Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Логопедическая работа по формированию предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 8
1.1. Лингвистический анализ
предикативной лексики. 8
1.2. Особенности развития
предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе. 12
1.3. Характеристика формирования
предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи. 17
Выводы по первой главе. 22
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И
ЕГО АНАЛИЗ. 24
2.1. Организация констатирующего
эксперимента. 24
2.2. Методики логопедического
обследования предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи. 25
2.3. Анализ результатов обследования
предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи. 36
Выводы по второй главе. 47
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 49
3.1 Теоретические основы формирующего
эксперимента. 49
3.2. Содержание логопедической
работы, направленной на формирование предикативной лексики у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 62
3.3. Результаты формирующего
эксперимента. 65
Выводы по третьей главе. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Введение:
Актуальность темы. Формирование
лексики ребенка оказывает существенное влияние не только на речевое развитие в
целом, но и на формирование познавательной деятельности ребенка, так как именно
значение слова, по мнению Л.С. Выготского, является единицей речевого мышления.
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи
(ОНР) проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи занимает
важнейшее место в современной логопедии.
Исследования
последних десятилетий в области детской речи ориентируются на общие языковые
категории, ведущее место среди которых занимает анализ семантико-синтаксических
конструкций.
Отечественные
и зарубежные лингвисты (Ю.Д. Апресян, К. Бюлер, В.В. Виноградов, С.Д.
Канцельсон, A.A. Пешковский, Э. Сепир, I. Bellert и др.) отводят предикату
главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой
коммуникации. Предикат определяется как термин логики и языкознания, обозначающий
конститутивный член суждения, т.е. то, что высказывается, утверждается или
отрицается о субъекте.
Психолингвистические
исследования (Л.C. Выготский, A.A. Леонтьев, JI.B. Сахарный, A.M. Шахнарович и
др.) свидетельствуют о том, что центральной категорией развития синтаксиса
детской речи является психологическая предикативность как соотнесение
содержания высказывания с действительностью.
Анализ
речевой продукции дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза
свидетельствует о значительных трудностях в использовании лексических единиц,
что выражается в стереотипных ответах, неадекватных семантических заменах,
стойком аграмматизме. Специфика нарушений лексики определяется структурой
речевого дефекта, возрастом, социально-культурными факторами и др.
По
свидетельству многих специалистов (Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и
др.), основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с ОНР
является развитие лексико-грамматической стороны речи. Следует отметить, что в
логопедии разработана и широко применяется методическая система приёмов
коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР. Вместе с тем, методика
формирования предикативной лексики должна осуществляться дифференцированно для
детей с ОНР различного генеза в соответствии с программными требованиями,
предъявляемыми к коррекционной работе в дошкольных учреждениях, что является
актуальной проблемой для теории и практики логопедии.
Степень разработанности темы.
Развитие
лексико-грамматической стороны речи является ключевым и образующим элементом
коррекционной системы (Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.). Однако
специальные методы и технологии, направленные на создание предикативной лексики у детей с ОНР в недостаточной степени
освещены в научно-педагогической литературе, педагогами и логопедами не в
полной мере учитывается специфика создания глагольной лексики, недостает
адресных практических рекомендаций, для улучшения морфолого-синтаксической и
лексико-семантической языковых систем. Комплексная технология организации
предикативной лексики должна проходить для детей с ОНР в соответствии с ФГОС,
предъявляемым к коррекционной работе в дошкольных учреждениях, что является
актуальной проблемой для теории и практики логопедии.
Объект исследования: процесс усвоения
предикативной лексики детьми с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: формирование
предикативной лексики у дошкольников с ОНР.
Цель исследования: на основе
сопоставительного анализа предикативной лексики у детей с нормальным и
нарушенным речевым развитием разработать методическую систему приёмов,
направленную на формирование предикативной лексики у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи.
Гипотеза
исследования состоит в предположении, что формирование
предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи третьего уровня будет эффективнее, если:
а)
опираясь на психолингвистический подход (В.П. Глухов, А.А. Леонтьев),
закреплять знания о синтагматических связях между словами, валентности слов,
которые способствуют усвоению и закреплению правил грамматики, являясь условием
появления более усложняющейся структуры слов и предложений;
б)
с учетом лингвистических представлений формировать валентности слов-действий,
выполняющих предикативную функцию в высказывании, на материале различных видов
грамматических конструкций (словосочетания, предложения) (Л.С. Волкова, Р.Е.
Левина, З.А. Репина).
В
соответствии с целью определялись задачи
исследования:
— проанализировать
научную литературу по проблеме усвоения синтаксических структур детьми в норме
и патологии;
— осуществить
лингвистический анализ предикативной лексики;
— выявить
особенности развития предикативной лексики у детей старшего дошкольного
возраста в онтогенезе;
— дать
характеристику процессам формирования предикативной лексики у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
— описать
программу констатирующего эксперимента, обосновать выбор методик
логопедического обследования предикативного словаря у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
— проанализировать
полученные результаты обследования предикативного словаря у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
— определить
теоретические основы формирующего эксперимента;
— описать
содержание логопедической работы, направленной на формирование предикативной
лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
— проанализировать
результаты формирующего эксперимента; оценить эффективность предложенной
системы коррекционно-педагогического воздействия.
Методологическая база исследования:
Для
решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы
следующие методы исследования:
— теоретические
методы: индукция, дедукция, сравнение, обобщение;
— эмпирические
методы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; количественный
и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов,
статистический анализ результатов экспериментального обучения.
Теоретическая база исследования:
— представления
о закономерностях речевого онтогенеза (А.Н. Гвоздев);
— концепция
комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (P.E.
Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
— психолингвистический
подход к исследованию механизмов формирования предикативной лексики (H.H.
Жинкин, А.Р. Лурия, A.M. Шахнарович);
— концепции
о связи мышления и речи, о месте и роли языка в процессе развития ребенка,
теория речевой деятельности (И.Т. Власенко, Н.И. Горелов, Н.И. Жинкин, А.А.
Леонтьев, А.Н. Леонтьев и др.);
— положение
о взаимосвязи и единстве законов нормального и аномального развития (JI.C.
Выготский, А.Н. Леонтьев);
— концепция
комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (P.E.
Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
— лингвистический
подход, учитывающий смысловую сторону языка и определяющий предикат как
центральную синтаксическую единицу (Ю.Д. Апресян, В.В. Виноградов, Г.А.
Золотова, С.Д. Канцельсон, Л.В. Щерба).
База исследования: МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида №3». В исследовании приняли участие 10 детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в
возрасте 6-6,5 лет.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретически
обоснован, разработан и апробирован комплекс логопедических занятий по
формированию предикативной лексики у детей с ОНР с учётом индивидуальных
возможностей детей. Определены основные этапы формирования предикативной
лексики у изучаемого контингента детей. Дана характеристика состояния изучаемой
лексики у дошкольников с ОНР.
Практическая
значимость состоит в том, что предлагаемый комплекс логопедических занятий может
быть рекомендован к применению в логопедической практике на подгрупповых и
индивидуальных логопедических занятиях с детьми с ОНР, а также при
консультировании детей с различными речевыми нарушениями.
Структура работы:
введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Заключение:
По
итогам проведенного исследования были сформулированы следующие основные выводы.
Анализ
литературы по проблеме формирования предикативного словаря у дошкольников с
общим недоразвитием речи позволил сделать вывод, что в современной логопедии
большое значение придается изучению данной темы. Исходя из такой научной
позиции, крайне важной представляется проблема определения и уточнения всех
компонентов, входящих в структуру данного речевого дефекта. Вопросами развития
лексики ребенка в норме и при речевом недоразвитии занимались Е.Н. Винарская,
И.Н. Жинкин, Н.С.Жукова, Т.Б. Туманова Т.Б.Филичева, Д.Б. Эльконин и др.
Целью
экспериментального исследования было выявление уровня сформированности
глагольного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Обследование речи детей проводилось в течение 4 месяцев на базе МБДОУ «Детский
сад общеразвивающего вида № 3». Для исследования были отобраны две группы детей
в возрасте 5-6 лет (контрольная группа – 5 детей, экспериментальная – 5 детей)
с заключением ПМПК «общее недоразвитие речи (III уровень)». В своей работе
использовалась схемы, методики, рекомендации обследования предикативной стороны
речи, предложенные Е.Ф. Архиповой, Г.А. Волковой, Р.И. Лалаевой, С.Н.
Коноваловой и пр.
Программа
обследования глагольного словаря включала следующие компоненты:
Языковой
компонент (Е.Ф. Архипова, Г.А. Волкова): а) исследование пассивного словаря
предикатов;
б)
исследование активного словаря предикатов.
Семантико-грамматический
компонент (глагольная валентность) (Е.Ф.
Архипова,
С.Н. Коновалова, Р.И. Лалаева):
а)
объяснение лексического значения предикатов;
б)
словообразование;
в)
словоизменение.
