Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Механизм государственного регулирования экономики и его совершенствование.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты исследования государственного регулирования экономики в РФ……………………………………………………………………5
1.1. Система и механизмы государственного регулирования экономики в РФ 6
1.2. Факторы и критерии оценки государственного регулирования экономики в РФ 8
2. Анализ тенденций рыночной экономики в РФ и особенности государственного регулирования………………………………………………18
2.1. Источники и факторы экономического роста РФ и особенности государственного регулирования 18
2.2. Анализ динамики показателей развития рыночной экономики в РФ 23
3. Совершенствование механизма государственного регулирования экономики в РФ………………………………………………………………….41
3.1. Проблемы регулирования рыночной экономики в РФ 41
3.2. Возможности совершенствования механизма государственного регулирования экономики в РФ 48
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников……………………………………………63
Приложения………………………………………………………………………66
Введение:
Вне зависимости от типа экономической системы основным регулятором экономики выступает государство. С развитием экономических систем в условиях глобализации и развития рыночной экономики роль государства конечно несколько ниже чем была при административно-командной системе государственного устройства, но тем не менее, оно оказывает значительное влияние на основные экономические процессы развития страны.
Под государственным регулированием экономики подразумевается совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Регулирование экономических процессов со стороны государства направлено на решение различных задач: от стимулирования экономического роста и регулирования занятости до поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах и поддержки экспорта. Набор форм и методов государственного регулирования экономики зависит от экономических и социальных проблем в конкретной стране в конкретный период ее развития.
Изучением и анализом проблем государственного регулирования рыночной экономики, экономического роста и успешного развития рыночной экономики всегда занимались различные ученые как теоретики, так и практики. В последние годы вопросы развития рыночной экономики, ее государственного регулирования и экономического роста среди ученых вызывают большой интерес и особую остроту в результате того, что существует противоречие между ростом материальных благ и истощением природных ресурсов, сопровождаемым загрязнением окружающей среды. Новый подход к пониманию сущности экономического роста необходим для разрешения противоречия между производством и потреблением.
Особую актуальность проблема приобретает в настоящее время в связи с бурным развитием научно-технического прогресса, ростом численности населения, стремлением государств увеличить капитал в экономике. Это предопределяет необходимость особо тщательного изучения теорий экономического роста, выявление возможности их применения в реформировании экономики, создании макроэкономической стабилизации и условий для экономического развития.
Объект исследования – система мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, направленных на достижение социально-экономических целей, осуществляемых уполномоченными государственными органами в отношении субъектов экономики.
Предмет исследования – механизм государственного регулирования экономики.
Целью работы является исследование механизма государственного регулирования экономики и возможностей его совершенствования.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— рассмотреть систему и механизмы государственного регулирования экономики в РФ;
— выявить факторы и критерии оценки государственного регулирования экономики в РФ;
— определить источники и факторы экономического роста РФ и особенности государственного регулирования;
— провести анализ динамики показателей развития рыночной экономики в РФ;
— обозначить проблемы регулирования рыночной экономики в РФ;
— сформулировать возможности совершенствования механизма государственного регулирования экономики в РФ.
Для реализации целей и задач были использованы графический, табличный, сравнительный методы исследования, метод абсолютных и относительных величин, метод наблюдения и моделирования.
Для выполнения работы были использованы статистические данные, публикуемые Росстат, учебные и монографические издания А.Г. Аганбегяна, Д.С. Львова, В.Н. Лексина, А.И. Ноткина, В.Е. Рохчина, Ф.М. Русинова, В.Е. Селиверстова, С.А. Суспицина, А.И. Татаркина, Р.И. Шнипера, Д.П. Чепурина, К. Макконела, С.Н. Большакова, А.А. Васецкого, Т.В. Малеева, О.Л. Ким, Р.А. Абрамова, А.Р. Бахтизина, Е.М. Бухвальд, С.Д. Валентей, В.И. Гришина, Г.Ю. Гагариной, О.Б. Иванова, А.В. Кольчугиной, Е.Ф. Никитской, Л.Н. Чайниковой, А.А. Угрюмовой и других авторов.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Заключение:
В ходе проведенного исследования, целью которого стало исследование механизма государственного регулирования экономики и возможностей его совершенствования были последовательно решены поставленные задачи, что позволило прийти к следующим основным выводам:
Исследование системы и механизмов государственного регулирования экономики в РФ показало, что основными инструментами воздействия государства на экономику являются прямые (административные) и косвенные (экономические) методы и формы государственного регулирования. Первые не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации, основаны на авторитете государства, включают меры запрещения, принуждения, разрешения. А вторые базируются на инструментах экономического прогнозирования, программирования, бюджетной и налоговой систем, денежно-кредитной, валютной, таможенной политики и др.
По мере развития рыночной экономики сфера применения косвенного регулирования значительно расширяется, сужая при этом возможности прямого вмешательства государства в экономические процессы. Так, мощным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика, которая формируется Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию. Бюджетный процесс регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бесспорно, одну из самых значимых ролей в государственном регулировании играет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
На основе проведенного анализа были выявлены факторы и критерии оценки государственного регулирования экономики в РФ, которые свидетельствуют о том, что ключевой характеристикой (или главным противоречием) социально-экономической ситуации в России в настоящее время является разрыв между исключительно благоприятными валютно-финансовыми (по сути, макроэкономическими) параметрами и низкой социально-экономической динамикой.
С экономической точки зрения этот разрыв наиболее ярко отражается в значительном превышении по объему ВВП долей сбережений над инвестициями. Российская экономика сейчас имеет много денег, в том числе на счетах населения и фирм, но эти финансовые ресурсы не трансформируются в инвестиции.
В 2021 году началась дискуссия о природе кредитной активности как фактора экономического роста. Экономика продолжала расти в спросе на потребительские кредиты, что рассматривалось ЦБ как важный источник поддержания экономической динамики – тем более что рост задолженности не сопровождался ухудшением обслуживания долга. Однако с позиции Минэкономразвития такое развитие ситуации может негативно сказаться на долгосрочных темпах роста, поскольку потребительские кредиты ограничивают возможности инвестиционного кредитования. Правда, потребительское и инвестиционное кредитование определяется различными факторами. Для последних особенно важен предпринимательский климат, в то время как первый за последние два-три года во многом стал результатом замедления реальных доходов населения, что было частично компенсировано потребительским кредитованием населения.
Обзор источников по теме исследования позволил определить источники и факторы экономического роста РФ и особенности государственного регулирования. Основным критерием для оценки темпов экономического роста является динамика ВВП. Для анализа и оценки экономического роста учитываются также такие факторы как развитие страны на мировых рынках, благосостояние население, уровень доходов, спроса на товары и т д.
Показатель ВВП в России на протяжении анализируемого периода существенно меньше, чем в развивающихся странах. За исключением 2017 г., темпы роста российской экономики были ниже темпов роста остальных сырьевых экономик. При этом рост экономики произошел во много за счет сектора добычи полезных ископаемых на фоне улучшения внешнеэкономической конъюнктуры.
Безусловно, для достижения значимых с точки зрения экономической безопасности параметров развития социальной сферы и реальной экономики необходимо использовать огромные трудовые, сырьевые, материально-технические и интеллектуальные ресурсы. Механизмы рыночной экономики практически снимают или, во всяком случае, резко снижают актуальность поиска этих ресурсов. Все они могут быть привлечены для использования в хозяйстве, если таковые есть, но главный ресурс – деньги. Когда деньги попадают в обращение, они обслуживают и определяют движение всех других ресурсов, в основном из государственного бюджета.
Таким образом, бюджет, масштабы и структура его расходов играют решающую роль в обеспечении национальной экономической безопасности и нейтрализации угроз национальным интересам России в экономической сфере.
Проведенный анализ динамики показателей развития рыночной экономики в РФ позволяет говорить о том, что в 2021 году доходы бюджетной системы России по свежим данным, опубликованным Минфином России в долях ВВП по сравнению с предыдущим годом остались без изменений составив 35,8 % ВВП, при этом в абсолютном выражении они увеличились на 1 860 миллиардов рублей. Только 39,4% прироста доходов укрупненного государственного бюджета (732,8 млрд руб.) обеспечено федеральным бюджетом и 62,4% (1 160,8 млрд руб.) – за счет прироста поступлений консолидированного бюджета субъектов РФ. Однако в общем объеме доходной части укрупненного государственного бюджета изменилась доля бюджета федерального и субнационального уровней в 2021 году по сравнению с 2020 годом. Профицит бюджета укрупненного правительства за январь-декабрь 2021 года составил 1,9 % ВВП снизились на 1,1 процентных пункта ВВП в 2020 году. При этом на фоне укрепления рубля вырос импорт , что также способствовало увеличению доходов от НДС на импортные товары (такие доходы выросли). на 0,3 процентных пункта ВВП). Следует отметить, что, несмотря на повышение базовой ставки НДС, снижения его собираемости в 2021 году не произошло. В 2021 году основной причиной снижения бюджетных поступлений от акцизов на 0,3 процентных пункта ВВП составило введение «обратного акциза», предусмотренного в рамках реализации налогового маневра в нефтегазовом секторе, который был направлен на контроль за ростом цен на топливо (на фоне повышения базовых ставок НДПИ) путем фактического субсидирования нефтеперерабатывающего сектора путем снижения акциза на нефтепродукты при условии выполнения определенных условий.
Для реализации определенных в майском Указе Президента России национальных целей намечены двенадцать национальных проектов и комплексный план модернизации инфраструктуры. Их специфическими особенностями являются межотраслевой характер и достаточно высокая доля инвестиционных расходов. Запуск нацпроектов потребовал разработки достаточно большого перечня нормативных документов, налаживания сотрудничества с регионами. Кассовое исполнение расходов на реализацию национальных проектов из консолидированного бюджета Российской Федерации в течение 2021 года по текущим данным составило около 91,6 %. Чуть более 200 млрд рублей осталось неизрасходованным, кроме трех четвертей приходится на федеральный бюджет.
Лучшие показатели бюджетной дисциплины по реализации национальных проектов показали наука (99,1 %) и здравоохранение (97,3 %). Худшие показатели показали экология (71,2 %) и цифровая экономика (75,1 %). Безусловно, кассовое исполнение не должно становиться самоцелью, поскольку эффективность реализации национальных проектов характеризуется сдачей результатов и показателей, меняются ли к лучшему условия жизни граждан и бизнес-среда. Очевидно также, что без своевременного финансирования довольно сложно добиться каких-либо положительных результатов.
Среди основных причин относительно низкого кассового исполнения расходов по национальным проектам можно выделить следующие [18]:
Новизна ряда мер, предусмотренных в рамках национальных проектов, что, в свою очередь, предполагает необходимость разработки и принятия соответствующих нормативно-методических документов до выделения средств;
Отраслевая специфика проектов, когда динамика кассового исполнения напрямую зависит от спроса со стороны получателей бюджетной поддержки (например, в случае запросов МСБ на льготные кредиты);
Особенности финансирования отдельных шагов в отношении национальных проектов, например, оплата из бюджетных средств только по завершении работ (что преобладает на объектах строительства). Однако в данном случае кассовое исполнение отражает фактическую динамику достижения результатов проекта;
Ненужные продленные в 2021 году процедуры как в случае закупок для государственных и муниципальных нужд, так и в рамках подготовки необходимых документов (например, правила предоставления межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам).
По результатам проведенного анализа были определены проблемы регулирования рыночной экономики в РФ и сформулированы возможности совершенствования механизма государственного регулирования экономики в РФ.
В современных условиях с учетом ограниченности резервов роста поступления средств в бюджеты субъектов федерации для обеспечения устойчивого социально-экономического развития российских регионов и повышения качества жизни населения необходима реализация комплекса мер, направленных на повышение качества управления бюджетными расходами.
Во-первых, необходима модернизация процесса управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации с позиций эффективного и ответственного управления государственными финансами. В частности, она предполагает использование риск-ориентированного подхода, позволяющего обеспечить выявление и последующее воздействие на проблемный объект (или какую-либо его часть).
Особую роль в повышении качества управления социальными расходами бюджетов субъектов Российской Федерации должны играть институты гражданского общества. Однако в настоящее время в российском государстве они задействованы слабо. При этом даже созданные общественные фонды в большей степени (около 40%) сосредоточены в Центральном федеральном округе.
Во-вторых, усиление ответственности должностных лиц финансовых органов субъектов Российской Федерации за нарушения бюджетного законодательства при управлении расходами региональных бюджетов, недостижение целевых показателей государственных программ субъектов Российской Федерации, несвоевременное размещение нормативных правовых актов о бюджете и бюджетной политике, а также при размещении недостоверной и (или) юридически неграмотной информации.
В-третьих, обеспечение результативности государственных программ субъектов Российской Федерации (особенно в социальной сфере), в т.ч. на основе более ответственного выбора перечня и значений показателей ожидаемых результатов. При этом с целью составления стратегических планов на длительную перспективу представляется целесообразным увеличение горизонта прогнозирования.
В-четвертых, ежегодное проведение мониторинга качества управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации (как самими субъектами федерации, так и Министерством финансов Российской Федерации) и формирование по его результатам рейтинга регионов, результаты которого представляется возможным использовать при предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
В-пятых, использование в качестве критерия оценки качества управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации результатов оценки удовлетворенности граждан качеством оказываемых государственных и муниципальных услуг, для чего финансовым органам на федеральном и региональном уровнях (с привлечением специалистов других министерств, служб и ведомств) необходимо проводить опросы, в т.ч. через cеть «Интернет» и непосредственно в государственных (муниципальных) учреждениях, с возможностью обеспечения сопоставления их результатов по субъектам Российской Федерации.
В-шестых, развитие инструментов единого портала бюджетной системы путем: (а) создания раздела «Государственный и муниципальный финансовый контроль» с размещением на нем информации обо всех проведенных контрольных мероприятиях в Российской Федерации с учетом соблюдения грифов секретности, (б) запуска опросов населения по поводу их удовлетворенности конкретными государственными (муниципальными) услугами и (в) формирования блока «Бюджет для граждан» по всем российским регионам. Реализация разработанного комплекса предложений позволит не только повысить качество управления расходами региональных бюджетов, но и обеспечит более полную и успешную реализацию принципов бюджетной системы в соответствии с современными экономическими вызовами.
Предложенный подход к оценке качества управления расходами региональных бюджетов также позволяет обеспечить ее увязку с оценкой изменений состояния объекта управления, в том числе по таким направлениям, как достижение социального эффекта, стимулирование развития реального сектора экономики региона при сохранении сбалансированности регионального бюджета, оптимизация бюджетных расходов. Более того, разработанная группировка критериев и параметров оценки дает возможность проводить комплексную оценку качества управления расходами бюджетов субъектов федерации, обеспечивая локализацию проблем, как по группам расходов, так и по процедурам управления.
Представляется, что сформулированный комплекс практических рекомендаций позволит создать основу повышения качества управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации, обеспечив выполнение возложенных на них задач и функций, несмотря на ограниченные возможности роста доходов региональных бюджетов и расширение объема расходных обязательств этих публично-правовых образований.
В рамках настоящего исследования было предложено повысить качество государственного контроля и аудита, поскольку На современном этапе развития отечественной экономики такие важные аспекты внутренней политики, как более эффективное использование общественных ресурсов, предоставление населению качественных социальных услугам, стремление к открытости и прозрачности деятельности органов власти и государственных структур зависят от систематизации подхода к развитию комплекса инструментов государственного аудита.
Совершенствование государственного аудита в условиях многоукладной рыночной экономики как формы финансового контроля, позволяющей провести комплексную оценку результатов деятельности государственных органов, следует рассматривать как приоритетное направление в обеспечении финансовой безопасности страны и национальной безопасности в целом.
Представленные в работе мероприятия способны повысить качество государственного контроля и аудита:
6) создание и совершенствование законодательного и методического обеспечения и аудита;
7) развитие риск-ориентированности в планировании государственного аудита;
8) разработка системы оценки качества внутреннего контроля и аудита, основанной на установленных количественных показателях эффективности деятельности работников сферы государственного аудита;
9) подготовка и повышение квалификации должностных лиц;
10) анализ и адаптация международных стандартов внутреннего финансового контроля и аудита, например, стандартов Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Института внутренних аудиторов, а также мирового опыта в данной сфере.
Для дальнейшего полноценного развития государственного аудита требуется рассмотреть возможность расширения сферы деятельности контролирующих органов, так как, к примеру, ни один субъект не анализирует подсистему территориальной экономики как целостную. На данный момент деятельность органов аудита направлена на финансовую составляющую, что не может дать заинтересованным пользователям – населению – полноценной, актуальной информации о том, как осуществляется процесс управления в стране в целом или регионе в частности. Соответственно, главной задачей государственного аудита должно являться получение подробной и достоверной информации о деятельности органов власти, оценка этой деятельности и предоставление населению результатов проведенного аудита.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты исследования государственного регулирования экономики в РФ
1.1. Система и механизмы государственного регулирования экономики в РФ
Государственное регулирование экономики в России представляет собой деятельность государства в лице его компетентных органов, направленную на установление, изменение, дополнение законодательных и иных обязательных юридических установлений (норм, правил, требований и т. д.), предназначенных для упорядочения экономических отношений с целью обеспечения органического сочетания публично-правовых и частноправовых интересов в обществе.
Основные инструменты воздействия государства на экономику представлены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Инструменты воздействия государства на экономику
По мере развития рыночной экономики сфера применения косвенного регулирования значительно расширяется, сужая при этом возможности прямого вмешательства государства в экономические процессы. Так, мощным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика, которая формируется Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию. Бюджетный процесс регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бесспорно, одну из самых значимых ролей в государственном регулировании играет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Концепция финансовой глубины, разработанная экспертами Всемирного банка в начале 1980-х гг., в своем первоначальном понимании финансовой глубины (или финансовых возможностей) была связана с насыщением экономики деньгами, финансовыми инструментами и финансовыми институтами. Процесс увеличения финансовой глубины (или финансового потенциала) экономики называется финансиализацией.
С позиций теории примата финансового развития финансиализация оказывает благотворное влияние на экономический рост и социальное благосостояние общества, что подтверждается многочисленными эмпирическими исследованиями. К самым известным среди них относится серия работ с участием Р. Левин, A. Демиргуц-кунт, В. Максимович, Т. Бек, Р. Раджан, Л. Зин-гейлс, П. Руссо, Р. Пауэр. Влияние финансирования на развитие национальных экономик в эти работы, как правило, раскрываются в отношении таких переменных, как ВВП или уровень национального богатства, измеряемый как ВВП или ВНД на душу населения [7]. Однако очевидно, что содержание финансиализации не ограничивается количественными характеристиками. Нельзя критиковать теорию финансового первенства, в том числе гипотезу финансового насыщения развитых стран и чрезмерно динамичных финансовых рынков.
В научном дискурсе понятие «финансиация экономики» используется относительно недавно. Позиция соответствует идеям Т. Веблена и К. Маркса. В свою очередь, эстафета критики «развитого капитализма» (англ. – зрелый капитализм) в контексте проблем финансирования реального сектора , продолжил Х. Минский, который выявил встроеннуюгибкость финансовых систем в связи с метаморфозами структуры капитала входов [14].
Таким образом, финансовый сектор оказывает различное влияние на функционирование реального сектора экономики. Более того, представляется, что причины различий не ограничиваются уровнем и динамикой финансового развития отдельных стран или стадией кредитного цикла. Убедительным доказательством в этом отношении является работа Р. Раджан и Л. Зингалес, в котором анализируется динамика финансовой глубины за период с 1913 по 1999 гг. [26]. Выявляя период длительного финансового спада (повсеместного сокращения финансовой экономики), авторы приходят к выводу, что драйвером финансового развития является либерализация международных потоков капитала. Логично предположить, что в условиях финансового спада сектор финансовых корпораций не оказал негативного влияния на экономику, в то время как в дальнейшем ситуация кардинально изменилась.
Финансиализация требует регулирования с учетом ведущей международной практики, определившей цель исследования, направленного на выявление особенностей повышения финансовой глубины российской экономики с акцентом на проблему стимулирования инженментной деятельности. Отправной точкой настоящего исследования стал анализ ведущей международной практики в области национального и наднационального регулирования процессов финансиализации.