Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Логопедия

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Логопедическая работа со старшими дошкольниками с нарушениям слуха

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 7

1.1. Характеристика детей с нарушением слуха 7

1.2. Особенности развития речи у детей с нарушением слуха 12

1.3. Методы логопедической работы со старшими дошкольниками с нарушением слуха 17

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 25

2.1. Организация и методика исследования 25

2.2. Анализ результатов исследования (констатирующий этап) 32

ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 43

3.1. Проведение логопедической работы со старшими дошкольниками с нарушением слуха 43

3.2. Проверка эффективности проведенной работы 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Становление связной речи дошкольников является одним из самых важных факторов, которые оказывают влияние на становление всей личности ребенка старшего дошкольного возраста. Степень речевого развития дошкольников во многом определяет уровень сформированности у них социальных и познавательных мотивов, интересов и потребностей, умений, навыков и знаний, являющихся основой личностной культуры (А.Г. Арушанова, М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др.).

Весомым достижением дошкольника является овладение связной речью и использование ее в качестве средства познания и способа осуществления коммуникации. Главная задача в процессе речевого развития старшего дошкольника – это овладение языковыми средствами общения: словарным запасом, грамматическим строем языка, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать свою мысль.

Итак, формирование связной речи – одна из приоритетных задач всестороннего гармоничного развития ребенка в дошкольном возрасте (В.М. Акименко, А.П. Белозерова, О.Л. Беляева, Т.Г. Визель и др.).

У детей с нарушениями слуха формирование связной речи затруднено. Слух – это способность воспринимать и различать звуки. Слух нарушается, когда поврежден слуховой анализатор в его периферическом отделе (наружном, среднем, внутреннем ухе) или в центральном отделе, что расположен в височных участках больших полушарий головного мозга.

Потеря слуха в раннем возрасте оказывает влияние на развитие ребенка и приводит к возникновению некоторых особенностей. Прежде всего, нарушение слуха сказывается на речевом развитии ребенка, может стать препятствием для установления социальных контактов, усложнять познание окружающей среды. Наблюдается непосредственная зависимость развития словесной речи от степени потери слуха (А.В. Демина, Н.С. Ефремова, Д.А. Железная и др.).

При тяжелом нарушении слуховой функции, то есть при глухоте, самостоятельное слуховое восприятие устной речи окружающих становится невозможным. В большинстве случаев у глухого ребенка остаются определенные слуховые ощущения, которые позволяют ему воспринимать громкие звуки окружающей среды и отдельные звуки речи на близком расстоянии. Однако без специального обучения словесная речь такого ребенка почти не развивается.

Глухие дети не в состоянии самостоятельно научиться говорить. Дети с пониженным слухом самостоятельно накапливают словарный запас, но он невелик, а произношение несовершенно.

Дефекты слуха у детей оказывают негативное влияние, в первую очередь, на его психику. Также нарушения слуха становятся причиной нарушенного формирования коммуникативной сферы таких детей. Ученые отмечают, что отсутствие у детей с нарушениями слуха внутренней речи и словесного выражения мысли приводит к тому, что у них существенно сокращается объем внешней информации, психические процессы (восприятие, мышление, внимание, память, воображение) и вся познавательная деятельность в целом становятся более замедленными (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Р.М. Боскис, Ж.И. Шиф и др.).

Недостатки в слуховом восприятии вызывают особые изменения функционального состояния организма, уменьшение двигательной памяти, произвольного внимания (А.В. Гоголева, Т.В. Розанова и др.). Исследуя взаимосвязь двигательного и слухового анализаторов, ученые утверждают, что движение зависит не только от восприятия зрительной информации, но и слуховой. Изъятие слуха из системы анализаторов приводит к нарушению всего процесса развития человека.

Дети с нарушениями слуха нуждаются в полноценном окружении для всестороннего развития и общения. Пороки речи у детей с нарушениями слуха своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. В сочетании со слуховым дефектом они приводят к неподготовленности детей к обучению в школе, вызывают отставание в формировании речевых навыков и накоплении языковых средств, склонность к нарушениям письменной речи, низкий уровень познавательной активности. Поскольку дошкольный возраст является подготовительным этапом к обучению в школе, это вызывает необходимость целенаправленного логопедического воздействия в целостной системе комплексной коррекционной работы с детьми с недостатками слуха (Е.Г. Речицкая, В.А. Синяк и др.).

Логопедическая работа касается всей речевой системы в целом, поэтому планируется с учетом структуры дефекта ребенка с нарушениями слуха, с опорой на сохраненные анализаторы. Перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений поставлены ответственные задачи, ведь, как известно, содержание школьного обучения выдвигает определенные требования к уровню умственного и речевого развития ребенка, его социальной зрелости. Поэтому подготовка детей с нарушениями слуха к школе является сложной комплексной задачей, охватывающей все сферы жизни ребенка. Как известно, речевая готовность ребенка является важным показателем, от которого зависят дальнейшие его успехи в обучении. Особенности развития данной категории детей обусловлены разными факторами как биологического, так и социального характера. Этим и обусловлена актуальность темы данной работы.

Цель исследования – изучение особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Объект исследования ‒ состояние связной речи у старших дошкольников с нарушениями слуха.

Предмет исследования ‒ особенности работы логопеда по изучению и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Задачи исследования:

1. Проанализировать и обобщить научные данные из специальной литературы по теме исследования.

2. Провести экспериментальное изучение состояния связной речи у старших дошкольников с нарушениями слуха.

3. Обобщить и интерпретировать полученные экспериментальные данные.

4. Провести логопедическую работу по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушениями слуха.

5. Оценить эффективность проведенной логопедической работы.

Методы исследования:

‒ теоретические: анализ научной и учебно-методической литературы;

‒ экспериментальные: анализ медицинской и педагогической документации детей, наблюдение, беседа с врачами, педагогами и родителями, констатирующий эксперимент, логопедическое обследование;

‒ интерпретационные: метод сравнения, анализа и синтеза;

‒ качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

‒ эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);

Организация исследования: исследование проводилось на базе медицинского центра «Парацельс» г. Истра Московской области в апреля-декабря 2022 г.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 70 страницах печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, 2 приложений. Работа проиллюстрирована 4 таблицами, 10 рисунками.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В силу специфики нарушений слуха у детей, кроме основного нарушения в развитии, также возникают и вторичные нарушения: недоразвитие речи, нарушенные звукопроизношение и фонетико-фонематическая сторона речи. Нарушение слуха приводит к затруднению формирования эмоционально-волевой сферы, а также навыков общения с окружающими. Специфика развития ребенка с нарушением слуха обусловливаются рядом факторов: временем потери слуха или его снижения, уровнем интеллектуального развития ребенка, взаимоотношениями в семье, уровнем развития у ребенка межличностных отношений.

При нарушениях слуха в раннем возрасте имеет место длительная сенсорно-перцептивная депривация, приводящая к возникновению грубых нарушений формирования анализирующей системы мозга, вторичных морфофункциональных изменений в проекционных и ассоциативных областях слуховой коры, что усугубляет дефект.

Развитие речевой функции является ведущим в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Обучение таких детей в условиях обычного дошкольного образовательного учреждения обязывает педагогов уделять большое внимание развитию продуктивных видов речевой деятельности и опираться на наглядность и аудиовизуальные средства.

Ребенок с нарушением слуха, речь которого характеризуется нарушениями в формировании звукопроизношения, произносит звуки неправильно, слышит их неправильно либо не слышит вообще (проявление дефектов слуха или фонематического недоразвития).

Основу логопедической работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха должна составлять работа по формированию и развитию у них правильного звукопроизношения. Стоит отметить, что незначительное количество звуков такие дети могут усвоить самостоятельно на основе слухо-зрительного подражания речи окружающих, однако многие звуки требуют длительных специальных тренировок для их усвоения. Работа по формированию произношения осуществляется на полисенсорной основе, что предполагает использование специальных приемов коррекции произношения. Работа на занятиях должна быть направлена на развитие речевого дыхания, голоса, формирование правильного произношения звуков речи и их сочетаний в словах и фразах, формирование ритмико-интонационных особенностей устной речи ребенка.

Логопедическая работа с детьми с нарушениями слуха требует использования методов и средств развития из артикуляционного аппарата, звукопроизношения и фонетико-фонематической стороны речи.

В работе с дошкольниками с нарушением слуха важен поиск новых подходов, позволяющих совершенствовать методику формирования речи, правильного произношения звуков, развития слухового восприятия. Решение данных задач будет способствовать социализации детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и его интеграции в социум.

Обучение произношению детей старшего дошкольного возраста, согласно специфике развития их речи, осуществляется с использованием речевого материала разной сложности. При этом организуется работа с использованием различных видов речевой деятельности. При формировании навыков правильного воспроизведения слов особенно важную роль играет восприятие образца. Таким образцом является речь воспитателя. На индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения коррекционная работа производится в двух направлениях: формирование правильного звукопроизношения; развитие слухового восприятия.

Речевое общение является одним из первых видов деятельности, которым ребенок овладевает в онтогенезе; оно является универсальным условием развития личности в период дошкольного детства. Речевое развитие ребенка является главным инструментом, с помощью которого он устанавливает контакт с окружающей средой и благодаря которому происходит социализация ребенка. Однако у детей с нарушениями слуха процесс речевого развития значительно затруднен. Проведенное исследование на констатирующем этапе позволило установить, что у детей с нарушениями слуха отмечается нарушено развитие связной речи, в частности, диалогической. У них отмечается недоразвитие всех ее компонентов: фонетического, лексического и грамматического. Страдает также умение построения высказывания.

Нами было проведено экспериментальное изучение состояния связной речи у старших дошкольников с нарушениями слуха. Были сделаны следующие выводы:

1. На констатирующем этапе было установлено, что для детей с нарушениями слуха характерно: употребление речевого этикета лишь в хорошо заученных ситуациях; употребление речевого этикета только в ответ; в процессе запрашивания информации могут задать лишь несколько вопросов при помощи взрослого; цель расспроса путем угадывания, перечисления всех предметов; не могут самостоятельно сформулировать вопросы; не проявляют инициативу в беседе, часто отвлекаются; практически отсутствуют реплики-стимулы, реплики-реакции краткие, однословные, однотипные; диалоги малосодержательны.

Полученные результаты говорят о том, что дети с нарушениями слуха требуют проведения специальной коррекционной работы по речевому развитию дошкольников данной категории.

2. Разработанная система логопедической работы, направленной на коррекцию речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, показала свою эффективность, поскольку предполагает комплексный подход к развитию речи.

Приемы, которые были использованы в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями слуха, основывались на реализации как традиционных подходов, так и дополняющих их современных нетрадиционных. Постоянно проводился мониторинг результатов коррекционной работы, позволяющий выявлять недочеты и вносить корректировки в ход коррекционной работы.

Проведенная нами коррекционная работа была направлена на преодоление у детей с нарушениями слуха нарушений речевых и неречевых психических функций. Была учтена специфика первичного и вторичных нарушений. Проведение коррекционных мероприятий, содержание занятий и продолжительность каждого этапа логопедической работы определялись с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития детей.

В работе с детьми с нарушениями слуха на формирующем этапе данного исследования реализовывалась разработанная нами система упражнений, которая представлена тремя блоками заданий и упражнений. Первый блок направлен на развитие артикуляционной моторики, второй – мелкой моторики, третий ‒ формирование и развитие фонетико-фонематического компонента речи.

3. На контрольном этапе исследования после проведения логопедической работы, направленной на коррекцию речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха повторно было проведено изучение уровня развития у детей связной диалогической речи. Участие в исследовании на данном этапе участие принимали те же дети старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, что и на констатирующем этапе. Использовались те же методики диагностики, что и на констатирующем этапе исследования. В развитии реи детей с нарушениями слуха была выявлена положительная динамика по всем изучаемым направлениями.

Итак, применение комплексного подхода в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями слуха (развитие моторики, артикуляции, звукопроизношения, фонетического анализа и синтеза, обогащение лексико-грамматической стороны речи) способствует коррекции связной речи.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

1.1. Характеристика детей с нарушением слуха

Группа детей с нарушениями слуха является неоднородной, к ней относятся дети с различными нарушениями в зависимости от степени слухового нарушения, времени и причин его возникновения, общего и речевого развития, индивидуальных особенностей, условий воспитания и обучения после потери слуха.

Причин возникновения нарушений слуха может быть много. Среди них выделяют следующие:

‒ инфекционные заболевания детей (менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и их осложнения);

‒ наследственные факторы;

‒ заболевания, поражающие наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв;

‒ неблагоприятное течение беременности, врожденные деформации слухового аппарата, родовые травмы;

‒ механические травмы и т.д. [12].

Согласно утверждению А.М. Мастюковой, реакции на звук с детей с нарушениями слуха может либо вовсе не быть, либо она возникает при более громких звуках [38, с.9].

Выделяют четыре степени нарушения слуха:

‒ если для того, чтобы ребенок услышал тон необходимо усиление звука от 26 до 40 дБ, присваивается I степень (легкая);

‒ II степень (умеренная) требует усиления звука от 41 до 55 дБ;

‒ III степень (умеренно тяжелая) – 56-70 дБ;

‒ IV степень (трудная) – 71-90 дБ.

Если требуется усиление звука более, чем 90 дБ, то ребенку ставится диагноз «глухота» [11].

Также стоит отметить, что у детей с нарушениями слуха отмечается дисгармония в их физическом развитии, им свойственны дефекты в развитии опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие и др.) и задержка в развитии моторики [59]. В плане психофизического развития детям с нарушениями слуха дошкольного возраста характерно отставание от сверстников на 1-3 года. Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова и Е.А. Иванова среди нарушений двигательной сферы называют следующие:

‒ понижение уровня развития главных физических свойств – отставание от нормы в показателях силы, скоростно-силовых свойств, скоростных свойств от 12 до 30%;

‒ сложность сохранения статического до 30% и динамического равновесия до 21%;

‒ неточность координации и неуверенности движений, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы;

‒ низкий уровень ориентировки в пространстве;

‒ замедление скорости выполнения отдельных движений, темпе двигательной деятельности по сравнению с детьми, имеющими нормальный слух [36].

Своеобразно развитие познавательной сферы у глухих детей. У них не формируется с рождения слуховое внимание. Следует воспитывать у детей концентрацию на губах говорящего человека. Таким образом, ребенок ищет компенсатор средства, роль которых на себя берет зрительное восприятие.

Специфика развития внимания у детей с нарушениями слуха оказывает существенное влияние на развитие у них памяти. У детей данной категории преобладающим является зрительное восприятие, соответственно, запоминание происходит с опорой на зрительные образы в отличие от детей с нормальным слухом, которые при запоминании опираются на звуковые образы.

Между слухом и движением существует тесная связь. Движения помогают детскому воображению, доводят до аффективного состояния, вызывают спонтанный голос и слуховое осознание собственного голоса [42; 49].

То, как развивается ребенок с нарушением слуха, и специфика этого развития обусловливаются рядом факторов, к примеру, временем потери слуха или его снижения, уровнем интеллектуального развития ребенка, взаимоотношениями в семье, уровнем развития у ребенка межличностных отношений.

Ограничение сенсорного опыта (слуховая депривация) оказывает наиболее губительное влияние на формирование мозговых механизмов (в частности, механизмов восприятия). При нарушениях слуха еще в детстве имеет место длительная сенсорно-перцептивная депривация, что становится причиной возникновения грубых нарушений формирования анализирующей системы мозга, а также вторичных морфофункциональных изменений в проекционных и ассоциативных областях слуховой коры, что усугубляет дефект [42].

Кроме этого, нарушение слуха в детском возрасте приводит к изменению когнитивных функций ребенка. Таким образом, необходимо иметь в виду, что первичный дефект слуховой функции обязательно приведет к вторичным нарушениям речевой функции и интеллекту в целом [42].

По мнению исследователей, если не предпринимать своевременно соответствующих коррекционных мер, то у такого ребенка возникнет отставание и в психическом развитии (Э.И. Леонгард [35], Е.М. Мастюкова [38], И.М. Соловьева, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф [46]).

Л.С. Выготский отмечает, что при потере слуха в раннем возрасте (первичный дефект) в дальнейшем развитии у ребенка возникают вторичные нарушения (в развитии речи, понимания, произношения). Наиболее уязвимыми в дошкольном возрасте являются произвольная моторика и речь [50].

Е.Г. Речицкая и Е.А. Сашина отмечают, что дети с нарушениями слуха развиваются по тем же закономерностям, что и дети с нормативным развитием. Это же касается этапов развития ребенка дошкольного возраста данной категории, однако новообразования различных этапов возникают в другие сроки: активная речь, словарный запас, навыки построения простых предложений, усовершенствование слухового восприятия, фонематический слуха, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление [50].

Также Е.Г. Речицкая и Е.А. Сашина акцентируют внимание на том, что у детей с нарушениями слуха все познавательные процессы также имеют свою специфику, к примеру, по сравнению с детьми с нормативным развитием у детей с нарушениями слуха отмечается отставание в развитии непроизвольного запоминания наглядного материала (зрительной памяти) [50]. Специфика овладения такими детьми словесной речью обусловливает возникновение затруднений при запоминании слов (слуховая память). А искажение буквенного состава слова, пропуски, перестановки букв и слогов в слове негативно сказывается на развитии восприятия и запоминании усваиваемого материала.

Относительно развития мышления у детей с нарушениями слуха Т.В. Розанова отмечает, что оно имеет больше специфических черт по сравнению с другими познавательными процессами. Это обусловлено тем, что формирование и развитие у таких детей всех видов мышления происходит в более длительные сроки по сравнению с детьми с нормативным развитием [45].

В.А. Сластенин и В.П. Каширин отмечают, детям с нарушениями слуха характерно недоразвитие понимания обращенной речи, отставание в развитии словарного запаса и связной речи в целом. Как правило, к вторичным нарушениям у старших дошкольников относятся функции, развивающиеся именно в раннем возрасте [53].

Дети с расстройствами слуха менее адаптированы в обществе, чем их сверстники. Из-за того, что окружающие по-другому относятся к ним, у таких детей возникают и закрепляются специфические черты личности [33].

О.В. Квашук отмечает, что у слабослышащих детей отмечаются трудности формирования представлений: нечеткость, расплывчатость эталонных представлений, не закрепленных в слове. Становление целостного образа предметов происходит замедленно, это проявляется при выполнении детьми задач на составление разрезных картинок, карточек лото. Особенности сенсорного развития проявляются также в затруднении выделения свойств и отношений предметов в других видах деятельности [30].

Утрата слуховых ощущений и восприятие у детей с недостатками слуха обусловливает рост роли восприятия и зрительного ощущения. Главным, ведущим в познании окружающего мира и в овладении языком у ребенка с пороками слуха становится зрительный анализатор, ведь зрительные ощущения и восприятие у детей с пороками слуха не хуже, чем у детей с нормальным развитием (И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф [46]), а во многих случаях развиты лучше. Дети с изъянами слуха часто замечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания ребенок с нормальным слухом. Исследования, проведенные В.А. Синяком, В.В. Нудельманом показали, что дети с нарушениями слуха более тонко дифференцируют оттенки цветов [52]. При частичном нарушении функции слухового анализатора отмечается вялость, невнятность и плохая дифференциация речевых движений. При этом потеря слуха влияет не только на двигательные ощущения артикуляторного, но и на двигательные ощущения дыхательного аппарата (И.М. Соловьев [46]).

В результате расстройств акустического спектра происходит нарушение нормального общения ребенка с окружающей средой, значительно усложняется усвоение социального опыта и приводит к трудностям социализации детей с нарушениями слуха [2; 52]. Это, в свою очередь, приводит к недостаточной гибкости, отсутствию внутреннего контроля, импульсивности, внушаемости, повышенному уровню агрессивности. Все это проявляется в поведении человека.

Также следствием нарушенного слуха и коммуникативных навыков является причиной нарушений в формировании у детей данной категории самосознания. Относительно эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха отметим, что доминирующими эмоциями у них являются оптимистичность, агрессивность, ригидность. Дети испытывают потребность в социальной активности, в общении и ярких переживаниях, в привязанности [2].

Таким образом, психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей показала, что в силу специфики нарушений слуха у детей также возникают и вторичные нарушения: недоразвитие речи, нарушенные звукопроизношение и фонетико-фонематическая сторона речи. Кроме этого, нарушение слуха приводит к затруднению формирования эмоционально-волевой сферы, а также навыков общения с окружающими.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы