Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Логопедическая работа по предупреждению оптической дисграфии у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ И ЕЕ КОРРЕКЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 7
1.1. Влияние сформированности
пространственно–зрительного гнозиса и пространственных представлений на
усвоение ребенком письменной речи. 7
1.2. Проблемные
вопросы изучения оптической дисграфии. 12
1.3. Современные научные подходы к
коррекции оптической дисграфии. 16
Вывод по главе 1. 20
ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ.. 21
2.1.
Экспериментальная работа по преодолению оптической дисграфии у младших
школьников. 21
2.2. Характеристика особенностей
коррекционно-логопедической деятельности по профилактике и преодолению
оптической дисграфии у младших школьников 32
2.3. Оценка результатов проведенной
работы.. 44
Вывод
по главе 2. 48
Заключение. 50
Список литературы.. 53
Введение:
Актуальность исследуемой темы состоит в том, что отечественные методики логопедической
работы, а именно, профилактики, диагностики и коррекции отклонений в
формировании у детей навыка письма, не пересматривались и не перерабатывались в
течение нескольких десятилетий. Однако опыт деятельности учителей-логопедов с
современным поколением младших школьников, у которых выявлена дисграфия или
имеются предпосылки к ее возникновению, указывает на то, что современная
ситуация требует существенных преобразований в плане организации и содержания
логопедической работы. Данная необходимость обуславливается произошедшими
изменениями в социальной ситуации развития детей и вызванными данными
изменениями характеристиками развития детей, произошедшими в последние
десятилетия. Формирование психической деятельности современных детей обладает
специфическими темповыми и качественными характеристиками, поэтому специалистам
следует принимать во внимание особенности и преобразования в процессе
индивидуального развития ребенка при организации как диагностической, так и
коррекционной работы.
Непонимание учебного материала в
начальной школе становится причиной значительных трудностей и препятствий для последующего
полноценного развития ребенка, так как, не овладев основными умственными
операциями и навыками, ученики не способны переработать увеличивающийся поток
информации в средних и старших классах. Это приводит к неуспеваемости учащихся
по различным предметам. Трудности в овладении письменной речи являются
серьезной причиной в освоении школьной программы. В связи с этим у ребенка впоследствии
возникает замкнутость в себе, тревожность, снижается самооценка, происходит
снижение учебной мотивации, непонимание, апатия. Растет неуверенность ребенка в
собственных силах, а иногда и агрессия, что приводит к проблемам в поведении и
дезадаптации. Эти
проблемы влияют на дальнейшее развитие ребенка и адаптации его в обществе.
Свой вклад в изучении
дисграфии у младших школьников внесли такие учёные как: И.Е. Ефименкова, А.Н.
Корнева, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Г.Г.
Мисаренко, Ф.А. Рау, И.Н. Садовникова, О.А. Токарева, и другие.
В современной школе
уделяется недостаточное количество времени на формирование правильного навыка
письма. Времени на коррекцию письма на уроках, к сожалению, уделяется мало. В
связи с этим, в настоящее время серьезной помощью учителям начальной школы в
работе с младшими школьниками, которым необходима помощь в профилактике оптической
дисграфии, может считаться разработка научно-детерминированного комплекса
коррекционно-развивающих упражнений, которые будут основаны на последних данных
о механизме и особенностях проявления патологий в процессе освоения письма у
школьников.
Актуальность проблемы, ее
практическая значимость и недостаточная разработанность обусловили выбор темы
исследования.
Объект исследования:
профилактика у младших школьников оптической дисграфии.
Предмет исследования: упражнения, направленные на профилактику у младших
школьников оптической дисграфии.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по профилактике оптической дисграфии у
младших школьников будет эффективной, если на логопедических занятиях применять
упражнения, направленные на:
— развитие зрительного гнозиса (узнавания
цвета, формы и величины);
— расширение объема и уточнение зрительной
памяти;
— формирование пространственных представлений;
— развитие зрительного анализа и синтеза.
Цель исследования:
теоретически обосновать, подобрать и апробировать упражнения, способствующие
профилактике у младших школьников оптической дисграфии в условиях логопункта.
В соответствии с гипотезой и целью
исследования были определены основные
задачи:
-изучить литературные источники по
проблеме исследования;
— установить уровень развития навыка
письма у детей младшего школьного возраста;
-подобрать и апробировать упражнения,
способствующие профилактике оптической дисграфии у младших школьников;
-выявить эффективность проведенной
экспериментальной работы.
Важнейшие источники исследования:
— литература
по вопросам теории, методики и истории проблемы;
— сборники игр и упражнений;
— данные диагностического
обследования детей.
Для проверки выдвинутой гипотезы и
решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая
включала в себя следующие методы:
— изучение и анализ
научно-методической литературы по проблеме исследования;
— эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный этапы);
— наблюдение за детьми младшего
школьного возраста с предрасположенностью к оптической дисграфией в процессе их
свободной деятельности и на занятиях;
— качественный и количественный
анализ экспериментальных данных.
Научная новизна и теоретическая
значимость исследования: составлен и апробирован комплекс игр и упражнений по
развитию оптико-пространственных представлений, направленный на профилактику
оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования:
предложенный комплекс игр и упражнений может использоваться
учителями-дефектологами для профилактики формирования оптической дисграфии в
младшем школьном возрасте.
Теоретические выводы и практические
результаты могут быть использованы в работе учителей начальных классов
общеобразовательных учреждений.
Аппробация результатов исследования:
Внедрение в практику:
Положения, выносимые на защиту:
психолого-педагогическими направлениями деятельности, обуславливающими
эффективную профилактику оптической дисграфии в младшем школьном возрасте будут
являться:
— развитие зрительного гнозиса (узнавания
цвета, формы и величины);
— расширение объема и уточнение зрительной
памяти;
— формирование пространственных
представлений;
— развитие зрительного анализа и синтеза.
Объем и структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка
изученной литературы (68 источников). Объем работы – 57 страниц, работа
содержит 3 рисунка.
Заключение:
Письменная речь
представляет собой результат слаженной деятельности многих отделов головного
мозга и анализаторных систем. Для успешного овладения навыком письма необходим
определенный уровень развития зрительной системы, зрительного анализа,
зрительно-моторной координации, зрительной памяти, моторных навыков, мелкой
моторики, фонематического слуха и восприятия и др. Нарушение или недостаточный
уровень развития какой-либо из систем повышается вероятность возникновения
определенного вида дисграфии. Особо можно отметить оптическую дисграфию,
источником которой является нарушения в зрительном и зрительно-двигательном
звене процесса письма. При этом развитие устной речи таких детей может
достигать достаточно высокого уровня развития. Для данного вида дисграфии характерно
большое количество типичных ошибок: замена похожих букв, смешение их, сложности
в формировании образа буквы и, соответственно, их узнавании.
В основе
коррекционно-развивающей работы лежит несколько методических подходов,
принадлежащих разным авторам: первый основан на преобладающем воздействии на
«слабое» звено системы письма; второй подход, разработанный А.В. Ястребовой
[61] направлен на развитие и улучшение устной речи детей, формирование
речемыслительной деятельности и становление психологических предпосылок; подход
И.Н. Садовниковой [49] ориентирован на выявление неполноценных звеньев функциональной
системы письма, изучение форм и проявлений типичных ошибок; Р.И. Лалаева [25]
основывает коррекционно-развивающую деятельность на работе с нарушенным
механизмом, Е.В. Мазанова [35] применяет совокупность мероприятий по
преодолению специфических ошибок.
Для выявления
школьников, имеющих предрасположенность к оптической дисграфии, был проведен
констатирующий эксперимент. Для проведения исследования была использована
методика Г.Г. Мисаренко [39], направленная на выявление уровня готовности
ребенка к овладению навыком письма, а также анализ диктантов. Было выявлено,
что у 20% детей, участвовавших в исследовании, прослеживаются явные предпосылки
к возникновению оптической дисграфии, согласно методике Г.Г. Мисаренко [39], а
также отмечаются характерные ошибки на письме во время выполнения диктанта. У
остальных детей количество ошибок значительно меньше, тем не менее у
большинства детей они встречаются с той или иной частотой.
Следующим этапом
эксперимента стал формирующий эксперимент. Здесь был предложен план логопедической
работы по профилактике оптической дисграфии у младших школьников путем
использования упражнений.
Предложенный план
базировался на исследованиях А.Н. Корнева, Е.В. Горбатовой, С.Л. Андреевой, Г.А
Каше, М.М. Безруких, З.И. Бекшиевой и др.
Работа велась в
нескольких направлениях: развитие
умения производить зрительный анализ и синтез; развитие ориентировок в
окружающем пространстве, формирование оптико-пространственного гнозиса.
Были предложены разнообразные упражнения,
которые затрагивали все звенья процесса письма, начиная от зрительного
восприятия и заканчивая этапом формирования зрительного образа буквы.
Для определения эффективности проведенной
коррекционной работы был реализован контрольный этап эксперимента.
На данном этапе вновь было проведено
диагностическое обследование детей с помощью тех же методик, которые
использовались на констатирующем этапе эксперимента: методики Г.Г. Мисаренко и
анализа письменных работ учащихся.
Было отмечено значительное улучшение
показателей младших школьников относительно выполнения всех предлагаемых
заданий.
Улучшилась мелкая моторика, повысился уровень
зрительно-моторной координации, уменьшилось количество характерных ошибок в
письменных работах, улучшилось качество почерка детей,
Таким образом, было теоретически обоснованы, подобраны и апробированы
используемые в работе упражнения,
которые способствовали профилактике оптической дисграфии у младших школьников.
Следовательно, цель нашего исследования достигнута. Гипотезой исследования
стало предположение, что эффективность логопедической работы будет связана с
использованием упражнений, направленных на развитие зрительного гнозиса,
расширение и уточнение зрительной памяти, формирование пространственных
представлений и развитие зрительного анализа и синтеза. В ходе
исследовательской работы наша гипотеза была подтверждена на практике.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОПТИЧЕСКОЙ
ДИСГРАФИИ И ЕЕ КОРРЕКЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Влияние сформированности пространственно–зрительного
гнозиса и пространственных представлений на усвоение ребенком письменной речи Письменная речь — форма речи, фундаментом
становления которой выступает оформление и восприятие мыслей в графическом
виде. В ее структуру входит, таким образом, два типа речевой деятельности:
продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение).
Проблема ориентировки в пространстве
и формирования пространственных представлений и понятий является одной из
актуальных в области психологии, педагогики и методики, поскольку ориентировка
в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека.
Оптико-пространственные функции являются одними из наиболее сложных по строению
психических процессов. Итак, рассмотрим понятия «зрительное восприятие» и
восприятие пространства», из которых складывается понятие
«оптико-пространственные функции».
Р.Л. Грегори
говорит, что зрительное восприятие – совокупность процессов зрительного образа
мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы
(15). Исследования Б.Г. Ананьева и его сотрудников подтвердили, что «восприятие
пространства есть сложная интермодальная ассоциация», которая образуется «из
взаимодействия различных анализаторов внешней и внутренней среды человеческого
организма» и возникает в результате не созерцательного, а «действенного
отношения к миру» (1). С.Л. Рубинштейн указывает, что «в восприятии
пространственных свойств вещей известную роль играют различные ощущения, в
частности осязательные, кинестетические; а так как