Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Логопедия

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Логопедическая работа по предупреждению оптической дисграфии у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ И ЕЕ КОРРЕКЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 7

1.1. Влияние сформированности
пространственно–зрительного гнозиса и пространственных представлений на
усвоение ребенком письменной речи. 7

1.2. Проблемные
вопросы изучения оптической дисграфии. 12

1.3. Современные научные подходы к
коррекции оптической дисграфии. 16

Вывод по главе 1. 20

ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ.. 21

2.1.
Экспериментальная работа по преодолению оптической дисграфии у младших
школьников. 21

2.2. Характеристика особенностей
коррекционно-логопедической деятельности по профилактике и преодолению
оптической дисграфии у младших школьников  32

2.3. Оценка результатов проведенной
работы.. 44

Вывод
по главе 2. 48

Заключение. 50

Список литературы.. 53

  

Введение:

 

Актуальность исследуемой темы состоит в том, что отечественные методики логопедической
работы, а именно, профилактики, диагностики и коррекции отклонений в
формировании у детей навыка письма, не пересматривались и не перерабатывались в
течение нескольких десятилетий. Однако опыт деятельности учителей-логопедов с
современным поколением младших школьников, у которых выявлена дисграфия или
имеются предпосылки к ее возникновению, указывает на то, что современная
ситуация требует существенных преобразований в плане организации и содержания
логопедической работы. Данная необходимость обуславливается произошедшими
изменениями в социальной ситуации развития детей и вызванными данными
изменениями характеристиками развития детей, произошедшими в последние
десятилетия. Формирование психической деятельности современных детей обладает
специфическими темповыми и качественными характеристиками, поэтому специалистам
следует принимать во внимание особенности и преобразования в процессе
индивидуального развития ребенка при организации как диагностической, так и
коррекционной работы.

Непонимание учебного материала в
начальной школе становится причиной значительных трудностей и препятствий для последующего
полноценного развития ребенка, так как, не овладев основными умственными
операциями и навыками, ученики не способны переработать увеличивающийся поток
информации в средних и старших классах. Это приводит к неуспеваемости учащихся
по различным предметам. Трудности в овладении письменной речи являются
серьезной причиной в освоении школьной программы. В связи с этим у ребенка впоследствии
возникает замкнутость в себе, тревожность, снижается самооценка, происходит
снижение учебной мотивации, непонимание, апатия. Растет неуверенность ребенка в
собственных силах, а иногда и агрессия, что приводит к проблемам в поведении и
дезадаптации. Эти
проблемы влияют на дальнейшее развитие ребенка и адаптации его в обществе.

Свой вклад в изучении
дисграфии у младших школьников внесли такие учёные как: И.Е. Ефименкова, А.Н.
Корнева, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина,  Г.Г.
Мисаренко, Ф.А. Рау, И.Н. Садовникова, О.А. Токарева,  и другие.

В современной школе
уделяется недостаточное количество времени на формирование правильного навыка
письма. Времени на коррекцию письма на уроках, к сожалению, уделяется мало. В
связи с этим, в настоящее время серьезной помощью учителям начальной школы в
работе с младшими школьниками, которым необходима помощь в профилактике оптической
дисграфии, может считаться разработка научно-детерминированного комплекса
коррекционно-развивающих упражнений, которые будут основаны на последних данных
о механизме и особенностях проявления патологий в процессе освоения письма у
школьников.

Актуальность проблемы, ее
практическая значимость и недостаточная разработанность обусловили выбор темы
исследования.

Объект исследования:
профилактика у младших школьников оптической дисграфии.

Предмет исследования: упражнения, направленные на профилактику у младших
школьников оптической дисграфии.

Гипотеза исследования: логопедическая работа по профилактике оптической дисграфии у
младших школьников будет эффективной, если на логопедических занятиях применять
упражнения, направленные на:

— развитие зрительного гнозиса (узнавания
цвета, формы и величины);

— расширение объема и уточнение зрительной
памяти;

— формирование пространственных представлений;

— развитие зрительного анализа и синтеза.

Цель исследования:
теоретически обосновать, подобрать и апробировать упражнения, способствующие
профилактике у младших школьников оптической дисграфии в условиях логопункта.

В соответствии с гипотезой и целью
исследования были определены основные
задачи:

-изучить литературные источники по
проблеме исследования;

— установить уровень развития навыка
письма у детей младшего школьного возраста;

-подобрать и апробировать упражнения,
способствующие профилактике оптической дисграфии у младших школьников;

-выявить эффективность проведенной
экспериментальной работы.

Важнейшие источники исследования:

— литература
по вопросам теории, методики и истории проблемы;

— сборники игр и упражнений;

— данные диагностического
обследования детей.

Для проверки выдвинутой гипотезы и
решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая
включала в себя следующие методы:

— изучение и анализ
научно-методической литературы по проблеме исследования;

— эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный этапы);

— наблюдение за детьми младшего
школьного возраста с предрасположенностью к оптической дисграфией в процессе их
свободной деятельности и на занятиях;

— качественный и количественный
анализ экспериментальных данных.

Научная новизна и теоретическая
значимость исследования: составлен и апробирован комплекс игр и упражнений по
развитию оптико-пространственных представлений, направленный на профилактику
оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования:
предложенный комплекс игр и упражнений может использоваться
учителями-дефектологами для профилактики формирования оптической дисграфии в
младшем школьном возрасте.

Теоретические выводы и практические
результаты могут быть использованы в работе учителей начальных классов
общеобразовательных учреждений.

Аппробация результатов исследования:

Внедрение в практику:

Положения, выносимые на защиту:
психолого-педагогическими направлениями деятельности, обуславливающими
эффективную профилактику оптической дисграфии в младшем школьном возрасте будут
являться:

— развитие зрительного гнозиса (узнавания
цвета, формы и величины);

— расширение объема и уточнение зрительной
памяти;

— формирование пространственных
представлений;

— развитие зрительного анализа и синтеза.

Объем и структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка
изученной литературы (68 источников). Объем работы – 57 страниц, работа
содержит 3 рисунка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Письменная речь
представляет собой результат слаженной деятельности многих отделов головного
мозга и анализаторных систем. Для успешного овладения навыком письма необходим
определенный уровень развития зрительной системы, зрительного анализа,
зрительно-моторной координации, зрительной памяти, моторных навыков, мелкой
моторики, фонематического слуха и восприятия и др. Нарушение или недостаточный
уровень развития какой-либо из систем повышается вероятность возникновения
определенного вида дисграфии. Особо можно отметить оптическую дисграфию,
источником которой является нарушения в зрительном и зрительно-двигательном
звене процесса письма. При этом развитие устной речи таких детей может
достигать достаточно высокого уровня развития. Для данного вида дисграфии характерно
большое количество типичных ошибок: замена похожих букв, смешение их, сложности
в формировании образа буквы и, соответственно, их узнавании.

В основе
коррекционно-развивающей работы лежит несколько методических подходов,
принадлежащих разным авторам: первый основан на преобладающем воздействии на
«слабое» звено системы письма; второй подход, разработанный А.В. Ястребовой
[61] направлен на развитие и улучшение устной речи детей, формирование
речемыслительной деятельности и становление психологических предпосылок; подход
И.Н. Садовниковой [49] ориентирован на выявление неполноценных звеньев функциональной
системы письма, изучение форм и проявлений типичных ошибок; Р.И. Лалаева [25]
основывает коррекционно-развивающую деятельность на работе с нарушенным
механизмом, Е.В. Мазанова [35] применяет совокупность мероприятий по
преодолению специфических ошибок.

Для выявления
школьников, имеющих предрасположенность к оптической дисграфии, был проведен
констатирующий эксперимент. Для проведения исследования была использована
методика Г.Г. Мисаренко [39], направленная на выявление уровня готовности
ребенка к овладению навыком письма, а также анализ диктантов. Было выявлено,
что у 20% детей, участвовавших в исследовании, прослеживаются явные предпосылки
к возникновению оптической дисграфии, согласно методике Г.Г. Мисаренко [39], а
также отмечаются характерные ошибки на письме во время выполнения диктанта. У
остальных детей количество ошибок значительно меньше, тем не менее у
большинства детей они встречаются с той или иной частотой.

Следующим этапом
эксперимента стал формирующий эксперимент. Здесь был предложен план логопедической
работы по профилактике оптической дисграфии у младших школьников путем
использования упражнений.

Предложенный план
базировался на исследованиях А.Н. Корнева, Е.В. Горбатовой, С.Л. Андреевой, Г.А
Каше, М.М. Безруких, З.И. Бекшиевой и др.

Работа велась в
нескольких направлениях: развитие
умения производить зрительный анализ и синтез; развитие ориентировок в
окружающем пространстве, формирование оптико-пространственного гнозиса.

Были предложены разнообразные упражнения,
которые затрагивали все звенья процесса письма, начиная от зрительного
восприятия и заканчивая этапом формирования зрительного образа буквы.

Для определения эффективности проведенной
коррекционной работы был реализован контрольный этап эксперимента.

На данном этапе вновь было проведено
диагностическое обследование детей с помощью тех же методик, которые
использовались на констатирующем этапе эксперимента: методики Г.Г. Мисаренко и
анализа письменных работ учащихся.

Было отмечено значительное улучшение
показателей младших школьников относительно выполнения всех предлагаемых
заданий.

Улучшилась мелкая моторика, повысился уровень
зрительно-моторной координации, уменьшилось количество характерных ошибок в
письменных работах, улучшилось качество почерка детей,

Таким образом, было теоретически обоснованы, подобраны и апробированы
используемые в  работе упражнения,
которые способствовали профилактике оптической дисграфии у младших школьников.
Следовательно, цель нашего исследования достигнута. Гипотезой исследования
стало предположение, что эффективность логопедической работы будет связана с
использованием упражнений, направленных на развитие зрительного гнозиса,
расширение и уточнение зрительной памяти, формирование пространственных
представлений и развитие зрительного анализа и синтеза. В ходе
исследовательской работы наша гипотеза была подтверждена на практике.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОПТИЧЕСКОЙ
ДИСГРАФИИ И ЕЕ КОРРЕКЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Влияние сформированности пространственно–зрительного
гнозиса и пространственных представлений на усвоение ребенком письменной речи Письменная речь — форма речи, фундаментом
становления которой выступает оформление и восприятие мыслей в графическом
виде. В ее структуру входит, таким образом, два типа речевой деятельности:
продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение).

Проблема ориентировки в пространстве
и формирования пространственных представлений и понятий является одной из
актуальных в области психологии, педагогики и методики, поскольку ориентировка
в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека.
Оптико-пространственные функции являются одними из наиболее сложных по строению
психических процессов. Итак, рассмотрим понятия «зрительное восприятие» и
восприятие пространства», из которых складывается понятие
«оптико-пространственные функции».

Р.Л. Грегори
говорит, что зрительное восприятие – совокупность процессов зрительного образа
мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы
(15). Исследования Б.Г. Ананьева и его сотрудников подтвердили, что «восприятие
пространства есть сложная интермодальная ассоциация», которая образуется «из
взаимодействия различных анализаторов внешней и внутренней среды человеческого
организма» и возникает в результате не созерцательного, а «действенного
отношения к миру» (1). С.Л. Рубинштейн указывает, что «в восприятии
пространственных свойств вещей известную роль играют различные ощущения, в
частности осязательные, кинестетические; а так как

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы