Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Логопедическая работа по устранению нарушений голоса у дошкольников при дизартрии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 5
Глава 1.
Теоретические аспекты изучения логопедической работы по устранению нарушений
голоса у дошкольников при дизартрии. 9
1.1 Развитие
просодической стороны речи в онтогенезе речевого развития. 9
1.2
Дизартрия: причины возникновения, симптоматика, характеристика дошкольников с
дизартрией. 18
1.3 Нарушения
голоса в структуре речевого дефекта и пути их устранения. 33
1.4 Анализ
методик исследования нарушения голоса у дошкольников при дизартрии. 38
Глава 2.
Экспериментальное исследование нарушений голоса у дошкольников при дизартрии. 44
2.1 Цель,
задачи и методика констатирующего эксперимента. 44
2.2
Результаты констатирующего эксперимента. 50
Глава 3.
Логопедическая работа по устранению нарушений голоса у дошкольников при
дизартрии. 57
3.1
Организация логопедической работы по устранению нарушений голоса у дошкольников
при дизартрии. 57
3.2
Направления логопедической работы по устранению нарушений голоса у дошкольников
при дизартрии. 67
Заключение. 73
Список источников информации. 76
Приложение………………………………………………………………………….81
Введение:
Актуальность исследования: Современные психологические и педагогические
исследования констатируют тот факт, что в настоящее время многочисленные
биогенные, социогенные и психогенные факторы приводят к росту числа детей с
различными отклонениями в поведении и развитии.
Одними из нарушений развития детей дошкольного
возраста выступают нарушения речевого развития. Дизартрия (нарушение
фонетической стороны речи, которое обусловлено органическим поражением
центральной нервной системы) – самая распространенная патология речи у
дошкольников, что обусловлено частотой перинатальных форм поражения центральной
нервной системы (ЦНС). В свою очередь такая форма дизартрии как стертая, по
данным Л.С. Волковой, является самой распространенной формой дизартрии у детей
дошкольного возраста. Дизартрия редко выступает изолированно. Зачастую
дизартрия является компонентом разнообразных неврологических заболеваний и часто
сочетается с такими речевыми нарушениями как, например, общее недоразвитие
речи, заикание и пр.
Дифференциальная диагностика дизартрии и
других нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста чрезвычайно
затруднена. Нарушения фонетической стороны речи при дизартрии, особенно в
легкой форме, внешне сходные с другими звукопроизносительными расстройствами,
вместе с тем имеют свой специфический механизм. Выраженные нарушения
звукопроизношения при дизартрии с трудом поддаются коррекции и отрицательно
влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи,
затрудняют процесс школьного обучения детей. В то же время своевременная
коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием
психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для
наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи.
Не меньшую роль, чем безошибочное
звукопроизношение, для грамотной устной речи играет красивый голос, свободное
использование дыхания, богатство и разнообразие интонации. Однако, по данным
Е.В. Лавровой, В.И. Филимоновой, Г.В. Чиркиной, у детей с речевыми патологиями
высок процент голосовых нарушений, которые варьируются от незначительного
акустического своеобразия до сложных голосовых расстройств. Нарушения голоса у
детей с дизартрией приводит к обеднению интонационных характеристик речи, что,
в свою очередь, обеспечивает нарушения смысловой и эмоциональной стороны
детского высказывания.
Вместе с тем, специфика голосовой функции при
дизартрии, а также направления логопедической работы по преодолению нарушений
голоса изучена в научно-методической литературе недостаточно. Этот факт н6е
позволяет направленно ориентировать логопедов на диагностику голоса,
преодоление его нарушений у детей с дизартрией. Недостаточная изученность и
проработка проблемы обусловила ее актуальность.
Объект исследования: нарушения
голоса у дошкольников при дизартрии.
Предмет исследования: организация
и направления логопедической работы по устранению нарушений голоса у
дошкольников при дизартрии.
Цель исследования: исследование
особенностей нарушений голоса у дошкольников при дизартрии и построение на этой
основе программы логопедической работы.
Гипотеза исследования:
дошкольники с дизартрией характеризуются дефектами просодической стороны речи,
в частности обладают рядом нарушений голоса, что обуславливает потребность
разработки логопедической работы по устранению выявленных нарушений.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие просодической стороны
речи в онтогенезе речевого развития.
2. Изучить причины возникновения и
симптоматику дизартрии, характеристику дошкольников с данным речевым
нарушением.
3. Проанализировать нарушения голоса в
структуре речевого дефекта и пути их устранения.
4. Выполнить анализ методик исследования
нарушения голоса у дошкольников при дизартрии.
5. Провести экспериментальное исследование
нарушений голоса у дошкольников при дизартрии.
6. Описать организацию логопедической работы
по устранению нарушений голоса у дошкольников при дизартрии.
7. Представить направления логопедической
работы по устранению нарушений голоса у дошкольников при дизартрии.
Методы исследования:
—
анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
—
обобщение логопедического опыта;
—
изучение заключений ПМПК;
—
констатирующий эксперимент;
—
тестирование;
—
качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Обзор информационной базы
исследования. Изучением просодической стороны речи и ее
своеобразия у детей дошкольного возраста с дизартрией занимались такие ученые
как Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, И.Б. Карелина, Л.В. Лопатина, Р.И.
Мартынова, Е.М. Мастюкова, О.В. Правдина, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева,
М.Е. Хватцев и мн. др.
Нарушения
голоса у детей дизартрией и их особенности описывают в своих трудах Е.Ф.
Архипова, Л.И. Вансовская, Т.Н. Воронцова, И.И. Ермакова, М. Зееман, М.В.
Ипполитова, Т.В. Колпак, Е.М. Мастюкова, О.В. Правдина, К.А. Семенова и др. Теоретическая значимость исследования
заключается:
—
в систематизации и обобщении научно-методической литературы по проблеме
развития просодической стороны речи в онтогенезе речевого развития;
—
в уточнении и описании причин возникновения дизартрии, ее симптоматики,
характеристики детей с данным речевым нарушением;
—
в конкретизации нарушений голоса в структуре речевого дефекта и путей их
устранения;
—
в проведении анализа методик исследования нарушения голоса у дошкольников при
дизартрии.
Практическая значимость исследования
состоит в разработке и описании содержания логопедической работы по устранению
нарушений голоса у дошкольников при дизартрии, а также в описании направлений логопедической
работы по устранению нарушений голоса у дошкольников при дизартрии. Этот
материал может быть использован следующими категориями лиц:
—
логопедами, занимающимися с детьми с дизартрией, с целью оптимизации своей
деятельности в отношении коррекции нарушений голоса у воспитанников;
—
молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с
целью систематизации и обобщения эмпирических и методических данных;
—
студентами, обучающимися по направлению «Логопедия», с целью подготовки к
практическим и семинарским занятиям по теме.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав,
структурированных на параграфы и снабженных выводами, заключения, списка
источников информации и приложения.
Заключение:
Предполагаемая
нами гипотеза о том, что дошкольники с минимальными проявлениями дизартрии
обладают недостаточной сформированностью просодической стороны
речи, в частности обладают рядом нарушений голоса, что обуславливает
потребность разработки логопедической работы по устранению выявленных
нарушений, нашла свое
подтверждение.
Дизартрия
– это нарушение фонетической стороны речи, обусловленное органическим
поражением (обычно перинатальным) центральной нервной системы. В случае
дизартрии, кроме нарушений звукопроизношения, также обычно сопровождаются
расстройствами голосовой функции, речевого дыхания, ритма и темпа речи, что в
свою очередь, зачастую ведет к полной невнятности детской речи.
Механизм
голосообразования сложен и разнообразен, что обуславливает то множество причин,
которое способно привести к его нарушениям. Искаженный характер
голосообразования у детей с дизартрией, как правило, носит стойкий и выраженный
характер. При этом не всегда изучению и коррекции голоса детей с дизартрией уделяется
достаточное внимание в рамках логопедической работы. Недостаточно углубленная,
поверхностная работа по преодолению голосовых нарушений приводит к медленному
прогрессу в процессе работы с детьми с дизартрией. В связи с этим изучение
особенностей нарушений голоса у дошкольников с дизартрией и поиск путей по их
преодолению заслуживают внимания.
Для
исследования голоса у детей при дизартрии была использована методика О.И.
Лазаренко. Полученные данные в ходе констатирующего эксперимента показали, что у
дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии характерно затрудненное переключение голоса на разные высоты,
недостаточно развита регуляция темпа речи и силы голоса, низкая интонационная
выразительность.
Исходя из результатов диагностики, полученных
в рамках констатирующего эксперимента, очевидно, что дети нуждаются в
специальных занятиях по устранению нарушений голоса и развитию интонационной
стороны речи, которые повышают эффективность всего коррекционного процесса. В
следующей главе выпускной квалификационной работы будет представлена
логопедическая работа по устранению нарушений голоса у дошкольников при
дизартрии.
Качественный
и количественный анализ эмпирических данных обеспечил подтверждение выдвинутой
гипотезе исследования о том, что дошкольники с дизартрией характеризуются
дефектами просодической стороны речи, в частности обладают рядом нарушений
голоса, что обуславливает потребность разработки логопедической работы по
устранению выявленных нарушений.
Логопедическая
работа по устранению нарушений голоса у дошкольников при дизартрии была
составлена на основе работ Т.В. Колпак и Е.Ф. Архиповой.
Логопедическая
работа по устранению нарушений голоса у дошкольников при дизартрии состоит из
трех этапов. Первый состоит в развитии артикуляционного и дыхательного аппарата.
Второй заключается в автоматизации процесса голосообразования. Третий этап
представлен развитием интонационного многообразия речи.
Основными
направлениями логопедической работы
по устранению нарушений голоса у дошкольников при дизартрии выступают коррекция
дыхания; работа по нормализации функции нервно-мышечного аппарата гортани;
голосовые тренировки; работа над интонационной стороной речи.
Таким
образом, целенаправленная коррекционная работа по преодолению нарушений голоса
у дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии с использованием
логопедических игр и упражнений является эффективной и позволяет не только
улучшить голосовые возможности, но и повлиять на улучшение звукопроизношения у
детей данной категории.
Таким
образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в
полном объеме.
Выполненная
исследовательская работа имеет, на наш взгляд, научные перспективы. А именно,
было бы интересно и полезно с точки зрения логопедической практики сравнить
нарушения голоса у детей с разнообразными речевыми диагнозами. Полученные
сведения позволили бы индивидуализировать работу по коррекции нарушений голоса
в дошкольном возрасте.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения логопедической работы
по устранению нарушений голоса у дошкольников при дизартрии 1.1 Развитие просодической стороны
речи в онтогенезе речевого развития Устная речь характеризуется многими
физическими параметрами.
Наряду с ее содержательной стороной, большое
значение для восприятия ее слушателем имеет просодическая
сторона речи.
Просодия, по мнению Н.И. Жинкина[1],
является наивысшим уровнем развития языка. Просодическое оформление текста
подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает
совокупность целого ряда показателей, таких как психофизиологические,
ситуационные, потребностно-мотивационные и экстралингвистические. Основной
составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи
и ее подтекст. Она представляет собой одну из важнейших сторон устной речи.
Интонация представляет собой сложное явление,
которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его
тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение,
темп речи. Все эти компоненты участвуют в членении и организации речевого
потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.
Акустическими коррелятами интонационных
характеристик являются изменения интенсивности и частоты основного тона голоса,
а также длительности отдельных фонетических элементов. Тон голоса формируется
при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа.
Дополнительной артикуляционно-акустической
окраской голоса является тембр («цвет голоса»). Отдельные характеристики
просодии объединяются и координируются между собой темпо-ритмической
организацией речевого потока.
Темп речи – скорость протекания речи во
времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой
единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи может также определяться как
скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в
единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90
до 175 слогов в минуту.
В практике выделяют три основных вида темпа:
нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть
как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализовываться
только на коротких отрезках сообщения. Темп речи во многом определяет своеобразие
другого параметра речи – ритма. Ритм речи представляет собой звуковую
организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и
ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.
Различают ряд компонентов ритма. Основным
свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма
составляют его «скелет», что отражено в метрических схемах (количество и
порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки
ритма, которые входят в понятие мелодики речи. [1] Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи /
Н.И. Жинкин // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за
100 лет : хрестоматия / рук. проекта Н.Л. Карпова ; ред. Г.Г. Граник, М.К. Кабардова. – М. :
Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. – С. 199–206.