Когнитивный
компонент (Р.С. Немов, А.Р. Лурия):
а)
память;
б)
мышление; в) внимание.
В
результате констатирующего эксперимента удалось установить, что дифференциация
словообразовательных форм глаголов для детей с ОНР является очень трудной.
У
всех обследуемых детей был выявлен уровень ниже среднего сформированности
глагольного словаря. При этом выявлены несформированность пассивного
глагольного словаря и отставание объема активного глагольного словаря от
возрастной нормы. В активном глагольном словаре дошкольников экспериментальной
и контрольной групп преобладали слова, обозначающие действия, которые ребенок
ежедневно наблюдает или выполняет (рисуют, работает, делает и т.д.). Некоторые
дети отказывались называть действия, изображенные на картинках, затруднялись в
назывании известного им слова (не называли действия типа продает, чирикает,
кукарекает). В одних случаях дети употребляли слова в излишне широком значении,
в других – проявлялось слишком узкое понимание семантики слова. Учёт
количественных и качественных характеристик глагольного словаря детей с общим
недоразвитием речи на этапе констатирующего эксперимента позволит сделать вывод
о необходимости проведения целенаправленной логопедической работы по развитию
лексической стороны речи.
Формирующая
методика была составлена нами на основе работ Л.В. Сахарного, И.А Чистяковой,
А.М. Шахнарович и пр. Структура заключалась в следующих направлениях:
1 этап
(начальный): развитие ВПФ. Расширение объема словаря.
2 этап
(основной): формирование структуры значения слова. Развитие лексической
системности и семантических полей. Формирование синтагматических связей слова.
3 этап
(заключительный): формирование словоизменения. Формирование словообразования.
На
базе разработанной программы были применены занятия по коррекционной работе.
Предлагаемые игры развивали в ребенке самостоятельность в двигательной,
познавательной, речевой деятельности и были направлены на формирование памяти,
мышления, внимания. Используемая вариативность упражнений (игр) позволила
каждому ребенку прочно закрепить навык владения речевым материалом.
Таким
образом, данные результатов контрольного эксперимента позволили считать
эффективной приведенную коррекционно-логопедическую работу, в процессе которой
началось развитие и формирование предикативного словаря у детей с ОНР и
значительно улучшилась их устная речь. Цель исследования достигнута, задачи его
решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1. Лингвистический анализ предикативной
лексики По
мнению Л.В. Щерба, лексика – это живая материя языка, которая необходима для
предметного содержания мысли, для её называния. Она придаёт высказыванию
индивидуальный смысл [55, с. 66]. А.Н. Щукин говорит о том, что без владения
лексикой невозможно ни понимание речи других людей, ни выражение собственных
мыслей [56, с. 88].
Согласно
Н.Д. Арутюновой, В.Л. Васильевой, В.В. Виноградову и другим ученым,
в лексике русского языка главная роль отводится предикату.
С лингвистических позиций лексику русского языка образует не просто
множество слов, а система синтаксических единиц, которые взаимосвязаны
между собой. Понятие предиката образовано от латинского слова «praidicare»,
означающего «высказывать, заявлять о чем-либо» [5].
На
современном этапе в литературных источниках встречаются самые разные
определения предикативности. Это связано с тем, что данный процесс
освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом,
лингвистическом, психолингвистическом.
А.М. Пешковский трактует предикативность как
синтаксическую категорию, определяющую функциональную специфику предложения как
основной единицы синтаксиса. А.А. Потебня
особое внимание обращает на проблему определения ведущего элемента высказывания
в сущности предложения – предикативности, где глагол (часть речи)
и сказуемое (часть предложения) являются ее носителями [24].
Предложение – синтаксическая единица, построенная
по устоявшемуся образцу, выражает относительно законченную мысль или
определенную эмоцию и выступает основным средством коммуникации, например: Журавли снова вернулись к своим гнездам.
Сложное предложение не выступает отдельной
единицей, а комбинаторным вариантом предложения, так как его части структурно
равны простым предложениям. Основными синтаксическими единицами выступают
синтаксическое слово, словосочетания и предложения.
Синтаксис (от гр. Sintaxis – упорядочение,
составление) изучает строение словосочетаний и предложений. Синтаксис тесно
связан с морфологией, потому что в нем слово рассматривается во взаимосвязи с другими
словами в речи (части речи становятся членами предложения). Основными
синтаксическими единицами языка являются: словосочетание, предложение и текст.
Целевое отношение можно охарактеризовать
следующим образом: Х (субъект) желает А, для осуществления которого совершает В
(А и В о ситуации). Целевое отношение, следовательно, предполагает две
ситуации, одна из которых является обоснованием другой (целевой, или ситуации
цели). Основная ситуация достаточно часто называется ситуацией-стимулом. Она
отличается содержащейся в ней установкой модальности и темпоральности.
Как правило, субъект – агенс ситуации-стимула
является бенефактором (можно делать что-то, как правило, в своих целях). Тем не
менее, достаточно часто встречаются ситуации, когда субъект обосновывает
высказанное не в своих интересах, а в интересах определенной группы лиц. Например:
Кое-кто готов на что угодно, лишь бы быть
первым.
Основным средством передачи цели в отношениях
становится присутствие в предложении подчинительной связи, где на цель начинает
указывать большое количество союзов: чтобы; дабы; лишь бы; только бы (Я на все готова, только бы мама выздоровела).
Нередко цель передается в русском языке
сочетаниями с предлогом, причем относится это как к простым, так и к сложным
предложениям. Как правило, в русском языке реализованы следующие предлоги: для,
ради, в, на, за, из-за, в целях, с целью, во имя.
Одним из самых показательных способов
передачи целевых отношений в русском языке становится употребление конструкции
с зависимым инфинитивом. Примером может стать «пришел утешить», который
подразумевает в себе высказывание «пришел, чтобы утешить». Зависимый оборот
может быть как субъектным, так и объектным, но отличительной их чертой
становится подразумевание союза чтобы.
Нередко целевое значение основывается и на
употреблении деепричастных конструкций. Например: Люба поднесла палец к губам, предупреждая Игоря, что надо идти на
цыпочках.
Наконец, еще одним способом выражения
целеполагания становится употребление бессоюзных конструкций вроде «Садись, будем чай пить», которые
отражают специфику отношений между людьми и подчеркивает значение цели.
Предикат
предложения – это часть, которая каким-то образом изменяет тему. Поскольку
субъект – это человек, место или предмет, о котором говорится в предложении,
предикат должен содержать глагол, объясняющий, что субъект делает, а также
может включать модификатор.
Простой
предикат – это слово, которое показывает действие в предложении. Он
используется, чтобы сказать вам, что делает предмет предложения: Она танцевала.
Предметом
предложения является «она», человек, о котором говорят, но что передается или
выражается об этом человеке? Она выполнила действие, конечно; она двигала своим
телом; она танцевала. Слово, которое изменяет предмет «она», — это глагол
прошедшего времени «танцевал».Это может быть ребенок, произнесший слово
впервые, попугай, кричащий «привет», или даже неодушевленный предмет, каким-то
образом наделенный силой речи.
Эти
предложения являются очень простыми примерами того, как предикат выражается
полностью одним глаголом. Простой предикат также может быть выражен короткой
глагольной фразой.
Помимо
простых предикатов, существуют также сложные предикаты. Составной предикат дает
две или более подробностей об одном и том же предмете и имеет два или более
глаголов, соединенных по смыслу. Например: «Она
навещала своих двоюродных братьев и встречалась со всеми их друзьями». В
этом примере «она» — субъект, а «навещала» и «встречалась» — предикаты,
соединенные соединением «и».
Сложный
предикат – это отличная структура из двух глаголов, которые в сочетании
передают более сложное значение.
Полный
предикат – это глагол, который показывает действие, а также сочетается с модифицирующей
фразой, которая завершает мысль, в основном элементы предложения, не
относящиеся к субъекту.
Приведем
некоторые примеры предикатов. Полный предикат подчеркнут.
Она танцует на сцене впервые.
Моя семья приезжает завтра рано.
Она долго расстраивалась из-за расставания.
Я учился часами.
Мы собираемся в кино позже.
Он уехал из своего родного города в большой
город.
Дети верят в Деда Мороза.
Наш новый щенок плакал всю ночь.
Смысл
составного предиката в том, что мы не можем использовать половину его, не теряя
смысла. Кроме того, действие глагола в инфинитивной форме всегда направлено на
субъект – это одно из условий формирования составного предиката. Если инфинитив
относится к другой части речи, нельзя сказать, что инфинитив является частью
составного предиката. Основными значениями вспомогательной части составного
предиката являются фаза (начало, продолжение, окончание) и модальность
(необходимость, способность, оценка).
Таким
образом, исследователи отмечают, что предикату отводится центральная роль
в организации синтаксических единиц, которые являются основой последующей
коммуникации. Ядро предикативной лексики образуют глаголы, организующие
в определенную систему другие части речи.