешает спорные ситуации, одновременно защищая более слабую сторону.
Теоретическую
базу работы составили труды таких ученых как Ерченко П.М., Клишас А.А., Власова
Г.Б., Миронова Г.И., Васильев С.М., Горбуз А.К., Краснов М.А., Милина Е.А.,
Сатаров Г.А, Колесников Е.В., Селезнева Н.М., Галлиган Д., Полянский В.В.,
Старилов Ю.Н., Чиркин В.Е., Климшина Н.В. и др.
Целью
выпускной квалификационной работы является комплексный анализ механизмов
взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского
общества на примере судебного участка мирового судьи № 356.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть
понятие, признаки и сущность гражданского общества,
— изучить
формы взаимодействия государства и гражданского общества в Российской
Федерации,
— исследовать
судебную власть в системе отношений гражданского общества современной России,
— рассмотреть
основные направления сотрудничества судебных органов и институтов гражданского
общества на примере судебного участка мирового судьи № 356,
—
проанализировать проблемы взаимодействия судебных органов и институтов
гражданского общества на примере судебного участка мирового судьи № 356,
— рассмотреть
перспективы развития взаимодействия судебных органов и институтов гражданского
общества на примере судебного участка мирового судьи № 356.
Объектом
исследования являются общественные отношения в сфере взаимодействия органов
государственной власти с институтами гражданского общества на примере судебного
участка мирового судьи № 356.
Предметом –
нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие различные
аспекты взаимодействия органов государственной власти с институтами
гражданского общества на примере судебного участка мирового судьи № 356.
Нормативную
основу составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы,
постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, ведомственные акты.
Методологической
основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и
вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный,
социологический, технико- юридический, лингвистический, сравнительного
правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Эмпирической
основой послужили: электронные ресурсы сети Интернет, справочные правовые
системы «Консультант Плюс» и «Гарант».
Теоретическая
и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе
научные результаты и теоретические выводы о концептуальных и правовых основах
взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского
общества на примере судебного участка мирового судьи № 356, позволят расширить
теоретические взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые
подходы к его концептуальному и нормативному развитию.
Ожидаемые
результаты исследования. В результате проведенного исследования планируется
проанализировать проблемы взаимодействия судебных органов и институтов
гражданского общества на примере судебного участка мирового судьи № 356 и
предложить пути их решения.
Структура
выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования,
необходимостью логического расположения материала.
Работа
включает введение, три главы, состоящие из шести параграфов, заключение и
список использованных источников и литературы.
Заключение:
Современные социально-экономические реалии свидетельствуют о том, что от
эффективности взаимодействия Судебного участка Мирового судьи №356 и институтов
гражданского общества зависит решение социальных проблем в обществе.
Подводя итоги данной выпускной квалификационной работы можно сделать
вывод о том, что цель, поставленная в начале исследования достигнута, а задачи
выполнены в полном объеме.
Так, было определено, что гармоничное сотрудничество между государством
и институтами гражданского общества может быть обеспечено только при условии
постоянной консолидации и обеспечении взаимодействия общества и государства.
Основными формами взаимодействия между
органами власти и институтами гражданского общества являются:
1. Общественная
палата.
2. Общественный
совет при Министерстве обороны Российской Федерации.
3. Общественный
совет при Министерстве регионального развития РФ.
4. Общероссийский
народный фронт.
5. Совет при
Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Помимо
прочего, на региональном уровне власти созданы такие механизмы учета граждан,
как:
1. Общественные
палаты субъектов РФ и муниципальных образований.
2. Общественные
консультативные советы при Министерствах и ведомствах.
3. Попечительские,
экспертные советы и рабочие группы.
Сущность механизма взаимодействия органов власти и институтов
гражданского общества заключается в обеспечении взаимовыгодного партнерства,
основанного на взаимном контроле и консультировании участков взаимодействия.
На практике существует три модели взаимодействия органов государственной
власти и общества:
1. Ассиметричная.
2. Двухсторонняя
ассиметричная.
3. Двусторонне
симметричная.
Развитие взаимодействия органов власти и
институтов гражданского общества имеет большое значение для развития
государства в целом. Изучение зарубежного опыта взаимодействия институтов
гражданского общества и органов государственной власти является необходимым
условием формирования эффективных механизмов взаимодействия государства и
общества.
В работе было выявлены следующие зарубежные
модели взаимодействия государства и общества:
1. Умеренно
деэтатистская модель, характерная для США, Великобритании, Австралии и других
стран. Для умеренно деэтатистской модели характерно наличие умеренно слабого
государства при умеренно сильном гражданском обществе.
2. Умеренно
этатистская модель, характерная для таких стран, как Франция, Германия, Япония
и другие страны. Для умеренно этатистской модели характерно наличие умеренно
сильного государства и умеренно слабого гражданского общества.
3. Этатистская
модель, сформированная в Китае, исламских странах, странах Латинской Америки,
СНГ и других странах. Этатистская модель общества реализуется преимущественно
при авторитарном и тоталитарном политических режимах. В своем крайнем
проявлении государство доминирует во всех сферах общественной жизни, которое
стоит выше гражданского общества и подчиняет его своей воле.
Анализ особенностей взаимодействия
органов власти и институтами гражданского общества на практике осуществлялся на
примере Судебного участка Мирового судьи №356.
Судебный участок Мирового судьи №356 относится к судам общей юрисдикции
Российской Федерации и входит в единую судебную систему Российской Федерации.
Судебный участок Мирового судьи №356 включает в себя территорию, граница
которой проходит по осям ул. Большой Академической (от 3-го Михалковского
пер.), Новопетровской, Клары Цеткин, Нарвской, Михалковской, Коптевской, 3-го
Михалковского пер. до оси улицы Большой Академической.
Проведенная оценка механизма взаимодействия граждан и Судебного участка
мировых судей №356 на сегодняшний день не отвечает требованиям современного
общества о взаимодействии с органами власти и на данный момент организует свою
работу в рамках традиционных бюрократических структур.
При этом, на механизм взаимодействия институтов гражданского общества с
органами власти оказывают влияние такие негативные факторы, как:
1. Низкая
вовлеченность граждан и институтов гражданского общества в осуществление
общественного контроля за деятельностью Судебного участка.
2. Несовершенство
правовой базы, позволяющей органам власти избегать общественного контроля при
решении социальных вопросов.
На практике, деятельность Судебного участка
Мирового судьи №356 является достаточно закрытой – отсутствует комплексная
информация о работе судебного участка, механизмы обратной связи практически
отсутствуют, а, следовательно, механизм общественного контроля никак не
фигурирует в организации деятельности Судебного участка Мирового судьи №356.
Ключевыми направлениями повышения эффективности взаимодействия Судебного
участка Мирового судьи №356 и институтов гражданского общества должно идти по
двум направлениям:
1. Расширение
практики деятельности Общественного совета при судебном участке.
2. Развить
систему работы с электронными обращениями граждан.
Реализацию предложенных рекомендаций по
совершенствованию взаимодействия Судебного участка Мирового судьи №356 и
институтов гражданского общества предполагается осуществить в период с
01.12.2020 по 01.05.2021 г.
Расходы на в
реализацию предложенных рекомендаций по совершенствованию взаимодействия Судебного участка Мирового
судьи №356 и институтов гражданского общества составят 257 000 рублей
Расходы осуществляются за счет
бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете города Москвы на
соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый
период) на функционирование исполнительных органов государственной власти, а
также в установленном порядке за счет субвенций из федерального бюджета на
осуществление переданных полномочий Российской Федерации в установленной сфере
деятельности.
При внедрении всех предложений могут быть
достигнуты определенные результаты:
1. Повышение уровня доверия к деятельности Мирового судьи
и аппарата мирового судьи Судебного участка Мирового судьи №356.
2. Снижение количества конфликтных ситуаций между
институтами гражданского общества и сотрудниками Судебного участка Мирового
судьи №356.
3. Укрепление значимости Судебного участка Мирового судьи №356 в
обеспечении законности и правопорядка на вверенной территории.
Проведенный экспертный опрос, направленный на
оценку эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию
взаимодействия Судебного участка Мирового судьи №356 и институтов гражданского
общества доказал эффективность. Следовательно, предложенные мероприятия
рекомендованы к реализации на практике.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМОВ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА 1.1. Роль взаимодействия органов
государственной власти с институтами гражданского общества Конституцией РФ провозглашено, что Россия
является демократической державой и социальным государством. Конституцией РФ
определена основа взаимодействия органов государственной власти и гражданского
общества:
1. Народ
осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной
власти и органы местного самоуправления (ч.2 ст.3).
2. Государственная
власть в РФ осуществляется на принципе разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную (ст.10).
3. В
Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст.12)[1].
Очевидно, что государство, ставящее
«государственные интересы» выше интересов личности, ни в коей мере не является
правовым государством, так как личность – это основа общества и ее интересы
имеют наивысший приоритет.
Гармоничное сотрудничество между государством
и институтами гражданского общества может быть обеспечено только при условии
постоянной консолидации и обеспечении взаимодействия общества и государства.
В основе проводимого в России в течение XXI века реформирования всех уровней власти в
стране лежит общая идея повышения качества публичного управления на основе
таких критериев, как:
1. Результативность.
2. Эффективность.
3. Удовлетворенность
граждан качеством благ, предоставляемых в общественном секторе экономики[2].
Реализация данной цели ставит вопрос об
определении роли и организационных форм общественного развития, субъектами
которого являются органы публичной власти и институты гражданского общества.
Вышесказанное свидетельствует о необходимости
изучения особенностей взаимодействия институтов гражданского общества и органов
государственной власти.
Анализ научной литературы в области
организации государственного и муниципального управления в стране позволил
сделать вывод о том, что многие исследователи имеют сходную точку зрения по
следующим вопросам:
1. В период
от Античности до Средневековья отсутствовало четкое разграничение между
государством и обществом, тогда как сейчас гражданское общество мало кто
отождествляет с государством[3].
2. Гражданское
общество, являясь самостоятельной формой социальной жизни, должно
рассматриваться во взаимосвязи с государством. Так, по мнению Н.С. Бондаря,
именно соотношение власти и свободы как ключевых ценностей лежит в основе
современного конституционализма[4].
На сегодняшний день под гражданским обществом
принято понимать совокупность межличностных отношений и семейных, общественных,
экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в
обществе вне рамок и без вмешательства государства.
Целями взаимодействия государства и
гражданского общества являются:
1. Создание
социально-экономических, культурных и правовых условий для свободного развития
личности, а также развития и укрепления институтов гражданского общества.
2. Дальнейшее
развитие и реализация демократических принципов участия граждан в управлении
государством.
3. Обеспечение
принципов законности, гласности, доступности и публичности при решении
общественно значимых вопросов в России.
4. Формирование
действенного механизма общественного контроля за публичной властью и системы
защиты конституционных прав и свобод граждан[5].
5. Повышение
правовой культуры населения.
6. Смягчение
социальных конфликтов и напряженности в обществе.
7. Совместная
организация публичной власти органами государственной власти и институтами
гражданского общества в части обсуждения, выработке и реализации
государственной политики.
8. Разработка
и внедрение механизмов учета общественного мнения при выработке решений
органами власти[6].
На рисунке 1 представлены основные принципы
взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества. Рисунок 1 – Принципы взаимодействия органов
власти и гражданского общества[7] Основными формами взаимодействия между
органами власти и институтами гражданского общества являются:
1. Общественная
палата, которая является институтом гражданского общества, направленного на
обеспечение взаимодействия граждан РФ с органами власти для учета потребностей
и интересов граждан РФ, защиты их прав и свобод, а также прав общественных
объединений при формировании и реализации государственной политики страны[8].
2. Общественный
совет при Министерстве обороны Российской Федерации, деятельность которого
направлена на формирование государственной политики в области обороны и ее
реализации, а также поддержку гражданских инициатив, направленных на защиту
конституционных прав граждан РФ[9].
3. Общественный
совет при Министерстве регионального развития РФ, деятельность которого
направлена на обеспечение взаимодействия Министерства с Общественной палатой
РФ, общественными объединениями и иными институтами гражданского общества с
целью обеспечения учета потребностей общества повышения эффективности
деятельности Министерства при осуществлении им своих полномочий.
4. Общероссийский
народный фронт – общественное движение, направленное на поддержание граждан в
постановке народных задач, а также решении тех вопросов, которые не решаются в
силу их бюрократической составляющей.
5. Совет при
Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, который
является консультативным органом при Президенте ФР, деятельность которого
осуществляется в целях оказания содействия Президенту РФ в реализации его
конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод
человека и гражданина.
Помимо
прочего, на региональном уровне власти созданы такие механизмы учета граждан,
как:
1. Общественные
палаты субъектов РФ и муниципальных образований.
2. Общественные
консультативные советы при Министерствах и ведомствах.
3. Попечительские,
экспертные советы и рабочие группы[10].
Одна из форм организации граждан по месту
жительства является организация территориальных общественных самоуправлений и
товариществ собственников жилья.
Анализ современного социально-экономического
и политического развития в России позволяет определить ряд характерных
закономерностей во взаимодействии институтов гражданского общества и органов
власти:
1. Создание управляемых сверху
"площадок" для публичного диалога гражданского общества и государства
— Общественных палат, которые призваны защищать интересы граждан и
контролировать степень учета обращений и запросов граждан.
2. Создание управляемых общественных
движений, например, Общественный народный фронт.
3. Направление вектора деятельности
институтов гражданского общества на интересующие власть мероприятия.
4. Активизация деятельности органов власти в
периоды выборов в интересах правящей партии.
5. Закрытость или полу закрытость информации[11].
Возможности эффективного взаимодействия
органов власти и гражданского общества в России определяются следующими
факторами:
1. Уровень
гражданского сознания лидеров общественных объединений и инициативных граждан.
2. Стремление
правящей элиты к сотрудничеству с институтами гражданского общества.
3. Социально-экономическая
и политическая ситуация в стране.
4. Степень
интегрированности в деятельность организаций международного гражданского
общества.
5. Уровень
информационной прозрачности и открытости управленческих решений для
гражданского общества[12].
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что
роль взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского
общества заключается в следующем:
1. Такое
взаимодействие служит социальной основой государства.
2. Взаимодействие
осуществляется через партии, выборы, представительные органы власти, группы и
объединения по интересам.
3. Такое
взаимодействие влияет на создание и функционирование органов власти в
собственных интересах.
4. Такое
взаимодействие требует от государства охраны и защиты жизни, здоровья,
безопасности граждан, но не допускает ее вмешательства в их частные интересы.
5. Такое
взаимодействие использует нормы действующего законодательства. [1]
«Конституция
Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //
[Электронный ресурс] // Официальный сайт компании "Консультант Плюс"
— URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
(дата обращения 25.10.2020) [2]
Будникова
Н.С. Взаимодействие органов государственной власти с гражданским обществом /
Н.С. Будникова // Вестник Бурятского государственного университета. — 2015. — №
6. — С. 56 [3]
Комарова
В.В. Органы публичной власти и субъекты гражданского общества: правовое
оформление взаимодействия / В.В. Комарова // Право и государство: теория и
практика. — 2017. — № 2 (146). — С. 105 [4] Власть и свобода на весах
конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом
Российской Федерации / Бондарь Н.С. — М.: Юстицинформ, 2005. – С. 212 [5]
Колесникова
Н.А. Гражданское общество в современной России: монография / Н.А. Колесникова,
Е.Л. Рябова. — М.: Междунар. издат. центр «Этносоциум», 2016. – С. 83. [6] Грибова Е.Н.
Анализ взаимодействия гражданского общества и органов государственно власти
Республики Коми посредством социальных сетей / Е.Н. Грибова // Сборник статей
XVII Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 258 [7]
Меркулов
С.С. Взаимодействие субъектов гражданского общества с органами государственной
власти Российской Федерации: проблемные аспекты / С.С. Меркулов // Вестник
государственного и муниципального управления. — 2015. — № 4 (19). — С. 25. [8]
Федеральный
закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об Общественной
палате" // [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании
"Консультант Плюс" — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52651
(дата обращения 25.10.2020) [9]
Фастович
Г.Г. Развитие системы взаимодействия органов государственной власти и
институтов гражданского общества (на примере модернизации общественного
контроля) / Г.Г. Фастович // Право и государство: теория и практика. — 2018. —
№ 3 (159). — С. 13 [10]
Шедько Ю.Н.
Формирование общественной инфраструктуры взаимодействия органов власти,
бизнес-структур и организаций гражданского общества / Ю.Н. Щедько, М.Н.
Власенко, Е.Н. Корнеева //Экономический журнал. — 2019. — № 3 (55). — С. 106.. [11]
Хорунжий
С.Н. Взаимодействие гражданского общества с органами публичной власти: предел
юрисдикции и баланс интересов / С.Н. Хорунжий // Аспирантские тетради. сборник научных
статей. Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и
государственной службы при Президенте РФ». — 2018. — С. 168. [12]
Шафиев Р.Х.
Взаимодействие институтов гражданского общества и органов власти / Р.Х. Шафиев
// NovaInfo.Ru. — 2016. — Т. 3. — № 44. — С. 383.